Церковная регламентация сексуальных отношений

Сексуальная жизнь человека является одним из важных факторов духовного устроения любого индивидуума. Господь не случайно дал человеку дар управлять своими половыми влечениями, возвысив этим самым его из среды животного мира, где влечение просто данность, продиктованная инстинктом размножения, с которым животное не может бороться. В человеке это влечение именно дар, результат любви представителей двух противоположных полов, итогом которой является появление новой жизни. Гармоничное половое влечение супругов друг к другу – это залог крепкой, счастливой семьи.
Однако и в этой сфере человеческого бытия, бывают отклонения, которые мешают нормальному духовному развитию человека. Церковь всегда стояла на страже полноты бытия людей и выработала с течением веков определенные нормы, регламентирующие сексуальную жизнь христианина, вступившего в брак. Т. е. указала на то, что в интимных отношениях нельзя делать.
Священное Писание Нового Завета дает ясный идеал взаимоотношений мужчины и женщины: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 5 – 6). Вот эти слова «будут два одною плотью», вызывали вопрос: как именно? Что позволительно в этом соединении, а что нет? Даже возникала мысль среди последователей Иисуса Христа, что сами плотские отношения между женой и мужем являются грехом, на что апостол Павел отвечал: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 1 – 5). Здесь апостол советует мужу и жене «не уклоняйтесь друг от друга», т. е. не исключайте сексуальных отношений между собой, при этом апостол Павел деликатно замечает: «Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7, 6). Можно сделать вывод, что в Священном Писании Нового Завета нет особых норм регламентации половых взаимоотношений супругов, эта сфера, остается в области их личного выбора, как христиан: что и как можно допустить в интимных отношениях.
В дальнейшем, когда Церковь приобрела статус государственной, меры регламентации норм таких отношений были предприняты в определениях Вселенских Соборов. Так как теперь они касались не только интимной жизни частного человека, который находится в браке, но и всего того, что касалось добрачных связей и вне их или вообще все то, что находится за пределами норм нравственности. В 67 Апостольском правиле для тех, кто «деву необрученную изнасиловал: да будет отлучен от причастия. Не разрешается ему жениться на другой: но должен соединиться с той, которую изнасиловал, даже если она больная» [1, с. 144].
54 правило VI Вселенского собора запрещает совокупляться: «с дочерью брата своего, или с отцом или сыном, или с двумя братьями мать и дочь, или два брата с двумя сестрами» [1, с. 540]. Такое незаконное сожительство расторгается, а виновные подвергаются семилетней епитимии.
На этом же Вселенском Соборе было принято правило против содержателей притонов: «Тех, которые на погубление души собирают и содержат блудниц, если они клирики, определяем отлучать от причастия и извергать из сана: если же миряне, отлучать от причастия» [1, с. 540].
Фактически на Вселенских Соборах принимались решения в тех случаях, когда необходимо было регулировать вопиющие нарушения в области половых отношений между женщиной и мужчиной, находящихся вне законного брака.
Универсальный взгляд Церкви на регламентацию интимной жизни супругов дается в 3 правиле св. Дионисия, архиепископа Александрийского: «Вступившие в брак сами себе судьи» [1, с. 328]. Эта формула идеальная для того, чтобы определять норму интимных отношений именно между супругами, находящимися в законном, признанном Церковью браке и цель этих отношений, по духу 1 правила св. Афанасия Александрийского: «Также надо рассуждать должно о телесном совокуплении. Счастлив тот, кто в юности, женившись, занимается сексом для деторождения. Но если только ради секса: то блудники и прелюбодеи подвергаются наказанию, указанному апостолом» [1, с. 354], при этом святитель ссылается на следующую цитату из послания апостола Павла к евреям глава 13 стих 4: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». Правда, применительно к этому правилу высказывание апостола звучит двусмысленно, так как апостол Павел хвалит брак и осуждает тех, кто впал в блуд или прелюбодеяние, а святитель Афанасий о цели телесных отношений уже в самом браке утверждает цель брака может быть только одна – деторождение. Иной смысл этих отношений, т. е. представление друг другу телесной близости любящих людей, как продолжение их душевных отношений между собой решительно осуждается, даже при условии законного брака.
Упоминает свт. Василий Великий в своем 70 правиле и о следующем: «Диакону осквернившемуся устами и исповедавшему, что грех его далее не простерся, да будет запрещено священнослужение, но причащаться Св. Таин с диаконами да сподобится» [1, с. 444]. Зонара толкует это правило, как если бы диакон в своих отношениях с женщиной дошел до страстного поцелуя, Вальсамон смотрит иначе: «Это означает нечто гораздо хуже, до чего доходят люди, распаленные огнем Афродиты, сквернящие губы свои с женщиной неким особенно гадким способом» [1, с. 445], т. е. речь идет об оральном сексе, а такой способ близости Церковью решительно осуждается, за таковой грех человек в священном сане низводится в степень мирянина, а обычный человек подвергается суровой епитимии.
В ответах святителя Тимофея Александрийского на вопросы канонического характера в 15 правиле находим следующее ограничение, составленное в формате вопрос-ответ: «Если у кого жена одержима злым духом, и даже связана бывает, муж же ее говорит, что не в силах воздержаться, и поэтому хочет совокупляться с другой». Святитель считает такой случай прелюбодеянием, но что на это ответить, какое решение принять не знает. Много позже Русская Церковь сумасшествие одного из супругов будет считать одной из причин для развода.
Регламентация норм также подвергаются и те действия полового характера, которые человек производит сам с собой и даже помимо своей воли. «Правила св. Иоанна Постника» предписывают «У тех у кого во сне происходит истечение спермы, лишается причастия на один день, прочтет 50 псалмов и сделает 49 земных поклонов [2, с. 550], «у кого в состоянии бодрствования произойдет истечение спермы подлежит удалению от причастия до семи дней» [2, с. 551], и по своей воли, увлечённый страстью «кто занимался онанизмом, подвергается 40 дневной епитимии» [2, с. 551], «когда два человека, онанировали, то наказываются 80 дневной епитимией» [2, с. 551]. Ну а женщина, которая от соприкосновения с мужчиной в поцелуе, также возбуждается и происходит увлажнение влагалища, тоже подвергается епитимии, как совершившая акт онанизма. «Правила св. Иоанна Постника» много внимания уделяют нарушениям норм половых отношений с ближайшим кругом родственников: с мачехой, матерью, с братьями, с зятем, с дочерью, брат с братом, с крестницей, племянником (племянницей). В 65 правиле 8 летней епитимией подвергается человек «совокупившийся с женщиной противоестественным образом» [2, с. 573].
Все это свидетельства нормирования половых отношений со стороны Вселенских и Поместных Соборов, а также наиболее авторитетных святых отцов. Нарушение этих правил наказывалось епитимией.
На Руси в первые века христианства были выработаны дополнительные правила, основанные на общеканонической норме, но учитывающие местную специфику, связанную с тем, что народ недавно принял христианство, и необходимы были некоторые компромиссы относительно сексуальных отношений мужчины и женщины, живущих в браке. Все эти правила уже относятся к каноническому творчеству клириков Русской Православной Церкви. К ним принадлежит такой документ как «Вопрошания Кирика к архиепископу Новгородскому Нифонту», где этой теме отводится немалое место. Иеромонах Кирик (Кирилл) Новгородец (1110 – 1158 годы) насельник Новгородского Антониева монастыря, знаменит тем, что стал первым русским ученым и математиком. Ему принадлежит труд «Учение о числах». Монастырь, в котором подвизался иеромонах был основан знаменитым прп. Антонием Римляниным, под руководством которого Кирик вероятно и проходил обучение в науках, закончив полный курс квадривиума (это высший курс светского образования в средневековье). Помимо «Учения о числах» в наследии Кирика немаловажное место занимает и «Вопрошание». Оно было составлено спустя более чем 100 лет после Крещение Руси. Это очень небольшой срок для христианизации. Вспомним, что еще в 1113 году язычниками-вятичами был убит прп. Кукша. Имелось множество вопросов духовной жизни, которые требовали авторитетного разрешения. Поэтому и появились эти «Вопрошания», которые стали руководством для священником-духовников. Помимо разных духовных вопросов «Вопрошания» содержат довольно обширный круг вопросов, касающихся сексуальной жизни человека. И это не случайно, ведь в жизни язычников-славян половая жизнь имела сакральный характер и приобретала статус особо значимой в текущей и будущей жизни. Для язычника отношения полов, не было похотью и развратом, а значили очень многое для продолжения жизни не только семьи и рода, но и всей земли.
Адресаты, к которым обращается иеромонах Кирик, это архиепископ Новгородский Нифонт (год смерти 1156), он знаменит тем, что не признал законным избрание митрополитом Киевским княжеского ставленника Климента Смолятича, за что получил от Константинопольского патриарха титул архиепископа. Т.е. это был человек строгих правил и старался соблюдать букву закона. Также среди адресатов Кирика сам митрополит Климент Смолятич, архимандрит, будущий владыка новгородский Аркадий
Ответы владыки Кирику относительно интимной жизни в целом достаточно лояльны к человеку, который допустил некоторые нарушения в этой сфере. Вопрос о причащении на Пасху холостого человека, который согрешил Великим Постом находит такое разрешение у митрополита Климента: «Вот как Клим велел давать причастие холостым на Велик День, сохранившим себя в чистоте на протяжении Великого Поста: «Если только иногда согрешал – дай, посмотрев, не было ли то с замужней женщиной, или какое большее зло»» [3, с. 416]. И даже для холостых юношей, которые исповедуются и обещают воздерживаться, но впадают в грех владыка Нифонт считает возможным допускать таких до Причастия. На вопрос Кирика: «А что если, владыко, одни открыто заводят наложниц и детей рожают, будто со своею женою, а другие скрытно сожительствуют со многими рабынями. Что лучше? Нехорошо – ответил – ни то ни другое»[3, с. 418], архиепископ неодобрительно отзывается об обоих вариантах, но при этом не говорит, какие меры прещения надо принимать к таким грешникам. Категорически выступает владыка и против уже тогда бытовавшего взгляда: «Если в воскресенье, субботу или пятницу ляжет человек с женой и зачнет дитя – будет такой ребенок либо вором, либо блудником, либо разбойником, либо трусом. Родителям же за то епитимия два года», книги в которых так пишут, считал архиепископ Нифонт, надо сжечь [3, с. 423].
Некоторые рассуждения есть в «Вопрошаниях» и по поводу разводов. Владыка Нифонт допускает несколько причин к ним: измена, большие долги мужа, если муж начинает красть вещи жены с целью их продажи, а также если муж пытается без согласия жены овладеть ею [3, с. 420].
Архиепископ Нифонт рекомендует воздерживаться хотя бы восемь дней до венчания от совокупления с другими женщинами и с невестой и разрешает таким причащаться. Снисходительно смотрит на сношения в первую брачную ночь между мужем и женой  [3, с 427].
Интересен взгляд владыки и на однополые отношения: «Спросил его: «А если лазят дети друг на друга, не понимая что делают? – «В том, -- ответил, -- мужскому полу до 10 лет – нет урону, а о девочках не спрашивай. Могут, -- сказал, -- быстро испортить себя. Таковы, -- добавил, -- наши отроки» [3, с. 418]. По вопросу епитимии для девиц, когда «девица лезет на девицу и семя будет» [3, с. 429] отвечает, что в таком случае наказание должно быть меньшее, так как это случилось не с мужчиной.
Разъясняет владыка Нифонт и вопрос, который в период Соборных решений назывался «осквернение уст» и отцы-соборяне никак его не уточняли. Архиепископ Новгородский по этому поводу пишет: «Когда владыка обсуждал с нами, что значит «устам осквернение», о которых написано в заповедях Иоанна Постника, то выставил всех присутствующих прочь. «То осквернение, -- разъяснил владыка, -- происходит, если после принятия причастия кто-то будет целоваться с женщиной и любить не свою супругу, или язык в уста просовывать, или обхватит и, повергнув, ляжет на нее и при этом семя истечет, или гойлом (членом) прикоснется куда, или ввергнет его в иное, а не в само предназначенное для того место, а при этом семя изыдет»» [3, с. 430], т. е. такая практика отношений между мужем и женой решительно осуждалась и в таких случаях накладывалась на виновных епитимия.
Практика духовников Русской Церкви XIII -- XVI веков, которые контролировали соблюдение гендерных норм, установленных Церковью для своей паствы, вынуждала обратиться к исповедным вопросникам, составленным в более ранее время в Византийской империи и православных странах Балканского полуострова. По утверждению исследователя таких вопросников Карагодиной М. В. это были точные переводы с греческого языка, которые со временем расширялись и пополнялись уже на Руси. Таким образом русское духовенство также внесло свой вклад в нормирование сексуальных отношений.
Сохранились не один десяток вопросников этого времени, и почти все они неизменно начинались со следующего пункта: «С кем прежде вступил в половую связь с рабынями ли, или с девицами, или со своей женой» [3, с. 407] отсюда видно, что человек средневековья половые отношения с собственной женой воспринимал как блуд вопреки той традиции, которые сложились в Древней Церкви.

Очевидно, что логика контроля за соблюдением норм в сфере интимной жизни со стороны Церкви возобладала, спустя 1400 лет после Рождества Христова. И в особенности к контролю отношений в этой сфере именно мужа и жены. Это не была русская традиция, которая, как это ясно из «Вопрошаний Кирика» являлась более лояльной по отношению к семейным парам. Традиция эта пришла из Византии и впоследствии закрепилась уже на русской почве. Исследователь по этому поводу замечает: «Тем не менее, при всех строгостях в регламентации половых отношений, считалось, что семья строится на обязанности исполнения супружеского долга, так как признавалось, что супруги обладают законным правом на тела друг друга» [4, с. 107]. Принцип невмешательства в интимные отношения супругов, который соответствует духу Евангелия, с течением веков был пересмотрен в сторону установления определенных норм, регулирующих близость. Что касается сексуальных связей вне брака или до брака, а тем более противоестественных отношений, то они Церковью осуждались во все времена.
Однако регламентация интимных отношений в традиции Церкви сохранилась и в более позднее время, относящееся к XIX нач. XX веков. Исповедные списки этого времени довольно обширны по своему составу, но что касается характеристики самих интимных отношений, то она меняется в сторону более строгого отношения к внешним проявлениям. В сравнении с исповедниками XVI и более поздних веков в XIX – н. XX вв. круг ненормативного поведения в сексуальной сфере значительно расширен. Однако контроль паствы в этом направлении сконцентрирован теперь более в наблюдении за внешним поведением. В Средневековье духовника больше интересовала регламентация конкретных интимных отношений людей, в новое время интерес духовника лежал в сфере поведенческой. Но он, этот интерес, был более глубоким чем в прежнее время – смысл вопросов был направлен на исправление причин ненормативного поведения в сексуальной сфере. Собственно, вопрос о том, как ты совокупляешься со своей женой отошел за пределы сферы интересов духовника. Из прежних времен духовного контроля остались только извращения: скотоложство, мужеложство, онанизм, разврат, кровосмешание. И те, что были всегда в сфере уголовных преступлений: растление малолетних, изнасилование. Гораздо больше внимания уделялось именно внешним побудительным мотивам личности к гендерной девиации.
Осуждалось все то, что в светском обществе считается нормой: помыслы, интерес к красивым лицам, песни и музыка о любви, танцы, свободное обращение с лицом другого пола и просто желание нравиться. С точки зрения духовника – это отклонение от церковной нормы. Но в эту же рубрику входило и то, что можно считать отклонение с любой точки зрения, не как преступление, а как извращение: вуайеризм, разглядывание и украшение своего дома картинами эротического (порнографического) содержания.

Список литературы

1. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Долматийско-Истрийского. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1996. Т. 1. С. 144.
2. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Долматийско-Истрийского. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1996. Т. 2.
3. Карагодина М. В. Исповедь в России в XIV –XIX веках. Исследования и тексты. СПБ, «Дмитрий Булавин», 2006.
4. Душин О. Э. Регламентация семейных отношений в средневековых западноевропейских и древнерусских покаянных книгах // Verbum. Альманах Центра изучения средневековой культуры. Псков, 2016. Изд.: Псковский государственный университет.


Рецензии