Почему С. Н. Миловский был объявлен сиротой?

     Первым биографом С.Н. Миловского, писавшего под разными литературными псевдонимами, следует прежде всего назвать краеведа из Сарапула Н.С. Запорожцеву. Именно она затратила много сил и времени, чтобы возвратить из небытия имя этого  даровитого педагога, писателя и общественного деятеля. Посетив места его жизни в бывших Пензенской и Нижегородской губерниях, изучив материалы в столичных библиотеках и архивах, ей удалось опубликовать в виде книг ряд его произведений. Кроме того, были они дополнены воспоминаниями современников, письмами, некрологами и фотографиями. Ее перу принадлежат несколько обзорных статей, повествующих об основных этапах жизни Миловского. В 2016 году Н.С. Запорожцева подвела итоги многолетней работы, выпустив книгу  «Тайны сарапульского смотрителя». Введение заканчивается следующей мыслью: «В этой дорогой для автора, популярной книге, не претендующей на строгую научность, собраны лишь некоторые тайны жизни и творчества сарапульского писателя, которые удалось разгадать на запутанных и пророческих краеведческих тропах и родословных перекрестках. Читателям и краеведам мы оставляем радость  дальнейших открытий и серьезных исследователей».

     Вполне понятно, что занимаясь изучением родословия пензенских Масловских, не могла я пройти мимо этой книги, поскольку Миловский был внуком протоиерея Иллариона Венедиктовича и Ольги Семеновны Масловских. Однако меня весьма удивило мнение автора о том, что остался он сиротой в раннем детстве и воспитывался в семье дальних родственников. Возникло желание разобраться в этом вопросе и прояснить долю участия представителей этого рода в судьбе Миловского. 

                Почему С.Н. Миловский был объявлен сиротой?

     В главе под названием «Происхождение» Запорожцева пишет: «Отец писателя, Николай   Александрович Миловский, сын дьячка, с отличием окончив Пензенскую  духовную семинарию,  был рукоположен Преосвященным Варлаамом в священники Тихвинской церкви села Вороновки. Невесту, Александру Илларионовну, Николай сосватал в известной поповской семье Масловских из села Папузы. Масловские, служившие в керенских, ломовских, наровчатских приходах и в  Пензенской духовной семинарии, не были баловнями  судьбы. У тестя, Иллариона Венедиктовича Масловского из села Большие Ижморы, были две дочери и четыре сына, ставшие священниками. Но двое из них прослужили недолго и умерли мученической смертью».
 
     Из архивных источников известно, что указанные в книге Масловские родились в селе Масловка Наровчатского уезда. По крайней мере, дед самого Иллариона Венедиктовича начал службу в сане священника при Архангельской церкви этого села в 1770-х годах. В семье Масловских выросли две дочери и шесть сыновей. Старшая, Александра Илларионовна стала матерью Миловского. Более того, отец писателя, Николай Александрович, обучался в Пензенской духовной семинарии (ПДС) одновременно с одним из  ее братьев – Иваном Илларионовичем. Возможно, что он содействовал знакомству и последующему браку сестры.

     Последуем далее и, хотя приводимый фрагмент теста не относится к заявленной теме, считаю необходимым остановиться на нем -  «Еще один замечательный   образец для Сергея — двоюродный дядюшка, протоиерей Тихвинской церкви в Смольково, педагог Степан Васильевич Масловский, прослуживший 31 год в Пензенской духовной семинарии; последние 12 лет был в ней ректором».

     Дело в том, что среди Масловских довольно часто встречается повторение одних и тех же имен, что вносит неизбежную путаницу. Так, мне известны три Степана Масловских. В селе Смольково Саранского уезда служил священником двоюродный брат протоиерея Степана Васильевича, Степан Филиппович. Степан Васильевич, после окончания Казанской духовной академии (КДА) получил направление в ПДС. В годы его ректорства С.Н. Миловский и оканчивал обучение в семинарии.

     Далее: «Через два года  на свет появился брат  Сергея, Алексей. 1864 год стал трагическим для губернского города Симбирска из-за череды пожаров-поджогов, в которых сгорело полгорода домов и 12 церквей. После 1865 года иерей Николай Миловский был переведен на службу священником в Вознесенскую церковь большого села Серман. О его жене и младшем сыне сведений нет. Неведомо, какая беда или болезнь унесла маменьку и брата Сергея».

     Не совсем понятно, какое отношение имел пожар в Симбирске к молодой семье, если отец писателя был «1860 года дня 14 Сентября Высокопреосвященным Варлаамом рукоположен во священника к Тихоновской Церкви Села Вороновки Городищенского уезда». Правда прослужил он на этом месте не  очень долго и «1864 года дня 30 Сентября Преосвященнейшим Антонием по своему прошению переведен к Вознесенской церкви села Серманы Городищенского уезда». Там он и продолжал свою службу вплоть до 11 сентября 1909 года, когда согласно своему прошению был уволен  заштат, а 22 декабря этого же года ему назначили пенсию в размере 300 рублей в год. Служил исправно: награжден набедренником (1873), скуфьею (1887), камилавкой (1891) и наперсным крестом по духовному ведомству (1897), в том числе, несколькими благодарностями и признательностями Епархиального начальства. А в начале 1900-х годов простой сельский батюшка был возведен в сан протоиерея. К сожалению, не могу назвать точную дату его кончины. Однако в 1915 году, мать С.Н. Миловского была еще жива и ей определили пенсию, как вдове протоиерея. Напомню, что их сын Сергей Николаевич отошел в мир иной 11 августа 1911 года.
 
     О каком из младших сыновей семьи Миловских идет речь? Очевидно, об Алексее, родившемся два года спустя после Сергея. В связи с этим необходимо перечислить всех детей, согласно записи в клировой ведомости отца за 1895 год, год начала службы Сергея Николаевича смотрителем в Сарапульском духовном училище, которых было шесть человек - четыре сына и две дочери. И все получили достойное образование, даже девочки. Братья,  учились менее успешно по сравнению с Сергеем и завершили полный курс обучения в ПДС только по второму разряду.

Итак, клировая ведомость гласит:

«Сергей, смотритель Духовного училища в г. Сарапуле Вятской Епархии;

Алексей, священник в г. Мокшане;
 
Зинаида, 1869 г.р. – по окончании курса в Епархиальном училище, состояла учительницей, а в настоящее время поступила в пензенскую фельдшерскую школу;

Валентин, 1871 г.р., состоит учителем Земской школы в с. Павловском Куракине, Городищенского уезда;

Варвара, 1873 г.р., окончила курс Пензенского Епархиального училища, с 1893 года состоит учительницей церковно-приходской школы в с. Симбухове Лукояновского уезда, нижегородской епархии;

Михаил, 1874 г.р., состоит псаломщиком в с. Годяйкино, Городищенского уезда».

     Все братья и в дальнейшем продолжали свою службу в пределах пензенской епархии. Так, Алексей упоминается в 1913, Валентин – в 1916, а Михаил – в 1915 годах.

     В конце главы автор пишет: «Осиротевшего  Сережу  забрал на воспитание единственный оставшийся в живых родственник — дедушка с материнской стороны. Так пишет  Миловский  в автобиографическом рассказе «Старенькая церковь». Но можно ли рассказ из детских воспоминаний отождествлять с биографией? Впрочем, архивы подтвердили, что с 1709 года  в селе Куракине, что находился в 15 верстах от Городища, была небольшая деревянная церковь. Она была перенесена в село Павловское Куракино, где в конце века сооружен  каменный храм, в котором служил  в 1860 — 1862 году  тот самый дедушка Сергея, священник Иоанн Илларионович Масловский».

     Если матушку Сергея величали Александра Илларионовна, то, как мог дед носить имя – Иван? Хотя один из ее братьев был именно Иван Илларионович. Вот к нему действительно мог ездить Сергей в детстве, поскольку дядя был вдов и детей не имел.  Только он служил в селе Малая Ижмора Керенского уезда.
 
     Однако Масловские, несомненно, поддерживали сестру. Об этом свидетельствуют косвенные факты. Сергей Николаевич начал свою службу в Лысковском духовном училище под покровительством дяди Михаила Илларионовича Масловского, а второй дядя, саранский священника Алексей Илларионович Масловский, венчал его с Анной Введенской в Починках, последнем месте службы Сергея Николаевича в Нижегородской губернии. Неизвестно, конечно, какие отношения царили в самой  семье Миловских. Если допустить, что Сергей Николаевич не поддерживал с ними отношений, то не его ли это была вина?

     К сожалению, утверждение о сиротстве писателя, появляется во многих последующих публикациях, где рассказывается о судьбе С.Н. Миловского.

С недоумением, повторяю – на каком основании Сергей Николаевич был объявлен сиротой? Ответ один - по воле автора.


Рецензии
Интересное расследование!!! Спасибо, Уважаемая Галина!!!

Игорь Тычинин   22.12.2023 20:54     Заявить о нарушении
Спасибо. Рада Вашему вниманию.

Галина Магницкая   23.12.2023 05:24   Заявить о нарушении