Дымовая завеса

Рассказ моего отца
Магонова Василия Яковлевича
уроженца д. Сосновка
Участника Великой Отечественной войны
майора в отставке.
(1927 - 2015гг.) Похоронен в ДНР г.Донецк.

Где в лугах густые травы
            пьют серебряные росы,
Там берёзки и ракиты
            заплетают свои косы.
На горе от ягод красной
            в наше сказочное лето
С босоногою оравой
            мы гуляли до рассвета.   

     В 1940 году, перед самой войной, мне было тринадцать лет. Старший семнадцатилетний брат Фёдор закончил десятилетку и поступил в Орловское бронетанковое военное училище. Фёдор учился хорошо, любил писать красными чернилами. Брат Николай учится не хотел. Мы с матерью утром ловили Николая, привязывали к рукам верёвки и вели , а иногда приходилось и тащить и тянуть его в школу. Жили мы с матерью и бабкой, братом Николаем , он был на два года старше меня и братом Михаилом, который был на два года младше, а самый младший Андрей умер во время голодовки  в тридцать третьем. Бабушке Марфе Васильевне, матери нашей мамы, было шестьдесят девять лет, а маме сорок пять. Наша изба стояла на ростаньках ( перекрёстке ) дорог, на деревню Боршню шла прямая дорога, а поворот на лево вёл на деревню Романовка. Жили бедно, отец умер в тридцать четвёртом, скорее всего от аппендицита, в деревне эту болезнь называли рязучкой. Если б отвезли в больницу и сделали операцию был бы жив.А где та больница в Трубчевске или Погаре, да и кто бы его туда повёз? Посчитали живот поболит, поболит да хворь и пройдёт. Мать и бабка  работали в колхозе, мы же с братьями были предоставлены сами себе, бегали по деревне,играли в войну и другие игры,купались в речке Уж которая протекает под Красной горкой. Река Уж впадает в Десну, а Десна в Днепр.   На горе берёзовая роща, если с низу посмотреть на гору когда поспевает земляника, гора будет вся усеяна земляникой и от этого красной. Поэтому и название Красная горка.   
   Деревенские ребята больше всего любили играть в войну. Мы разделились на отряды одни были за белых другие за красных. Был отряд Чапаева, Щорса,  Юденича, Врангеля, банда Махно и другие. Кто выигрывал бой становились чапаевцами или отрядом Щорса.
 Каждый смастерил себе деревянные винтовки, сабли, у кого-то были мечи. Гранаты лепили из глины и песка, а снарядами были камни и обломки кирпичей, мы их собирали недалеко от берега речки, на площадке где обычно изготавливали и обжигали кирпичи.
Снарядами наносили серьёзные ранения, если снаряд прилетал в лицо или голову. Мы же геройски терпели любую боль и гордились своими ранениями полученными в боях.
     Иногда все наши отряды устраивали настоящую битву и делали "дымовую завесу", которую придумал кто-то из бойцов неизвестно какого отряда.Обычно "дымовую завесу" мы применяли когда стадо коров возвращалось в деревню и коровы расходились по своим дворам. Бойцы всех отрядов рассредотачивались по улицам деревни, а улиц в деревне было две набирали горсти песка и пыли и подбрасывали вверх. Очень скоро по всей деревне стояло облако пыли. Коровы мычали и разбегались в разные стороны, женщины кричали и гонялись за коровами и нами.Это была настоящая война и битва.Когда мы возвращались с фронта домой, нас уже ждали с хворостиной, крапивой или "горячими щипаками" матери,старшие сёстры а кого-то отцы, что бы наградить за боевые заслуги.
     В часы затишья, когда не было боевых действий я со своим отрядом обычно отправлялся на разведку к магазину или колхозному амбару в поисках провизии. Мы скрытно подобрались к амбару, окружив его, замаскировались и стали ждать когда уйдёт кладовщик, который заведовал амбаром. Кладовщиком был Пётр Семенцов участник финской войны.Как только он вышел из амбара и отлучился куда-то на некоторое время, оставив открытой дверь амбара, я пробрался в амбар. Мне очень крупно повезло я увидел мёдокачку в ней было небольшое количество мёда, который не успели забрать. Никакой посуды у меня не было, посмотрев по сторонам ничего похожего тоже не обнаружил. В голове мелькали мысли, что же придумать, во что же набрать мёд ? На голове у меня была замусоленная кепка к которой ранней весной бабушка пришила наушники которые вырезала из кроличьей шкурки, чтоб у меня не мёрзли уши. Уже было тепло но я на эти наушники внимания не обращал.Догадался , снял кепку и зачерпнув сколько смог мёда, выбежал из амбара.Очень торопился , что бы никто не увидел диверсию совершённую в амбаре и возмездия от фронтовика Петра Семенцова.
     Я бежал , а рядом со мной с обеих сторон бежали мои бойцы на ходу слизывая мёд который капал с кепки, пришитых кроличьих шкурок и моих немытых рук в ципках. Я бережно удерживал добычу , защищая от посягавших на неё, чтобы в укромном месте поделить на всех, таких же вечно голодных оборванцев моих друзей и соседей, вместе со мной  переживших в тридцать третьем ужасный голод.            


Рецензии
Добрый вечер!Мой отец при жизни хотел описать историю своего отца - моего деда. Да так и не удалось. Они стали прототипами в моем рассказе "От звезды до звезды". http://proza.ru/2016/03/21/1451
Ваш рассказ очень трогателен, чувствуется любовь к предкам.
С уважением,

Анатолий Звонов   10.01.2024 21:29     Заявить о нарушении