2. Быть человеком значит общаться и дружить

 

Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным.
Вольтер*

* Вольтер — Voltaire; (1694 — 1778), французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист.

Типы людей

Однажды ученик спросил Мастера:
— Скажи, как мне научиться находить общий язык с каждым человеком, с которым сталкивает меня жизнь?
 — Это просто, – сказал Мастер. — Существует всего сто двадцать семь типов людей. Изучив эти стандарты и узнав способы общения, ты не будешь испытывать трудностей.
Ученик посвятил десять лет изучению ста двадцати семи типов людей и, когда обучение было завершено, отправился в город. По дороге на него напали разбойники и ограбили. Отняли всё, даже записи и книги. Вынужденный вернуться к Мастеру обобранным, он посетовал:
— Мне не помогли мои знания! Я пытался определить тип этих разбойников и объяснить им теорию, но мне не хватило на это времени. Они при ограблении действовали слишком быстро. Я понял только одно, что результаты моей учёбы являются ничтожными.
— Однако ты остался жив – это ли не результат? – утешил его Мастер. — Кроме того, ты понял главное: типов людей столько, сколько существует и самих людей на земле.

Зеркало

Один еврей пришёл к ребе и спросил:
— Ребе, вот я не понимаю: почему бедняки так добры и всегда готовы помочь в меру своих сил? А богачи не замечают просьб о помощи и не видят никого вокруг. Неужто их так ослепляет богатство?
Ребе попросил мужчину выглянуть в окно и спросил, что же он там видит в данный момент.
— Я вижу там женщину, гуляющую с сыном, и людей, спешащих по своим делам, – ответил мужчина.
— Отлично. А сейчас взгляни-ка вот в это зеркало. Что ты в нём видишь?
— Разумеется, я вижу себя.
— Дело в том, что и зеркало, и окно – это простое стекло. Но если к стеклу добавить немножко серебра, то человек начинает видеть лишь себя.


О дружелюбии

Люди, общества которых я постоянно ищу – это порядочные и неглупые люди; их душевный склад отличается от всех остальных. Среди всего многообразия характеров мне приятен нрав, созданный природой. Для подобных людей важно делиться друг с другом своими мыслями. В разговоре с ними проявляется соприкосновение душ, не преследующее выгод.
В беседах с такими людьми присутствуют черты зрелых и твёрдых суждений, и атмосфера дышит добросердечием, искренностью, живостью и дружелюбием.
(По «Мишель Монтень. Опыты»)

Скорпион и Черепаха

Однажды скорпион уговорил черепаху перевезти его на другой берег реки. Всю дорогу скорпион тихо и миролюбиво просидел на спине черепахи, но перед самым прибытием к берегу он не сдержался и ужалил черепаху. Она справедливо возмутилась:
— По своей сущности я помогаю всем. Не обращая внимания на молву о твоём вероломном поведении, я отозвалась и на твою просьбу. Отнеслась по-доброму, помогла тебе, как и другим. Как ты мог поступить так коварно и вместо благодарности ужалить меня?
— Мой друг, – отвечал скорпион, – твоя природа – помогать, а моя – жалить. Что же ты теперь скажешь, что ты добродетельная, а меня назовёшь подлецом?

Голубка и сова

Голубка увидела в роще сову и спросила:
— Откуда ты, сова?
— Я жила на востоке, а теперь лечу на запад, – так ответила сова. 
И начала злобно ухать и хохотать.
Голубка снова спросила:
 —А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
— Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
— Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. — Менять тебе надо не землю, а голос. На западе, так же как на востоке, не терпят злобного уханья.

Галка и птицы

У Эзопа* существовала похожая по идее басня.
Зевс как-то задумался о том, что у птиц до сих пор нет царя, и объявил день, когда всем птицам следует явиться к нему. Галка, узнав о распоряжении Зевса, засомневавшись в своей привлекательности, решила сделать себя красивой. Она отправилась в те места, где гуляли разные птицы, стала подбирать перья и украшать ими своё тело.
Пришёл день, когда разубранная галка предстала пред очами Зевса. Бог оценил такую небывалую красоту и решил назначить галку царём. Птицам не понравился выбор Зевса, и они своеобразно воспротивились такому решению. В гневе они окружили галку, и каждая выдёргивала своё перо, присвоенное галкой, а заодно ощипали и её собственные перья. И тогда претендентка на царский трон осталась голой, потому что птицы не пощадили обманщицу. Так бывает и с людьми, когда выясняется правда. 

*Эзоп – (620 – 564 до н. э.), легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие басни Эзопа дошли до нас в позднейших поэтических переработках.
Выражение «эзопов язык» применяется по отношению к иносказательным и насмешливым высказываниям.

О терновнике

Рос у дороги терновник. Был он молод и набирался сил. Все условия благоволили его росту, и он всё разрастался. Через некоторое время он загородил дорогу, предназначавшуюся для движения. Проходили люди, некоторые пинали его, а он вырастал больше. Вскорости куст терновника стал таким большим, что телеги переворачивались, цепляясь за него.
Один человек взял лопату и стал подкапывать куст под корень. Терновник только посмеивался:
— Столько людей ничего не могли сделать со мной. Где уж тебе справиться!
Но человек продолжал копать. Пот катился градом по его лицу и телу, рубаха промокла, руки устали, но он не оставлял начатого дела. День сменился вечером, но человек усердно работал до полной темноты. За ночь терновник с помощью других сил укреплял свои корни. А человек с восходом солнца поднимался и вновь принимался копать. Врубаясь в твёрдые корни кустарника, сломалось несколько лопат. За время напряжённого труда человек истощился и много раз починял рабочий инструмент, но целеустремлённо продолжал своё дело.
— Нашёл он всё-таки моё слабое место, – пронеслась последняя, слабо мелькнувшая мысль в поникших ветках погибающего терновника.
(Притча, созданная по библейской истории.)

Об излишней разговорчивости

Как-то раз к Аристотелю явился очень разговорчивый юноша, желающий научиться ораторскому искусству. После многословного обращения к философу он спросил, какую плату тот возьмёт с него за обучение.
— С тебя возьму вдвое больше, чем с остальных, – серьёзно ответил Аристотель.
— Почему так? – удивился юноша.
— Потому что на твоё обучение придётся потратить вдвое больше времени и усилий. Прежде чем начать учить тебя говорить, мне нужно будет научить тебя молчать.

Уроки мудрости от Конфуция

Учитель сидел с учениками во дворике и говорил:
— Человеку необходимо быть правдивым. Возможно ли другое? К примеру, если у малой или большой повозки не скреплены оглобли с перекладиной, разве на них какая-то езда возможна?
Тогда ученик спросил:
— С чем ещё можно сравнить правдивость?
— Не понимая сказанного, ты не сможешь разобраться в человеке, – замечал Учитель. — Научись пониманию.
Конфуций пояснял ученикам роль добродетелей и подчёркивал особое значение нравственности в отношениях между людьми. Он говорил:
— Я не встречал ещё того, кому неприятна человечность. Кому приятна человечность, того невозможно превзойти. Благородный муж не расстаётся с человечностью даже во время трапезы. Он непременно с ней, когда спешит и непременно с ней, когда находится в опасности, – говорил Кун-Цзы.
— Что требуется для этого? – спрашивал ученик.
— Любовь, прощение и мудрость требуют благородного сердца, большого ума и больших усилий. А люди ждут уважительного отношения к себе.
Каждый желает для себя лучшей участи, но как прийти к этому, если вы не прилагаете усилий к тому, чтобы быть добродетельными. Помните, ваш окружающий мир является отражением вашего внутреннего мира, – такими словами закончил свою беседу с учениками Конфуций.
(По «Конфуций. Уроки мудрости»)

Самое ценное

Один человек в детстве был дружен с пенсионером-соседом. Мудрый человек, стараясь заменить мальчику погибшего отца, многому его научил. Костя, так звали молодого человека, взрослел, учился, появились увлечения, работа и личная жизнь. Он был занят, и у него не оставалось времени на то, чтобы лишний раз забежать к старику и поболтать с ним.
Однажды Костя узнал, что сосед умер, и ему вспомнились былые тёплые отношения между ними. Молодой человек с грустью простился с покойным. Дом, который Костя ранее часто посещал, навевал мысли о   кратковременности человеческой жизни. Квартира стала чужой, хотя всё оставалось на прежних местах, как и много лет назад. Вот только не было коробочки, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь.
Через неделю Костя получил посылку. Прочитав имя отправителя, Костя с некоторым чувством смятения вскрыл её. Внутри лежала знакомая коробочка. В ней оказались карманные часы с гравировкой: «Спасибо за время, подаренное мне».
Он понял, насколько для пенсионера было важно общение со своим маленьким другом.
Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется временем и добрыми делами.

О встрече с толпой

Один японский учитель дзэн говорил:
— Если вы на пути встретите толпу, идущую вам навстречу, никому из вас не придёт в голову мысль: врезаться в эту толпу. Вы не станете толкаться и драться, не будете останавливать надвигающееся скопление народа. Вы без особых сознательных усилий обойдёте их и пойдёте дальше своим путём. Так и в каждой ситуации – ум Будды прекрасно находит путь.

Мостик

Между двумя селениями, в которых жили разные по языку и культуре народы, протекала река. Жители этих селений соединили усилия и построили простой мост. И по мосту они ходили друг к другу в гости и на праздники, обменивались товарами и новостями, а дети из этих сёл устраивали общие игры и развлечения. Мост со временем ветшал, но два троса, служившие перилами, поддерживали пешеходов, движущихся в обоих направлениях. Во время паводков воды в реке поднимались, и передвижение по шаткому переходу становилось опасным, но смельчаков не пугала стихия, и связь между людьми не прекращалась. А в обычные дни они так привыкли ходить по этому путепроводу, что могли и не держаться за перила, и даже дети бесстрашно преодолевали водную преграду по дощатому мосточку.
Но однажды привычные поручни куда-то исчезли. Утром, когда люди подошли к мосту, никто не осмелился ступить на это, бывшее для них необходимым, сооружение. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но, без так называемых перил, мост оказался непригодным…
 

Визитная карточка

Мастер Косё возглавлял в Киото главный храм. Однажды монах принёс Мастеру визитную карточку и сказал, что один человек желает его видеть. На карточке было написано: «Кимасаки. Губернатор Киото». Косё посмотрел на формуляр и сообщил:
— Скажи, что я не могу принять губернатора.
Монах отнёс карточку обратно и, извинившись, передал слова Мастера.
— Это моя ошибка! – воскликнул визитёр и, зачеркнув слова: «Губернатор Киото», передал формуляр монаху обратно. — Скажи своему учителю о моей просьбе ещё раз.
— А, так это Кимасаки! – воскликнул Косё, взглянув на визитную карточку. — Пусть заходит. Я хочу видеть этого человека.

Подарок

Как известно, Екатерина Вторая была дружна с Вольтером. Однажды она послала философу в подарок ящичек из слоновой кости, который выточила собственноручно. Вольтер в знак признательности решил также оригинально отблагодарить российскую императрицу. Он взял у своей племянницы несколько уроков по вязанию и связал пару чулок. Приложив к подарку послание с любезными стихами, философ отправил посылку Екатерине. Поблагодарив за мужскую работу, выполненную женщиной, Вольтер просил её величество принять женскую работу, сделанную руками мужчины.
Прекрасно, когда благодарность и учтивость свойственны не только королям и философам, но и абсолютно всем людям.

В мечети

Мулла решил обратиться к верующим. Но слушать его пришёл один молодой конюх. Мулла подумал про себя: «Должен я говорить или нет?». И решил об этом спросить конюха:
— Кроме тебя здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?
Конюх ответил:
— Господин, я простой человек и ничего в этом не понимаю. Но когда прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно дам ей поесть.
Мулла, поняв, что хотел сказать конюх, начал проповедь. Он вдохновенно излагал божественную истину больше двух часов и, закончив проповедь, почувствовал, как хорошо он говорил. За подтверждением своего мнения мулла обратился к слушателю и спросил:
— Как тебе понравилось моё мудрое обращение?
— Я уже сказал, что я простой человек и не очень понимаю всё это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно её накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.

Не дойдёт по адресу

К Вольтеру обращались многие литераторы, желающие получить от него рекомендацию или хотя бы узнать его мнение о своём произведении.
Один стихотворец, добившись приёма у Вольтера, прочитал ему свой поэтический труд, который назывался: «К потомству», и спросил:
— Что вы скажете о моей оде?
— Я думаю, что ода по адресу не дойдёт, – лаконично ответил Вольтер.
 
Об одном человеке

Жил-был человек. В детстве бабушка ему говорила:
— Внучек, вот вырастешь ты большой, посетят тебя какие-либо несчастья, а меня уж не будет – ты иди в храм. Тебе там легче станет.
Так и случилось. Вырос. Возникли разные житейские трудности. Пришёл человек в храм.
И тут к нему один старик подходит:
— Не так руки держишь!
Потом старушка стала дёргать за рукав:
— Не там стоишь!
Молящиеся рядом шепчут:
— Неправильно крестишься!
 В конце концов подошла одна женщина и говорит ему:
— Вы лучше идите и купите себе книжку о том, как здесь вести себя следует… потом и приходите в храм!
Человек, дослушав до конца проповедь священника, подошёл к монаху и попросил научить его поведению в храме.
Монах ему и говорит:
— Хорошо, что ты понял. В каждом обществе есть свои правила.

Тень и Полутень

Однажды Тень заметила, что у неё есть двойник, который постоянно её преследует. Решившись на серьёзный шаг, она вознамерилась проследить и поймать преследователя. В один миг она резко остановилась и спрашивает:
— Ты кто? Почему ты двигалась, а теперь остановилась?
Полутень отвечает:
— Я – твоя тень. Ты остановилась, и я остановилась.
Тень возмутилась:
— Это я – Тень, а ты являешься самозванкой!
На что Полутень со всем присущим ей почтением отвечала:
— Как твоя тень, я вынуждена повторять твои движения. Пожалуйста, прошу тебя: сядь, а потом встань – и ты сама во всём убедишься.
Тень, в ответ на эти слова, откровенно изложила возможности своего статуса.
— Понимаешь, я поступаю всегда в зависимости от чего-либо того, что на меня влияет. Я не могу изменить своё поведение самостоятельно, поэтому не могу выполнить твою просьбу. Но меня удивляет твоё непостоянство поведения.
 — Вот видишь, так же как ты зависишь от других, и я завишу от тебя, и, не являясь хорошей актрисой, могу повторять лишь половину твоих действий.

Это моя морковка

Один человек умер, и его отправили в пекло. Он провёл там много времени. Целый век он каялся и молился, умолял Господа простить его. В конце концов Господь сжалился над ним и сказал:
— Отворите книгу жизни и посмотрите, сделал ли он что-нибудь доброе за свою жизнь.
Когда открыли книгу жизни грешника, обнаружили там, что однажды этот человек дал бедному морковку.
Тогда Господь сказал:
— Этот грешник может освободиться.
И Господь приказал ангелу:
— Подай ему морковку, чтобы он ухватился за неё, и таким образом вытащи его из ада.
Ангел так и поступил. Вместе с этим человеком прицепились к предмету спасения и некоторые сообразительные грешники; они схватили друг друга за ноги, и ангел понёс их в рай.
Тут обладатель морковки крикнул:
— Это моя морковка!
Как только он это произнёс, цепочка разорвалась, и все упали в пекло.
Морковка не послужила ни его спасению, ни спасению других грешников. Бескорыстие живёт в законе подобия.

Огонь и котёл

В маленькой кучке жара тлел огонёк. Он осторожно горел, прячась в пепле, сохраняя силы, чтобы не погаснуть.
Наступило вечернее время, и хозяйка принесла вязанку сухого хвороста, чтобы разжечь печь. Она забросила хворост в печку и подожгла его – маленькое пламя начало разгораться. И в стоящем между поленьями котелке забулькало варево.
Огонь вспыхнул с новой силой и стал играть пламенем, выбрасывая языки вверх, вниз и в стороны. Это было так прекрасно, и огонь любовался своими отблесками, которые он распускал по кухне. В комнате стало тепло и уютно, и огонь набирал силу. Заигравшись, он потерял чувство осторожности. И от сильного огня из котелка вылилась похлёбка и погасила огонь.
(По Леонардо да Винчи)

На каком языке

Однажды к мудрецу приехала группа молодых людей из далёкого селения.
— Мы слышали, что вы даёте мудрые советы и открываете истину. Помогите и нам! Мы дожили до того, что старшее поколение перестало нас понимать, и теперь наступил тот предел, когда с ними уже невозможно договориться. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
— А они вас понимают?
— Мы не знаем, – отвечал удивлённый юноша.
— А на каком языке говорите вы?
— Как все. На современном.
— А старшие жители? – спросил их старик.
Задумались молодые люди и признались:
— Мы у них не спрашивали.
— Именно поэтому вы слушаете, но не слышите, смотрите, но не видите.

Мухи и пчёлы

Одного отшельника посетили люди из города и рассказали о том, что им плохо живётся, потому что у них злые и безнравственные соседи, с которыми приходится постоянно ссориться и трепать свои нервы.  Старец их выслушал и ответил:
— Вы же знаете, что существуют пчёлы и мухи. Поведение мухи понятно. Например, если в саду полно благоухающих цветов, а где-то в уголке есть куча грязи, муха пролетит весь сад и обязательно найдёт грязь, чтобы покопаться в ней. Если бы она могла говорить, и вы, поймав её, спросили, где в саду находятся розы, то муха ответила бы: «Роз в мире нет».
Подобны мухам и люди, которые привыкли обо всем судить отрицательно и всюду находить грязь, не замечая и игнорируя всё прекрасное.
Особенность же пчелы в том, что она стремится находить красивое и сладкое. Пчела пролетит мимо грязи. Она будет искать цветы. И если пчелу спросишь, где находится свалка мусора, она ответит, что не знает. Зато расскажет, где растут розы, где фиалки, а где гортензии. Пчела окажется знатоком всего прекрасного.
Но существует ещё одна категория людей, которая обладает зорким зрением. Они видят и грязь, и красоту: от грязи мир очищают, а красоту умножают.
Мудрец закончил свою речь такими словами:
— Когда ко мне приходят люди и начинают обвинять других, я привожу им этот пример о мухе и пчеле.

Не верь ему

Один купец приобрёл корзину стеклянной посуды и стал искать, кто бы взялся отнести её домой. Вызвался один юноша. Купец ему и говорит:
— Отнеси эту корзину и не проси за работу денег. За это я дам тебе три совета, которые помогут тебе прекрасно жить.
Юноша взвалил корзину на плечи. Пройдя треть пути, он попросил купца:
— Дай мне один из трёх советов.
И купец сказал ему:
— Первый совет: если кто-нибудь скажет тебе, что голод лучше сытости – ты не верь ему.
Когда юноша прошёл половину пути, он сказал купцу:
— Дай мне второй совет.
Купец сказал юноше:
— Если кто-нибудь скажет тебе, что пешком идти лучше, чем ехать верхом, не верь ему.
Наконец они подошли к дому, и юноша попросил:
— Теперь хочу выслушать третий совет.
— Если кто-нибудь скажет тебе, что нашёл человека, согласившегося понести груз за плату меньшую, чем ты получил, не верь ему.
Услышав эти слова, юноша с силой бросил корзину на землю.
И дал свой совет жадному купцу:
— Если кто-нибудь скажет тебе, что среди этих кусков ты найдёшь целый сосуд, не верь ему.   
Как бы ни хотелось иногда положиться на других людей, что бы они ни сказали вам, что надо делать, выбирать поведение и действовать следует самим.

Смело увидеть свои недостатки

Учитель говорил своим ученикам:
— Наши недостатки унижают нас. Мы в долгу перед любым человеком, который говорит нам о них. Слишком много накопилось в нас гордыни, самолюбования, величия и несправедливости. Попытки исправить хотя бы один недостаток готовит и ведёт здравомыслящего человека к самоочищению. Следует воспринять справедливую критику, как важный момент в самосовершенствовании и смело сказать себе: «Я шёл неправильным путём».
— Но критику очень больно переносить, – заметил ученик. 
— Это натурально, – отвечал Учитель, – потому что критика – это словесная хирургия. В критике надо умело пользоваться хирургическим инструментом. Полезно удалить больной участок тела, но нельзя удалять здоровую часть. Нехитрое дело – отпилить всю ногу, а не искать поражённое место. К сожалению, мало кто умеет правильно произвести хирургическую операцию.

Он лучше знает

Однажды шотландский поэт Роберт Бёрнс*, прогуливаясь по берегу реки, увидел, как спасли местного богача. Проходивший мимо батрак, заметив тонущего человека, не раздумывая, бросился в воду и вытащил утопающего. Богач, почувствовав себя вне опасности, отблагодарил своего спасителя и дал ему медный грош.
Толпившиеся люди схватили спасённого и потащили его, чтобы бросить обратно в воду. Тут Бёрнс поспешил вмешаться:
— Очень прошу вас оставить его в покое, – убеждал возмущённых людей Бёрнс. — Он ведь лучше знает себе цену!

*Роберт Бёрнс — Robert Burns; (1759 — 1796), шотландский поэт, фольклорист, автор многочисленных стихотворений и поэм, написанных на равнинном (германском) шотландском и английском языках.

Помятая шляпа писателя

Ханс Кристиан Андерсен*, датский писатель-сказочник небрежно одевался, абсолютно не обращая внимания на свой внешний вид. Почти всем жителям Копенгагена были известны поношенный плащ и помятая шляпа писателя.
Однажды, когда Андерсен прогуливался по улицам города, какой-то встречный бесцеремонно спросил:
— Скажите, этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?
Андерсен отнёсся спокойно к этой выходке прохожего и ответил вопросом на вопрос:
— А этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?

* Ханс Кристиан Андерсен — Hans Christian Andersen; (1805 —1875), датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка» и других.

Не стоит дожидаться

Когда Вольтер по приглашению прусского короля Фридриха Второго жил при его дворе, король предложил Вольтеру покататься вместе с ним на лодке. Писатель охотно согласился, но, когда увидел, что лодка протекает, выскочил из неё.
— Вы так боитесь за свою жизнь, – засмеялся король, – а я не боюсь.
— Это вполне понятно, – отвечал Вольтер. — Королей на свете много, а Вольтер только один.
Не стоит дожидаться худшего, оно и само может наступить.
 
Принимай себя

Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает, потому что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне с опавшими иголками, король услышал, что она не может давать виноград, подобно виноградной лозе, поэтому решила покончить с собой. А лоза умирала, потому что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл единственное растение, радующее сердце, цветущее и свежее. Это была фиалка. После расспросов он получил разумный ответ:
— Я считаю свою жизнь само собой разумеющейся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел увидеть фиалку. Если бы ты хотел вырастить дуб, виноград или розу, ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
Взгляните на себя. Вы можете быть только собой. Невозможно, чтобы вы стали кем-то другим. Вы можете радоваться и цвести или можете завянуть, если не принимаете себя и свою жизнь. 

Понимают без слов

Учитель спросил своих учеников:
— Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
— Потому что теряют спокойствие, – сказал один.
— Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Почему нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики высказывали свои мнения, но ни один ответ не устроил Учителя. В конце концов, он объяснил это так:
— Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того, чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются их сердца и люди кричат всё громче.
Ученики внимательно слушали. Один спросил:
— А как приблизить сердца?
— Это происходит, когда люди по-доброму относятся друг к другу. Они говорят тихо. Их сердца находятся очень близко и расстояние между ними маленькое. А когда влюбляются, что происходит? – спрашивал Учитель.
Не услышав ответа, продолжал:
— Тогда не говорят, а только перешёптываются и становятся еще ближе в своей любви. Потом и перешёптывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и всё понимают без слов, – так закончил своё откровение Учитель.

Любовь матери бесконечна

Молодой человек, обхватив голову руками, сидел на лавочке возле подъезда. Один взрослый задержался и подошёл к нему.
— Юноша, не стоит так горевать. Расскажи, что случилось, может, смогу чем-то помочь, – предложил прохожий ему.
— Вы меня всё равно не поймёте, у меня большое горе! – воскликнул юноша.
— В жизни всякое бывает, молодой человек. Человеческая жизнь длиннее и горя, и радости, – заметил прохожий.
— Вы не правы, уважаемый, – перебил его другой подошедший мужчина.
— Я ученый и знаю, что длиннее всего знания. Человек умирает, а знания, накопленные им, остаются.
И они стали спорить, забыв о молодом человеке. Пока прохожие спорили, к грустному юноше подошла женщина. Она стала расспрашивать о постигшем его несчастье, пытаясь утешить добрыми словами. Увидев, что утешения не помогают, сказала:
— Я понимаю, что ты не хочешь делиться с чужими людьми своим горем. Иди к матери и честно расскажи ей обо всём. Она своим сердцем поймёт тебя и простит. Она и успокоит, и поможет, а любовь её защитит от любого горя. Любовь матери бесконечна.

Ночной спор

Чувства переполняют человека, потому что они – его внутреннее состояние. Однажды, когда человек спал, чувства и эмоции стали спорить, кто из них сильнее и важнее.
— Я сильнее, – сказала Ненависть. – Я могу заставить человека совершить что угодно; благодаря мне появились предательство и гнев.
— Нет, я сильнее, – заговорила Ревность. – Я могу постоянно грызть и мучить человека и могу принудить к безрассудным и жестоким действиям.
— Ну что вы! – возмутилось Одиночество. – Разве это жестокость? Вот я могу и до самоубийства довести, значит, я сильнее.
— Да нет же! – воскликнула Совесть. – Зачем Вы говорите о таких ужасных вещах?! Я не считаю себя важной, но умею оценивать чувства и поведение с позиции добра и зла.
— Ха! И в этом твоя важность? – перебила её Ненависть. – Подумаешь, оценить! Мне абсолютно безразлична твоя оценка. Своей ненавистью я могу заразить и даже убить других.
— Не спорьте, пожалуйста. Сильнее меня нет! – воскликнула Любовь. – Я способна и возвысить, и унизить человека, могу объединить людей. Во мне и уважение, и дружба, и забота, и нежность. Я могу преодолеть любые препятствия.
— Но в наше время Любовь уже никто не ценит, – пробурчала Измена.
— Да, Любовь давно сдала свои позиции, – ухмыльнулось Сомнение.
— Выходит, все одинаковые, – протянуло Разочарование.
— А вот и нет! – сказала Мудрость. – Есть чувство, которое не кричит о своей силе, но оно намного могущественнее любого из вас. Оно преодолевает предательство и гнев. Оно не боится ненависти, оно совсем не знакомо с изменой. Оно несет в себе Любовь и может созидать и дарить нежность. Оно сильнее каждого из вас в отдельности и даже всех вместе, потому что не знает страха и ни с кем не меряется силой.
— Не может быть! – вскричали все хором. – Мы не знаем такого чувства.
— Ему некогда участвовать в ваших спорах. Оно и сейчас оберегает, наставляет и защищает. И это Материнская Любовь, – поставила точку в споре Мудрость.

Соблюдай меру

Ученик пришёл к философу и попросил совета, как ему избавиться от одолевающих его приступов гнева.
— Когда ты сердишься, то знай, что делаешь не одно зло, но вместе с этим ты усиливаешь в себе привычку к гневливости. Таким поведением ты подкладываешь дров в огонь. А потому, если не хочешь приучать себя к озлобленности, всячески сдерживай свой гнев и не давай ему нарастать, – говорил Эпиктет*.
— И какое удовольствие я получу от такого перенапряжения воли? – вопрошал неопытный ученик.
— Таким образом, ты будешь укреплять силу воли. А если будешь от злости воздерживаться, то от этого ещё получишь и удовольствие. Это будет признаком того, что ты победил свой гнев. Помни, однако, что трудно будет воздержаться, если однажды преступишь меру, – заключил Эпиктет.
 
*Эпиктет — (50 — 138), древнегреческий философ-стоик; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу.

Поучение отца
Один еврейский отец говорил своему сыну:
— Чтобы без особых несчастий прожить жизнь, помни три вещи.
Сын поправил очки, взял тетрадь и ручку, почесал голову и смиренно переспросил:
— Только три? Значит, этой тетради будет достаточно.
— Обо всех остальных я расскажу в другой раз. Хочу, чтоб ты запомнил важное.
— Я весь в твоём внимании, – отреагировал сын.
— Считай своего слабого врага могущественным человеком, чтобы ты не забывал его остерегаться.
 — Записал, – отозвался отпрыск.
— Считай своего могущественного друга слабым человеком, чтобы ты не мог целиком полагаться на его помощь, и друзья могут подвести. И опасайся коварных людей, – продолжал наставление отец, — коварный человек подобен обнажённому мечу. Он красив с виду, но с ним нужно быть осторожным.
— Про врагов и друзей мне всё понятно, я их знаю в лицо. А вот коварных к каким отнести? – переспросил сын.

Впал в немилость

Одно время Вольтер жил при дворе прусского короля Фридриха Великого и пользовался его расположением. Но из-за своей выходки впал в немилость и вынужден был уехать во Францию. Причиной послужило следующее событие.
Пришёл к Вольтеру немецкий генерал, автор записей о России, которые Вольтер переводил на французский язык. Они беседовали о тонкостях перевода и обменивались впечатлениями о содержании записок. В это время Вольтеру принесли очередное произведение короля Фридриха, которое он, как обычно, должен был оценить и поправить. Вольтер извинился перед генералом:
— Простите, друг мой, нам надо отложить нашу работу. Видите, король прислал мне в стирку своё грязное бельё, надо его постирать.
Конечно, эти слова были переданы королю. Как видим, даже мудрый Вольтер не всегда был осмотрительным.

Как научиться разбираться в людях

Ученик однажды спросил Старца:
— Как мне научиться разбираться в людях? Кому мне доверять и кого опасаться?
— Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, – сказал Старец. 
— Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе своё необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего.
— Как же так, старче? – удивился ученик. — Объясни мне!
— Это будет льстец. Он первый и предаст тебя! – ответил Старец со вздохом.
— А кому же мне доверять? – спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была. Такие люди первыми придут к тебе на помощь!
И старый монах добавил:
— Истинное уважение всегда незаметно, поэтому его трудно найти. Когда найдёшь честного человека, он тебе и будет верным другом.

Языковед и дервиш

Тёмной ночью по дороге шёл дервиш* и услышал из заброшенного колодца крик о помощи. Он приблизился к колодцу и, заглянув в него, закричал:
— Эй, что случилось?
— Видите ли, я – языковед, – ответил голос из колодца. — Я, к несчастью, провалился в эту глубокую яму и никак не могу отсюда выбраться.
— Держись, друг мой, дай мне раздобыть лестницу и верёвку, –успокоил его дервиш.
— Постойте минуточку, – закричал языковед, – вы неграмотно выражаетесь, притом, у вас ужасное произношение.
— Ну что ж, если для вас слова важнее смысла, вам лучше побыть там, где вы находитесь, пока я выучусь правильно говорить – сказал дервиш. И пошёл своей дорогой.
(По «Зеркало совершенства») 
 
*Дервиш — персидское слово, значит нищий; это странствующий монах, аскет, приверженец суфизма, одной из разновидностей мусульманской религии.

Достойное поведение

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел летающих птиц.
— Мама, какие это птицы? – спросил птенец.
— Это наши приятели, – ответила орлица сыну. Орёл живёт в одиночестве, такая его доля, но и ему необходимы друзья. Иначе какой же он король птиц, если у него нет друзей. Все птицы, которых ты видишь – верные наши друзья.
Довольный объяснением, молодой орёл смотрел, как летают птицы, и понимал, что теперь это и его друзья.
— Ой! – внезапно воскликнул он, – они воруют нашу пищу.
— Успокойся, сынок, они не воруют нашу пищу.  Это мясо я им отдала. Запомни на всю жизнь: каким бы голодным ни был орёл, он должен часть своей добычи отдать птицам, живущим по соседству. Они не могут подняться так высоко, как мы, и нам следует заботиться о них.
И достойное поведение орла – делиться последним куском с бедствующими.
(По Леонардо да Винчи)

Конфуций упреждал

Конфуций упреждал, что особое влияние на людей оказывают друзья, потому что им принято доверять.
Цзы-гун, его ученик, спросил о том, что значит быть кому-то другом. Учитель ответил:
— Будь честен с ним, когда даёшь ему совет, и побуждай к хорошему. Но если он не слушает, то не настаивай, чтобы не быть униженным.

Высшее благо

Греки считали дружбу одним из высших благ. Они утверждали, что настоящая дружба может быть только между хорошими людьми.
Аристотель писал, что дружба возникает от восхищения добродетелями другого, и это восхищение внушает благожелательность и старание подружиться с человеком и производить на него приятные впечатления.
Основа дружбы – правдивость и доверие. Поэтому самый краткий и верный путь к дружбе – стараться быть таким, каким друг нас желает видеть. О дружбе существует много пословиц и поговорок. Всем знакомая крылатая фраза: «Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты» популярна до сих пор.
Считалось, что с плохими людьми не следует водиться, чтобы от них не перенять их пороки. Можно обнаружить письменные источники, в которых указывается, что в законодательстве некоторых стран было предусмотрено наказание за дружбу с негодяями. Упоминается, что Харонд* наказывал тех граждан, которые были уличены в дружбе с дурными людьми. Он их карал как преступников.

*Харонд — (VII до н. э.) законодатель в греческих колониях на Сицилии и Калабрии.

Вера в дружбу

Рассказывают, что у Цезаря* был единственный друг, которому он доверял: это его лекарь. Более того, если он заболевал, лекарства принимал только в том случае, когда лекарь собственноручно их ему подавал.
Однажды Цезарь получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!». В то время полководец не очень хорошо себя чувствовал, и через некоторое время к нему пришёл лекарь и подал лекарство.
Цезарь передал врачевателю полученную записку и, пока тот читал, выпил лекарственную смесь.
Лекарь застыл в ужасе:
— Повелитель, как ты мог выпить это лекарство после того, как прочёл записку?
На что Цезарь ответил ему:
— Лучше умереть, чем усомниться в своем друге!
Не сомневайся в своих друзьях, если дружба проверена годами.

* Гай Юлий Цезарь — Gaius Iulius Caesar; (100–44 до н. э.), древнеримский государственный и политический деятель, полководец.

Запись на камне

Гриша и Никита дружили с детства. Иногда они спорили по незначительному поводу, но обычно быстро мирились. Один раз в пылу перепалки Гриша не сдержался и дал пощёчину Никите.
Никита, почувствовав обиду, всё же не поднял на друга руку. Он сдержался и написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Вскоре эта ситуация забылась.
Однажды они решили искупаться и пошли к реке. Никита, хотя и хорошо плавал, попал в водоворот. Изо всех сил он старался справиться с потоком, но его стало затягивать вглубь. Друг бросился на помощь и спас его.
Когда Никита пришёл в себя, он выцарапал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Гриша, прочитав запись, спросил:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Никита ответил ему:
— Когда кто-либо нас обижает, о проступке лучше сообщить на песке, чтобы ветер унёс эту запись. Но когда совершаются хорошие и смелые поступки, мы о них должны сделать запись на камне, чтобы никакой ветер не смог эту память стереть.

Друзья и попутчики

У мудреца спросили:
— Сколько видов дружбы существует?
— Четыре, – ответил он. И продолжал:
— Есть друзья, как еда. Каждый день ты нуждаешься в них.
— Есть друзья, как лекарство. Ищешь их, когда тебе плохо.
— Есть друзья, как болезнь. Они сами ищут тебя.
— Но есть такие друзья, как воздух. Их не видно, но они всегда с тобой.
— А те, которым ты поверил, а они уходят от тебя? – спросил молодой человек.
— Это не друзья, это попутчики.

Сколько нужно друзей

Однажды молодой мужчина пришёл за советом к известному мудрецу и спросил его:
— Мне очень хочется узнать, сколько друзей нужно человеку? Я размышлял над поговоркой: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», но не пришёл к определённому выводу и решил обратиться к вам. Мне кажется, если стараться завести себе как можно больше друзей, то можно стать зависимым человеком. Да и времени не хватит на сотню друзей?
— Я могу ответить на твой вопрос, – сказал мудрец, – вернее, ты сам себе и ответишь. Видишь вон ту огромную яблоню? Это одно из самых высоких деревьев в саду. Сорви и принеси мне, пожалуйста, яблоко с самой верхней ветки.
Мужчина рассмотрел дерево, оценил возможность дотянуться до верхней ветки и заметил:
— Ваша яблоня действительно очень высокая. Как же я сделаю это?
— Попроси друга помочь тебе. Вместе вы доберётесь до самой верхней ветки, – ответил мудрец.
Мужчина так и сделал. Он забрался на плечи своему товарищу, но до верха не смог дотянуться.
— Не выходит, – с заметной грустью в голосе пожаловался он.
Мудрец улыбнулся:
— Разве у тебя нет других друзей?
Мужчина привёл к дереву своих товарищей и знакомых. Они забирались друг на друга, стараясь дотянуться до макушки яблони, но им не удавалось выполнить задание.
Посмотрев на тщетные попытки, мудрец подозвал мужчину и сказал:
— Думаю, теперь ты понял, сколько друзей нужно человеку?
— Да, Учитель, спасибо, я всё понял. Друзей должно быть много, чтобы вместе с ними можно было справиться с любой проблемой!
Мудрец покачал головой:
— Наверное, друзей может быть несколько... Или всего один разумный человек, который додумался бы принести лестницу!

Не бросают друзей

По пустынной дороге шёл человек с собакой. Он устал, и собака устала. Наконец человек увидел оазис. Прекрасные ворота открыты, а за оградой слышится музыка и журчание ручья. «Чудесное место, вот где можно отдохнуть», – подумал путник. 
— Что это такое? – спросил путешественник у привратника. 
— Это рай. Ты уже умер и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему, – отвечает привратник.   
— А есть там вода, пища? – продолжает расспрашивать человек.   
— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны.  Всё, что захочешь.   
— Со мной собака.   
— Сожалею, с собаками нельзя. Её придется оставить здесь.   
И путешественник поковылял дальше. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.   
— Я хочу пить, – попросил путешественник у человека.   
— Заходи, во дворе есть колодец, – услышал приветливый ответ бедолага. 
— А моя собака? – продолжает разговор скиталец. 
— Возле колодца увидишь поилку.   
— А поесть мне и собаке? 
—  Могу угостить тебя ужином. Найдётся косточка и для собаки. 
—  А что это за место? – любопытствует человек. 
— Это рай, – заявляет смотритель.   
— И здесь рай? Привратник у дворца неподалёку сказал мне, что рай находится там.   
— Врёт он все. Там настоящий ад. 
— Как же вы в раю это терпите? – вопрошает путешественник.   
— Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

Твои друзья с тобой

Один молодой человек решил жениться. Неделю он бегал в хлопотах, занимаясь подготовкой к свадьбе.
В один из вечеров он обратился к отцу:
— Папа, у меня к тебе просьба. Я не успеваю всё сделать, поэтому даю тебе список моих друзей. Обзвони их, пожалуйста, и пригласи на торжество.
— Хорошо, сынок, – ответил отец.   
В день свадьбы сын подбежал к отцу и начал возмущаться:
— Папа, я же просил тебя обзвонить всех моих друзей!
— Я так и сделал, – отвечал отец.
— Но в моём списке было пятьдесят друзей, а я вижу только пятнадцать из них.
 — Сынок, я обзвонил пятьдесят человек. Каждому из них я сказал, что звоню по твоей просьбе, что у тебя сейчас проблемы и тебе нужна помощь друзей. И попросил всех прийти к нам в это время. Поэтому не переживай, сын: все твои друзья и пришли.

Дружба существует

Был некогда в городе Сиракузах грозный правитель Дионисий*. Своей жестокостью он так настроил жителей против себя, что стал подозревать всех в заговоре и желании убить его. Однажды тиран велел схватить грека Мироса и когда того привели, Дионисий в гневе накричал на него:
 — Мне донесли, что ты оклеветал меня и замышлял против меня худое.
— Нет, – сказал Мирос, – я не клеветал, я только называл тебя жестокосердым, каков ты и есть.
— Негодяй! – в гневе воскликнул правитель, – ты за это умрёшь на кресте.
— Я готов на смерть, – сказал Мирос, – я не стану молить тебя о пощаде. Но дай мне три дня свободы, чтобы я мог проститься с моей семьей. Я оставлю своего друга порукой в том, что я вернусь на смертную муку. Правитель подумал и сказал с хитрой усмешкой:
— Я исполню твоё желание. Ступай. Я даю тебе три дня сроку. Но если через три дня ты не явишься в Сиракузы, я отправлю твоего друга на мучения. И Дионисий подумал про себя: «Не вернётся больше Мирос. Пусть же народ узнает, какой он обманщик и предатель».
Вернувшись от правителя, Мирос пришёл к своему другу и сказал:
— Дионисий осудил меня на казнь, но даёт мне три дня свободы, чтобы я мог проститься с моей семьёй. Прошу тебя, побудь за меня три дня в заключении и будь порукой в том, что я вернусь.
Друг согласился исполнить просьбу Мироса и обнял его на прощание. Стражники повели друга в темницу и заковали в кандалы. Мирос, прибыв в селение, где жили его мать и сестра, простился с ними. Затем поспешил вернуться в Сиракузы.  Юноша преодолевал различные препятствия, а в конце пути разбойники загородили ему дорогу и подняли на него свои дубины.
— Что вам нужно? У меня ничего нет! – вскричал Мирос. — У меня есть только жизнь, но она мне нужна для спасения моего друга.
И разбойники отпустили его. Перед входом в город Мирос обогнал каких-то путников, и до него донеслись их слова:
— Теперь его, наверное, распяли.
Дурное предчувствие сдавило сердце Мироса, и он помчался спасать своего друга. И вот Сиракузы. Вершины городских башен золотит закат. Навстречу Миросу вышел его старый слуга.
— Назад! – закричал он Миросу. – Ты опоздал. Беги отсюда! Думай о своём спасении! Друг твой предан на муку. Ему говорили, что ты обманщик и предатель, но он верил в тебя до конца.
— О, если уже поздно, – сказал Мирос, – если уж моё возвращение не спасёт его, так я разделю с ним ту же участь.
Крест посреди площади и гул собравшейся толпы свидетельствовали о том, что Мирос находится на месте казни. И вот ведут его друга к помосту. Мирос пробивается сквозь толпу и кричит:
— Палач! Остановись! Я тот, вместо кого хотят казнить безвинного!
До казни дело не дошло.  Грозный правитель решил поступить справедливо и велел привести к себе осуждённых.
Дионисий сказал им:
— Вы победили моё сердце. Один друг, не раздумывая, идёт в темницу за своего друга, а другой, не взирая ни на какие трудности, выполняет данное обещание. Вижу, что дружба существует.

*Дионисий Старший — (432 — 367 до н. э.), тиран, правитель Сиракуз в 405 ; 367 гг. до н. э.; вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики и Италии.

Три друга

У молодого человека было три друга. Первых двух он очень любил, помогал, когда они нуждались в помощи, для третьего внимания не хватало.
Случилось так, что молодой человек из-за неразумных трат набрал долгов. Пришло время рассчитываться, но денег у него не было. Он отправился к друзьям в надежде на их помощь. Первый отказался выручить беднягу.
— Я не могу занять тебе денег, их у меня нет. Меня обеспечивают богатые приятели. Вот, впрочем, могу предложить тебе на первое время хлеба и вина. Тебе на пару дней хватит, а большего от меня не жди. Огорчённый юноша пошёл ко второму другу.
— Друг мой, – сказал он, – вспомни, как я всегда ценил тебя и дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в затруднительном положении, помоги мне.
— Сегодня я очень занят, – ответил второй друг, – мне совсем не до тебя. Всё, что я могу для тебя сделать, это проводить тебя к ростовщику. Больше ничем не могу помочь.
Так ни с чем и воротился бедняга от своих любимых друзей. Тогда он решился пойти к третьему другу. Придя к нему с унылым видом, он заговорил:
— Мне стыдно обращаться к тебе с просьбой, ведь я мало уделял тебе внимания, но вот случилось несчастье, и не к кому, кроме тебя, обратиться за помощью.
  — Что же ты так рано загоревал? – ответил третий друг. – Я считаю тебя близким человеком. Не беспокойся. Чем смогу, я помогу тебе.

О верности

Персидский царь Ксеркс собирался напасть на Грецию. Хотя у него было преимущество во флоте, эллины приняли решение сражаться. Перед тем как дать бой, греки позаботились о близких: на судах они переправили женщин, детей и стариков на остров Саламин.
Среди пожилых людей был Ксантипп, отец знаменитого оратора и полководца Перикла*. Собака отца Перикла не хотела разлучаться со своим хозяином. Она бросилась в воду и поплыла вслед за судном. Выбившись из сил у берегов Саламина, четвероногая упала замертво. Это ли не показатель бесконечной верности?
Философ и историк Плутарх писал, что собаке поставили мемориал на берегу одного из островов Эллады.

*Перикл — (ок. 494/493 — 429 до н. э.), афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

Разрушить легче

Бузурджмихра* спросили:
— Почему друзья так легко становятся недругами, а вот врагов превратить в друзей гораздо трудней?
И тот ответил:
— Но ведь точно также и дом разрушить легче, нежели построить, и разбить сосуд проще, чем его сделать, и растратить деньги легче, нежели заработать их.

*Бузурджмихр, министр персидского царя Хосрова 1 Ануширвана.

Хитрая задумка

Сын Моллы Насреддина хвастался и утверждал, что у него сто друзей. Молодой человек был уверен, что каждый из этих ста человек не бросит его в трудную минуту, так как зовётся его другом. Тогда мудрый Молла спросил: «А уверен ли ты, сын мой, что эти люди – твои друзья?». На что получил ответ сына: «Да!». В свою очередь Молла предложил юноше проверить дружбу на прочность.
— Возьми мешок, набей его ватой, – велел он сыну.
После того, как мешок был подготовлен, последовало следующее указание отца:
— Обойди всех своих друзей по очереди, говоря каждому, что ты попал в беду. Скажи, что от твоей руки погиб человек и его тело сейчас находится в мешке. Попроси каждого из своих друзей помочь тебе избавиться от тела.
И молодой человек, взвалив мешок на плечи, вышел из дома. Прошло много времени, прежде чем он вернулся. На лице его читалась обида.
— Что случилось? – спросил Молла.
— Девяносто из моих друзей закрыли дверь перед моим носом, едва услышав о теле в моём мешке! – сообщил раздосадованный юноша.
— Понятно, – покачал головой Молла. — Эти девяносто из ста не являются твоими друзьями. Они не помогут тебе в трудную минуту. Но что же сказали остальные десять?
— Девять из оставшихся согласились помочь мне закопать мешок с телом и готовы были отправиться со мной рыть могилу, – сказал юноша.
— А что же сказал последний? – спросил Молла.
Он сказал:
— Давай вместе пойдём к судье, и я скажу, что это сделал я.
— Понятно, сын мой, – вновь покачал головой Молла, – лишь один из сотни является настоящим другом.

Завещание друга

У коринфянина Эвдамида было два друга: Хариксен и Аретей. Эвдамид был беден, тогда как оба его друга были богаты. Почувствовав приближение смерти, бедный друг составил такое завещание: «Завещаю: Аретею кормить мою мать и поддерживать её старость. Хариксен обязан выдать замуж мою дочь и дать ей богатое приданое, какое он сможет, а в случае, если жизнь одного из них пресечётся, я возлагаю долю его обязанностей на того, кто останется жив».
Друзья Эвдамида приняли это завещание с удовлетворением, хотя некоторые люди смеялись над ними. Друзья честно выполняли то, что им было завещано. Когда умер Хариксен, Аретей перенял и его обязанности. Он ухаживал за матерью Эвдамида, а также выдал замуж дочь друга, поделив поровну приданое между ей и своей дочерью.
Почему друзья охотно приняли на себя заботу о близких Эвдамида, спросите вы? Ответ прост: Эвдамид, поручив друзьям позаботиться о его родных, оказал им доверие, именно этим он предоставил им возможность проявить себя достойными дружбы.
 
Коня за царство

Рассказывают об одном случае на скачках.  Киру*, посетившему соревнования, очень понравился конь, которым управлял ставший победителем молодой человек. Царь спросил его, за сколько бы он продал своего коня.
На что юноша ответил, что нет таких денег, за которые он хотел бы продать своего прекрасного друга.
Тогда царь задал другой вопрос:
— Согласен ли ты обменять коня на целое царство?
Юноша не согласился и с таким предложением, он нашёл достойный ответ:
— Нет, государь. Но я охотно отдал бы его, если бы мог найти столь же достойного друга среди людей.
Древнегреческий поэт Менандр** также говорил о великой ценности дружбы. Он считал, что тот человек, кому довелось встретить хотя бы тень настоящего друга, может считать себя счастливым.

*Кир — Кир Старший, основатель персидской монархии (6 в до н. э.). История рассказана Ксенофонтом.

**Менандр — (342 — 291 до н. э.), древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической поэзии.

Памятник собаке

Австрийская легенда рассказывает об одном храбром воине, проводившем свою жизнь в сражениях. Был у него верный друг, которого он всегда возил с собой, его любимая собака. Однажды, будучи в Голландии, воина подстерегла опасность. Собака защитила хозяина, но погибла сама.
Несчастный воин похоронил своего верного пса, а на могиле возвёл мемориал. Два века стоял этот монумент, вплоть до начала XIX века. Время шло, памятник развалился и исчез, но предания о нём сохранились. После того как стали производиться поиски, было обнаружено место захоронения собаки. Когда это произошло, кто-то произнёс фразу: «Вот где собака зарыта!», ставшую впоследствии крылатой. Насколько эта история является поучительной, судите сами.


Рецензии