Стругацкие. Из моей литературной биографии

Написал рецензию на публикацию автора Прозы Ливанова о Стругацких.

Здравствуйте! С интересом прочитал, достаточно оригинальная версия, к слову, мне довелось познакомиться на одном из конгрессов фантастов с одним из возможных прототипов Льва Абалкина. Это, безусловно, собирательный образ, но всё же... Питерский автор, написавший антиутопию "Зомби", тесть известного литератора Антона Первушина... Как-то так получилось в моей творческой биографии, что Первушин часто опережал меня с публикациями. Помню предложил одному журналу, специализирующемуся на тайнах и загадках, публикацию про копьё Лонгина, это был мой первый контакт с издателями, но опытный редактор посмотрел текст, не взял, сказал, что надо работать дальше. Как сейчас вижу с ним встречу и разговор. А затем увидел в этом журнале публикацию на эту же тему Первушина.
Как я понял, публикация "Жука в муравейнике" преследовала ещё цель отвести определённую угрозу со стороны органов к беседовавшему со мной литератору.
Присутствовал и на церемонии гражданской панихиды в Манеже, когда прощались с Борисом Стругацким, от своего поколения советских школьников произнёс краткую речь. Считаю это одним из своих литературных достижений. Событие происходило 23 ноября 2023 года, в числе тех, кто в очереди передо мной произнёс прощальное слово были губернатор Петербурга Полтавченко и Илья Штемлер, пишущий в стиле российского Артура Хейли.
О Стругацких http://proza.ru/2023/02/25/154
Позволю себе также напомнить про букву ё, необходимость её написания
В моей программе, претендента в кандидаты для участия в президентских выборах 2024 года: охрана прав буквы Ё, она должна ставится всегда и везде, как этого требуют нормы русского языка, а не на усмотрение пишущего, как это считает Орфографическая комиссия Шмелёва из ИРЯ РАН.

МОЛЧАНОВ О СТРУГАЦКИХ

Интересно, что после передачи про Зиновьева По Первому показали эфир про братьев Стругацких, подкаст про литературу.
А я был знаком с прототипом героя "Жука в муравейнике" Льва Абалкина.
Писатель-фантаст Молчанов говорит, что при вхождении в литературу они критиковали советскую фантастику, так как в ней были достижения науки и техники. А собственно содержания понятия коммунизм не было.
В первой повести АБС "Страна багровых туч" действие происходит в 90-е годы, при коммунизме.
Хемингуэй оказал огромное влияние на поколение шестидесятников.
Аркадий Стругацкий знал запрещённую литературу, многие такие вещи, антиутопии, которые до сих пор не переведены.
Повесть "Попытка к бегству" написана не по канонам советской фантастики.
А концлагеря Стругацкий видел в Татарстане, он видел советские концлагеря. Это 1962 год. А в то время читатели думали, что это немецкие концлагеря.
Про Стругацких по сути донос написал Яковлев, в последствии "прораб перестройки".
Два разных темперамента, но им удавалось писать вместе.
На станции Балогое они не встречались, это литературная байка.
Писали в Домах творчества, в Гаграх. В марте 1965 написали "Улитку на склоне".
Молчанов перечитал все их книги, дневники, но понять полностью творческий процесс, как это происходило, не смог. Такого второго феномена нет. Есть аналоги, как братья Вайнеры.
Фантастика это не жанр, это шире, она присутствует в любом произведении.
У Стругацких всё было разным, но они дополняли друг друга.
В фантастике автор должен быть и филологом, и знать профессионально астрономию, астрофизику.
Ректор Литературного института Варламов, ведущий подкаста, спрашивает у Молчанова про Андрея Платонова.
Так как ранняя проза Платонова это фантастика, утопия, а затем происходит надлом. Платонов пишет "Чевенгур", "Котлован", "Ювенильное море".
Борис Стругацкий сказал про "Хищные вещи века", что из всех моделей это не самая плохая.
К их персонажам, которые не знают ничего, кроме водки и наркотиков, авторы относятся снисходительно.
В рассказах АБС появляется большой всемирный информаторий, это предсказание Интернета.
Социальное предсказание это как раз "Хищные вещи века".
Варламов: у Леонида Леонова есть афоризм про отжившую мечту, которая становится ядом.
В конце оттепели начались брежневские времена, цензура. АБС дают художественный ответ на это. Появляются "Гадкие лебеди".
Их вещи без ведома АБС попадают на Запад.
Аркадия Стругацкого вызвал генерал КГБ и спросил: знаете ли Вы, что такое НТС?
Так как именно журнал "Посев" напечатал "Гадкие лебеди". Стругацкий переспросил, что такое НТС?
Этот генерал вёл наблюдение за советской литературой.
Стругацкие написали письмо, в котором объяснили, что не имеют отношения к публикации письма.
Хотя они были и евреями, но покидать страну не хотели, в диссидентском движении не участвовали.
Варламов: по мере нарастания в мировозрении АБС разочарования Земля превращается в место воздействия иноземных цивилизаций.
Молчанов: в "Жуке в муравейнике" Максим Каммерер уже становится объектом воздействия.
Прототипом писателя Банева в "Гадких лебедях" был Высоцкий.
У АБС прослеживается мысль, что надо продвигать не массу, а элиту.
То есть, речь идёт о социальной сегрегации.
Стругацкие не владели никакой теорией воспитания, даже у своих детей у них были проблемы. Это говорит Молчанов.
Добавляет. Свой мир будущего в повести "Волны гасят ветер" они похоронили.
Молчанову лично говорил Борис Стругацкий, что у каждого человека есть талант.
В фильме "Отель у погибшего альпиниста" отлично сработан сюжет. Варламов. Непонятно долгое время, кто это чадо: мальчик или девочка?
Варламов: смотрел раз пять фильм "Сталкер".
И не читал до просмотра фильма "Пикник на обочине".
Мир АБС это мир, в котором бога нет.
Аркадий Стругацкий был склонен к мистике, Борис Стругацкий более рационален.
В повести "Отягощённые злом" есть богоборчество.
Молчанов: на склоне лет образ Христа выписан серьёзно, в контексте большой литературы.
В "Стажёрах" один герой спрашивает другого: ты водку пьёшь, в бога веруешь? На оба вопроса ответ отрицательный. Это значит, что наш человек.
Молчанов: когда я смотрел "Сталкера", то сравнивал с "Пикником на обочине".
Фильм снимался три раза. Плёнку запороли.
Важно то, что к произведениям АБС обратились Тарковский, Сокуров, Герман.
Это был подкаст, посвящённый Стругацким.

В моей литературной биографии есть выступление на гражданской панихиде по Стругацкому в Манеже. Когда встретился с другом школьных лет, а я тогда разносил как сталкер книги по бизнес-центрам, то первое, что сказал ему после дружеского объятия, были строки: стояли звери около двери... И он продолжил, как в славные школьные времена: в них стреляли, они умирали... Надо было мне прочитать это четверостишье, когда выступал... Сейчас считаю, что авторский стиль Стругацких копирует Стивен Кинг, такое же внимание к повседневности, будням, в которых внезапно что-то происходит странное...
Научная фантастика Стругацких это ещё одно доказательство уровня советской литературы, как пьесы Вампилова в драматургии. Считаю, что советская цивилизация это одно из проявлений на одном из временных отрезков возможностей, даже сверхвозможностей русской цивилизации. Это вершина, но убеждён, что будут и новые вершины.

А далее моя публикация из 2012.

АБС

23 НОЯБРЯ 2012 ГОДА как духовное лицо Русского Ватикана и уполномоченный представитель международного Бюро по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом присутствовал на прощании с корифеем русской фантастики Борисом Стругацким в Манеже. Было много почитателей таланта АБС, журналистов. В ходе церемонии неожиданно началось оживление среди присутствующих, я обернулся и в двух метрах от себя увидел Губернатора Петербурга. Георгий Сергеевич выразил соболезнование родственникам Бориса Натановича, а также уведомил о своём намерении увековечить имя братьев Стругацких в названии одной из улиц Питера. Выступали фантасты, известные писатели, в том числе Илья Штемлер, читатели. Последним из выступавших оказался я. Выступил от имени питерских читателей моего поколения. Потом приехала Валентина Матвиенко.
Для меня это выступление: большая честь. В четверг в ведущей газете Питера "Новый Петербургъ" был опубликован мой материал ПИСАТЕЛЬ ЗВЁЗДНОЙ ЭПОХИ о Борисе Стругацком. После прощания познакомился с известным писателем, который пишет под псевдонимом ВИН. Именно с него был списан образ Льва Абалкина! Он рассказал мне о подробностях работы братьев Стругацких над книгой ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ. Аркадий Стругацкий был связан с военной разведкой, книга создавалась и для защиты прототипа Льва Абалкина от КГБ. ВИН является автором тематически связанного с книгами АБС романа ЗОМБИ. Его сайт cv/ http://www.winworks.ru

ПИСАТЕЛЬ ЗВЁЗДНОЙ ЭПОХИ

В Петербурге скончался классик отечественной литературы, писатель Борис Стругацкий. Ему было 79 лет. Братья Стругацкие написали несколько десятков произведений, том числе "Понедельник начинается в субботу", "Трудно быть Богом", "Жук в муравейнике" и "Пикник на обочине". Размер их писательского дарования сравним с такими корифеями фантастической литературы как Роберт Шекли и Роберт Энсон Хайнлайн.В конце 2011 года Борис Стругацкий заявил, что рад за свой народ, который начал активно участвовать в политической жизни страны и ходить на митинги. Однако, писатель признался, что не испытывает иллюзий: пробуждение не наступило.
Борис Стругацкий высказал опасение, что правящей элите надоест играть в демократию. Он назвал это самой большой внутренней угрозой.

Вот, что говорит о творчестве братьев Стругацких в своём авторском блоге на «Эхо Москвы» Михаил Веллер: «Секрет их литературы прост и трудноповторим. Они первыми в русской литературе сумели видеть сегодняшний день сквозь будущее и будущее сквозь сегодняшний день. Они никогда не писали фантастику – они писали о настоящем в предлагаемых обстоятельствах. И эти обстоятельства были как проверка на излом, проверка на качество, проверка на пригодность к будущему. В ракурсе этих предлагаемых обстоятельств ты видел настоящее неожиданным и многозначным.
Они писали блестяще. Чисто, смачно, завораживающе, - легко и иронично. Стиль их был как резьба по хрусталю. В русском рейтинге цитирования Стругацкие уже полвека стоят на втором месте – после Ильфа и Петрова и перед Булгаковым и Грибоедовым.
В далекие советские годы предмет лютой зависти маститых коллег составляла мировая востребованность – Стругацкие были самыми переводимыми и издаваемыми в мире советскими писателями. Сегодня понимаешь, каким удивительным подарком судьбы была возможность ходить когда-то в семинар молодых фантастов Бориса Стругацкого, каким великим знаком признания была его рекомендация в Союз писателей…Еще студентами мы разговаривали цитатами из Стругацких – любимых и официально малопризнанных современников, которые уже были классиками, но еще не были поняты как таковые. Читательская любовь к ним была лишена внутреннего чинопочитания и оглядки на авторитеты. Их мудрость и провидение были легки и естественны – внешняя легкость гения. Прошло пятьдесят лет – и после всех бурь и переворотов жизней и литератур Стругацкие остались самыми читаемыми, издаваемыми, желаемыми, живыми из всей плеяды блестящих литературных современников той звездной эпохи».

Опубликовано в газете "Новый Петербургъ" № 46 от 22 ноября 2012 года

http://proza.ru/2012/11/24/198


Рецензии