сочинение на заданную тему... школа...

Экзаменационное сочинение по литературе в 11 классе.
Сколько подготовки, сколько волнений!
Когда мы учились в школе, тоже писали экзаменационное сочинение. Образование среднее у нас было десятилетнее, потому и после десятого экзаменационное сочинение.
Десятилетнее, одиннадцатилетнее – схема оставалась примерно одна и та же. И проблемы те же.
Мы, если не ошибаюсь, выбирали одну из трёх заданных тем.
Внешне чиновники от просвещения что-то пытались менять в подходе к экзаменационному сочинению.
Увеличили количество тем. Темы распределяли по блокам.
Людмила, как и все учителя русского языка и литературы, в старших классах  отрабатывали, проходили всю тематику.
Писать надо по определённому плану: вступление, главная часть, заключение. Элементы сочинения отрабатывались в течение ряда лет в среднем и старшем звене.
Экзаменационное сочинение, экзамен не только для ребят, но и для учителя.
И вот наступает Великий день – День Экзаменационного сочинения.
За пятнадцать минут вскрывают конверт: что там? какие темы?
Людмила пишет темы на доске, сама ещё раз умственно и внутренне пройдётся по всем темам: напишут?
Должны!
Учились, осваивали, уясняли, упражнялись, нарабатывали некоторые заготовки.
Напишут? Должны!
Темы знакомые. Обсуждали, искали  разные варианты. На некоторые темы писали «устные» сочинения, на самые сложные – письменные.
Обговаривали, что и как. Людмила перед экзаменам ещё раз напоминала, как организовать свой день перед экзаменом, как отдохнуть, что поесть утром на завтрак, с чего на экзамене начинать.
А с чего на экзамене начинать?
Отдышаться!
Темы внимательно прочитать и себе объяснить, о чём в каждой из тем надо будет писать. Выбрать тему. Определиться, о чём писать, как предложенную тему раскрыть.

Сочинение на заданную тему.
Об этом можно написать роман. Ведь здесь всё в тумане, несмотря на видимую ясность. Что значит само сочинение на литературную тему?
Выдать согласно правилам и нормам то, что было на уроке?
Высказать личное отношение?
А в каких пределах, на чём его основывать?
Да и есть ли оно у  обычных ребят обычной школы это личное мнение по отношению к великим произведениям русской литературы, которые проходят в школе?
Гринёв – «береги честь смолоду»,  Онегин – «лишний человек», Катерина – «луч света в тёмном царстве»…
Своё личное мнение очень ярко выражают современные театральные и кинорежиссёры. Так интерпретируют классику, что только диву даёшься.
Но оставим их в стороне.
Как же быть с сочинением по литературе?
Как практически воплотить «личностное отношение к прочитанному»?
Мы с Людмилой на уроках литературы (Людмила вела уроки, а ход ведения мы обговаривали вдвоём) более всего и были озадачены вот этим самым личным эмоциональным отношением к прочитанному.
Чтобы каким-то образом искать путь решения такой задачи, надо сам урок литературы провести как урок «переживательный», волнительный, как эмоциональный момент, как отклик.
Получались у Людмилы такие уроки!
Получались. Но не всегда.
Это замечательно: на уроке душевно поговорить, а кто  Программу выполнять будет? а кто будет экзаменационному сочинению готовить?
Начинала Людмила такую работу ещё в пятом классе на уроках русского языка: сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение.
То есть учить, учить и учить.
Школа формально «помнит», а фактически «забывает», что ученик – живое существо, человек, хотя и малых ещё лет.
Он – живёт, переживает, мечтает, действует. Это целый мир.
Кому интересно? кто послушает, кто вникнет, кто спросит его, как он живёт, чем дышит?
Мы в этом отношении кое-что пробовали делать: ребята писали у нас книги творчества, ученики рассказывали письменно и устно о своих увлечениях, о своих друзьях, писали-рисовали родословные, собрали десятка три книг-альбомов (рассказы и рисунки) по детским играм, писали сказки и «исторические» сочинения, сочиняли мифы, писали стихи, сочиняли (успешнее всего) считалки.
Людмила выкраивала время на своих уроках для творческих работ по русскому языку и литературе.
Цель: создание условий для реализации личности, как личности творческой, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Творчество не само по себе, не самоцель, а как способ решения и личностных проблем и учебных задач:
формирование познавательных интересов; выявление творческих способностей, развитие творческого мышления; ориентация обучения на творческую личность школьника, дифференцированный подход в обучении;
выполнение творческих заданий как основа практических навыков, необходимых в общественно-значимой деятельности.
Мы старались привлечь как можно больше ребят к творческой деятельности:
в общешкольных мероприятиях (вечера, собрания, праздники, КВН);
в исследовательской деятельности (научное общество учащихся, рефераты доклады, сообщения, диспуты);
Проблемно было организовывать кружки по интересам. Почему? Да
элементарно, места не было, не было свободного кабинета.
Конечно, участвовали наши ребята и во всех конкурсах и олимпиадах.
Но такое участие требовало специальных занятий с учениками. Опять надо искать свободный кабинет и выкраивать время.
Проводила Людмила и нетрадиционные уроки.
Вдвоём мы могли уже более менее свободно проводить интегрированные уроки по русскому, литературе, мировой художественной культуре, истории.
Такие уроки проходили на ура, но требовалось очень много подготовки и весь наглядный  зрительный материал и музыкальный тащить из дома.
Включала Людмила и в уроки нетрадиционные формы занятий, элементы:
урок-эстафета, урок-конкурс, урок-презентация (пока это не стало обыденной практикой), телемост, урок-сказка, литературная прогулка.
Пробовала провести и урок-спектакль.
А главная задача была учить, учить, учить.

Диктанты писать очень даже скучно. Людмила такую работу «разбавляла» сопутствующими творческими заданиями:
восстановительный диктант (воспроизведение текста на основе опорных слов);
творческий диктант (изменения в исходном тексте, обусловленные заданиями);
диктант с продолжением (самостоятельная работа в направлении, указанном учителем);
свободный диктант (свободное воспроизведение прослушанного);
И, наконец, «упражнение высшего порядка» (Ф. И. Буслаев) – сочинение:
сочинение-миниатюра ( по объёму готового сочинения);
сочинение-письмо, путевые заметки, дневник (по способу изложения мысли);

Писали учащиеся у Людмилы и сочинения, отражающие точку зрения персонажа (Онегин, Татьяна, Коробочка, Плюшкин, Пьер…);
сочинения-миниатюры по сопоставлению текста и иллюстраций;
сочинение «На ошибках учимся», сочинения-перевёртыши; сочинения-письма любимому персонажу.
Часть творческих заданий мы придумывали сами, а часть брали из методических пособий. А методической литературы было у нас очень много.
Проблема – что выбрать и как теорию перевести в практическое русло.
Практически опробовать и проверить эффективность всяких задумок – это трудно, это важно и в этом суть.
И трудно, и важно, необходимо было выстроить систему таких заданий.
Людмила по мере накопления педагогического опыта выстроила систему, строгую и последовательную, по освоению учащимися норм и правил русского языка, а вот систему творческих заданий, крепко увязанную с учебными целями, мы не успели строго сформировать.
И всё же мы, в пределах наших возможностей,  открывали перед учащимся
врата творчества: кто хочет – иди!
Мы, спрашивая учащихся, спрашивали и себя: кто ты такой?
Предоставляли – выбор.

А как же быть с сочинением на заданную тему?
Наверное, такое сочинение должно быть. Но рядом с обязательным и необходимым должно быть не выше и не ниже – творчество,
возможность выразить свои чувства и мысли, своё отношение к дням быстротекущей жизни на основе гуманизма, человечности.
Творчество как способ существования, как возможность духовного совершенствования.

И заключаю я свой маленький этюд словами Ренуара о живописи, но они относятся ко всем искусствам и наукам, и ко многим другим сферам деятельности человека:
«…живопись – это не только удовольствие, но и долг. А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, зачем ему тогда жизнь?»

Труд – это и обязанность,  это и радость.
Труд во имя чего, ради чего?
Ради большей дружественности людей, ради добра, ради человека.

Мысль-идея, краеугольный камень бытия:
умножая добро, умножаешь радость -
мысль, которую исподволь, подспудно, ненавязчиво мы старались донести до наших учеников.

Жизнь наша тоже своего рода сочинение на заданную тему. Очень много уже заранее предопределено, но есть и элемент творчества.
Что напишешь, как напишешь? И в самом малом есть значимое.
Каждый день каждый пишет своё сочинение на заданную тему.

Умножая добро, умножаешь радость.
Человеческое бытие – сочинении на заданную тему.

80-ые - 2000-ые годы.


Рецензии