Для любителей Острых ощущений

Ну, где как не в Авиации могут быть острые ощущения.
Вот и начнём

город Ейск.

Пришла на завод угроза больших наказаний, за то, что до сих пор нет в комиссии по расследованию авиационной катастрофы самолёта АН-12 представителя нашего завода.

   (Главный инженер Сухотник Борис Моисеевич чистокровный еврей, а им свойственно всё делать чужими руками, так сказать «без нас», уже дотянул до предела с направлением в комиссию представителя завода - запахло "жаренным".

Он когда-то "обосновал", что, мол, все другие фирмы умнее нас и нас «обыграют». Поэтому надо нигде ни с чем не соглашаться и посылать на х.. (на три буквы).

   Тут я окончательно понял, его «методу» - лишь бы увильнуть,  а там  опровергать, письма писать о несогласии с какими-либо решениями, вынесенными неправильно (без него!). Да уж...
   И ещё, услышанное однажды мной от него, видимо  любимое, - «убить ежа чужой
голой ж…» выявляет кредо "гиганта- руководителя".

   Тянуть стало невозможно (от МАП прямые угрозы уволить гл. инженера), и меня Сухотник выгоняет в ЕЙСК.
Июль месяц. Прилетаю в Ростов – на Дону, а далее на самолёте  Л – 410 («Элка»  производства Чехословакии. О ней сказано в зарисовке по Таганрогу (см.часть1 "Биографические зарисовки").
Действительно – корова,  и  никакого комфорта… .

   Иду по аэродрому, прохожу через площадку, на которой сложены остатки от самолёта АН-12, потерпевшего катастрофу.
На площадке никого нет. Обеденный перерыв. Осматриваю в/винты АВ68И – лопасти скручены аж в кольца.
 
На разрушенном цилиндре винта вижу положение поршня и прикидываю, что угол  установки лопастей по контрольному сечению около 12 градусов (винт на промежуточном упоре) , значит, был или взлёт, или посадка самолёта.
 
При подходе к зданию авиаучилища – группа мальчишек. Спрашиваю их,
-   катастрофа была у вас здесь?
-   да, мы даже видели,
-   был взлёт самолёта, ничего при этом вы необычного не заметили?
-   заметили, самолёт разгонялся, а у него почему-то быстро вращались лопасти только около тела, а крайние медленно.
-   спасибо, ребята, хороших вам каникул.

    Вот, считай, и причины почти ясны с помощью мальчишек…

   Встречаюсь с руководителем группы, в которой мне предстоит принимать участие в расследовании происшествия. Он мне предъявляет АКТ комиссии, в котором определён в 12 градусов угол  положения лопастей винта при взлёте, о чём выше было упомянуто.
Поэтому я этот Акт сразу подписываю.
 
   И уже вечером в 19 часов - подведение итогов дня (это ежедневно делается).

В зале присутствуют человек 250 с лишним, включая «летающую лабораторию» из НИИЭРАТа  (Научно исследовательский институт авиационной и ракетной техники) под сотню человек.

   Три генерала на низенькой площадке – руководители комиссии по расследованию происшествия. Старший из них, сразу зычно спрашивает:

-   Представитель винто-моторной группы (это «винт-регулятор-двигатель») прибыл?

-   Так точно, отвечает полковник - руководитель «моей» группы! И поворачивается назад ко мне – сижу боком к стене.

   Психологически довольно напряжённо. (Сколько дней комиссия может ждать представителя по ответственейшему узлу самолёта, из-за каких-то сухотников?).

    Встаю, все поворачиваются взглядом ко мне, скромно отвечаю
-   Я представитель изготовителя только в/винтов и гидронасосов
-   Вы что, хотите (пауза) сказать, что ничего не соображаете?!
-   Вроде этого.
-   Ничего, будете работать за всех троих!
 
   Работаем. Многократно заслушиваем запись «чёрного ящика» продолжительностью 11 секунд: 220… 230… левый во флюгер… правый во флюгер…всё…

Руководитель комиссии комментирует:
-   по анализу записи мы слышим, что командир корабля ситуацией владел, держал управление под контролем…
   
   Но в целом руководство хочет видеть причиной авторотацию! (Это раскрутка винтов встречным потоком воздуха).

-   Авторотации не было, при ней траектория падения самолёта была бы совершенно другой по всем законам аэродинамики – буквально визжит, по-хохляцки развязно, специалист из Киева Варуха.
 
А в чём дело? Председатель упорно хочет, я так предполагаю, иметь виновником промышленность.

 По положению, оказывается, если виной катастрофы стал экипаж, то их семьям выплата пенсии не положена.
Это несправедливость полная – отметим как первый момент «чудес» в нашей  экономной бюрократии.  Вот, генерал, очевидно, и желает найти виновником изготовителей техники. Пожалуйста, - ФАКТ не нужен.

В данном случае виновником был именно экипаж,
Самолёту надо было дальше лететь в Гудермес – везут снаряды. К экипажу присоединились жёны, родственники, всего 13 человек. Загружена была картошка в большой сетке на полу.
Экипаж спешил.

Но… самолёт задержался больше ожидавшегося (а у лётчика, скажем так, запрограммировалась в подсознании короткая задержка по времени и, соответственно возможность таких действий, какие он и начал делать, и, очевидно, не раз успешно практиковал).

Два двигателя (ближние к фюзеляжу №№2 и 3) запущены, самолёт выруливает на старт,  – форсаж, и…пошёл, а крайние (№№1 и 4) запускает на ходу, что, конечно же, не разрешено делать.
Обязан стартовать только со всеми двигателями, вышедшими на рабочий режим.
 
Остывшее, уже холодное, масло не позволяет этим двум двигателям выйти на режим форсажа и самолёт, оторвавшись на скорости 230 км в час от полосы, поднявшись, не имея нужной тяги двигателей, запаса высоты, проседает, задевает провода электролинии, заваливается, падает. Да ещё снаряды взрываются… – всё кончено!
13 погибших.

   (Этот момент и видели мальчишки: два двигателя работают, два крайних на взлёте ещё в запуске).

   И вот здесь второй момент «чудес» бюрократии не менее странный, чем первый.  В положении по исследованию катастрофы свидетельства очевидцев могут упоминаться, но во внимание не принимаются при формулировках выводов комиссии.
Хотя они и могут, иногда, вполне дать точный ответ по причинам  события.

   Выводы комиссии были сделаны не по ФАКТУ, какие-то «мутные» - их не видел, т.к., закончив все вопросы, касающиеся нас, уехал.

Время июль – сенокос. Мне надо помогать заготавливать сено, - у  матери, живущей с дочерью в частном доме, есть корова.
 
   А на дворе тепло, черешня созрела. И представитель от Главного конструктора винтов (Ступино) начальник отдела Дмитрий Грибцов, прибывший через день после меня, поступил практичней меня, заявив мне, что он не дурак - уехать досрочно! Фактически получающиеся для него три дня отдыха, в сложившейся ситуации, упускать просто грех.
Что скажешь, молодец.


Рецензии
Тут получилась целая дискуссия двух специалистов. Я придерживаюсь версии автора. Даже мне, человеку далекому от авиации, понятно, что нельзя требовать от холодных двигателей, требуемых параметров. Особенно это заметно было на наших отечественных легковушках, не говоря о летательных аппаратах. Если двигатель не прогрет до рабочей температуры, то и машина, что называется, не мычит, и не телится.
А тут надо поднимать в воздух многотонную махину. Что вы хотите от непрогретых двигателей? Нет оправдания преступной халатности. Добро бы, коли только нос разбили. А тут на кону 13 жизней. А, если бы упали на жилой дом!?
Но я даже не об этом. Меня смутило то, что я впервые вижу такую откровенную правду. И не могу пока высказать свою точку зрения относительно того, насколько такая правда должна быть дозированной для простого обывателя?

Афанасий Кускенов   21.12.2023 10:12     Заявить о нарушении
Мне абсолютно понятно, что только истина (правда у всех своя) позволяет найти правильное решение в любом вопросе.

Василий Рябов Слабов   21.12.2023 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.