Потребности в смехе и игре

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.13. Потребности в смехе и игре

Потребность в творчестве частично пересекается с еще одной потребностью – в смехе, который не является эмоцией, а представляет собой особое состояние организма, возникающее в ответ на определенные воздействия (физические – щекотку, когнитивные – юмор или эмоциональные – чаще положительной направленности). В этом состоянии в организме происходит целая серия физиологических процессов, связанных с выбросом эндорфина, уменьшением выработки кортизола (гормона стресса), ускорением газообмена в легких, со снижением артериального давления, и других процессов, благоприятно сказывающихся на общем состоянии организма.

Смех – эволюционно древняя потребность, которая, по некоторым данным, возникла у приматов порядка 16 миллионов лет назад [123]. Однако смеяться могут не только люди и приматы, но и многие другие животные, например мыши и собаки [124]. Понятно, что их смех связан с физическими воздействиями и возникновением положительных эмоций, например во время игры. Учитывая, что смех выполняет и определенную социальную функцию, связанную с общением, у людей он получил дальнейшее развитие – в виде смеха как реакции на юмор, который можно назвать творчеством в общении, поскольку именно новизна, необычность и неожиданность являются его главными составляющими. Юмор воздействует (через дофамин) на те же центры в мозге, что и кокаин. Аналогичное состояние возникает у человека при получении большой суммы денег, или, например, при виде красивого человека [125]. Смех контролю не поддается [126], то есть он в значительной степени регулируется на уровне организменного сознания. Интересно, что даже улыбка (как некоторая предварительная готовность к смеху) приводит к увеличению выработки эндорфинов, что положительно сказывается на здоровье человека, продлевая его молодость и жизнь в целом [127].

Практическая проверка полученных знаний и отработка моделей поведения в стадии развития человека – молодости осуществляются через реализацию потребности в игре. Кроме того, игровое поведение приводит к ускорению развития моторных навыков у детей [128].

Во взрослом состоянии такая потребность имеет несколько иное назначение – отдых, развлечение, получение удовольствия, иногда вплоть до возникновения болезненной зависимости (глава 4.4.4.1.2.4. Потребности в реализации привычек и зависимостей). Игровая зависимость имеет в том числе и генетические корни, поскольку склонность к ее возникновению связана с особенностями активации дофаминовых нейронов в прилежащем ядре лимбической системы мозга [129]. Возникновению зависимости способствует и то, что система «внутреннего подкрепления» срабатывает (выбрасывает в кровь дофамин) не только в случае выигрыша, но и когда игрок «почти» выигрывает (например, совпадают две вишенки из трех в игровых автоматах). Эффект становится еще более сильным, если у игрока создать иллюзию возможности влияния на результат, например, через право выбора картинок в том же игровом автомате [130].

Литература к главе 4.4.4.1.2.13.

123. Возраст смеха. 09.0.2009. http://mysci.ru/studies/vozrast-smexa#more-2597 

124. Животные научились смеяться раньше людей, чтобы выжить. 04.04.2005. https://www.newsru.com/world/04apr2005/laughter1.html

125. Юмор действует на мозг точно так же, как кокаин. 04.12.2003. https://www.newsru.com/world/04dec2003/laught_.html

126. Ученые доказали, что смех контролю не поддается. 19.04.2010. http://www.rosbalt.ru/style/2010/04/19/729507.html

127. Улыбчивые люди живут дольше. 29.03.2010. http://www.rosbalt.ru/style/2010/03/29/723884.html

128. Детские игры ускоряют развитие моторных навыков ценой замедления роста. 17.08.2015.
129. Склонность к азартным играм определяется нейронами прилежащего ядра. 25.03.2016.
130. Игровая лихорадка: Физиология азарта. 03.03.2009.


Рецензии