056 Голая гора богов Нанга-Парбат Пакистан

Раздел 3 Азия

056 Голая гора богов — Нанга-Парбат (Пакистан)

Горный массив Нанга-Парбат (8126  м) — девятый по высоте восьмитысячник мира. Гора с 4 вершинами расположена на северо-западе Западных Гималаев. Находится в округе Диамер территории Гилгит-Балтистан (Пакистанский Кашмир). Склоны Нанга-Парбата покрыты вечными снегами и изрезаны семью крупными ледниками, (Диамер, Булдар; Рама и др.), питающими многочисленные притоки Инда. Юго-восточный склон представляет собой огромную стену, называемую Рупальской, крутизной от 40° до 90°, самую высокую в мире — 4600 м.  Гора славится туманами, снегопадами, штормами, снежными буранами, сходом лавин и оползней. Большую часть года вершины практически неприступны. Нанга-Парбат входит в первую тройку (после Аннапурны I и K2) самых опасных для восхождения восьмитысячников со смертностью 22,3 % по отношению к числу альпинистов, достигших вершины. В 2013 г. в палаточном лагере на горе 15 пакистанских боевиков-экстремистов расстреляли 11 альпинистов из Украины, Словакии, Литвы, Китая, США, Непала и Пакистана.

Название Нанга-Парбат в переводе с урду означает «голая гора». На тибетском языке и санскрите она больше известна как Диамер (Део мир) — «гора богов», «огромная гора», «король гор». Все имена передают суть горы. Только на таких неприступных голых скалах, льдах, под пронизывающими до костей порывами штормового ветра, в вечном холоде, какофонии буранов и лавин могут жить азиатские боги и горные короли, которые не хотят видеть рядом с собой больше никого. Не затем ли штурмуют альпинисты Нанга-Парбат, чтобы пробиться в королевские чертоги, приблизиться к богам? Нет ли у покорителей высот сокровенного желания самим стать богами? Однако вряд ли скажут они о том даже на исповеди. Но и без таковой души многих из них навеки оказались в ледяном плену горы. Этих душ за последние 125 лет в поминальном списке горы перевалило уже за 4 сотни.

Исполинская гора равнодушна к восходителям. Конечно же, она посмотрит, кто и как осмелится ступить на нее. А там решит, что делать с наглецами — пропустить или спустить на них лавину… Пожалуйста — можете карабкаться по южному склону — Рупальской стене. А можете подниматься по северному более пологому — Ракиотскому флангу, по которому надо протопать 25 км, чтобы подняться на 7 км. Есть и другие маршруты — милости просим!

Первой — косвенной жертвой Нанга-Парбата стал немецкий исследователь Центральной Азии А. Шлагинтвейт, сделавший зарисовки горы в 1857 г. Вскоре после этого путешественник был схвачен в Кашгаре (Южная Джунгария) и, как шпион, казнен.

Мартиролог восходителей открыл в 1895 г. британец, пионер и основоположник альпинизма как спорта «равных возможностей» А.Ф. Маммери. До того покорив вершины Европы, Маммери нацелился на Гималаи. Решив впервые в мире взойти на один из восьмитысячников, британец выбрал Нанга-Парбат. Однако восхождение на гималайскую вершину оказалось гораздо сложнее подъемов на Альпы. Попытка выйти на вершину со стороны ледника Диамер пресеклась на высоте 6100 м. «Маммери, казалось, никогда не чувствовал усталости, он осилил весь путь, пройдя по рыхлому снегу, проваливаясь в него по пояс, по ледовым стенам, в которых приходилось вырубать ступени несколько часов…, разреженный воздух, казалось, нисколько не властен над Маммери» (Н. Колли). Однако дальнейший подъем был невозможен — всех участников экспедиции сразила высотная болезнь. Следующая попытка — подняться с другой стороны вершины, по Ракиотской стене привела к гибели Маммери и двоих его спутников непальцев-гуркхов. В последний раз их видели на высоте 6400 м 24 августа 1895 г. Альпинистов поглотила снежная лавина. Тела их до сих пор не найдены.

Следующие попытки покорить Нанга-Парбат предприняли в 1930-х гг. немецкие альпинисты. Почему-то они самоуверенно считали эту гору «вполне возможной для восхождения», за что и поплатились. Все восхождения оказались неудачными и трагическими: гора унесла жизни 31 альпиниста.

Первым покорителем Нанга-Парбата стал в 1953 г. австрийский альпинист Г. Буль из немецко-австрийской команды, возглавляемой П. Ашенбреннером. На высоте 6800 м все члены экспедиции, кроме Буля, повернули обратно. 1300 м австриец пробивался к заветной цели в одиночку. Под влиянием стимуляторов и чая из листьев коки «он достиг вершины поздно, в 7 час вечера. Подъем оказался более трудным, чем он ожидал, отняв больше времени и сил. Во время спуска, оказавшись в темноте, он был вынужден остановиться на привал, стоя на узком выступе, держась одной рукой за небольшую скалу. Истощенный, он время от времени дремал, но сумел сохранить равновесие. Ему также очень повезло провести спокойную ночь, поскольку он не подвергся воздействию внезапного усиления холода или ветра. Наконец, он достиг своего высотного лагеря в 7 час вечера следующего дня, через 40 час после выхода из него. Восхождение было совершено без кислорода, и Буль — единственный человек, сумевший сделать это на вершине высотой в 8000 м». (А. Шихова). Уточним: через 25 лет, на вершину Эвереста взошли также без кислорода альпинисты Р. Месснер и П. Хабелер. После этого подъем на восьмитысячники без кислорода стал неким шиком у части альпинистов.

Оставила свой трагический след гора и в судьбе Райнхольда Месснера. Свое третье восхождение на Нанга-Парбат в 1970 г. Райнхольд с братом Гюнтером совершили по Рупальской стене. Когда они спускались по Диамерскому склону, лавина накрыла Гюнтера. Райнхольд остался без 7 пальцев, которые были отморожены. Через 8 лет честолюбивый Рейнхольд совершил первое полностью одиночное восхождение по Диамерской стене.

Одна из драматических историй на Нанга-Парбате связана с именем замечательного альпиниста россиянина Дениса Урубко, «снежного барса», четырехкратного обладателя приза «Золотой ледоруб Азии» и еще множества наград, проживающего ныне в Казахстане и Польше. В 2018 г. француженка Элизабет Риволь и поляк Томек Макевич решили совершить зимнее восхождение на Нанга-Парбат, без кислорода. Предыдущие их попытки покорить гору были неудачными. На высоте 8000 м поляка сразила горная болезнь, он почти ослеп, и не мог самостоятельно спускаться. Элизабет помогла спуститься партнеру до высоты 7200 м, где они провели ночь в снежной пещере. Поскольку поляк не мог больше двигаться и, предположительно, находился в агонии, француженка продолжила спуск одна. За день она при усиливавшемся буране спустилась до отметки 6400 м и провела ночь на склоне.

На призыв спасти попавшую в беду пару откликнулись Денис Урубко и Адам Билецки, члены польской команды, которая в это время совершала восхождение на К2. Денис и Адам спустились в базовый лагерь, на вертолете перелетели к Нанга-Парбат и высадились на высоте 4850 м. Альпинисты стали подниматься в гору с небывалой для тех мест и высот скоростью — больше 250 м/ч. На высоте 6000 м они встретили Элизабет, состояние которой требовало немедленной госпитализации. Шансов спасти Макевича не было никаких. Попытка же подниматься за ним вместе с Элизабет наверняка окончилась бы гибелью всех четверых, т.к. непогода только усиливалась. На спасение француженки ушло двое с лишним суток, в течение которых Урубко и Белецки не ели, не пили, не спали, а превозмогая себя, совершили, по мнению коллег, настоящий подвиг. Эта операция спасения стала эталоном храбрости, мужества, выносливости спортсменов и мастерства.


Рецензии