Герман Гессе о Франце Кафке
Герман Гессе о Франце Кафке
И нет в творении Творца ,
И смысла нет в молитве .
Фёдор Тютчев .
Франц Кафка - современный Иов , но в отсутствии диалога с Богом .
Его постигла моральная проказа и нет для него Избавляющего .
И вследствии того у него проявилась рефлексия человека иудейского вероисповедования о законе . Талмуд давал противоречивые мнения по всем вопросам , которые поднимал пытливый еврейский ум .
А сам еврейский ум принимал , хотел он этого или не хотел , талмудический подход к размышлению .
То есть с одной стороны это так , а с другой – иначе .
И то , и другое имеет право на истинность .
И , кроме того , Франц Кафка принадлежал , хотел он этого или нет опять таки , к мистическому иудейскому миру Праги .
Хотя , как и множество евреев в Германии , пытался стать германцем .
Он слушал лекции по кримнологии отца Отто Грасса , сотворца психоанализа с Карлом Юнгом , слушал , обучаясь на юриста .
Принадлежащие к римской культуре обучались юриспруденции и имели относящийся именно к римскому пониманию протокол взаимодействия с богами - заключению с богами юридических договоров , где чётко прописывались действия взаимодоговаривающихся сторон , и , что более важно , эти договора подписывались кровью .
Договора римлян были с подземными богами , и , в своих требованиях к этим богам выполнить их часть договора - власти Рима над всем миром , римляне приносили в жертву этим богам - человеческие жертвы .
И истинно римский храм , обеспечивающий постоянные человеческие жертвоприношения , Колизей , был построен на средства , полученные от разрушения Иерусалимского храма , который в конце концов , поскольку отрицал человеческие жертвоприношения , и в связи с этим сотрудничество с подземными богами , был сравнён с землёй .
Для постоянного притока в преисподнюю человеческой крови и велись нескончаемые войны . И истинный римлянин , деяния которого лежали в основании римского мира , был готов и свою жизнь принести в жертву богам преисподней , лишь бы Рим властвовал .
И римляне обеспечивали этот поток человеческой крови для преисподней .
Священное Писание говорит о том , что римский мир не исчез ,
а ведёт к тому , что называется окончанием человеческой истории , начавшейся с грехопадением первого Адама .
Так что же делать в этом дискурсе человеку в его движении от одного объекта к другому в рамках как раз дискурсивного мышления ?
Кафка не знал . Его мысли путались .
Его юридическое мышление накладывалось на ту вечную вину , которую иудей должен был чувствовать пред глазами разгневанного человечества .
В его крови были слова из глубины веков , слова , которыми разгневанное человечество пригвоздило вместо себя Вечного Жида .
А Вечный Жид извивался пред этими глазами в попытках выжечь в себе это чувство вины . Он не мог обратиться к Священному Писанию , ибо был научен вековому мнению о Писании - то , что Писание представляет собой лабиринт или даже катакомбу с ключами не от тех дверей , возле которых эти ключи лежат . И только мудрецы - каббалисты знают предназначение ключей . Но и история каббалистов преподносила заманчивые примеры мессий - такого , как Шабтай Цви в 17 веке , и саббатианцы , и последующий ему Франк , и , в свою очередь , франкисты , утверждали то , что мессия проходит через радикальное обнаружение зла , в котором закон должен быть взорван .
Но не в римском мире .
Так что Франц Кафка в его желании стать римлянином новой формации отрефлексировал тему закона .
В которое входило мнение иудаизма средневековья - то , что анормативное поведение должно характеризовать мессию , который спускается в недра зла , чтобы привнести туда свет через нарушение закона . И Кафка понимал ту ответственность мессианства в своём поколении .
И то , что каждое поколение должно иметь своего мессию , который вступает совсем по римски в договор со злом .
Кафка размышляет о том , что может принести с собой нарушение закона .
Он не смог стать мессией в сабабтианском ключе , ибо он с ужасом обнаружил то , что нарушение закона несёт с собой беспощадный суд , который мог наступить в любое время и не заботился о комфорте принимающей стороны .
Язык , как думал Кафка , божественного суда , предполагает вынесение беспощадного приговора . И бесконечно повторяемого изгнания из рая .
В 82 псалме о судьях Кафка с ужасом увидел , что мир как раз и отдан этим нечестивым , порицаемым Богом судьям .
Увидел кругом себя господство ленивого демонизма .
И удалённость Судии - Бога , как бы отдавшего мир на волю нечестивым судьям полностью , не вмешиваясь .
Кафка ощущал полное отчаяние в мире зла .
Кафка размышлял о факте грехопадения и решил , что не из – за грехопадения мы изгнаны из рая , а для того только , чтобы удалить нас от древа жизни .
Я же , размышляя о том , что же именно и составляет грехопадение , увидела в этой истории то , что плод древа познания добра и зла был съеден до Евы тем змеем , который , вкусив плод древа познания добра и зла , вкусил и плод от древа жизни . Тем сделав зло в себе вечным и неисправимым . Того же желал он и для человека , чтобы таким образом манипулировать Создателем человека и избежать неизбежного суда .
Но Творец предварил коварство замысла змия , изгнав наивных людей из рая , чтобы они уже не имели возможность , вкусив от плода с древа жизни , сделать зло в себе вечным , чтобы неизменно творить зло .
Теперь у человека был выбор .
А Франц Кафка , придававший большое значение выбору одежды и выглядевший как денди , или как принц , не был счастлив .
Ибо была проблема для Кафки - его отец .
Что не смог бы обнаружить , если бы об этом не написал Зигмунд Фрейд . С таким же талмудическим складом ума , как и сам Франц Кафка .
Отец Кафки выглядел вполне как король небольшого королевства , которое он создал сам . В мире пражской торговли .
Сам сделав себя королём .
И пытавшийся из наследника вырастить принца созданного им королевства . Но проблема заключалась в том , что , как это часто бывает , наследник , получавший приличное образование стараниями отца , не хотел принимать в наследство королевство отца .
А своего королевства принц создать не имел сил .
Нужно учитывать тот факт , что его отец не соблюдал заповеди стихийно , учитывая их талмудическую запутанность .
А Франц Кафка как будто бы поставил себе целью нарушить все десять заповедей планомерно . И Ницше , и Юнг , и Гессе .
В том числе и заповедь почтения к родителям , которая единственно имеет обетование : будет тебе благо на земле .
Как будто бы Кафка и имел это благо на земле , но проблема заключалась в том , что эти блага ему создавал отец .
И приличное образование и вид денди .
Но только вид . А внутри Кафки происходили процессы , как раз отображённые в его произведениях .
Судя по контексту всё происходило в преисподней , куда он , с предварительно полученными опытами во зле , как должный быть мессией по саббатианскому образу , спустился .
Сам же Шабтай Цви , как и Франк после него , несомненно что спускались в преисподнюю , но без полученного Кафкой юридического образования , и , судя по их жизням , договаривались с преисподней , не используя юридичский дискурс , так сказать , по понятиям .
И создали свои королевства , и властвовали в них .
Кафка же имел претензии к Творцу , а это не сулило ему ничего хорошего . Кафка имел ту претензию к Творцу , что Тот сотворил мир , имея плохое настроение .
В жизни же он исполнял обязанности мессии по саббатианскому типу : любил кабаре , посещал бордели , практиковал нудизм , как и Герман Гессе . Может быть Гессе внутри себя имел мессианские амбиции тоже .
Если при чтении книг Достоевского Гессе слышал музыку Людвига ван Бетховена , то при чтении книг Франца Кафки он определённо слышал траурные произведения Фредерика Шопена .
Отец Франца Кафки был деревенским мясником , вполне может быть , что он исполнял обязанности резника при местной синагоге .
Но что - то пошло не так .
И он изменил направление в своей торговле и стал хозяином галантерейного магазина в центре Праги .
А Кафка ощущал себя в присутствии своего величественного отца
« дас нихт - ничто « . И своё творчество он считал « дас нихт - ничто .»
Вопрос - в присутствии кого ?
Может быть Бога - таким , как он Его представлял .
Своему другу Максу Броту он сказал :
« Для меня сочинительство - форма молитвы . »
Кафка вместе с Джойсом и Прустом входил в модернистскую троицу .
Существовала ещё одна троица - Фрейд , Ницше , Маркс .
Они все видели один кошмарный сон - о власти бюрократии .
Чиновники для них - это мир отцов .
Недаром в рассказе Кафки отец говорит сыну :
« Ты - своего рода дьявольское отродье . » , тем признавая дьявольскую природу и своего отца , и самого себя .
Вспоминаются слова Иисуса Христа : « Отец ваш - дьявол . »
И Кафка , сын дьявола , по своему собственному невольному признанию , считал , что мир - элемент дурного настроения Бога .
И считал то , что вменение человеку вину за первородный грех несправедливо . В своих произведениях он выступал от имени человека , несправедливо , по его мнению , обвинённому .
Он показывал внезапность и бессмысленность , и беспощадность этого суда .
По существу звериное безразличие Кафки к своему отцу , начальнику , к своему телу как чужом у говорит о чужеродной встроенности в Кафку того , мнение которого он озвучивал уже чужими губами .
И постепенно этот чужой голос в Кафке выпил его до дна .
Его постигла вполне такая романтическая смерть за час до обьявленной радости сочетания браком с женщиной , которая , как считал он , его понимала . Но кому в конечном счёте предназначалась эта женщина - ему или ревнивому голосу внутри него ? Это извечная тема германских романтиков , последним из которых был не Кафка , поскольку так и не стал германцем - римлянином последнего времени , а последним романтиком стал Герман Гессе .
Хетт по древней крови в нём и римлянин по праву завоевателя Рима .
Жалобы воплотившегося в человеке демона - вот что такое произведения Франца Кафки , по моему мнению .
Творчество демонов существует для того , чтобы их пожалели .
Есть и старое поколение демонов : отцов , внушающих страх детям , крепко держащиеся в теле , ценящих все возможности , которые дают им их тела и пользующихся телами по полной .
Их « дети « - чуждающиеся своих тел , стремящихся выжать слезу у слезливого человечества и питаться человеческой доверчивостью , используя запасы милосердия , которые люди решили использовать для своей славы , а не для славы Божьей .
Кафка в Праге начала века поселился на Златой уличке , где существовали поселения ахимиков при правителе Праги Рудольфе Втором .
В день смерти на Ратушной площади остановились часы , их завели только через неделю . На смертном одре Кафка сказал :
« Демоны , наконец , оставили меня … я ускользнул от них …»
Каким образом ? Имея демона внутри себя считать , что можно ускользнуть от него в глубинах преисподней , чтобы тот не использовал его даже после его смерти ? Демон забрал у Франца Кафки его имя и упивался славой .
Герман Гессе написал своё впечатление от взгляда на портрет Кафки :
« Мне попалось портрет выдающегося , умершего молодым писателя .
Красивое , грустное юношеское лицо со скорбным взглядом .
Звали этого грустно глядевшего , умершего в молодости писателя -
Франц Кафка . « Повторение слов говорит о неимоверном впечатлении Германа Гессе от портрета . Как будто бы он глядел не на одно его лицо , но и на своё собственное , потому что он часто был на грани смерти .
Содрогаясь от взгляда на того , который был наполнен молодостью и вдруг упал , как подкошенный , от неистового замаха судьбы .
Гессе описывает своё первое впечатление от книг Кафки :
« Впервые войдя в созданный этим писателем мир , где совершенно необычайно перемешаны умозрительные построения иудаизма и немецкая поэзия , вдруг замечаешь , что неведомо как очутился в царстве видений , которым свойственна то призрачная нереальность , то похожая на сон , пылающая , чрезмерная реальность , и в то же время убеждаешься , что этот еврей , родом из Богемии , — автор совершенно мастерской , умной и динамичной прозы на немецком языке . « , как описание тех сновидений , которые поражают своей реальностью для находящегося в этом сне .
Гессе описывает мир законов Кафки , где действует прихоть
« могучих неведомых сил « , а все « умозрительные построения « Кафки « обретают плоть и кровь « , причём « ночные кошмары становятся прекрасными , зачастую совершенно МАГИЧЕСКИМИ творениями « ( кто как не МАГ смог бы оценить подобным образом ) :
« Страшными снами кажутся его вымыслы. В этих фантазиях предельно достоверно , даже педантично воссозданы картины особого мира , в котором человек и все творения сознают свою зависимость от священных , но темных , до конца не постижимых законов и ведут смертельно опасную игру , — выйти из нее нельзя , в ней действуют диковинные , сложные и , наверное , исполненные глубокого смысла правила , постичь которые человеку в земной жизни не дано , тем более что правила то и дело изменяются по прихоти могучих неведомых сил . Кажется , человек уже совсем близко подошел к величайшим божественным тайнам и вот - вот их откроет , однако даже само существование этих тайн он лишь угадывает и не может ни увидеть их , ни понять , проникнув в их суть . И друг с другом люди говорят , не слыша , не понимая друг друга , и в этом их трагедия . Трагическое отсутствие взаимопонимания , как видно , и есть главный закон их бытия . Люди чувствуют , что где - то должны быть порядок , родина , жизнь , которой ничто не угрожает , но сами они безнадежно обречены скитаться на чужбине ; они хотели бы кому - то повиноваться , но не видят — кому , хотели бы творить добрые дела , но убеждаются , что пути к добру им закрыты , они слышат , что Бог призывает их к Себе , но найти Его нигде не могут . Непониманием и страхом наполнен этот странный мир , в то же время он необычайно богат образами , событиями , богат великолепными художественными находками и бередящими душу притчами о невыразимом , ибо этот еврейский Кьеркегор , этот богоискатель , мыслящий , как талмудист , всегда и во всем остается еще и художником огромного дарования , ибо все его умозрительные построения обретают плоть и кровь , а ночные кошмары становятся прекрасными , зачастую совершенно магическими творениями « .
Гессе в 1935 году написал о страданиях Кафки как того , что тот претерпел в своей душе , обуреваемый своими кошмарными сновидениями :
«Мы начинаем понимать , что Кафка был одиноким предтечей , что он намного раньше , чем мы , познал адскую муку великого духовного и экзистенциального кризиса , настигшего нас сегодня , что ее претерпел он в своей душе и воссоздал в своем творчестве , которое во всей своей полноте только сегодня стало нам доступно . «
Кафка из числа одиноких и трудных детей своей эпохи , тех , кому оправданность их собственного бытия , духовности и веры порой внушала глубокие сомнения . Такие создания , находясь где - то на краю мира , в котором они уже стали чужаками , вглядываются в пустоту за его пределом , догадываясь , что там обретается тайна Бога , и все же порой их пронизывает чувство сомнительности и невыносимости своего бытия и , более того , неверие в смысл человеческого существования как такового . Отсюда лишь один крохотный шаг до радикального самоосуждения …
Если бы произведения Кафки действительно были уничтожены , иной читатель , который сегодня занимается ими в силу своей потребности в образовании , был бы избавлен от необходимости заглядывать в бездны . Но будущее подготавливается не теми , кто закрывает глаза при виде отчаявшегося человека .
Одна из задач литературы — ЗРИМОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОТАЁННЫХ БЕЗДН ,» « , не более и не менее !!!
« Кафка вовсе не был отчаявшимся человеком . Он часто поддавался отчаянию , так же как в свое время Паскаль или Кьеркегор ( их творчество он знал ) . Но не веру в Бога , не веру в высшую реальность он терял , а лишь веру в себя самого , в способность человека достичь истинных , полных глубокого смысла отношений с Богом , или , как он иногда именует Бога , « Законом » . И это отражено во всех его произведениях , великолепнее всего — в « Замке » .
В этом романе некий человек , который рад бы служить и занять свое место в общем порядке , безуспешно добивается , чтобы господа , те , кому он хочет служить , его хотя бы заметили , он ни разу не может их даже увидеть .
Трагична эта страшная сказка , трагично и все творчество Кафки .
Слуга нигде не находит своего Господина , его жизнь остается бессмысленной . «
Я согласна , жизнь того , кто не находит Бога , трагична .
Но дело в том , что Франц Кафка не слуга , а сын , по обетованию .
Как человек из народа , вступивший в заветные отношения с Богом - Творцом .
Но напрасно в погружении в грех искать Бога .
Вот причина , по которой ни Франц Кафка , ни сам Герман Гессе не могли встретиться с Творцом .
Они захотели стать заменой христу - вместо христа - антихристами .
Искупить греховное человечество , вместо него погрузившись в грех .
И , оглядываясь в толщах греха , пытались внушить себе то , что , опускаясь в грех , как и Фридрих Ницше , как и Карл Юнг , тем освобождают человечество .
Договариваясь с бездной , вступая , говоря языком нынешних реалий , в
« договорняк « . Чтобы человечество не погружалось в эту бездну .
Как бы бездна - не для простых людей ,а для элиты человечества .
Уверенные в своём праве грешить напропалаю и при том ощущать себя рыцарями .
Как « авторитетный пацан « Гессе понимал другого « пацана « .
Разумеется , Герман Гессе , не выражался просторечиями .
Всё таки он обладал , без всякого сомнения , изысканным немецким языком .
И отмечал в Кафке такое же виртуозное владение немецким языком :
« Все , что в его произведениях может показаться запутанным и чрезмерным , наконец , просто патологическим , все насквозь проблематичные и в глубоком смысле сомнительные странствия этой одинокой фантазии насыщаются магической красотой и обретают благословенную форму благодаря особому выразительному языку Кафки и силе его поэтического дара . Писатель был евреем и он , конечно , принес в литературу , отчасти сознательно , отчасти безотчетно , многое , что было им унаследовано , воспринято из традиции , образа мыслей и языка евреев Праги и в целом Восточной Европы , его религиозность имеет , несомненно , еврейские черты . Но в том , что касалось сознательного пути развития , влияние западного христианства , по - видимому , было более сильным , чем влияние еврейское ; вероятно , не Торе и Талмуду он был предан и не к ним питал особую любовь , а к Паскалю и Кьеркегору . « То есть отмечал европейский путь развития еврея , который выбрал путь отказа от богатого наследия еврейской мысли , приняв мысль и форму европейской мысли . Ход мыслей Франца Кафки был глубоко близок Герману Гессе :
« Наряду с кьеркегоровским вопросом о бытии , наверное , ни одна проблема не занимала его так долго и серьезно , не заставляла страдать и не побуждала к творчеству так сильно , как проблема понимания ; трагедия Кафки — а это писатель глубоко трагический — это всегда трагедия непонимания , недостижимости понимания между человеком и человеком , личностью и обществом , человеком и Богом . «
Отмечая Франца Кафку , как и Фёдора Достоевского пророческим даром :
« Ему , одаренному талантом страдания и глубоких раздумий , были внятны все проблемы его времени , и нередко он внимал им как пророк , но и не только — он , любимец богов , волшебной силой своего искусства не только открыл нам смятение и трагические картины , но и дал нам красоту и утешение . «
Считая произведения Кафки глубоко религиозными :
« смысл его фантазий совсем не в художестве , как легко предположить , видя совершенно поразительную тщательность проработки этой прозы , — смысл их в религии . Суть этих произведений — не что иное , как благочестие , они будят в душе смирение , благоговейный трепет . «
Ещё в 1925 году Гессе писал о книге Кафки « Процесс » :
« речь идет о неизбежной первородной виновности любого , живущего на земле человека . После бесконечно долгого процесса большинство обвиняемых осуждены , некоторые , удостоенные особой милости , в прошлом были , очевидно , полностью оправданы , еще кому - то выпало « условное освобождение » , которое , впрочем , в любую минуту может быть отменено , так как начнется новый процесс и человека опять возьмут под арест . Словом , « процесс » этот есть не что иное , как установление вины самой жизни , а « обвиняемые » — это люди , живущие среди многих других , неопасных , — печальные , полные тяжелых , стесняющих душу предчувствий , начавшие осознавать ужас , неотъемлемый от жизни любого существа . Но они могут спастись , встав на путь покорности , кроткого смирения с неизбежным . Эту жизненную мудрость автор « Процесса » проповедует , не прибегая к прямым объяснениям или упрощенным аллегориям , но используя исключительно художественные средства . Роман уводит нас в призрачный мир сновидений и грез , окутывает паутиной из причудливо сплетенных нитей сна , и , не разбуженный окончательно , а словно в полусне , читатель смутно , очень смутно догадывается , что в картинах этого фантастического мира снов он видит и узнает землю , ад и небеса . «
«Процесс « Герман Гессе характеризует как проповедь , которая неисследимым образом должна вести на « путь покорности , кроткого смирения с неизбежным .»
Каким - то образом люди в 1937 году , как и мой дедушка , услышали эту проповедь , и смирились , как они отчаянно считали , с неизбежным :
Божий Суд настиг их , и что бы они смогли сделать , люди , попавшие под этот неминуемый суд . Недаром создался мем как бы из саркастически мыслящей преисподней : « Мы рождены , чтоб Кафку сделать былью .»
Такой же сарказм сдлышится в словах Гессе о благочестии Кафки :
« Давно уже ясно , что Франц Кафка не только писатель , наделенный мощной силой видения , но и благочестивый , религиозный человек , хотя и того трудного типа , что Кьеркегор . Его фантастические видения — это пылающее заклинание реальности , неотступное желание выразить религиозный вопрос о человеческом бытии . «
Но « заклинание реальности « в произведениях Кафки отмечена верно .
Они оба - заклинатели реальности : И Кафка , и сам Герман Гессе .
И проблемы у них общие и восприятие творчества Кафки , как и своего , собственно говоря « не как святотатство , а как подлинное благочестие , где
« злое колдовство оборачивается добрым чудом ( вот сарказм та сарказм , и не автора строки , а преисподней !!! , где , именно что в преисподней
« безусловная трагедия бессмысленности жизни пронизана столь острым предчувствием милости !!! , да , преисподняя превзошла саму себя !!! ) :
« … Проблема проблем Кафки — отчаяние и потерянность человека в жизни , конфликт между страстным желанием отыскать смысл жизни и сомнительностью любого смысла , какой бы ей ни придавали , в этом великолепном и волнующем романе доведена до остроты отчаяния ; это страшная , почти жестокая книга . Но в этой повести , гнетущей и , собственно говоря , совершенно безотрадной , так много деталей , исполненных красоты и изумительной чуткости , тонко подмеченных черт , она дышит такой сокровенной любовью и полна такой художественной силы , что злое колдовство оборачивается добрым чудом , а безусловная трагедия бессмысленности жизни пронизана столь острым предчувствием милости , что мы воспринимаем « Процесс » не как святотатство , а как подлинное благочестие . « И тут Гессе открывает в творчестве Кафки « самый светлый , приветливый , самый умиротворяющий « !!! книжный образ :
« Из трех романов , или фрагментов , Кафки , имеющих единую психологическую тему - одиночество современного человека в мире и его отдаление от Бога , —
из этих романов одиночества и жажды спасения , « Америка » — самый светлый , приветливый , самый умиротворяющий . И герой « Америки » — не взрослый человек , а почти мальчик , и всё в этом романе Кафки , особенно им любимом , устремлено к разрешению диссонансов , к распутыванию запутанного и примирению . Правда , и здесь в иных главах что - то душит тебя , точно ночной кошмар , и все тонет в смутной , таящей угрозу мгле , и здесь героя окружает опасный , подчас глубоко враждебный мир , мир трудно постижимый и , в сущности , безрассудно устроенный . Но первая … глава , в которой шестнадцатилетний юноша должен прибыть в Нью - Йорк и , уже выйдя со своим чемоданчиком на палубу , вдруг обнаруживает , что забыл внизу зонтик , оставляет чемодан какому - то незнакомцу , спускается на нижнюю палубу за зонтиком и , заблудившись на огромном корабле , попадает в незнакомые помещения , оказывается связан с чужими судьбами , понимает , что ни о каком чемодане уже нет и речи , — эта первая глава напоминает страшные сны и фантазии из « Голема » Майринка . «
Да , есть умиротворение в кошмаре , по мнению Гессе .
« Всем произведениям Кафки в большой мере свойствен характер образцов , иногда и назиданий , однако лучшие его творения — те , где жесткая , словно кристаллическая структура как бы парит в лучах насыщенного красками , переливающегося света , а очень чистый и по большей части холодный и строго сдержанный язык Кафки иногда творит волшебство ; таков и « Замок » . Главной в этом романе остается все та же великая проблема Кафки — сомнительность нашего бытия и непостижимость его истоков и причин , сокровенность Бога и зыбкость наших представлений о Нем , тщетность попыток найти Бога или привлечь к себе Его внимание . « Процесс » суров и неумолим , в « Замке » все мягче и светлее …Кафка имеет что - то сказать нам не как теолог и не как философ , а единственно как писатель . Он предлагает нам сны и видения своей одинокой тяжелой жизни , притчи о своих переживаниях , о горестях и счастливых часах , и мы должны искать в его книгах и , находя , принимать лишь эти сны и видения , но никак не « толкования » , которыми , может быть , остроумные интерпретаторы дополнят его сочинениям . Подобные толкования — игра ума , нередко она очень мила и полезна людям неглупым , но далеким от искусства , или же тем , кто пишет или читает книги о негритянской скульптуре или двенадцатитоновой музыке , но до существа художественного произведения не способен добраться , вечно оставаясь за его воротами , сотней ключей пытаясь их открыть и не замечая того , что ворота не заперты . « Завершающий абзац
« Макс Брод попытался истолковать феномен Кафки , бережно . Брод с мягкой настойчивостью подчеркивает в творчестве и жизни своего друга позитивные , жизнеутверждающие черты , его любовь к жизни . Обратившись к сочинениям Кафки , легко выстроить себе образ абсолютного пессимиста , демонического, одержимого Кафки , и , вне всякого сомнения , этот писатель в высшей степени был страдальцем и скептиком , собратом Иова , но удивительно в его сочинениях и привлекательно не то , что их автор так много и так беспросветно страдал и сомневался , и не то , что он так потрясающе глубоко постиг сомнительность человека и сомнительность добра , — нас очаровывает Кафка - художник , ибо несмотря на всю двойственность и скорбь , он — поэт , любящий и восхваляющий жизнь , глубоко верующая натура , поклонник красоты и мастер в создании художественных образов *
Свидетельство о публикации №223122100640