46 советов по управлению Н. Макиавелли

Когда-то думал, каким должен быть хороший учебник по управлению для предпринимателей? Первое, на что ответил сразу – для хорошего управления предприятием, самым малым или самым большим, одного такого учебника всегда будет мало. Мало по простой причине: в обоих случаях, кроме понимания, какими качествами, знаниями и умениями должен обладать каждый руководитель (менеджер по-английски), чем он занимается каждодневно, надо разбираться и во многих других вещах. Поэтому, все программы подготовки руководителей, а предприниматель – это тоже руководитель своего дела, наряду с основами управления всегда включают и другие управленческие предметы, не всегда так называемые: финансы, бухгалтерский учёт, анализ деятельности, информатику, право (трудовое, хозяйственное), управление кадрами (персоналом), маркетинг (рынок: снабжение и сбыт, продажи), психологию, социологию и другие, необходимые для управления, принятия и контроля выполнения решений по данным областям. Второе, на что обратил внимание, для ускорения развития кругозора и формирования других необходимых качеств руководителя, очень полезно знать и понимать практический опыт управления как сегодняшнего дня, так и дней давно ушедших, выносить его на обсуждение студентам. Так родилась мысль выбрать (наряду с выборками из ряда других аналогичных изданий) из книги и предлагать для обсуждения студентам советы по управлению Николы Макиавелли. Они приложены к моему учебнику по управлению, который можно найти в Российской государственной библиотеке. Думаю, с ними интересно будет познакомиться и другим читателям.

                46 советов по управлению Н. Макиавелли
                (по книге “Государь”: М.: Планета, 1990).

Справка: Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический мыслитель и писатель эпохи Возрождения (1469-1527)
 

1. Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.
2. Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
3. В чужой по обычаям и языку стране завоевателю следует также сделаться главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных.
4. Нельзя попустительствовать беспорядку ради того, чтобы избежать войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в войне утратишь.
5. Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.
6. Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ.
7. Люди же по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
8. Основой власти во всех государствах… служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.
9. Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных  установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
10. Государь, если он хочет сохранить  власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
11. Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более.
12. Кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе.
13. Скупость - это один из тех пороков, которые позволяют править государю.
14. Имущество, которое не принадлежит тебе или твоим подданным, можешь раздаривать щедрой рукой, как это делали Кир, Цезарь и Александр, ибо расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь.
15. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее высказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждающую презрение, либо, желая избежать бедности, разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть.
16. Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости.
17. Государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных.
18. О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива.
19. Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.
20. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх.
21. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.
22. Великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца.
23. С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой.
24. Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.
25. Люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же.
26. Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками - немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство.
27. Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость.
28. Из всех способов предотвратить заговор самый верный - не быть ненавистным народу.
29. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами.
30. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
31. Многие полагают, что мудрый государь и сам должен, когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе врагов, чтобы, одержав над ними верх, явиться в еще большем величии.
32. Всегда гораздо легче приобрести дружбу тех, кто был доволен прежней властью и потому враждебно встретил нового государя, нежели сохранить дружбу тех, кто был недоволен прежней властью и потому содействовал перевороту.
33. Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки.
34. Когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше.
35. Лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость.
36. Государь должен также выказывать себя покровителем дарований, привечать одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. Он должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие - открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее время года.
37. Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум - выдающийся, второй - значительный, третий - негодный.
38. Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться.
39. Люди так тщеславны и так обольщаются на свой счет, что с трудом могут уберечься от этой напасти.
40. Нет другого способа оградить себя от лести, как внушив людям, что, если они выскажут тебе всю правду, ты не будешь на них в обиде, но когда каждый сможет говорить тебе правду, тебе перестанут оказывать должное почтение.
41. Спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же принимать самому и по своему усмотрению.
42. Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы. Однако сам он должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается говорить ему правду.
43. Ведь люди гораздо больше заняты сегодняшним днем, чем вчерашним, и если в настоящем обретают благо, то довольствуются им и не ищут другого.
44. Пусть те из наших государей, кто, властвуя много лет, лишился своих государств, пеняют не на судьбу, а на собственную нерадивость. В спокойное время они не предусмотрели возможных бед… по общему всем людям недостатку в затишье не думать о буре.
45. Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени. Поэтому бывает так, что двое, действуя по-разному, одинаково добиваются успеха, а бывает так, что двое действуют одинаково, но только один из них достигает цели. И нет людей, которые умели бы к этому приспособиться, как бы они ни были благоразумны. Во-первых, берут верх природные склонности, во-вторых, человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до того времени неизменно преуспевал.
46. Натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, - подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.


Рецензии