Отец Серафим Роуз. Курс православного выживания

Важную роль в понимании наших трудных времен играет «Курс православного выживания» отца Серафима (Роуза) и отца Германа (Подмошенского) – редкий и весьма ценный православный ресурс. Отцы Серафим и Герман преподавали этот курс в 70-х годах в монастыре в Платине.

Лекции были произнесены на английском языке. Русский текст Вячеслава Марченко.

При чтении следует иметь в виду, что это расшифровка живой устной речи отца Серафима, а не написанный и неспешно обдуманный текст.

Содержание:
Вместо предисловия.
Лекция 1.
Православное мировоззрение.
 Лекция 2.
Средние века.
Лекция 3.
Ренессанс (Возрождение).
Лекция 4
Просвещение. Часть 1.
Лекция 5.
Просвещение. Часть 2.
Лекция 6.
Французская революция.
Лекция 7.
Революция в девятнадцатом столетии.
Лекция 8.
Значение революции.
Лекция 9.
Революция.
Лекция 10.
Новая религия.
Лекция 11.
Эволюция.
Лекция 12.
Современное искусство и спиритуализм.
Лекция 13.
Антихрист.

Вместо предисловия
(из книги об отце Серафиме «Не от мира сего», составленной по воспоминаниям отца Германа).

Летом 1975 года отцы Герман и Серафим, дабы преподать своим паломникам основы Православия, устроили трехнедельные курсы под названием «Ново-Валаамская Богословская академия», в честь Нового Валаама, поселения преподобного Германа на Аляске. Первыми студентами стали четверо молодых новообращенных. Отец Герман произнес вступительное слово о том, как избежать «шараханий», столь типичных для только что обретших Православие, и получать Православие во всей его полноте.

Далее в течение трех недель отец Герман вел занятия по пастырскому Богословию, по литературе – «очень наглядно», по отзыву отца Серафима, который, в свою очередь, прочитал лекции о развитии западной философской мысли, начиная с великого раскола Церкви и до наших дней. Все лекции были записаны на магнитофонную ленту, всего получилось 17 часов записей. К каждой лекции или беседе отец Серафим составлял подробные тезисы, привлекая огромный исторический и философский материал и собственные исследования из работы «Царство человеческое и Царство Божие». Курс своих лекций он назвал «курсом выживания», поскольку считал: чтобы выстоять в нынешнем мире и не утерять Православия, нужно хорошо знать всякое вероотступничество, прозреть, почему современный мир таков, какой он есть. Для того чтобы уцелеть самому, нужно знать уловки врага. Отец Серафим называл свои лекции также «курсом православной самообороны».

Один из его студентов вспоминает, как вскоре после крещения попал на лекции: «Каждый день послушники и паломники собирались в Царской часовне, затаив дыхание, боясь пропустить хоть слово, слушали отцов Германа и Серафима. Говорил отец Серафим не сухо и не цветисто, а просто, доступно каждому, неторопливо, обдумывая каждое слово. Нам также предписывалось изучать и светские источники. Мы ездили в библиотеку округа Шаста и брали немало книг».

Курс отца Серафима по глубине и охвату материала годился для любого университета и более того — давал то, что не в состоянии дать ни один университет. Отец Серафим говорил своим слушателям: «В нынешних университетах немало людей ученых, этаких «ходячих энциклопедий», однако все знания разрозненны, они не сводятся воедино. Мы многого не знаем. В таком случае важнее не торопиться, не хватать крупицы знаний на лету, лишь бы что-то схватить. Всякому знанию должно задать направление...

Сегодня в светском образовании этот принцип забыт: в университете вам дадут обрывки знаний из разных областей, на разных факультетах. А сама мысль, что надобно свести все знания к одной первопричине, кажется устаревшей, едва ли не средневековой, этаким атавизмом. Вот и растят университеты «узких» специалистов, которые не понимают ни цели, ни взаимосвязи всего сущего в мире.

Некоторые, ныне, увы, уже ушедшие от нас преподаватели Джорданвилльской семинарии, личности истинно великие, помнили об этом краеугольном принципе. И нам следует научиться у них, как составлять свое мировоззрение, как подчинить все наши знания одной, главной цели. Цель эта – Православие, что по сути есть путь ко спасению души».

Такой взгляд на обучение в современном университете для православного христианина – вопрос жизни и смерти. К примеру, студент, не обладающий православным взглядом на историю, будет в растерянности, когда профессора скажут ему, что в современном экологическом кризисе виновата «христианская цивилизация». И невдомек ему будет, что не Христианство, а именно отход от него Запада и повлек сегодняшние природные катаклизмы.

В конце «летнего семестра» отец Серафим отметил: «Четверо учащихся Богословской академии Нового Валаама произнесли проповеди в скиту на заданные темы из Евангелия. Занятия окончены, сегодня днем «выпускные испытания», затем исполнение увертюры «1812 год» П.И. Чайковского. Занятия наши, несомненно, пошли на пользу. Теперь полученные знания нужно применить в жизни».

В 1977 году Ново-Валаамская Богословская академия снова привечала студентов, и с тех пор каждое лето занятия там стали традицией. Желающих всё прибывало, но сам курс лекций сократился почти вдвое. Громкое имя «академия», «выпускные испытания», красиво оформленные «дипломы» – всё это придумал отец Герман, но, конечно, он не помышлял всерьез о статусе учебного заведения. Однако еще при жизни отца Серафима не менее десяти выпускников академии (в большинстве новообращенные) были рукоположены во священство без какого-либо формального документа об их Богословском образовании. Даже архиепископ Сан-Францисский Антоний, весьма щепетильный в вопросах формальных (все священники его епархии должны были подтвердить свои Богословские знания), благосклонно относился к дипломам академии. Как-никак, тоже документ!

В конце каждого «семестра» отцы подчеркивали, что дипломы, полученные студентами, никоим образом не означают завершения православного образования, а наоборот – свидетельствуют о начале. Всю жизнь будут они утверждаться в преподанных истинах, понесут их дальше в своей христианской деятельности. Многие паломники, понятия не имевшие о Православии, посетив монастырь, уходили в мир с твердым намерением приносить плоды на ниве миссионерства. После кончины отца Серафима академия продолжала работать, выпустив сотни слушателей, более 50-ти из которых теперь священнослужители. И скольких еще людей приобщит к себе Летняя школа, начатая в далеком ныне 1975 году.

Возможно, и сам отец Серафим не предполагал, сколь важным окажется его начинание. Если сослаться на мнение прочитавших рукопись этого курса, эти летние занятия, изначально призванные «помочь собраться с мыслями» четверым студентам колледжа – одно из самых больших достижений отца Серафима.


Рецензии