Правила обеспечения мира и процветания народов

  Правила обеспечения мира и процветания всех народов без разбо-
ра (= Правила для хороших народов):

 1. Помни, что нарушение правил для хороших народов рано или
    поздно приводит к большим кровопролитиям, и в них почти
    наверняка пострадаете ты, твоя семья и твой народ. Впрочем,
    посторонних бывает тоже жалко.

 2. Всегда исходи из того, что по тебе судят о твоём народе.
    Посеешь личный поступок -- пожнёшь репутацию народа; посеешь
    репутацию народа -- пожнёшь его судьбу.

 3. Никогда не отзывайся пренебрежительно о языке, культуре,
    расовых особенностях другого народа. Хотя бы потому, что
    адекватно судить о таких вещах могут только специалисты, а
    они так как раз не делают, причём не из вежливости.

 4. Очень старайся ладить с соседними народами. Плохой мир лучше
    хорошей войны.

 5. Если тебе дорого благополучие твоего народа, работай в первую
    очередь на развитие и обустройство твоего народа, только не
    за счёт других народов.

 6. Никогда не попрекай другой народ его поведением в далёком
    прошлом.

 7. Отвечай за себя. Начинай с себя. Критикуй в первую очередь
    СВОЙ народ. Только это может дать тебе право критиковать
    другие народы.

 8. Критикуй поведение другого народа только доброжелательно,
    конструктивно и осторожно: ты ведь можешь ошибаться, а кри-
    тика зачастую воспринимается болезненно; чем глупее и нерв-
    нее оппонент, тем враждебнее он воспринимает критику; не-
    правильная критика увеличивает вражду.

 9. Учитывай, что в любом народе есть экстремисты и нормальные
    люди. Нормальных надо поддерживать в их нормализаторских
    усилиях, экстремистов -- мягко и вежливо осуждать. Экстре-
    мисты -- те, кто за силовое решение проблем в ситуациях,
    когда применимы эффективные мирные средства. Экстремисты --
    это всегда не особо умные и/или психически нездоровые люди.
    У них нет критического отношения к себе, они уверены в сво-
    ей правоте, тяготеют к насилию, слишком эмоциональны и недо-
    статочно интеллектуальны, чтобы видеть возможность мирных
    решений.

10. Принимай в расчёт, что в разных народах разная степень спло-
    чённости, разная доля экстремистов, разный уровень экстремиз-
    ма. Вдобавок народы могут ВРЕМЕННО болеть повышенным экстре-
    мизмом. В отношении представителей особо экстремистских этно-
    сов будь повышенно бдителен и старайся не иметь с ними дел.

11. Никогда не спорь с экстремистами своего народа или чужого
    (это пустая трата времени и нервов): потому они и экстремис-
    ты, что не способны воспринимать здравые доводы. Даже нор-
    мальных людей переубеждать очень сложно, а экстремистов --
    тем более. Если ты всего лишь обозначаешь свою позицию,
    этого достаточно.

12. Имей в виду, что экстремист АБСОЛЮТНО НЕ ПОНИМАЕТ, что ему с
    другой стороны фронта противостоит всего лишь приблизительно
    такой же экстремист (с приблизительно таким же мусором в го-
    ловёнке), а вовсе не чудовище. Экстремист реально видит чудо-
    вища (ну, свою галлюцинацию), а не прикидывается. И он нена-
    видит тех, кто этих чудовищ не замечают. Точнее, зачисляет в
    тоже-чудовища. Или в чудовищные мрази. Если ты не готов стать
    чудовищем или мразью, а то даже подвергнуться нападению по
    этим поводам, держись от экстремистов подальше и делай вид,
    что ты почти уже собрался стать экстремистом тоже, только
    соображаешь не так быстро и блистательно, как они.

13. Если экстремисты ведут экстремистскую пропаганду, старайся
    лишать их этой возможности. Если в твоих силах только вер-
    бальное реагирование, говори приблизительно так: это экстре-
    мизм, он обостряет и затягивает конфликты, он в принципе на-
    казуем, он со временем принесёт большие неприятности самому
    экстремисту, его семье, его народу; каждый экстремист должен
    отвечать за СВОЙ экстремизм, а "враг" экстремиста ответит за
    свой. Правда, такие увещевания успокаивающе действуют только
    на ПОЛУэкстремистов и на внушаемых потенциальных последовате-
    лей экстремистов.

14. Не рвись помогать даже нормальным представителям народа,
    который считаешь повышенно экстремистским: возможно, человек
    маскируется или со временем изменится или поможет продви-
    нуться экстремисту или родит ребёнка -- будущего экстремиста.
    Пусть нормальные представители этого народа сначала разберут-
    ся со своими экстремистами (но как?!). Некоторый элемент бой-
    кота бывает уместен.

15. Развернуться против экстремистов в своём народе, а не поддер-
    жать их в борьбе против чужого народа, -- это может быть пра-
    вильно: в борьбе народы беднеют и сокращаются зачастую ско-
    рее, чем в состоянии уступивших, "покорённых". Экстремистов
    ты не переубедишь, но хотя бы другие, может, не будут вестись
    на их страстную демагогию.

16. Не лей масла в чужой огонь, в чужие межэтнические и межгосу-
    дарственные разборки. В них, как правило, виноваты обе сто-
    роны, а какая больше, определить сложно, да и незачем: глав-
    ное -- снизить накал конфикта. Рано или поздно чужой конфликт
    заденет тебя, твою семью, твой народ. Экстремист, добавляющий
    масла в чужой огонь, считает себя не вмешивающимся посторон-
    ним, а стоящим плечом к плечу борцом против зла, вступающимся
    за слабых и обиженных, тем не менее он всего лишь подливает
    масло в огонь, потому что не привносит холодного расчёта
    ходов, ведущих к миру, выживанию, благополучию.

17. Старайся не плодить полукровок: у них зачастую бывает до-
    вольно некомфортная этническая жизнь, и чтобы утвердиться в
    каком-то народе в качестве СВОИХ, они пускаются в экстре-
    мизм; или же, наоборот, при накалениях межэтнических разбо-
    рок они могут быть этнически ненадёжными. В общем, у них
    реже случается "золотая середина" -- спокойная верность этно-
    су в пределах разумного. Люди со смешанной кровью (не обяза-
    тельно в точности полукровки) в случае обострения у них чувс-
    тва этнической общности бывают теми ещё ярыми доставунчиками.
    Пример: Адольф Гитлер.

18. Считай так: воюют, когда не хватает мозгов для того, чтобы
    договариваться, достигать благополучия без смертельной
    борьбы. Бывает, ты оказываешься вынужден воевать, потому что
    твой противник недостаточно умён в указанном смысле, а не
    потому что ты тоже такой, но наличие у тебя ума, достаточно-
    го, для мирного сосуществования, должно быть видно по твоему
    стремлению не обострять, не ужесточать, не расширять и не
    затягивать конфликта.

                *  *  *

  Хейтер (от английского hate -- ненависть, ненавидеть) -- то же,
что вербальный экстремист. У хейтера есть физиологческая потреб-
ность в ненависти. А ещё ему ненависть требуется для самооправда-
ния, самоутверждения, обретения "чувства локтя" (хейтеры ведь
кучкуются).

  Не всякий вербальный экстремист призывает переходить от слов к
делу или высказывает свои кровавые мечты, но всякий способствует
переходу от слов к делу. Самостоятельно смещаться в сторону дела
вербальный экстремист зачастую не торопится не потому, что не
совсем рехнулся, а потому что трус и любитель прятаться за чужие
спины. Короче, подлец или воображатель себя сверхценным сущест-
вом. К экстремистскому делу переходят не только особо больные на
голову, но и честные дураки (в отсутствие ума честность -- качес-
тво убийственное и самоубийственное).

  Мизантроп -- не хейтер, а радикальный конструктивный критик. Он
редко находит единомышленников, он презирает хейтеров за их пус-
тую разрушительную злобность, он не упивается своей ненавистью, а
отдаётся ей лишь понемногу -- чтобы не сжигаться, а наслаждаться.
Он не злобный, а скорее склонный к самолюбованию, посредством ко-
торого компенсирует отрицательные эмоции, возникающие от созерца-
ния разительных несовершенств этого мира. Хейтер -- больной на
голову глупый моральный урод, а мизантроп -- носитель размашистой
творческой мысли и адепт здорового и приятного образа жизни.


Рецензии