Мелиорация

Послухала я тут одного товарыша. Его рассуждения о мелиорации. И поняла, что он в этом деле ни черта не смыслит. Так, поверхностные знания есть, но не более того. Потому что порой полную чепуху несёт. Типа того, что кустарник в полях топором да лопатой убирать. Слухайце, ён што, николi кустоу у полi ня бачыу? Я имею ввиду, в близи, а не с дороги или, тем более, с вертолёта? Куст якой бузины или черноплодной рябины имеет такое корневище, что мама не горюй. Почти как у здорового дерева, а то и ширше. И как он представляет себе выкопать такие карэннi лопаткой? Тута здоровый трактор с корчевателем может час пыхтеть, пока выдерет их из земли. И то, иной раз, корневые отростки подсекать топором надобно, а то и бензопилой обрезать. Видела, знаю. Если сверху ветки кустарника ещё можно повысекать топором или повырезать пилой, то с корнем надобно всерьёз справляццо. Да и с поля их, "корешки" эти, на руках не снесёшь. Трактором да на жестяной волокуше тока и можно их повыволакивать с поля, шоб не мешались. Они порой в несколько обхватов бывают и в человеческий рост, не меньше. Мелиорация — дело весьма тонкое. Этот же с природой приходится дело иметь. А она неуважение к себе не прощает. С ней трэба на "ВЫ" обращаццо и не иначе. А специалистов в этом плане, в плане мелиорации, можно на пальцах перечесть. Да и то, они все уже пожилые люди. Хотя, опытом поделиться вполне могут, но не более того. Время, однако, берёт своё. А интересно, жив ли ещё в Горьковской сельхоз академии факультет мелиорации, который готовил инженеров-мелиораторов? Мои мастера и прорабы, с которыми я работала в мелиорации, все были оттудова. Но всё дело в том, что и рабочие специальности в мелиорации весьма спецефичные, однако. Им тоже учиться надобно. Но не в вузах, а в жизни, перенимая опыт у знатоков трактористского и эксковаторного дела. Поверьте мне, это довольно непростое дело. Ведь не зря же у нас помимо пневматических эксковаторов были ещё и механические драглайны, у которых ковш был на цепях. А ведь бывали ситуации, что только драглайном можно сделать раскопку канала и ничем другим. А многоковшовые дренажные эксковаторы, и вовсе, чувтвовать надо было особым чутьём, чтобы не запороть траншею, в которую укладывается трубочка дренажная. Тут-то этот вопрос я отлично знаю, ибо это была моя непосредственная работа по укладке трубок. Дно траншеи должно быть ровным, без выгрызов в грунте, которые могут быть сделаны ковшами, если не уметь управлять техникой. И необходимый уклоном тоже должен быть для стока воды. А сие зависело только от эксковаторщика. Ну, и от правильности нивелировки, которую делал бригадир дренажной бригады. Помнится мне, вроде были такие специальные курсы по подготовке бригадиров. А как? Дело-то ответственное, абы кого не поставишь к нивелиру.
Ну, и где они теперь, эти многоковшовые эксковаторы, которые выпускали в Таллине? Мы свой многоковшовик любя называли "эстонец". Ну, и где оне, эти, так нам необходимые, эксковаторы-"эстонцы". Во истину, ломать — не строить. Ну, нивелиры, положим, производятся, стройка без них не обходится. А вот корчеватели да рыхлители для гусеничных тракторов кто делает сейчас? Да и те же гусеницы метровые и семдесятпятки где? А без них техника весной по болоту не пойдёт, засядет и надолго. Бывало такое, увы ...
Так что, Батенька, не всё так просто, как тебе кажется. Надо не глупые да показушные разносы делать на заседаниях, а вникнуть в суть этого производства, кстати, весьма непростого, и обдумать тщательно — что же можно тут сделать? А технику на зиму мы с болот всегда свозили на тех.двор поближе к мастерским, чтобы перебрать её и подготовить к очередному сезону.
Как-то так.

Дааа, мелиорация — штука неоднозначня. Казалось бы, сезонные работы. А ни фига подобного. Именно зимой мы и вырезали кустарник и мелкую поросль на тех землях, где летом потом нужно было рыть каналы и укладывать дренаж. Просто зимой древесина находится в сонном состоянии и оттого её легче рубить и резать. Да и вывозить по снегу проще. Хотя, нам, людям, по снегу сложно передвигаться, но это дело наживное, вернее, натаптываемое. И потом, именно зимой заготавливалась фашина для последующей потом оплётки ею каналов, чтобы их откосы не размывало при паводках весенних. Как именно оплеталось русло канала я не скажу, не занималась этим, но фашина шла в ход по полной. Даже план доводился по её заготовке. Кстати, и денежка шла в зарплату неплохая. Так вот, собиралась она, эта самая фашина, из динных сучьев кустарника. Именно кустарника, чтобы он был гибким и не таким разлапистым, как сучья деревьев. Потом на специальных козла эти ветви кустакника укладывали валетом по определённой длинне и туго перевязывали проволокой, так как начинала фашина усыхать со временем, и вот, чтобы она не развыливалась при оплётке, её и надо было очень туго обаматывать проволокой в нескольких местах. Кстати, мастер проверял именно эту деталь в заготовке фашины. А потом летом её всю укладывали в каналах. Как именно не скажу, я этого не делала, хотя и видела, как это делали наши мужики. Но не хочу быть некомпетентной. Кстати, в ход шли только длинные сучья. Те, что были поменьше отбрасывались в сторону. Вот этой заготовкой мы и занимались зимой, одновременно очищая будущее поле от кустарника и мелкой поросли деревьев. А летом начинался дренаж. Но это соваем уже другая история.
Что-то нахлынули воспоминания, блин ... Товарыш растревожил мою память. Хоть и тяжёлый труд был в мелиорации, но память с благодарностью вспоминает то время. Я, когда мы получили квартиру, кстати, от мелиорации, с болота привезла куст калины и посадила его за домом. До сих пор растёт и калиной нас ежегодно потчует. После первого морозца она такая вкусная!!! А настоечка?!! ... мммм … смакотаааа!

Товарыши, ещё раз повторяю, что в мелиорации не всё так просто. И то, что исполнители требуют документацию, сие вполне обоснованно. Ведь на ровном месте вода не течёт. В мелиорации всё надобно делать под уклоном, чтоб водичка потекла с полей в канал и далее в озеро или реку. А для этого необходимо сделать грамотную геодезическую съёмку реконструируемой местности. Потому что прошло несколько десятилетий, за которые не проводилась чистка каналов. А значит, что уклон в них может быть нарушен  и основательно из-за зарослей кустарника, да и бобры могли постараться подпортить всю картину своими домиками. Бывало такое, помню. Так вот, чтобы это понять, надобно сделать геодезическую съёмку местности и нанести результат её на бумагу, в проект. В новый проект, потому что старый может только показать те данные, которые были десятилетия назад. А они могут быть уже бесполезны. И потом, если перекладывать дренажные системы, надо обязательно их заново нивелировать, иначе возможен казус — если начать укладку системы осушения по непроверенной отметке, то в конце может получиться так, что дренажная трубка окажется повисшей в воздухе или лежащей на поверхности. Увы, сталкивались с таким когда-то. В мелиорации всё должно быть математически точно просчитано и привязано к фактическим отметкам по геодезическим данным осушаемой поверхности. И потом, все ли геодезические вешки с отметками живы до сих пор, или того, надобно их восстанавливать или устанавливать заново? А без этого ни канал не восстановишь, чтобы по нему потом вода хутенько так бежала, ни дренаж заново не положешь. Это азы в мелиорации. Вот я и говорю, что земли осушать — не "шашкой махать". С наскоку не получиццо. Ведь не зря же когда-то в Белоруссии было целое Министерство мелиорации и водного хозяйства. И проектные институты того же профиля. Так что, до апреля месяца вряд ли возможно справиться, но начинать необходимо. Кстати, а трубочку дренажную для отвода подземных вод вы какую собираетесь в дрены укладывать? У нас была гончарная разных диаметров, которую производили в Витебске и в Бобруйске на специальных заводах ... ??? А с ними, с этими заводам, каково сейчас?
Поймите, я не злобствую, а говорю о том, в чём разбираюсь.

Продолжаю делиться знаниями о мелиорации. Вот же, дзiва? Никогда не думала, что моя мизерная роль в мелиорации, но великая наблюдательность и впитываемость знаний и опыта, сможет когда-нибудь пригодиццо в жизни? К сожалению, я не могу рассказывать более вдумчиво и профессионально о многих мелиоративных работах, ибо сама я их не делала, а только наблюдала за ними. Но, что видела и о чём знаю, тем вполне поделиться смогу.
Так вот, о мелочах. Обязательно нужна рогожка, или стеклохолст по-научному. Это такое специальное стекловолокно, которое прокладывается на дно дренажной траншеи для фильтрации грунтовых вод от взвешенных частиц земли. И так же этой рогожей, только нарезанной листиками, обворачиваются стыки трубочек. Нарезает это трубоукладчик 3 разряда и обворачивает тоже он, сидя в бункере эксковатора, грубо говоря, в траншее. И каждый стык обворачивается. И так всю смену. Вот тут-то я работала, тут-то знаю о чём говорю. К тому же, трубоукладчику надобна ещё кое-какая пластмассовая мелочь — специальное соединение для трубок и заглушка для конечной трубки и трубки подсоединения, чтобы запечатать последнюю трубочку в коллекторе и первую и последнюю в дренах, дабы через них не попадал песок и мусор во внутрь водоотвода. Я лично ещё эти трубочки с заглушкой обматывала ладным куском рогожки и обвязывала проволокой для надёжности, потому что заглушки порой были непрочными и не подходили по диаметру. Блин, не могу вспомнить — кто же поставлял нам рогожу и эти пластмассовые штучки? Ну, да, ладно. Кому будет нужно, тот узнает. Ещё мне нужен был молоточек-киёк, заострённым концом которого я пробивала-протюкивала-проклёвывала в трубочках дырочки, вставляла в них те самые пластмассовые соединения, чтобы установить подсоединение дрены к коллектору. И делать это нужно было очень аккуратно, чтобы не разбить глиняную трубочку, в особенности, в уложенном коллекторе, который был главной артерией, выводящей всю систему водоотвода в канал. Кстати, в канале под трубу колектора подкладывалось ж/б устье, чтобы водичка прямиком впадала в русло, а не размывала откос. Ибо порой напор воды, вытекающей из коллектора, был таков, что ажно гул стоял. Естественно, грунт под ней размывался прямо на глазах. Так что, работяги устья ставили тут же, после нас, дренажников, и только потом начинали оплётку каналов. Кстати, я вспомнила. При укладке фашины тоже использовался стеклохолст, или рогожа.
Так что, без этих мелочей дренаж качественный не положешь. Правда, для изготовления подсоединений давно уже можно было придумать механизм, который аккуратненько прорезал бы дырочки в глиняных трубочках для установки в них пластмассовых переходников, штоб не тюкать по ним кием, как в доисторические времена, а делать всо цивилизованно, как и должно быть в век электроники и цифровизации всего и вся в нашей житухе.

А начинается в мелиорации всё с геодезиста и землемера. Пока с "казой", из реечек сбирой и с размахом в 2 м, болото не измеряешь, ничегошеньки дальне не сделаешь. Вот и шагает бригадир по полю, отсчитывая разметку для коллекторов и дрен и через каждые 20 м устанавливая колышек или веточку, а мы, следуя за ним, на этом месте, по правую руку от разметки, складываем трубочку в том количестве, чтобы её хватило на эти 20 метров. И так можешь по нескольку дней выполнять такую работу — грузить разную по диаметру трубку гончарную на прицеп трактора или на волокушу, а потом развозить её по полю и по колышкам раскладывать вдоль будущей дренажной системы. А за одно и тюки рогожки, или стекловолокна, которое распиливается на кольца нужной ширины, чтобы потом пускать сверху вниз через желоб в бункере, по которому устанавливается одна на одну трубочка, бегущая вниз, на дно траншеи, благодаря движению эксковатора, который 12-тью ковшами выкапывает эту самую траншею, при этом соблюдая отнивелированный бригадиром уклон, необходимый для стока воды. Карочи, всё и не обскажешь из того, чё надобно было сделать. Всё это трэба было видеть. В первые годы своего труда в мелиорации я как раз и выполняла работу трубоукладчика 2 разряда, то есть, цепляла рагожку на катёлку, приваренную к краю бункера, опускала её в желоб, а потом по ней ставила трубочку, наблюдая, чтобы трубка не была побитой или дырявой. И при этом ещё и грузила её на бункер по ходу движения эксковаторая, когда мы проезжали около заготовленной заранее кучки с этой самой трубочкой. Иногда мне её подавал бригатир, и эдак было быстрее. Но чаще всего приходилось самой справляться. Зато было тонкая и звонкая, стройная и загорелая, ды здоровая, как кобылка. Мужик один раз попробовал руку поднять на меня, дык отучила ево от этих попыток на всю оставшуюся нашу совместную жизню.
С любовью вспоминаю мелиорацию. Хотя, профессия эта сложная и весьма непредсказуемая. Стока подводных камней в природе подготовлено для нас было и в переносном смысле, и в самом что ни на есть прямом. Приходилось не раз огромные валуны из траншей выкапывать. А иначе никак. Осушительную систему-то надобно положить точно по роекту, и точка.
Как-то так всё было в мою бытность мелиоратором. Если ещё чиво необходимое вспомню — расскажу.

Мне тут стали отвечать на мои воспоминания о мелиорации. И один мужчина написал, что теперь не проблема, мол, трубку для дренажных систем счас делают полиэтиленовую.

Да гауно, как говорят в народе, полиэтиленовая эта ваша трубка. Знаем, проходили мы и это новшество. Мы уже в начале 80-тых клали её по дренам. Конечно, вставил-подвесил котёлку на бункер и гони себе дрену. Ни тебе трубку грузить не надо, ни тебе трубоукладчик в бункере ня трэба. Даже бригады в один сезон сделали по 4 человека вместо пяти. И что? Не прошло и пяти лет, как в 1988 году пришлось эти самые системы перекладывать. И главное, коллектор из гончарной трубки был что надо, а полиэтилен вырывали весь забитый по "самое не могу" землёй, да ещё и поплющенный весь был, а порой в руках рассыпался, когда мы его из земли вытягивали. Помню, даже комиссии приезжали и из министерства, и из проектного института, и от завода-производителя. Заводские кричали, что это мы не умеем правильно класть дренаж, пока не увидели своими глазами свои же трубы, вырытые из земли, которые были совершенно негодными. Побрали с собой, шоб на месте разобраццо — што не так то с этим хвалёным полиэтиленом? А вот гончарная трубка лежала почти 20 лет и хоть бы хны ей было. Такие системы тоже приходилось перекладывать, но только потому, что срок годности её эксплуатации истёк. И то, старую трубочку вынимали, грязь из неё вытряхивали и хоть счас заново в землю клади. Но у нас новой хватало. Кстати, Витебская трубка была отличная трубка, а вот из Бобруйска шла малость ненадёжная, бою было много.
Так что, полиэтиленом ложить — бабка на двое казала. Хотя, если только технологии не стоят на месте ... в чём я сильно сомневаюсь. Это не для очищенного водопровода трубка нужна, а для грунтовых вод, состав которых далёк от идеального. Хотя, я в своё время стока водички вкусной попилаааа ... на всю жизнь смачных воспоминаний хватило.


Рецензии