Сказка Александра Сокурова

                «Сказка» Александра Сокурова


Новый фильм Александра Сокурова «Сказка» (2022)  с самого начала старается внушить зрителю, что Христос не воскрес и не восшёл к Отцу, как Он обещал апостолам, а лежит в каком-то склепе напротив Сталина, мучается и жалуется на боли, ожидая как и другие смертные своей очереди к «Высшей Силе». Что это, если не очередная хула на Христа? Безобидное название этого фильма «Сказка» нисколько не смягчает этого гнусного издевательства*. Я даже не знаю какой другой фильм так изощрённо бы глумился над христианскою верой в Сына Божия.

В работе над этим фильмом участвовала целая команда помощников режиссёра, мастеров монтажа и мультипликации, работавших над фильмом, целая  "Мастерская Александра Сакурова". Никто из них, насколько мне известно, не дистанцировался от этой клеветы на Христа после выхода этого фильма. Более того у этой картины появились свои поклонники. Среди них директор Эрмитажа, академик М.Б. Пиотровский, сказавший в интервью ТАСС: «Фильм я видел на разных этапах, и он абсолютно замечательный»**.  А как же откровенная хула на Христа? Или это "такой художественный приём"? Свобода великого мастера, которому всё позволено?   

Кроме сцены с Христом в этом фильме показано, как Сталин, Гитлер, Муссолини, Черчилль, Наполеон и бесчисленные миллионы обманутых ими людей в виде волн волнующегося моря и в образе движущихся в тумане толп застряли после смерти в одном из кругов ада или зале ожидания в преддверии Страшного суда. Диктаторы по очереди подходят к огромным вратам, которые по их просьбе слегка приоткрываются, но ни одного из них  не пускают на приём к "Высшей силе" (так она называется в титрах) и строгий голос властно приказывает им подождать.

Режиссёр, подражая Данте, создал эти сцены на фоне театральных декораций напоминающих о «Божественной комедии». Однако в отличие от Данте он поместил в этом адском зале ожидания и Иисуса Христа, заставляя Его вместе с диктаторами ожидать своей очереди на приём к этой "Высшей силе". То есть он предлагает зрителю увидеть в Спасителе простого умершего смертного, а не Сына Божия. Ну хотя бы условно, ради сказки, ради авторской "конструкции", ради  сюжета, придуманного Сокуровым. (Представляете, как это "понравилось" бы Данте.)

Я увидел в этом фильме не художественное откровение о судьбах человечества, не правду о загробных судьбах диктаторов 19-го  и 20-го веков, а состояние души современной творческой и научной интеллигенции, отступившей от Христа. Душа эта как в аду, ибо не верит в Искупителя, воскресшего и возшедшего к Отцу Небесному, не верит в промысл Божий, клеймит исторических деятелей, осуждает народы, обманутые ими, упрекает Христа в том, что Он допустил это «безобразие» на земле. Она сама себе Диктатор. Волны её возмущения и негодования в фильме очень высоко поднимаются и низко опускаются, не оставляя эту душу в покое. Это хорошо показано в фильме, в высшей степени панорамно, даже монументально.

Иными словами у создателей этого фильма получилось как в той истории с указательным пальцем: «Если ты указываешь на кого-то одним пальцем (на Христа и на диктаторов в аду), то три пальца указывают на тебя». То есть сами того не желая, они показали, что творится в их душе, что в ней Христос так и не воскрес***. Это безблагодатное состояние души они проецируют на всё: на историю, на Священное Писание, на искусство.  Cамое нехорошее, что эти "властители дум" навязывают  э т о, совершенно не уважая религиозные чувства верующих. Вот уж где воистину проявляется "Скорбное бесчувствие". 

------------------
* Тем более, что сам Сокуров охарактеризовал «Сказку» ещё до премьеры как «серьёзное произведение, очень содержательное и очень важное для нашего времени».

** Дмитрий Быков тоже официально заявил, что ему «Сказка» Сокурова понравилась и этот список поклонников фильма можно было бы продолжить.

*** Хотя и сказал им Господь:
 
                «Доколь воплю, доколь толкусь
                «Воскреснуть в хладных маловерах?»

                (Г. Р. Державин ода "Христос").


Рецензии
Ув. Владислав! Не хотелось говорить о неприятном, и в то же время надо говорить. Хорошо, что в своём разделе "Искусство" вы поместили этот невесёлый этюд на самое дно. Лучше бы для него создать особый раздел. иначе мы запутаемся, что такое искусство по существу. Фильмов я смотрел не много, хоть и любил кино, но разочаровался, п.ч. в кино всё поддельно. Это было бы неплохо, если бы создавалась Красота. Но у Сокурова красоты нет как явления. Если бы была! Но нет, а раз появился такой фильм, то теперь ясно - и быть не могло. Три раза пытался я посмотреть Фауста, и три раза не мог из-за безобразности этого кино. Антикрасота, антиискусство. Один раз попробовал читать упомянутого Быкова - роман о старой орфографии - но с первых страниц ощущается мрак, и стало ясно, что дальше будет не лучше, не стал читать. Пиотровский за один момент потерял авторитет своего имени после того, как разместил в Эрмитаже безобразную выставку, глумящуюся над святыней храмов. Теперь видно, что это было не случайно. Сокуров и Тарковский - совсем разные духи, Тарковский-то хорош. Поклон минкульту, что картину Сокурова не допустили до проката. Кто-то там сильно боится Бога. А упомянутые два персонажа довольно пожилые, и жить им осталось не слишком долго. Может быть, они не смогут больше безобразить. Большое Вам спасибо за эту статью, а то нас могут совсем запутать, давая правительственные награды богохульникам и показывая их по телевизору.

Борис Силуанов   22.12.2023 22:46     Заявить о нарушении