13

     Перед самой короткой ночью в году рано утром изборяне  шли в луга и леса за целебными травами. Росу будут собирать с ночи до утра в скатерть, чтобы потом этой водою лечиться. Купальской ночью особыми запахами наполнялись  все растения. Жёлтой  купальницей натирались и с нею мылись в бане, чтобы всю заразу, что накопилась за год, изгнать из себя. Пол в банях и на полках устилали травами, дух стоял необыкновенный.
    Стариков и хворых укладывали  на палати и парили целебными отварами. От сглазу и заговоров - одни травы. От болезней - другие. Печь в бане раскаляли докрасна и то и дело поддавали на неё из деревянной кадки водицы. В баньке полутемно, сыро, душисто…  и чистота. Подслеповатое окошко пропускает немного света, но достаточно, чтобы разглядеть жаркую печь, кадку с водой и веник. После того, как тело распарится, можно  и в озеро нырнуть, а потом снова в жаркую баню.
    Матери вели малышей к родникам  с чистой ключевой водой. Благо родников в окрестностях Изборска было великое множество. Многие пошли в лес заготавливать веники на зиму для бани. Добавляли к ним веточки смородины, черемухи, липы, цветы и травы.
   Купалье - это праздник после трудов по завершению посева перед началом сенокоса. Вся русальная неделя перед Купалой наполнена магическими обрядами. Будущий урожай зависел от предстоящей погоды. Звучали заклинания волхвов с танцами и плясками. Славили духов природы у кряжистого Дуба. Девушки водили хороводы вокруг березок с плакучими кронами, сами чем-то похожие на них фигурами и прическами.
   Недалеко от княжеской крепости, возле озера к срубленной берёзке было прислонено чучело Ярилы из соломы, веток и глины,  разряженное цветными лентами. На большом блюде перед ним лежали яства, а рядом стояла корчага с мёдом. Уже были сложены  костры - большой с шестом посредине,  на нём колесо и малый – крада для сжигания чучела.
    Волхвы приготовили сухие палочки, чтобы развести костёр. Их тёрли друг о друга, чтобы огонь впитал в себя чудодейственную силу. Одна сторона палочки делалась плоской, в средине вырезалось углубление с бороздкой. Конец другой закруглялся и вставлялся в углубление первой. Волхв, что постарше, крутил верхнюю палочку между ладонями, а младший крепко держал нижнюю.
   Чуть начало смеркаться, потянулась молодёжь к месту гулянья. Скоро вспыхнул большой костёр. Зазвучали гудки, забили бубны. Девушки затеяли хоровод вокруг берёзки. Парни подбегали, стараясь оторвать от берёзки веточку. Девчонки  не пускали, было много смеха и крику.
    Искорка бьёт по плечу Доброшку, после чего они отходят и с разбегу  прыгают через костёр. Руки не разжали,  теперь весь вечер  Искорка проведёт с Доброшей. Он ей давно глянулся, а там, может, и замужество сладится. Для девушек на празднике это самое главное.
    По кругу пошла крынка с медовухой. Парни начинают подбрасывать в огонь дров, чтобы пламя вспыхнуло сильнее, и, похваляясь своею ловкостью и силою, прыгают через пламя. Не отстают и девушки. Потом снова кто-то прыгает вместе.
     К вечеру  Ратибор обрядился в новую рубашку. Подпоясал кожаный ремешок, отделанный серебром. Он уже приготовился выскользнуть за дверь, как его остановил голос отца:
   - Коли доведётся сурицы медовой на игрищах пригубить, помни навеки, што первая чарка силы даёт, вторая веселие, а третья в зверя оборачивает.
   - Запомню, отче, - ответил Ратибор и шагнул за порог.
     На берегу озера от воды веяло свежестью. Над пламенем костров зияла чернота. Повсюду слышался громкий смех, звучали молодые голоса и протяжные песни.
     Он подошел поближе и услышал, как девушки в хороводе у костра пели:

  Собирайтесь,
  Собирайтесь,
  Да за играми
  Пошто мне мило,
  Да за играми
  Пошто мне мило,
  Да у Божича, да у Сварожича,
  У Божича, да у Сварожича,
  Да у реки хороводы,
  Да у реки хороводы,
  А река круто вьётся,
  А река круто вьётся.
  Со мной милый по водицу,
  Со мной милый по водицу…*

   Ратибор остановился и замер под чарами звонких девических  голосов, повеявших легкой грустью по настоящей любви и поклонением родной земле.
   Вдруг на его плечо опустилась прохладная ладонь, он оглянулся и увидел те самые глаза, в которых  вчера тонул без остатка. Распущенные волосы девушки были перехвачены нешироким очельем, на нём висели металлические монетки. На голове лежал сплетенный из цветов веночек. В больших ясных очах светились вместе с отблесками пламени искорки лукавства и кокетства.
  - Што, княжич, або дома кручина покою не даёт?
  - Не даёт, -  ответил Ратибор. - Как кликать тебя? - осмелев, спросил он.
   - Славна, - гордо ответила девушка. - Почто же ты у моего батюшки не выспросил?
    Ратибор пожал плечами, не мог же он признаться в том, что постеснялся ее отца, и решил вместо ответа на вопрос назвать свое имя:
 - А меня Ратибор.
  - А я ведаю, - со смехом ответила она.
    Из темноты к ним подошел высокий молодой парень и протянул  чарку с медовым напитком.
- Отведай, княжич, нашего угощения.
  - Благодарю, - ответил Ратибор. Приняв чарку, он поднес ее к своим губам и, лишь пригубив, протянул Славне.
   Та сделала то же самое, слегка омочила губы и опустила глиняную посуду на землю.
  - А не хошь через огонь  скакнуть? -  спросила она, указав на яркое пламя костра.
   - С тобой? -  переспросил,  не сводя с нее взгляда Ратибор.
   -  А с кем хошь?! -  с вызовом ответила  девушка.
   - Только с тобой! - даже чересчур громко ответил он.
     Они крепко взялись за руки и перелетели через пламя, не разжав ладоней.
     Кто-то уже со смехом бежал к озеру купаться, чтобы очиститься от накопленной за зиму духоты в теле, а потом вернуться и согреться у огня.
   На краду водрузили чучело Ярилы и подожгли. Взлетело пламя кверху, унося вместе с прошлыми воспоминаниями о трудной зиме горести и печали, и зло, назначенные судьбой.

    *Слова народные
Продолжение следует.
Вся книга по ссылке внизу страницы автора.


Рецензии
Вполне= возможно так и было !
Мы можем - лишь -предполагать.

В написанном- большая- сила .
Старайтесь дальше --сочинять.

Игорь Степанов-Аврорин   16.03.2024 10:57     Заявить о нарушении