Левый дискурс часть восьмая. Рождение идеологии

                «Левый дискурс»: часть восьмая. Рождение идеологии.

         До конца Гражданской войны говорить о какой-либо идеологии как об оформленной до конца системе взглядов не приходилось. Самое смешное в том, что и потенциальная идеология большевиков, и так и не сформированная идеология Белого движения стремились к достижению практически идентичных результатов.
                Но для Белого движения речь шла о необходимости верности союзническому долгу странам Антанты, решению вопроса о будущем России Учредительным собранием и сохранению многоукладности экономики, а для большевиков главной задачей было удержать власть, а всё остальные вопросы имели чисто теоретический характер, поскольку Учредительное собрание они разогнали и объявили о национализации и промышленности, и земли.
         Население же металось между красными, белыми и зелёными с целью хоть как-то уцелеть и сохранить то немногое, что у него оставалось. Прямо, как в знаменитом фильме «Чапаев»: «Белые придут – грабят, красные придут – грабят». В этих условиях было неизбежно появление различных авантюристов и чисто бандитских формирований.
         Но вот после взятия Крыма красные практически выиграли Гражданскую войну. Правда, оставались ещё очаги сопротивления в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Закавказье, но это считалось не слишком существенными проблемами после победы над Врангелем и Колчаком.
         В результате поражения Германии в ходе Первой Мировой войны немецкий проект потерял актуальность, и на первый план вышел проект американский – «Всемирная социалистическая революция».
         С 21 марта по 6 августа существовала Венгерская советская республика, 10 ноября 1918 года была провозглашена Эльзассская советская республика, просуществовавшая до 22 ноября того же года, с 10 января 1919 года по 4 февраля существовала Бременская советская республика, с 13 апреля 1919 года по 1 мая – Баварская советская республика. С 16 июня по 7 июля 1919 года существовала Словацкая советская республика, волновалась Финляндия, на Британских островах активно развернулась борьба ирландцев за независимость. Как тут было не поверить, что победа Земшарной советской республики близка как никогда, и в едином порыве пролетариат Европы и России создаст новые государства победившей диктатуры трудящихся.
         Казалось, стоит победоносной Красной Армии прийти на помощь новым советским республикам, и победа будет одержана легко и быстро. Достаточно быстро Красная Армия заняла территории Беларуси и Украины, а уж польские трудящиеся вместе с ней выступят в поддержку немецкого пролетариата. И начало советско-польской войны 1919-1921 годов вначале складывалось вполне благоприятно для Красной Армии, но никто не ожидал, что случится «чудо под Варшавой», и армия под командованием Михаила Николаевича Тухачевского окажется разгромленной под Варшавой в августе 1920 года.
         Перспективы всемирной пролетарской революции и Земшарной советской республики оказались отодвинутыми в неопределённое будущее. Надо было переключать внимание от мировых проблем к домашним. При «разборе полётов» в ходе 9-ой Всероссийской конференции ВКП(б) Л.Д. Троцкий и И.В. Сталин обвинили друг друга в плохой подготовке наступления и неправильном командовании, В.И. Ленин скромно промолчал о своей роли в подстёгивании Красной Армии к наступлению на Варшаву, но в целом никого однозначно виновным так и не признали.
         Пришла пора заканчивать Гражданскую войну. И тут оказалось, что внутри партии существуют очень разные подходы к послевоенному устройству РСФСР. Если сторонники Льва Давидовича Троцкого стремились к милитаризации экономики (полное подчинение профсоюзов государству, создание «трудовых армий» и распределительная система обеспечения населения), то его оппоненты выступили или за независимость профсоюзов, или за более мягкий подход к их деятельности. Кроме того, в стране явно нарастало напряжение. Прокатился целый ряд крестьянских восстаний, наиболее известным из которых было восстание эсера Александра Антонова («Антоновщина»), а 26 февраля 1921 года началось Кронштадтское восстание, подавленное с необычайной жестокостью.
          Стало очевидно, что «военный коммунизм» после окончания Гражданской войны в качестве основы экономической политики большевиков был не лучшим вариантом преодоления экономического кризиса. И тогда в марте 1921 года на Х Съезде ВКП(б) провозглашается Новая экономическая политика, которая позволила стране перевести дух и начать восстановление народного хозяйства.
          В мае 1922 года у В.И. Ленина происходит первый инсульт, в декабре – второй, и вождь большевиков постепенно отходит от активной политической деятельности. Начинается борьба за власть между различными группировками внутри партийного руководства. Фактически сложился союз Григория Евсеевича Зиновьева (Овсея-Гершона Ароновича Радомысльского) – Льва Борисовича Каменева Розенфельда) – Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) с одной стороны и фракция Льва Давидовича Троцкого (Бронштейна) с другой. И по мере отхода от дел Владимира Ильича всё большее значение приобретает борьба за его теоретическое наследство – коммунистическую идеологию. Отошедший от дел вождь намного лучше активного председателя Совета Народных Комиссаров: он не будет опровергать чужие мысли, приписываемые ему.
          Надо отметить, что именно в начале 20-ых годов прошлого века из корпуса разрозненных ленинских работ создаётся основа будущей идеологии. И лучше всех значение этой идеологии понимает Иосиф Виссарионович Сталин.
                3 апреля 1922 года он становится членом Политбюро ЦК РКП (б), Оргбюро ЦК РКП (б) и Генеральным секретарём партии. Фактически на него свалили весь груз организационной работы в партии, и Иосиф Виссарионович очень быстро оценил открывшиеся перед ним возможности. 
                Именно тогда создаются идеологические структуры, задачей которых станет формирование идеологии партии, а возможность расставлять преданных ему людей на различные партийные должности позволила сформировать команду, все члены которой лично зависели от его расположения.
                Перед его назначением Генсеком состоялась первая партийная чистка РКП(б), в результате которой численность партии сократилась с 732 тысяч ленов до 410 тысяч членов, причём в партии стали преобладать рабочие, в вопросах теории разбиравшиеся достаточно слабо. Так что вопросы теории полностью сосредоточились в ЦК партии, одним из которых был Иосиф Виссарионович. И к 1924 году в целом идеология партии была сформирована.
                В основу идеологии был положен тезис о единственно верном учении, марксизме, творчески развитым «практиком революции» В.И. Лениным. Все сомнительные и спорные моменты исключались, базой учения были провозглашены труды Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина. Любое несогласие с трудами классиков рассматривалась как недопустимая «ересь».
                Тут, видимо, сказался опыт обучения И.В. Сталина в православной Тифлисской духовной семинарии, которую он официально не закончил, но из которой был выпущен с правом служить учителем начальных народных училищ. Он понимал, что народу бывшей Российской империи нужна новая вера вместо потерявших своё значение традиционных религий, и в первую очередь официального православия, превратившегося после Петра Первого в часть государственного механизма по типу Англиканской церкви в Великобритании.
                Ещё в 1919 году в Москве был создан Институт Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в котором происходило накопление и систематизация их наследия, а с 1923 года там же началась систематизация политического наследия В.И. Ленина. Этот институт под названием Института марксизма-ленинизма при Академии общественных наук ЦК КПСС просуществовал до ноября 1991 года, сменив незадолго до своей ликвидации название на Институт теории и истории социализма ЦК КПСС. На его основе был создан Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), который в 2001 году был преобразован в Институт комплексных социальных исследований РАН, а в 2005 году — присоединён к Институту социологии в качестве Центра комплексных социальных исследований.
                В это же время начинается издание многотомных собраний сочинений классиков, а также Архива К. Маркса и Ф. Энгельса. Теперь для любого учёного одним из условий успешных публикаций стали ссылки на труды классиков, с указанием тома и страницы, откуда была почерпнута та или иная цитата.
Главным  же в идеологии стало оправдание любых изгибов партийной линии. «Да, я колебался, но только вместе с генеральной линией нашей партии».
                Так одна из социально-политических теорий без какого-либо обоснования, кроме победы ВКП(б) в 1917 году, стала единственно верным научным учением. Видимо, поиском аналогов такого учения занимаются и наши обществоведы по заданию «Единой России». Сумеют ли создать, Бог весть, но, судя по высказываниям того же А.И. Бастрыкина, политический заказ на новую российскую идеологию существует.
                О том, как происходило становление коммунистической идеологии в будущем Советском Союзе и почему разошлись пути российского и европейского марксизма, я постараюсь рассказать в следующих статьях.
                Пока же выделю главное: официальная коммунистическая идеология была искусственно смоделирована в начале 20-ых годов прошлого века с единственной целью: обоснования любых решений руководства партии, независимо от их своевременности, продуманности и эффективности.


Рецензии