Нино Манфреди - великий, но слишком итальянский

У великого итальянского актера Нино Манфреди был один фундаментальный недостаток – самая обычная внешность. Это хорошо для шпионов и преступников, но для актера, а тем более комика, ничем не примечательное лицо может стать проблемой. К счастью, лицо Нино было фантастически выразительным. Легкой мимикой он мог сыграть удивление, испуг, робость и глупость (тупость). Это были его фирменные эмоции, которых вполне хватило для успешной карьеры, длившейся несколько десятилетий.

В послевоенной Италии Нино Манфреди был одним из самых знаменитых актеров. В СССР его тоже знали, но у нас он был одним из множества итальянских артистов, с которыми зрители встречались в кино. Всего 4 картины с его участием были в советском прокате, и ни одна из них не стала кассовым рекордсменом. Наиболее известная из них - комедия «Операция Святой Януарий» (1966) Дино Ризи. В 1967 году она участвовала в конкурсе Московского кинофестиваля, а еще через год оказалась в советских кинотеатрах.

Для итальянцев Манфреди был звездой, которая на протяжении более 20 лет светила на кинонебосклоне не менее ярко, чем звезды Альберто Сорди или Марчелло Мастроянни. Но этот статус Нино приобрел отнюдь не сразу.

Сатурнино Манфреди родился в 1921 году в небольшой деревне региона Лацио в центральной Италии. В 16 лет Нино заболел туберкулезом и долго лечился. В 20 лет он поступил в университет на юридический факультет, но страсть к лицедейству, в конце концов, победила. Правда, время для начала актерской карьеры было крайне неудачным – в 1943 году Италия стала ареной боев Второй мировой войны, и Манфреди пришлось долго скрываться, чтобы избежать мобилизации. В 1945-м году он получил диплом юриста, но после этого начал не юридическую карьеру, а театральную, специализируясь на драматических ролях.

В 1949 году Нино дебютировал в кино и достаточно много снимался в 50-е годы в различных комедиях, но, в основном, в ролях второго плана («друга главного героя»). Лишь в конце десятилетия он стал получать главные роли, сыграв в двух комедиях в паре с тогдашней молодой звездой Маризой Аллазио («Кемпинг» и «Кармела и кукла», 1958), но их коллаборация особого успеха не имела.

Несколько поправили его дела кассово успешные, хотя и проходные комедии «Злоумышленники снова остались неизвестны» (1959) Нанни Лоя и «Преступление» (1960) Марио Камерини, но в них у Манфреди было много звездных партнеров. Наиболее интересная роль у Нино была в «Преступлении», где засветились также А.Сорди и В.Гассман. Сыгранный Манфреди в этом фильме патологически трусливый дурачок запоминается больше всех.
 
Еще одну заметную роль Нино сыграл в «Ревущих годах» (1962) Луиджи Дзампы. Эта картина является переработкой «Ревизора» Николая Гоголя, перенесенного из России первой половины 19-го столетия в фашистскую Италию. От комедии Гоголя создатели этого кино взяли только основу - сюжетную идею, как маленького человека провинциальное начальство принимает за важного столичного чиновника, приехавшего с проверкой. В результате фильм воспринимается не как экранизация Гоголя, а в качестве достаточно типичной итальянской комедии тех лет. Герой Манфреди ничуть не напоминает Хлестакова - он страховой агент, несколько наивный, но в целом неплохой человек. Манфреди весьма убедителен в этой роли, и комедия в целом вышла удачная, но итальянцы к ней отнеслись прохладно.   

Поход Нино за славой сильно напоминает биографии двух других популярных комиков Италии – Альберто Сорди и Уго Тоньяции. Они были почти ровесниками (Манфреди был ровно на год старше Тоньяцци и на год младше Сорди). Все они потратили много лет, снимаясь в кино, прежде чем публика по-настоящему оценила их. Первым пробился на звездный Олимп Сорди – в самом конце 50-х, вторым Тоньяцци – в первой половине 60-х, а Манфреди стал настоящей звездой лишь в середине 60-х, когда ему стукнуло 45.
В 1965 году на экраны Италии вышли 7 фильмов с участием Нино и два из них стали весьма популярными. Это были комедийные киноальманахи «Куколки» и «Комплексы». В первом Манфреди сыграл озабоченного муженька, на которого не обращает внимания красавица жена, увлеченная телефонными разговорами, а в «Комплексах» закомплексованного тюфяка.

Следующий, 1966 год, стал одним из самых удачных в карьере актера. Именно тогда к актеру пришла настоящая слава. В комедии «Измена по-итальянски» П.Ф.Кампаниле Манфреди солировал в компании красоток Катрин Спаак и Марии Грации Буччелы. Непритязательная ситуационная комедия заняла 16-е место в прокате. А следующий фильм с участием Нино стал одним из самых кассовых фильмов в Италии – это была одна из лучших комедий 60-х «Операция Святой Януарий» Дино Ризи.

После этого на протяжении примерно пятнадцати лет редкий фильм с Манфреди в главной роли проваливался в прокате. В конце 60-х  - начале 70-х почти все его картины были кассово успешными: «Тайная полиция Италии» (1968) Л.Коменчини, «Убей меня поцелуями» (1968) Д.Ризи, «Удастся ли нашим героям разыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?» (1968), «Раздевая глазами» (1969) Д.Ризи, «В год господень» (1969) Л.Маньи, «Всеобщий протест» (1970), «Бетия» (1971).

Из этих фильмов отмечу несколько. «Убей меня поцелуями» интересен не с точки зрения своих художественных достоинств – это забавная местами комедия, но не более. В этой картине больше всего поражает физическая форма Манфреди, который в 47 лет убедительно выглядел в роли молодого человека, влюбленного в девушку!

Из комедий после «Святого Януария» в фильмографии Манфреди выделяется уморительно смешная «Раздевая глазами» (1969). Это комедийный альманах на разные сексуальные темы, который стал бенефисом Манфреди. Нино дали сыграть все главные роли, и он в полной мере воспользовался предоставленной возможностью, показав свой высочайший актерский уровень. Результатом стало 5-е место в итальянском прокате для фильма и «итальянский «Оскар»  для Манфреди – приз «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль. В дальнейшем Нино получит еще три таких приза (больше только у А.Сорди, В.Гассмана и М.Мастроянни).

В драме Луиджи Маньи «В год господень» (1969) подобрался выдающийся актерский состав: Н.Манфреди, Р.Оссейн, К.Кардинале, У.Тоньяцци, А.Сорди. Но, пожалуй, это главное достоинство этой картины. Сама история двух карбонариев, приговоренных к смерти, получилась слишком итальянской. У местной публики эта картина вызвала нешуточный ажиотаж (фильм стал лидером итальянского проката в 1970 году), но зарубежным зрителям драма из жизни местных героев вряд ли будет интересна.
 
70-е годы получились для Нино не менее удачными, чем конец 60-х. Его фильмы были популярны в Италии, но основное направление его творчества изменилось. Ему все меньше хотелось смешить зрителей. В это десятилетие почти все знаковые фильмы у Манфреди были трагикомедиями или драмами: «За полученную милость» (1971), «Мы так любили друг друга» (1974), «Отвратительные, грязные, злые» (1976), «Именем папы-короля» (1977), «Кафе-экспресс» (1980)...

Картину «За полученную милость» поставил сам Манфреди и сыграл в ней главную роль. Это не комедия, как указано в Кинопоиске, а фильм, балансирующий между трагикомедией и драмой. Фильм стал лидером итальянского проката в 1971 году.

Получилось так, что два года подряд фильмы с Манфреди в главной роли становились самыми популярными в Италии. Но если в картине «В год господень» Нино окружали еще несколько европейских звезд, то в этой ленте он единственная звезда. Тем ни менее почти 11 млн итальянцев посетили кинотеатры, чтобы увидеть фильм, в котором герой Манфреди, находящийся в коме после автоаварии, «вспоминает» свою жизнь. На Каннском кинофестивале Манфреди получил премию за лучший режиссерский дебют, но по большому счету за рубежом фильм никого не заинтересовал. Он был в прокате всего в нескольких странах.

Из картин с участием Нино, увидевших свет в 70-е годы, более интересен для зарубежных зрителей «Хлеб и шоколад» (1973) режиссера Франко Брузатти.

Оказывается, в послевоенной Европе итальянцы были кем-то вроде таджиков в современной России! Одного из таких «таджиков», пытающегося заработать деньги в богатой Швейцарии, сыграл Манфреди. Фильм больше смешной, чем трагический, и по своему жанру относится к так называемым «комедиям по-итальянски». За роль человека, который застрял на перепутье миров (он перестал быть итальянцем, но и не превратился в швейцарца), Манфреди получил свой очередной приз «Давид ди Донателло».

Лучшая роль Нино в карьере - в «Отвратительных, грязных, злых» (1976) Этторе Скола относится к трагикомическим. В этом местами смешном, а временами жутком кино Манфреди чрезвычайно убедительно изобразил главу отвратительного, грязного и злого семейства, который прячет свои невеликие деньги от наследников, а те пытаются их отобрать у него, не останавливаясь даже перед убийством. В этой картине Нино ничуть не напоминает своих предыдущих персонажей, которые практически всегда вызывали симпатию у зрителей.

Нельзя не упомянуть, что в 70-е Манфреди снялся в картине «Взятка» («Гонорар за предательство», 1978) Серджо Корбуччи - фильме детективного жанра, который был для него совершенно нехарактерным. «Взятка» сильно напоминает классические американские нуары с Хэмфри Богартом, но она снята на итальянском современном материале. На Кинопоиске картину обозвали комедией, но смешного там мало, а один труп следует за другим. Фильм не стал явлением в итальянском кино, но зрители очень тепло приняли Манфреди в роли детектива.

Из откровенно комедийных ролей Нино в 70-е я отмечу только новеллу в киноальманахе «Те странные случаи» (1976). Это кино было сборником сексуальных комедийных историй, которые в те годы буквально оккупировали итальянские кинотеатры, но это не худший образец жанра. А новелла с участием Манфреди – по-настоящему хорошее кино, которое вы вряд ли забудете после просмотра.
 
Последние заметные появления Нино на экране связаны с трагикомедией про разносчика кофе в поездах дальнего следования «Кафе-экспресс» (1980) Нанни Лоя и мелодраматической комедией «Обнаженная женщина» (1981), поставленной самим Манфреди. После этого Нино стал появляться в кино все реже и чаще в небольших ролях. К счастью, про него не забывали в мире кино до самой его смерти в 82 года (4 июня 2004 года), а последнюю картину с его участием зрители увидели уже после его ухода в лучший из миров.

Как оценить в целом его выдающуюся актерскую карьеру? С одной стороны большую часть 60-70-х годов актер Нино Манфреди не уступал в известности таким суперзвездам его поколения, как Альберто Сорди, Витторио Гассман, Уго Тоньяцци и Марчелло Мастроянни. С другой, его слава, в сущности, ограничивалась границами Италии.

Редко итальянские актеры становились звездами мирового уровня (обычно это были актрисы – А.Маньяни, С.Лорен, Д.Лоллобриджида, К.Кардинале), но большая часть итальянских суперзвезд были хорошо известны в Европе и странах Восточного блока. Манфреди не был даже европейской звездой. До Испании некоторые его фильмы доходили, а в Париже или Гамбурге он мог гулять совершенно свободно – неузнанный никем, кроме своих земляков – туристов.

Возможно, я немного преувеличиваю, но если Манфреди и знали в Западной Европе, то по большей части благодаря телевидению. В кинотеатрах Франции или Западной Германии его картины шли крайне редко, а приличные сборы были у единичных фильмов (вроде «Хлеба и шоколада», который посмотрели около миллиона французов).


Рецензии
«Операция Святой Януарий» (1966) - мой любимый фильм!!!

В «Отвратительных, грязных, злых» (1976) - показана жизнь в Италии слишком документально.

Григорий Аванесов   26.01.2024 13:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.