Картина И. Репина Царевна Софья

Картина Ильи Репина изображает единокровную (у них были разные матери, но один отец) старшую сестру Петра Первого Софью Алексеевну после Стрелецкого бунта и казни стрельцов, когда её заточили в келье Новодевичьего монастыря.
За окном (на фрагменте картины, приведённом тут, этого не видно) Репин даже изобразил повешенного стрельца. Хотя и не совсем понятно, как можно повесить человека на стене монастыря. Пётр, правда, глубоко презирал и ненавидел религию вообще и православие в частности (это стало понятно, когда он организовал свои Всешутейшие соборы, представлявшие собой как раз самое грязное глумление над православными обычаями), но всё же вряд ли решился бы вешать людей прямо на стенах святой обители.
Известно, что более 200 стрельцов были повешены РЯДОМ с Новодевичьим монастырём.
Но ради драматизма и эффекта Илья Ефимович, как и всегда, решил с реальной действительностью не считаться.
Самое интересное в этой картине - лицо, поза и одежда изображённой. К сожалению, мы не знаем ни одного достоверного прижизненного изображения царевны Софьи. Ведь и внешность её брата, Петра, также по сей день является предметом дискуссий. Хотя при нём светские портреты знатных особ вошли в моду. До воцарения же Петра художники на Руси писали только на религиозные сюжеты. Понятия "живопись" и "иконопись" тогда полностью совпадали.
В музее Версаля, во Франции, хранится портрет неизвестного художника, примерно 1687 г. создания, под которым написано, что это "Софья Алексеевна, регент России". Есть очень большие сомнения, что на портрете действительно Софья. Этот портрет вы видите тут: слева, в верхнем углу.
Однако мы знаем, что Софья была не совсем обычной женщиной, особенно - для своего времени. Она очень любила учиться и достигла высокой степени образованности. Была умной, отличалась воздержанностью и самообладанием. Была большой патриоткой.
Судя по всему, она также мало походила на своего брата, хоть у них и общий отец. В общем, это была образованная, очень умная и сдержанная аристократка.
Однако Репин ничтоже сумняшеся изобразил какую-то тучную жирную грубую бабу. Дикую и тупую.
Я не слишком верю, что на Версальском портрете - именно Софья. Но всё-таки в каком-то смысле это изображение может быть и её портретом. Мы видим тут утончённую, умную и холодную вполне европейскую аристократку, хоть и в русской одежде (даже в кокошнике).
Зная то, что мы знаем о Софье, можно представить её именно такой.
Репин же изобразил какую-то дебелую купчиху с бешеным лицом (хочется сказать - с безумной рожей), выпученными глазами.
Он, между прочим, постарался придать ей сходство с парадными портретами Петра, где император изображён с глазами навыкате (у Петра и правда была такая особенность) и несколько надутыми щеками.
Однако, как я уже говорил, Софья, насколько мы можем сейчас об этом судить, вряд ли была так уж похожа на брата.
Софья отличалась воздержанностью во всех привычках, любила читать и учиться, совсем не склонна была к обжорству - и вряд ли у неё могла быть такая комплекция. Во всяком случае, нет никаких оснований считать, что она могла быть такой.
Софья была некоторое время (примерно 7 лет) регентшей при своих несовершеннолетних братьях, то есть фактически - главой государства. Она, конечно, встречалась и с иностранными дипломатами - и умела владеть собой.
Это бешеное лицо дикой купчихи (вроде Кабановой у А.Островского), совершенно не контролирующей свои эмоции, - это не лицо Софьи Алексеевны, конечно.
Ничего общего.
Это только представление Ильи Репина о том, как она могла выглядеть в тот момент.
Одета героиня картины чрезвычайно роскошно, но она простоволосая. Что в те времена считалось крайне неприличным для женщины.
То есть изображена женщина, с одной стороны, любящая кричащую роскошь, с другой - совершенно опустившаяся, махнувшая на всё рукой.
Это тоже к реальной Софье не имеет ни малейшего отношения. Она не любила роскошь и никак не могла так опуститься.
Наконец, поза героини картины (скрестила руки на груди, выставила вперёд огромное брюхо) тоже никак реальной Софье не подходит.
К сожалению, Илья Репин был на редкость глупым человеком. Взявшись за исторический сюжет, он обязательно садился в лужу, потому что совершенно не способен был понять изображаемых им людей. Он хорошо писал С НАТУРЫ. Но написать Софью с натуры не мог - и заменил её своей дурацкой фантазией.
Картина И.Репина, как и все его картины, - яркая и талантливая.
Но она не имеет никакого отношения к реальной царевне Софье Алексеевне, которая была самым достойным и симпатичным человеком на русском троне за всю историю России. Пусть она формально и не могла этот трон занять.
Один штрих - о реальной Софье. Милославские (Софья по материнской линии - из Милославских)много раз предлагали ей извести братьев, Петра и Ивана (а они по матери - Нарышкины), - то есть просто убить. Однако Софья отказалась отдать такое распоряжение.
Чем она за это расплатилась, мы знаем.
Это была благородная душа. Больше в России у власти таких не водилось.
Картина И.Репина - к сожалению, это клевета на самую разумную и порядочную правительницу, какая только была в нашей стране за 700 лет.
Её нельзя соединять с реальной Софьей. Она была совсем-совсем другой.


Рецензии