Адини. Великая княжна. Глава 10. А в это время

Глава 10. А в это время в доме Сыромятниковых
Из дневника Ксении Сыромятниковой
Апреля 21 дня 1840 года. Воскресенье
Пишу поздно вечером. За два дня со мной произошло столько невероятных приключений, что даже не верится! Совсем замаялась, некогда было и писать в этот дневник. Вчера замечательно отпраздновали мой День рождения. К сожалению, Андрей не смог приехать, хотя и находился в Москве, сопровождал в поездке великую княжну. Однако он сделал, сам того не ведая, замечательный сюрприз и подарок мне к празднику! Дело в том, что в Москву из Киева приехала его двоюродная сестра Саша. Андрей её тоже не смог встретить, поэтому попросил меня и моих родителей принять ее, приютить на сутки, пока Андрей не разберётся со своими делами и не отвезёт её в имение своих родителей. Саша прибыла с поезда на извозчике накануне празднования. Я быстро подружилась с этой милой барышней, мы даже решили с ней стать названными сестрами! Теперь у меня есть сестрёнка, причем одного возраста со мной! Я была на седьмом небе от такой радости! Мы с Сашенькой породнились как раз перед тем, как пришли мои подружки, и я смогла похвастаться перед ними названной сестрой! Обожаю хвастаться, хотя и понимаю, что это дурная привычка! А Саша неожиданно оказалась замечательной певуньей и гитаристкой! И даже сама умеет настраивать гитару! Перед подружками и на вечере исполнила несколько великолепных песен и романсов, которых я даже ни разу не слышала. Некоторые из них, говорит, написала сама, а другие популярны среди воспитанниц Киевского института благородных девиц. На следующее воскресенье, если получится, съездим с Андреем в имение его родителей, там попрошу Сашу написать слова песен мне в альбом. Подружки тоже об этом просили.
На вечере господа студенты и гимназисты, в том числе и мой братец, конечно же все крутились вокруг Саша. Всё-таки симпатичная юная особа, к тому же новенькая, не оставила равнодушным никого из молодых людей, даже этого истукана Верстовского, который тоже пригласил Сашу на танец, хотя я ни разу не видела чтобы он танцевал когда-нибудь. А между господами Бутовским и Захаржевским даже была ссора. Они хотели драться на дуэли. Однако Саша их быстро успокоила и приструнила.
После вечера мы с Сашей уснули в моей постели, а когда я утром проснулась, то Саши уже не было. Кухарка сказала, что барышня очень спешила, велела вызвать ей извозчика и уехала затемно.
Позже приехал Андрей, сказал, что Саша уже в имении, а он лично в моем распоряжении до самого вечера. Андрей удивил меня своим подарком: дорогими сережками и колье, из золота и изумрудов. Причем сережки маленькие, с мелкими камешками, а колье помассивнее, с изумрудами покрупнее. Мало того, Андрей заявил, что колье – подарок мне от великой княжны! Вроде бы вчера Андрей сопровождал великую княжну к ювелиру. Заодно решил купить мне серьги. А принцесса увидела, что я выбираю, расспросила про мой день рождения и подобрала колье мне в подарок, чтобы оно смотрелось как бы из одного набора с сережками! Даже не верится в такое. Вчера я была очень злая на принцессу, что та не отпустила Андрея, а теперь мне даже стыдно за это.

Потом я позвонила Ире, Соне и Наташе. Мы договаривались сегодня поехать на обедню в Успеновский собор, чтобы посмотреть на великую княжну Александру и великого князя Константина. Но прежде девочки приехали ко мне, где я снова хвасталась подарком Андрея и великой княжны. Девчонки прыгали от восторга и просили примерить!  Я не жадная, разрешала, хотя, говорят, что нельзя давать другим носить свои украшения.
Потом мы впятером поехали к Успенскому собору, смотреть царственных особ. Папенька любезно предоставил нам свой экипаж. Они с мамой пошли на обедню в ближайшую церковь Вознесения, прихожанами которой мы все являемся. Поэтому мы с Андреем и подругами сегодня шиковали! Хотя дальше всё получилось не так, как ожидали. Из экипажа высадились за несколько кварталов от Кремля. Очень много было экипажей, а людей вообще тьма. Мы так и не смогли пробиться к Успенскому собору. И великокняжескую свиту видели издалека и то мельком.
Анрей клятвенно пообещал мне и моим подружкам, что на днях сможет показать нам великую княжну с близкого расстояния. А возможно даже мне удасться с ней поговорить, поблагодарить за подарок!
Позже мы поехали в торговые ряды, посидели в кондитерской, накупили сладостей и домой. Развезли девиц по домам, сами с Андреем катались по городу, даже целовались изподтишка, когда кучер и прохожие этого не видели. В общем, день удался, хотя главного мы так и не увидели!
Апреля 22 дня 1840 года. Понедельник.
Я очень зла на Андрея и на Сашу. Точнее на великую княжну Александру Николаевну! Да, это она под видом провинциалки проникла инкогнито в наш дом и морочила голову мне, моим родителям, моим друзьям! Сегодня в институте это всё выяснилось во время официального визита великой княжны в наше заведение. Я не могла поверить, кем оказалась Саша! Почему-то представляла великую княжну выше меня ростом на голову, а то и больше, не толстой, но в меру упитанной. А Андрей, предатель, поставил меня в неловкое положение. У меня начинают полыхать лицо и краснеть уши, когда вспоминаю, что мы с подружками говорили в субботу о великой княжне, а ей бедняжке приходилось это слушать! Зато я теперь нештатная фрейлина Её Императорского Высочества!

 - Вы представляете, маменька, кем оказалась наша Сашенька! Бедненькая, несчастная кузина Андрея из провинциальной глуши! – последнюю фразу Ксюша, запыхавшись, прямо с порога, произнесла с иронией и сарказмом.
 - Что?! Какой-нибудь мошенницей или шарлатанкой? – обеспокоенно вымолвила Мария Филипповна.
- Можно сказать и так! Это была собственной персоной Её Императорское Высочество великая княжна Александра Николаевна! – Ксюша с удовольствием наблюдала за реакцией матери. – Она решила инкогнито побывать в московской дворянской семье, а мой Андрей ей в этом помог! Удушу гада! Мог ведь мне хотя бы вчера намекнуть!
- А мне Сашенька сразу же показалась чересчур благовоспитанной и одаренной для провинции! Даже осанка, походка, манеры истинной аристократки! Я, конечно, не могла себе даже представить то, что ты сейчас говоришь, но тогда подумала: какие одаренные и талантливые люди встречаются среди провинциалов! А ещё подумала: эта девочка далеко пойдет, станет либо знаменитой певицей, либо известной придворной дамой, несмотря на происхождение! А оно видишь, как получается!
- Радует то, что великая княжна признала во мне свою названную сестру! И не отказалась сегодня от своих слов! И даже подарила мне шифр своей фрейлины в присутствии всех институток, преподавателей и воспитательниц! А мадам Певцова разрешила мне пришить этот шифр на институтское платье. Я теперь считаюсь фрейлиной неофициальной, внештатной, а после окончания института меня введут в штат и заберут ко двору!
- Так это же прекрасно! – восхитилась Мария Филипповна, держа в руках фрейлинский шифр, и близоруко рассматривая инициалы великой княжны на нем. – Считай, что ты, милочка, сделала за три дня головокружительную карьеру! Почему же ты ещё  и обижаешься на Андрея?
- Видите ли, маменька, я очень рада произошедшему, мне даже не верится, что всё это произошло со мной. Но всё же остался какой-то горький осадок на душе. Будто меня обманули, предали…
- Брось, душечка! Всё хорошо! А не было бы этого, как ты говоришь, обмана, ничего такого в твоей жизни бы не произошло. И ты бы так и осталась скромной московской барышней. Разве что потом вышла бы замуж за Андрея и стала офицерской женой.
- Я это всё это понимаю! Но всё же… Ладно, давайте о хорошем…
Прибывший со службы Ипполит Сергеевич к известию о фрейлинском шифре дочери отнёсся поначалу недоверчиво, но после беседы с женой и Ксюшей серьезно задумался: как может повлиять карьера дочери на его собственную? Что скажет начальник канцелярии, когда всё узнает? Подаст на повышение  или, наоборот, рассердится, уволит? Как в связи с этим изменится жизнь семьи? Сейчас Ксюша ходит в институт пешком, вместе с подругами, без никакого сопровождения! А как быть впредь? Может, обязать Ивана сопровождать Ксюшу в институт и обратно? Или снаряжать для неё собственный экипаж?
В конце концов Ипполит Сергеевич решился позвонить начальнику, сообщить о новости. Действительный тайный советник Нарышкин, внимательно выслушав Ипполита Сергеевича, немного подумал и сказал, что сейчас к нему приедет, переговорит не по телефону. Тут же в доме поднялась суматоха, ибо такую важную персону требовалось встретить как полагается.  Ипполит Сергеевич позвонил в ресторан, заказал доставку напитков и блюд. С большим запасом! И не прогадал, потому что чуть позже с визитами напросились родители Ксюшиных подружек, тоже сослуживцы Ипполита Сергеевича. А потом о новости узнали и другие сослуживцы, в том числе и подчинённые. Этикет не требовал принимать подчинённых обязательно. Можно было ограничить их визит записью в книге визитов, но, Ипполит Сергеевич, добрая душа, распорядился принимать всех и всех садить за стол. Три раза за вечер отец Ксюши заказывал блюда и напитки в ресторане, что, конечно, влетело ему в копеечку. Но Ипполит Сергеевич был доволен, хотя бы потому, что начальник пообещал ему подать его на статского советника и к ордену Святого Владимира IV степени!


Рецензии