Жерар Сузе
Сузе родился в музыкальной семье - его отец был виолончелистом, а мать, двое братьев и сестра пели. Кстати, сестра Женевьев, которая была на 15 лет старше Жерара, в 1942г. под фамилией Турэн была первой исполнительницей цикла "Fianсailles pour rire" Франсиса Пуленка в зале Гаво, а фортепианную партию исполнял сам автор.
Жерар же в юности начал изучать философию в стенах Сорбонны и в те же годы познакомился с известным в прошлом певцом Пьером Бернаком, у которого стал заниматься вокалом. Затем, в 1940-м поступил в Парижскую консерваторию. Там педагоги вели его сначала как тенора, но потом один известный певец-баритон посоветовал ему попробовать петь в баритоновой тесситуре, что оказалось более верно и удачно.
Окончив консерваторию к концу войны, Сузе стал выступать в концертах.
Через пару лет дебютировал на сцене фестиваля в Экс-ан-Провансе в опере "Тайный брак" Чимарозы. Впоследствии он выступал на сценах Гранд-опера (Опера Гарнье), Опера-комик, Римской оперы и др., исполняя партии в "Орфее" Монтеверди, "Дон Жуане" и "Свадьбе Фигаро" Моцарта. Одной из лучших и любимых была партия Голо в "Пеллеасе и Мелизанде" Дебюсси.
Но работа в опере не могла сравниться с масштабом его деятельности камерно-концертного певца.
Камерный репертуар Сузе был просто необъятен! Помимо всего несметного богатства французских mеlodie, огромное место в его репертуаре занимала немецкая lied (секреты которой он постигал, в частности, совершенствуясь у знаменитой Лотты Леман). Исполняя произведения разных стилей, эпох и национальных школ, он пел на тринадцати языках (в том числе и на русском). Его собственному стилю было присуще особо чуткое отношение к слову и та элегантность, которая, однако, не имела ничего общего с легковесностью и неким "поверхностным лоском".
В отличие от многих выдающихся камерных исполнителей немецкой школы, с которыми его иногда сравнивали, Жерар Сузе не был "певцом-иллюстратором". В его пении всегда была "живая душа", та особенно близкая нам "жизнь человеческого духа" (знаменитое определение Станиславского), которая наполняла его искусство особой глубиной, теплотой и человечностью.
Даже если не во всём он был совершенен как вокалист, это был редкий певец-художник! Его интерпретации многих и многих шедевров Гуно и Форе, Равеля, Дюпарка и Пуленка, Шуберта, Шумана и Брамса и сегодня волнуют своей искренностью и проникновенностью.
Внимательно вслушиваясь в пение Сузе, вы могли ясно увидеть реальные черты героя исполняемой им песни или романса - свет его глаз, печальную складку на лбу или мягкую улыбку...
Как всё подлинное и прекрасное, исполнительское наследие Жерара Сузе по-прежнему привлекает ценителей музыкально-вокального творчества. И сегодня, зайдя в Париже в какой-нибудь магазин музыкальных записей, вы найдёте там диски этого певца, слушая которые, вам захочется стряхнуть с себя всё мелкое и вздорное и погрузиться в чудесный мир тонкого, глубокого и пленительного искусства Жерара Сузе.
Музыкальные фрагменты можно найти здесь:
Свидетельство о публикации №223122101610