Иванов из рода Ивановых

Самая популярная фамилия

  Так уж сложилось, что в Латвии самая популярная фамилия – ИВАНОВЫ. По данным ЦСУ в стране насчитывается около 11 тысяч Ивановых. Эту фамилию с честью носят немало известных людей.
Среди них - профессор, создатель латвийского музея староверия  Азий Исаевич Иванов, председатель Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви Латвии Владимир Леонтьевич Иванов, ректор Гребенщиковского духовного училища Илларион Иванович Иванов,  бывший многолетний депутат Рижской думы Иван Пиманович Иванов, писатель Виктор Иванович Иванов, фотомастер Андрей Николаевич Иванов и много других  Ивановых.
Достойное место в этом ряду занимал и Александр Иванович Иванов, председатель Правления Международной гильдии предпринимателей староверов, создатель и бессменный руководитель авторитетной фирмы SISTEMSERVISS по установке измерительной аппаратуры. Почему «занимал»? Да потому, что 30 апреля безвременная кончина вырвала его из рядов прославленных Ивановых. А 24 мая ему бы исполнилось 65. И сегодня не грех помянуть его тихим добрым словом.
Это к его 50-летию мной был написано стихотворение, в котором он стал прообразом своих однофамильцев:
ИванОвы, а значит - ИвАновы
Сыновья с дальних пор.
Вы Иванами в сказках прославлены
И в душе вашей - русский простор.
Вы не Ваньки средь мира безродные,
Позабывшие корни свои -
Староверы, что духом свободные,
Соль ИвАновой грешной земли.
Вы пахали и доброе сеяли,
Поднимали свой храм до небес.
И любили, и в лучшее верили,
Сотворили немало чудес.
Ошибались и с горечью падали,
Поднимались и снова росли,
Чтоб делами и внуки ИвАновы
Вновь в историю прочно вошли.
И я верю: она не закончится -
ИванОвых огромная рать.
И пока над землею есть солнце.
Они будут свой род прославлять...

Крепки староверские корни

  И как сегодня не вспомнить староверские корни Александра Ивановича Иванова, латгальскую деревню  Кузьмино рядом с Даугавпилсом, где прошло его босоногое детство. Как не напомнить о его матери Устинье Натареевне, которая всегда находила ласковое слово для младшего Сашеньки. От неё он и унаследовал доброе и отзывчивое отношение к людям.
Как не помянуть добрым словом отца Ивана Ионовича, немногословного старовера, колхозного механика, мастера на все руки. От него Александру достались любовь и уважение к технике, страсть к познанию секретов машин и механизмов, которые помогают людям.
Отца радовало, что его младший растет таким любознательным и въедливым. «Ну этот, головастый, далеко пойдёт,- рассуждал он, - Наверно, прокурором будет». Но головастого Сашку в те годы влекли не секреты юриспруденции,  а тайны электрического тока, который всё крепче входил в быт деревни. И это желание разобраться в движущей силе электроэнергии привело его в Рижский политехнический институт, где он успешно освоил профессию инженера- энергетика.
Важную роль в его постижении особенностей окружающего мира сыграли и его  старшие братья - Илларион и Василий. Их  пример не давал расслабиться младшему. Они уже добились успехов в своем деле, и Александру  хотелось не отстать от них.  Более того, он старался найти такую нишу, где бы можно было и опередить их. И такой нишей для него стал бизнес.

Есть люди незаменимые

   В годы становления новой системы хозяйствования он на деле проявил свою предпринимательскую жилку  и создал одно из самых прогрессивных предприятий в Латвии - SISTEMSERVISS по внедрению измерительной аппаратуры
Благодаря его настойчивости, староверской сметке и настырности   фирма освоила метрологию, создала сеть своих филиалов в Латвии и за рубежом, замахнулась на создание совместного предприятия с итальянцами. Для изучения передового опыта он побывал в Италии, России, Израиле и даже Китае, где посетил не только предприятия, но и побывал в беседке Конфуция.
С ростом авторитета фирмы рос и авторитет самого Александра Иванова. К нему за советом всё чаще стали заходить, заезжать предприниматели, чиновники и депутаты. Я как-то даже поинтересовался: «Иваныч, а почему ты сам не выдвигаешь свою кандидатуру в депутаты?». «Да, ты понимаешь, - отшутился он, - у меня проблемы с позвоночником. Не гнётся в сторону вышестоящих».
Заметные изменения в его мышлении, поведении произошли после тяжелой аварии, в результате которой его жизнь висела на волоске, и Господь милостиво продлил её. Он стал строже к себе и другим и в то же время ещё отзывчивее.
Александр стал ещё больше уделять внимания староверам и их общинам, особенно в Латгалии и проявил себя подлинным мастером добрых дел. Под его руководством была создана Международная гильдия предпринимателей староверов. По его инициативе был проведён ряд староверских вечёрок, которые способствовали укреплению дружеских связей между староверческими общинами Латвии. Он спонсировал издание целого ряда богоугодных книг. Недавно  инициировал создание видеофильмов о прославленных староверах.
В последний раз мы встретились с ним за неделю до его скоропостижной кончины  на презентации книги Бориса Инфантьева. Он планировал провести ее в Даугавпилсе. Увы, эта задумка, как и другие, которых у него было немало, боюсь, так и останутся только задумками, ибо  Александр Иванович был и остается незаменимым. Возможно кто-то в этом сомневается. Я не сомневаюсь. Такого мастера добрых дел заменить некем.

Петр Антропов,
Вице- президент Международной ассоциации писателей


Рецензии