Герман Гессе о Франце Кафке

21  .  12  .  2023 
Герман  Гессе  о  Франце  Кафке 
И  нет  в  творении  Творца  ,
И  смысла  нет  в  молитве  .
Фёдор  Тютчев    .
Франц  Кафка   -  современный  Иов  , но в  отсутствии  диалога  с  Богом  .
Его  постигла  моральная  проказа  и  нет  для  него  Избавляющего .
И вследствии  того  у  него  проявилась  рефлексия  человека  иудейского вероисповедования  о законе  .   Талмуд  давал  противоречивые  мнения  по всем  вопросам  , которые  поднимал  пытливый  еврейский  ум  .
А  сам  еврейский   ум  принимал  , хотел  он  этого  или  не  хотел  ,  талмудический  подход  к  размышлению  .
То есть с одной  стороны  это так  ,  а  с  другой – иначе  .
И  то  ,  и  другое  имеет право на  истинность  .
 И  , кроме  того  ,   Франц  Кафка  принадлежал  , хотел  он  этого  или  нет    опять таки  ,  к  мистическому  иудейскому  миру  Праги  .
Хотя  , как  и  множество  евреев  в  Германии  , пытался  стать  германцем  .
Он  слушал  лекции  по кримнологии  отца  Отто  Грасса  , сотворца  психоанализа    с   Карлом   Юнгом   ,  слушал  ,  обучаясь  на  юриста  .
Принадлежащие  к  римской  культуре  обучались  юриспруденции  и  имели  относящийся   именно  к римскому  пониманию  протокол  взаимодействия                с  богами  -  заключению с  богами  юридических  договоров  , где  чётко прописывались  действия  взаимодоговаривающихся  сторон  ,  и  , что  более  важно  ,  эти  договора  подписывались  кровью  .
Договора  римлян  были  с  подземными  богами  ,  и  ,  в  своих требованиях                к  этим  богам  выполнить  их  часть  договора  - власти Рима  над всем  миром  ,  римляне  приносили  в  жертву  этим  богам  -  человеческие  жертвы  .
И  истинно  римский  храм  , обеспечивающий  постоянные  человеческие  жертвоприношения  , Колизей  , был построен  на  средства  , полученные  от  разрушения  Иерусалимского  храма  , который  в  конце  концов  , поскольку  отрицал  человеческие  жертвоприношения  ,  и  в  связи  с  этим  сотрудничество  с  подземными  богами  ,  был сравнён с  землёй  .
    Для  постоянного  притока  в  преисподнюю  человеческой  крови  и велись нескончаемые  войны  . И  истинный  римлянин  , деяния  которого  лежали                в основании  римского мира  , был  готов  и  свою  жизнь принести  в  жертву  богам  преисподней  , лишь бы  Рим  властвовал  .
И  римляне  обеспечивали  этот поток  человеческой  крови  для  преисподней  .
Священное  Писание  говорит  о  том  ,  что  римский  мир  не исчез  ,
а   ведёт  к  тому  , что называется  окончанием  человеческой  истории  , начавшейся  с  грехопадением  первого  Адама  .
Так  что  же  делать  в  этом  дискурсе  человеку  в  его движении  от  одного объекта  к  другому  в  рамках  как  раз  дискурсивного  мышления  ?
Кафка  не  знал  .  Его мысли  путались  .
Его  юридическое  мышление  накладывалось  на  ту  вечную вину  ,  которую  иудей  должен  был  чувствовать  пред  глазами  разгневанного  человечества  .
В  его крови  были  слова  из  глубины  веков  , слова  , которыми  разгневанное  человечество  пригвоздило  вместо себя  Вечного  Жида  .
А  Вечный  Жид   извивался  пред  этими  глазами  в  попытках  выжечь в  себе  это  чувство  вины  . Он  не  мог  обратиться  к  Священному  Писанию  , ибо был научен  вековому  мнению  о  Писании  - то  , что Писание представляет собой  лабиринт  или  даже  катакомбу  с  ключами  не  от  тех  дверей  ,  возле  которых эти  ключи  лежат  .  И  только  мудрецы  -  каббалисты  знают предназначение  ключей  .  Но  и  история  каббалистов  преподносила  заманчивые  примеры  мессий  -  такого  , как  Шабтай  Цви  в  17 веке   ,                и  саббатианцы  ,  и   последующий  ему  Франк  , и  , в  свою  очередь  , франкисты  ,  утверждали  то  , что  мессия  проходит  через  радикальное  обнаружение  зла  , в  котором  закон  должен  быть взорван  . 
Но  не  в римском  мире  .
Так  что  Франц  Кафка  в  его желании  стать римлянином  новой  формации  отрефлексировал  тему  закона  .
В  которое  входило  мнение  иудаизма  средневековья  -  то    ,  что   анормативное  поведение  должно характеризовать мессию  , который  спускается  в недра  зла  , чтобы  привнести  туда  свет  через нарушение  закона  . И  Кафка  понимал  ту  ответственность мессианства  в  своём  поколении  .
И  то  ,  что  каждое  поколение  должно  иметь своего мессию  , который  вступает  совсем  по римски  в  договор  со  злом  .
Кафка  размышляет  о  том  , что  может принести  с  собой  нарушение  закона  .
Он  не  смог стать мессией  в  сабабтианском  ключе  , ибо  он  с  ужасом  обнаружил  то  , что нарушение  закона  несёт с  собой  беспощадный  суд  ,  который  мог наступить в  любое  время  и  не  заботился  о  комфорте  принимающей  стороны  .
Язык  , как  думал  Кафка  , божественного  суда  ,  предполагает  вынесение  беспощадного приговора  .  И  бесконечно  повторяемого изгнания  из рая  .
В  82  псалме  о  судьях  Кафка  с ужасом  увидел  ,  что мир  как  раз  и  отдан  этим   нечестивым  ,  порицаемым  Богом  судьям  .   
Увидел   кругом  себя   господство ленивого  демонизма  .
И  удалённость  Судии  - Бога  , как  бы  отдавшего мир  на  волю  нечестивым  судьям  полностью   , не  вмешиваясь   .
Кафка  ощущал  полное  отчаяние  в  мире  зла  .
Кафка  размышлял  о  факте  грехопадения  и  решил  ,  что  не  из –  за  грехопадения  мы  изгнаны  из рая  , а  для  того   только    ,  чтобы  удалить  нас  от  древа  жизни  .
Я  же  , размышляя  о  том  , что  же  именно и  составляет  грехопадение  ,  увидела  в  этой  истории  то  ,  что   плод   древа  познания  добра  и  зла   был  съеден  до  Евы  тем  змеем  ,  который  , вкусив  плод  древа  познания  добра  и зла  ,  вкусил  и  плод  от  древа  жизни  .  Тем сделав  зло в себе  вечным  и неисправимым  .  Того  же  желал  он  и  для  человека  ,  чтобы  таким  образом  манипулировать  Создателем  человека  и  избежать  неизбежного  суда  .
Но  Творец  предварил  коварство  замысла  змия  , изгнав  наивных  людей                из рая  ,  чтобы  они  уже  не  имели  возможность  , вкусив  от плода  с древа  жизни  ,  сделать  зло  в  себе  вечным  , чтобы  неизменно творить  зло  .
Теперь    у  человека  был  выбор  .
А  Франц  Кафка  , придававший  большое  значение   выбору  одежды  и  выглядевший  как  денди  , или  как  принц   ,  не  был счастлив   .
Ибо    была  проблема  для  Кафки  -  его отец  .
Что  не  смог  бы  обнаружить  , если  бы  об  этом  не  написал  Зигмунд   Фрейд .   С  таким  же  талмудическим  складом  ума  , как  и  сам  Франц  Кафка  .
 Отец  Кафки   выглядел    вполне  как  король  небольшого королевства  , которое    он  создал   сам  .  В  мире  пражской  торговли  .
Сам сделав  себя  королём .
И  пытавшийся  из  наследника  вырастить  принца  созданного им   королевства  .   Но проблема  заключалась в  том  ,  что  ,  как  это часто  бывает  ,  наследник  , получавший  приличное  образование стараниями  отца  , не  хотел принимать в  наследство  королевство  отца  .
А  своего   королевства   принц  создать  не  имел сил  .
Нужно  учитывать тот   факт  ,  что  его отец  не  соблюдал  заповеди  стихийно  ,  учитывая  их талмудическую  запутанность  .
 А  Франц  Кафка  как  будто  бы  поставил  себе  целью  нарушить все   десять  заповедей  планомерно  .   И  Ницше  , и  Юнг  ,  и  Гессе  .
В  том  числе  и заповедь  почтения  к  родителям  ,  которая  единственно имеет  обетование  :  будет тебе  благо на  земле  .
Как  будто  бы  Кафка  и  имел  это  благо на  земле  , но   проблема  заключалась в  том  ,  что  эти  блага  ему создавал  отец  .
И  приличное  образование  и  вид  денди  .
Но  только вид  .  А внутри  Кафки происходили  процессы  ,  как  раз  отображённые  в  его произведениях  .
Судя  по контексту  всё  происходило  в  преисподней  ,  куда  он  ,                с  предварительно  полученными  опытами  во  зле  ,  как  должный  быть мессией  по саббатианскому  образу  , спустился  .
Сам  же  Шабтай  Цви  ,  как  и  Франк  после  него  ,  несомненно  что  спускались  в  преисподнюю  , но  без полученного  Кафкой  юридического  образования  ,  и  , судя  по  их  жизням  , договаривались с преисподней  , не  используя  юридичский  дискурс  , так  сказать  , по  понятиям  .
И  создали  свои  королевства  ,  и  властвовали  в  них  .
Кафка  же  имел претензии  к  Творцу  ,  а  это  не  сулило  ему  ничего  хорошего  .  Кафка  имел  ту  претензию к  Творцу  , что  Тот  сотворил мир ,                имея     плохое   настроение . 
В  жизни  же  он  исполнял  обязанности  мессии  по  саббатианскому  типу  :  любил  кабаре  ,  посещал  бордели  , практиковал  нудизм  ,  как  и  Герман  Гессе  .  Может  быть  Гессе  внутри  себя  имел  мессианские  амбиции  тоже  .
Если  при  чтении  книг  Достоевского  Гессе  слышал  музыку  Людвига  ван   Бетховена  ,  то  при  чтении  книг  Франца  Кафки  он определённо слышал  траурные  произведения  Фредерика  Шопена  .
Отец    Франца  Кафки  был  деревенским  мясником  , вполне   может  быть  ,  что  он  исполнял  обязанности  резника  при  местной  синагоге  .
 Но  что - то пошло  не так  .
  И  он   изменил направление  в  своей  торговле  и  стал  хозяином  галантерейного  магазина  в  центре  Праги  .
 А    Кафка  ощущал   себя  в присутствии  своего   величественного   отца 
«  дас  нихт  -  ничто  «  . И  своё  творчество  он считал  «  дас  нихт  - ничто  .»
Вопрос  -  в  присутствии  кого  ?
Может  быть  Бога  - таким  , как  он  Его  представлял  .
Своему  другу  Максу  Броту  он сказал  :
«  Для  меня  сочинительство  -  форма  молитвы  . »
Кафка  вместе  с Джойсом  и  Прустом  входил  в  модернистскую  троицу  .
Существовала  ещё  одна  троица  -  Фрейд  , Ницше  ,  Маркс  .
Они  все   видели  один    кошмарный  сон  -  о власти  бюрократии  .
Чиновники  для  них  -  это мир  отцов  .
Недаром  в  рассказе  Кафки  отец  говорит  сыну  :
«  Ты  - своего рода  дьявольское  отродье  .  »  , тем  признавая  дьявольскую природу  и  своего  отца  , и  самого  себя  . 
Вспоминаются  слова  Иисуса  Христа  :  «  Отец  ваш  - дьявол  . »
И  Кафка  , сын  дьявола  ,  по своему  собственному  невольному  признанию  ,   считал  , что мир  - элемент  дурного настроения  Бога  .
И  считал  то  , что вменение  человеку  вину  за  первородный  грех  несправедливо  .  В  своих  произведениях  он  выступал  от имени  человека  , несправедливо  , по его мнению  , обвинённому  .
Он  показывал внезапность и  бессмысленность  , и  беспощадность  этого суда  .
По  существу  звериное  безразличие  Кафки  к  своему  отцу  , начальнику  ,                к  своему  телу  как  чужом  у  говорит  о    чужеродной  встроенности  в  Кафку  того  , мнение  которого  он озвучивал  уже  чужими  губами  .
И  постепенно  этот  чужой  голос  в  Кафке  выпил  его  до  дна  .
Его постигла вполне  такая  романтическая  смерть   за  час  до  обьявленной  радости  сочетания  браком  с  женщиной  ,  которая  , как  считал он  , его понимала  .  Но  кому в конечном  счёте  предназначалась  эта  женщина  -  ему  или  ревнивому  голосу  внутри   него  ?                Это  извечная  тема  германских  романтиков  , последним  из  которых  был                не  Кафка  , поскольку  так  и не  стал  германцем  -  римлянином  последнего  времени  ,  а  последним  романтиком  стал  Герман Гессе  .
Хетт  по  древней  крови  в  нём  и  римлянин  по праву  завоевателя  Рима  .
Жалобы  воплотившегося  в  человеке  демона  -  вот что такое  произведения  Франца  Кафки  ,  по моему  мнению .
Творчество  демонов  существует  для  того  ,  чтобы  их пожалели  .
Есть  и  старое  поколение  демонов  :  отцов  ,  внушающих  страх  детям  , крепко  держащиеся  в теле ,  ценящих все  возможности  , которые  дают  им  их тела  и  пользующихся  телами  по полной   .
Их  «  дети  «  -  чуждающиеся  своих тел  , стремящихся  выжать слезу                у  слезливого  человечества  и  питаться   человеческой  доверчивостью  , используя  запасы  милосердия  , которые  люди  решили   использовать  для  своей  славы  ,   а  не  для  славы  Божьей  .
Кафка  в  Праге  начала  века  поселился  на  Златой  уличке  , где   существовали  поселения  ахимиков  при  правителе  Праги  Рудольфе  Втором  .
В  день смерти  на  Ратушной  площади  остановились часы  ,  их  завели  только  через неделю  .  На    смертном  одре  Кафка  сказал  :
«   Демоны  ,  наконец  ,  оставили  меня  …  я  ускользнул от них  …»
Каким  образом  ?  Имея  демона  внутри себя  считать , что  можно  ускользнуть  от   него  в  глубинах преисподней  , чтобы  тот  не  использовал его  даже  после  его смерти  ?  Демон  забрал  у  Франца  Кафки  его имя  и упивался  славой  .
Герман  Гессе  написал  своё  впечатление  от  взгляда  на  портрет  Кафки  :
«  Мне попалось  портрет  выдающегося  , умершего  молодым  писателя  .
Красивое  ,  грустное  юношеское  лицо  со скорбным  взглядом  .
Звали  этого  грустно  глядевшего  , умершего  в  молодости  писателя  -
Франц  Кафка  .  «    Повторение  слов  говорит  о  неимоверном  впечатлении  Германа  Гессе  от портрета  .  Как  будто  бы  он  глядел  не  на  одно его  лицо  ,  но  и на  своё  собственное  , потому  что он часто  был на  грани  смерти  .
Содрогаясь   от взгляда  на  того  ,  который  был  наполнен  молодостью   и  вдруг  упал  , как  подкошенный  ,  от неистового  замаха  судьбы  .
Гессе  описывает  своё  первое  впечатление  от книг  Кафки  :
«   Впервые войдя в созданный этим писателем мир   , где совершенно необычайно перемешаны умозрительные построения иудаизма и немецкая поэзия   , вдруг замечаешь , что неведомо как очутился в царстве видений   , которым свойственна то призрачная нереальность   , то похожая на сон    , пылающая   , чрезмерная реальность   , и в то же время убеждаешься   , что этот еврей   , родом из Богемии   , — автор совершенно мастерской   , умной и динамичной прозы на немецком языке   .  «  ,   как описание  тех сновидений  ,  которые  поражают  своей  реальностью  для  находящегося  в  этом  сне  . 
Гессе   описывает  мир  законов  Кафки  , где  действует прихоть 
«  могучих  неведомых сил   «   ,    а    все   «   умозрительные    построения    «  Кафки   «   обретают  плоть и  кровь    «  ,  причём    «  ночные  кошмары   становятся     прекрасными   ,    зачастую   совершенно   МАГИЧЕСКИМИ  творениями  «  (  кто  как  не   МАГ  смог  бы  оценить  подобным  образом  )  :   
  «  Страшными снами кажутся его вымыслы. В этих фантазиях предельно достоверно    , даже педантично воссозданы картины особого мира   ,   в котором человек и все творения сознают свою зависимость от священных   , но темных , до конца не постижимых законов и ведут смертельно опасную игру  , — выйти из нее нельзя   , в ней действуют диковинные   , сложные и   , наверное   , исполненные глубокого смысла правила   , постичь которые человеку в земной жизни не дано   , тем более что правила то и дело изменяются по прихоти могучих неведомых сил   . Кажется  , человек уже совсем близко подошел к величайшим божественным тайнам и вот  -   вот   их откроет    , однако даже само существование этих тайн он лишь угадывает и не может ни увидеть их   , ни понять   , проникнув в их суть   . И друг с другом люди говорят   ,     не слыша   , не понимая друг друга   , и в этом их трагедия   . Трагическое отсутствие взаимопонимания   , как видно   , и есть главный закон их бытия   . Люди чувствуют  ,   что где  -   то должны быть порядок   , родина   , жизнь   , которой ничто не угрожает   , но сами они безнадежно обречены скитаться на чужбине   ; они хотели бы     кому  -  то повиноваться   , но не видят — кому   , хотели бы творить добрые дела  ,     но убеждаются   , что пути к добру им закрыты   , они слышат    , что Бог призывает     их к Себе    , но найти Его нигде не могут   . Непониманием и страхом наполнен этот странный мир   , в то же время он необычайно богат образами   , событиями  , богат великолепными художественными находками и бередящими душу притчами      о невыразимом   , ибо этот еврейский Кьеркегор    , этот богоискатель   , мыслящий   , как талмудист  , всегда и во всем остается еще и художником огромного дарования   , ибо все его умозрительные построения обретают плоть и кровь   , а ночные кошмары становятся прекрасными   , зачастую совершенно магическими творениями   «    .
Гессе   в  1935  году  написал  о  страданиях    Кафки  как  того  ,  что  тот  претерпел в  своей  душе  ,  обуреваемый  своими  кошмарными  сновидениями   : 
  «Мы начинаем понимать  , что Кафка был одиноким предтечей   , что он намного раньше   , чем мы   , познал адскую муку великого духовного и экзистенциального кризиса   , настигшего нас сегодня  , что ее претерпел он в своей душе и воссоздал в своем творчестве   , которое во всей своей полноте только сегодня стало нам доступно   . «   
Кафка из числа одиноких и трудных детей своей эпохи   , тех   , кому оправданность                их собственного бытия   , духовности и веры порой внушала глубокие сомнения   . Такие создания   , находясь где  -   то на краю мира   , в котором они уже стали чужаками  , вглядываются в пустоту за его пределом   , догадываясь   , что там обретается тайна Бога , и все же порой их пронизывает чувство сомнительности и невыносимости своего бытия и   , более того   , неверие в смысл человеческого существования как такового   . Отсюда лишь один крохотный шаг до радикального самоосуждения …   
Если бы произведения Кафки действительно были уничтожены   , иной читатель   , который сегодня занимается ими в силу своей потребности в образовании    , был       бы избавлен  от необходимости заглядывать в бездны    . Но будущее подготавливается    не теми   , кто закрывает глаза при виде отчаявшегося человека   .
Одна из задач литературы —   ЗРИМОЕ   ВОПЛОЩЕНИЕ  И  ОСМЫСЛЕНИЕ  ПОТАЁННЫХ   БЕЗДН    ,»  « , не  более  и  не  менее  !!!
«   Кафка вовсе не был отчаявшимся человеком   . Он часто поддавался отчаянию   , так же как в свое время Паскаль или Кьеркегор (  их творчество он знал   )   . Но не веру в Бога    , не веру в высшую реальность он терял   , а лишь веру в себя самого    , в способность человека достичь истинных   , полных глубокого смысла отношений с Богом   , или  , как он иногда именует Бога   , «   Законом   »   . И это отражено во всех его произведениях , великолепнее всего — в «   Замке   »    .
В этом романе некий человек    , который рад    бы служить и занять свое место в общем порядке   , безуспешно добивается   , чтобы господа   , те    , кому он хочет служить   , его хотя бы заметили    , он ни разу не может их даже увидеть   .
Трагична эта страшная сказка   , трагично и все творчество Кафки .
Слуга нигде не находит своего Господина   , его жизнь остается бессмысленной    . « 
Я  согласна  , жизнь  того  ,  кто  не  находит  Бога  , трагична  .
Но  дело в том  ,  что  Франц  Кафка  не  слуга  ,  а  сын  ,  по  обетованию  .
Как  человек  из народа  ,  вступивший  в  заветные  отношения  с  Богом  - Творцом  .
Но напрасно  в    погружении в грех  искать Бога  .
Вот  причина  , по  которой  ни  Франц  Кафка  ,  ни  сам  Герман  Гессе  не  могли  встретиться  с  Творцом  .
Они захотели  стать  заменой  христу  -  вместо  христа  -  антихристами  .
Искупить  греховное  человечество  , вместо  него  погрузившись в  грех  .
И  , оглядываясь  в  толщах  греха  , пытались  внушить  себе  то  ,  что , опускаясь  в  грех  ,  как  и  Фридрих  Ницше  ,  как  и  Карл  Юнг  , тем  освобождают  человечество .
Договариваясь  с  бездной  ,  вступая  ,  говоря  языком  нынешних реалий  , в 
«  договорняк  « .    Чтобы  человечество  не погружалось  в  эту  бездну  .
Как  бы   бездна  -  не  для  простых  людей  ,а  для  элиты  человечества  .
Уверенные  в  своём праве  грешить напропалаю  и  при  том  ощущать себя  рыцарями .
Как    «  авторитетный  пацан  «  Гессе  понимал  другого  « пацана  «  .
Разумеется  , Герман  Гессе  , не  выражался  просторечиями  .
Всё  таки  он  обладал  , без  всякого  сомнения  ,  изысканным  немецким  языком  .
И  отмечал  в  Кафке  такое  же  виртуозное  владение   немецким  языком  :
  «    Все   , что в его произведениях может показаться запутанным и чрезмерным   , наконец   , просто патологическим   , все насквозь проблематичные и в глубоком смысле сомнительные странствия этой одинокой фантазии насыщаются магической красотой и обретают благословенную форму благодаря особому выразительному языку Кафки и силе его поэтического дара  . Писатель был евреем и он   , конечно   , принес в литературу   , отчасти сознательно   , отчасти безотчетно   , многое   , что было им унаследовано   , воспринято из традиции  , образа мыслей и языка евреев Праги и в целом Восточной Европы   , его религиозность        имеет   , несомненно    , еврейские черты   . Но в том    , что касалось сознательного пути развития   , влияние западного христианства   , по  -   видимому   , было более      сильным    , чем влияние еврейское    ; вероятно    , не Торе и Талмуду он был предан       и не к ним питал особую любовь    , а к Паскалю и Кьеркегору   . «   То есть отмечал  европейский  путь развития  еврея  ,  который  выбрал  путь отказа  от   богатого   наследия  еврейской  мысли  , приняв  мысль  и  форму  европейской  мысли  .  Ход  мыслей  Франца  Кафки  был  глубоко  близок  Герману  Гессе  :
«   Наряду с кьеркегоровским вопросом о бытии   , наверное    , ни одна проблема                не занимала его так долго и серьезно    , не заставляла страдать и не побуждала                к творчеству так сильно    , как проблема понимания    ; трагедия Кафки — а это писатель глубоко трагический — это всегда трагедия непонимания    , недостижимости понимания между человеком и человеком    , личностью и обществом   , человеком и Богом . «
Отмечая  Франца  Кафку  ,  как  и  Фёдора  Достоевского  пророческим  даром  :               
«   Ему   , одаренному талантом страдания и глубоких раздумий    , были внятны все проблемы его времени   ,       и нередко он внимал им как пророк    , но и не только — он   , любимец богов   , волшебной силой своего искусства не только открыл нам смятение и трагические    картины     , но и дал нам красоту и утешение    . « 
  Считая     произведения  Кафки  глубоко  религиозными  :
«  смысл его фантазий совсем не в художестве     , как легко предположить    , видя совершенно поразительную тщательность проработки этой прозы    , — смысл их в религии    . Суть этих произведений — не что иное     ,     как благочестие     , они будят в душе смирение    , благоговейный трепет    .  «
  Ещё   в  1925  году  Гессе    писал  о  книге  Кафки   «   Процесс    »    :
«   речь идет о неизбежной первородной виновности любого   , живущего на земле          человека . После бесконечно долгого процесса большинство обвиняемых осуждены    , некоторые  , удостоенные особой милости   , в прошлом были    , очевидно    , полностью оправданы , еще кому  -   то выпало   «   условное освобождение  »  , которое   , впрочем   , в любую минуту может быть отменено   , так как начнется новый процесс и человека опять возьмут под арест   . Словом   , «   процесс   » этот есть не что иное   , как установление вины самой жизни    , а «    обвиняемые    » — это люди    , живущие среди многих                других   , неопасных    , — печальные    , полные тяжелых   , стесняющих душу предчувствий   , начавшие осознавать ужас   , неотъемлемый от жизни любого существа . Но они могут спастись   , встав на путь покорности   , кроткого смирения с неизбежным .                Эту жизненную мудрость автор «  Процесса   » проповедует   , не прибегая к прямым объяснениям или упрощенным аллегориям  , но используя исключительно художественные средства    . Роман уводит нас в призрачный мир сновидений и грез , окутывает паутиной из причудливо сплетенных нитей сна   , и   , не разбуженный окончательно   , а словно в полусне   , читатель смутно   , очень смутно догадывается  , что в картинах этого фантастического мира снов он видит и узнает землю   , ад и небеса  . « 
«Процесс   «  Герман  Гессе  характеризует  как  проповедь  , которая  неисследимым  образом  должна  вести  на  «  путь покорности  , кроткого смирения  с неизбежным  .»
Каким  - то  образом  люди  в   1937  году  ,  как  и  мой  дедушка  , услышали  эту  проповедь  , и  смирились  ,  как  они  отчаянно  считали  , с  неизбежным  :
Божий  Суд настиг  их  , и  что  бы  они  смогли  сделать  , люди  , попавшие  под  этот  неминуемый  суд  . Недаром  создался  мем  как  бы  из саркастически  мыслящей  преисподней  :  «  Мы  рождены  ,  чтоб  Кафку  сделать  былью  .»
Такой  же  сарказм  сдлышится  в  словах  Гессе    о  благочестии  Кафки  :
«   Давно уже ясно    , что Франц Кафка не только писатель , наделенный мощной силой видения   , но и благочестивый    , религиозный человек  , хотя и того трудного типа   , что Кьеркегор    . Его фантастические видения — это пылающее заклинание реальности   , неотступное желание выразить религиозный вопрос      о человеческом бытии   . «
Но  «  заклинание  реальности  «  в произведениях  Кафки  отмечена  верно  .
Они  оба  -  заклинатели  реальности  :  И  Кафка  ,  и сам    Герман  Гессе  .
  И  проблемы  у  них общие   и восприятие  творчества  Кафки  ,  как  и  своего  , собственно  говоря  «  не  как  святотатство  , а  как  подлинное  благочестие ,  где 
«  злое  колдовство  оборачивается  добрым  чудом    (  вот  сарказм  та  сарказм  ,  и  не  автора  строки  , а  преисподней  !!! , где  , именно  что в преисподней 
«  безусловная  трагедия  бессмысленности  жизни  пронизана  столь острым  предчувствием  милости  !!!   , да  , преисподняя превзошла  саму  себя  !!! ) :
«  …  Проблема проблем Кафки — отчаяние и потерянность человека в жизни  ,                конфликт между страстным желанием отыскать смысл жизни и сомнительностью любого                смысла    , какой бы ей ни придавали    , в этом великолепном и волнующем романе доведена до остроты отчаяния    ; это страшная   , почти жестокая книга   .                Но в этой повести    , гнетущей и   , собственно говоря   , совершенно безотрадной   ,                так много деталей   , исполненных красоты и изумительной чуткости   ,                тонко подмеченных черт   , она дышит такой сокровенной любовью и полна такой художественной силы    , что злое колдовство оборачивается добрым чудом   ,                а безусловная трагедия бессмысленности жизни пронизана столь острым предчувствием милости   , что мы воспринимаем «   Процесс   » не как святотатство   , а как подлинное благочестие    . «   И тут  Гессе  открывает в  творчестве  Кафки  «  самый  светлый  ,  приветливый  ,  самый  умиротворяющий   «   !!!  книжный  образ  : 
  «    Из трех романов   , или фрагментов    , Кафки   , имеющих единую психологическую тему - одиночество современного человека в мире и его отдаление от Бога  , —
из этих романов одиночества и жажды спасения   , «   Америка   » — самый светлый , приветливый   , самый умиротворяющий   . И герой «   Америки    » — не взрослый человек   , а почти мальчик    , и всё в этом романе Кафки    , особенно им любимом , устремлено                к разрешению диссонансов    , к распутыванию запутанного и примирению . Правда   ,                и здесь в иных главах что -   то душит тебя   , точно ночной кошмар   ,      и все тонет                в смутной   , таящей угрозу мгле    , и здесь героя окружает опасный   , подчас глубоко враждебный мир   , мир трудно постижимый и   , в сущности   , безрассудно устроенный   . Но первая  …    глава   , в которой шестнадцатилетний юноша должен прибыть в Нью  -   Йорк и   , уже выйдя со своим чемоданчиком на палубу   , вдруг обнаруживает   , что забыл внизу зонтик   , оставляет чемодан какому  -   то незнакомцу    , спускается на нижнюю палубу за зонтиком   и   , заблудившись на огромном корабле   , попадает в незнакомые помещения  , оказывается связан с чужими судьбами   , понимает   , что ни о каком чемодане      уже нет и речи   , — эта первая глава напоминает страшные сны и фантазии    из «   Голема    » Майринка    .  « 
Да  , есть умиротворение  в  кошмаре  , по мнению  Гессе  .
«   Всем произведениям Кафки в большой мере свойствен характер образцов , иногда и назиданий   , однако лучшие его творения — те   , где жесткая  , словно кристаллическая структура как бы парит в лучах насыщенного красками , переливающегося света   , а очень чистый и по большей части холодный и строго сдержанный язык Кафки иногда творит волшебство   ; таков и «  Замок   »  . Главной    в этом романе остается все та же великая проблема Кафки — сомнительность нашего бытия и непостижимость его истоков и причин    , сокровенность Бога и зыбкость наших представлений о Нем   , тщетность попыток найти Бога или привлечь к себе Его внимание . «   Процесс   » суров и неумолим   , в «   Замке   » все мягче и светлее   …Кафка имеет что   -   то сказать нам не как теолог и не как философ    , а единственно  как писатель    .   Он предлагает нам сны и видения своей одинокой тяжелой жизни   , притчи о своих переживаниях   , о горестях и счастливых часах   , и мы должны искать             в его книгах    и  , находя    , принимать лишь эти сны и видения    , но никак не    «  толкования  »  , которыми   , может быть    , остроумные интерпретаторы дополнят его сочинениям . Подобные толкования — игра ума   , нередко она очень мила и полезна людям неглупым , но далеким от искусства  , или же тем   , кто пишет или читает книги о негритянской скульптуре или двенадцатитоновой музыке  , но до существа художественного произведения не способен добраться   , вечно оставаясь за его воротами  , сотней ключей пытаясь их открыть и не замечая того   , что ворота не заперты  . «    Завершающий  абзац   
  «   Макс Брод попытался истолковать феномен Кафки   , бережно   .      Брод с мягкой настойчивостью подчеркивает в творчестве и жизни своего друга позитивные   , жизнеутверждающие черты   , его любовь к жизни   . Обратившись       к сочинениям Кафки  , легко выстроить себе образ абсолютного пессимиста   , демонического, одержимого Кафки   , и   , вне всякого сомнения   , этот писатель       в высшей степени был страдальцем и скептиком   , собратом Иова   , но удивительно      в его сочинениях и привлекательно не то   , что их автор так много и так беспросветно страдал и сомневался   , и не то   , что он так потрясающе глубоко постиг сомнительность человека и сомнительность добра   , — нас очаровывает Кафка -   художник  , ибо несмотря на всю двойственность и скорбь   , он — поэт   , любящий и восхваляющий жизнь    , глубоко верующая натура    , поклонник красоты и мастер в создании художественных образов   *


Рецензии