Не выходили из зоны индо-ир. племён

Не выходили из зоны индо-иранских племён


Судя по отсутствию монг. (ТЭМЭЭ) и тюрк. (дэвэ) обозначений верблюда в нахско-дагестанских языках, а также кое-каких других языковых деталей, носители нахско-дагестанских языков не выходили за географическую зону распространения индо-иранских племён. В обозначениии коня, лошади, а также и гор, холмов в нахско-дагестанских языках распространена опять-таки иранская терминология.

Всё это указывает на примерную локализацию в прошлом носителей нахско-дагестанских языков.

1. Места осенью-зимой морозные, вокруг мест пребывания лёд, снег.Степь с одной стороны ассоциируется с травой, а с другой - заснеженным ландшафтом, холодом,льдом.

2. Хорошо знакомые животные: овца/баран, тур/горный козёл (им придаётся повышенное значение, коза увязана с огнём и звездой), бык, медведь, леопард (барс), лиса, олень, свинья/кабан,рысь. Сохранились следы, указывающие на знакомство с тигром. В обозначении лошади, коня - производное от индо-арийского АШШВА. Свинья (кабан) в ауарском совпадает с монг. яз. Особенно это заметно по диалектам.

3. Не придавали значения птицам и рыбе,считая их какими-то "бесполезными созданиями", орлами, ястребами не интересовались, для них все разновидности пернатых хищников - просто "орёл". Современная дагестанская символика - орёл без когтей - не соответствует историческим реалиям и выдуман с желанием кому-то угодить. Исконно дагестанское - не мир пернатых, а "черве-волки', "пауки" и т.п. хтонические создания, связанные с землёй. "Орёл" для дагестанцев ничего не значил. Отношение к птицам и рыбам как к бесполезным элементам фауны - совпадает с монголами, так как последние расценивали охоту на птиц и ловлю рыбы - нищенским занятием. Души умерших не связаны с птицами, они имеют отношение к сосне, облакам, плоту. Они "плывут" в загробный мир. Зато "Курдюк/мясо" -соответствует  монг. лексике.

4. Наличие культа солнца вызывает сомнения, потому что ничто не указывает на это. Нахско-дагестанские народы не любили того, что иссушает природу, уменьшает её влажность. Огонь для нахско-дагестанских народов связан больше с жаровнями, кострами, факелами. Это внешние его проявления, а внутренние - внутренний огонь, спрятанный в "гривастом волке" (льве), просто волке (в реальности - "леопард"), козе/звезде, стволах деревьев и пр.

5. Нет следов тюрко-монгольского культа Священного Вечного Неба - Тэнгри. Вместо него -понятие о -"хозяине", имеющее параллели в енисейских и монг. языках.


6. Заметны симпатии к лугам (ХЬВАН), теневым склонам гор (ХЬОН, ХЬУН и т.п.) и местам, поросших как лесом, так и растительностью, предпочитающей умеренно-холодный климат. Море и болото им было знакомо- есть собственные обозначения.

7. Больше скотоводы чем пахари.

8. Восприятие родного жилища как "шатра", "юрты" с круглым отверстием на потолке и кожанным пологом.

9. Как минимум, чеченцы, ауары, даргинцы склонны считать себя воинским подразделением (народом-войском). Ауарское обозначение соседних лакцев -"Тум", "тумал" фиксирует употребление монг. термина "тумэн" (10.000).

10. Выраженная склонность к конфедератским объединениям.

11. Лексические совпадения с монгольскими языками обширны: "вода/влага" соответствует монг. "сок", обзначение "реки" - монг. "дно, русло", прекрасно прослеживаются совпадения с монг. обозначениями "пещеры", "пути/дороги", "кочевать". Здесь они скорее выходят за рамками индо-иранского мира. Из совпадений с индоевропейскими языками выделяются соответствия не только с индоиранскими, но и с языками носителей гаплогруппы R1b.

12. Не видели себя "южным" народом, скорее наоборот - северным,их можно охарактеризовать как жителей теневых склонов. Воспринимали своё пребывание в горах как "восседание на троне",причём сам трон тоже место теннистое. "Лес" у них - тень. Заметно наличие не одного, а сразу нескольких терминов, обслуживавших значение "трон/седалище". Совершенно не представлены такие раскрученные переводчиками местных пиитов термины как монг. "аул" и груз. "сакля". Вместо них распространение получили совершенно другие термины со значением "спинка носа, хрящ, горный перевал" и т.п. (монг. "хамар"). Отчётливо заметно отождествление понятий "персона, личность, лицевая сторона" с местопребыванием почётного гостя в юрте. Монг. "держава, государство" в их языке - "загон для скота", т.е. "огороженное круговое пространство". Умерщвление, убийство в ав. яз. равносильно "стрельбе из лука", "спуску тетивы". Любой другой метод умерщвления врага, жертвы подогнан под монг. термин со значением "тетива", "спустить тетиву","застрелить". Это  по отношению к человеку и дичи, что же касается домашнего скота, то здесь - "зарезать","надрезать". Хороша разработана терминология со значением "ловушка-капкан-удушение". В языке заметно любовное восхищение пауком и паукообразными методами охоты. Он  у них "плетущий миры"," устанавливающий гармонию, порядок". Более того, он у них в том числе "жених" и "князь".

В ауарском языке - положительное отношение к змее, но в даргинском - отрицательное. В целом, мир токсичных существ типа червей и  насекомоподобных в комплекте с мясоедством выделяется и приветствуется. Точно так же как и у монголов, всё заточенное, острое - позитив, всё тупое,не способное образовать раны и надрезы - негатив, вещь малополезная.

И последнее - принципиально не видели связи солнечных лучей с произрастанием злаков, полагали, что рост растительности имеет отношение к какому-то "внутреннему огню", который пребывает в зёрнах, деревьях и представительницах женского пола/самках. Весь позитив "закручен на "теннистости, лесистости, влаге". Заметно восхищение "обжигающими" ,"качественными" субстанциями всякого рода "отжимов", "вытяжек",  уксусов и т.п. "Трава" ассоциируется со степью, целиной и горькими на вкус продуктами. Старый человек тоже - "трава". Овощи для потребления не ценились, горцы в них как бы не нуждались. Для части дагестанских народов характерно недоверие и подозрительность к грибам как "чертовщине".
В ауарском- наоборот, гриб уподоблен сыру.

Чрезвычайно велико значение не только мяса, но и кисло-молочных продуктов. Любимое и привычное занятие - скотоводство и охота. Любимые места проживания - там где лесистость, влага, теннистость. Пребывание в высогорье и обработку земли расценивали скорее как вынужденное времяпровождение.         


Рецензии