Почему важно говорить красиво?

(Педагогические заметки)

Словесное общение - какое великое достояние для человека. Одними только словами можно творить невероятные дела, без помощи рук. Почему важно говорить красиво, эпично, метафорично? Человек на подсознательном уровне привык доверять словам, даже если не раз "обжегся" на этом восприятии. Например, вспомнился случай из своего опыта работы в школе:
Как воспринимает ребёнок словесную информацию, неокрашенную метафорами, эпитетами, сравнениями, то есть словами, дополняющими эмоциональную, этическую и эстетическую составляющую представленного образа? Такую информацию он бессознательно окрашивает своим настроением, восприятием тематической составляющей на основе своих прошлых ощущений и тд. Например, учитель задаёт тему текущего урока: "Сегодня будем рисовать собачку." Ребёнок выражает свои эмоции согласно восприятию образов, заложенных у него в голове на тот момент, эти образы не всегда удачные, желанные или вдохновляющие. Но, совсем другое восприятие может случиться у ребёнка, если в озвучивании темы добавить эпитеты и метафоры. Например: "Сегодня будем рисовать невероятно красивую и необыкновенную собачку." И даже если показать изображение одного и того же примера данной работы, и в том, и в другом случае, то, в зависимости от представленной словесно темы, восприятие будет разным. Слыша такое оценочное выражение, как "невероятно красивую", человек ожидает наиболее красивый образ, из тех, что представляются у него в голове. И даже если результат не оправдывает его ожидания, он подсознательно ищет те оценочные характеристики, озвученные его учителем, и как правило, находит их. Зачем же завышать ожидания некими "громкими" словами? Ребёнок не всегда способен выражать свои чувства словами. Оценить свои внутренние ощущения часто не позволяет скудный словарный запас, который необходимо расширять, например коммуницируя с учителем. Для нужного восприятия той или иной темы, словесно-эмоциональная окраска очень важна.
В постижении информации, представленой школьными дисциплинами, не всегда есть возможность применения эпитетов, делающих акцент на эмоциональную или чувственную составляющую восприятия определённой информации. Например, в точных науках. Но часто не придаётся большому значению и получение знаний, благодаря эмоциям и чувствам даже там, где оно уместно. А как же человеку без эмоций развивать чувственное восприятие? Многообразие словесных терминов щедро сдобренных эпитетами, учат ребёнка охарактеризовывать, оценивать образ, чувствовать настроение и красоту, развивать эстетический вкус. Общение с детьми "сухой" чуть ли не официальной речью, является барьером не только для глубокого понимания предмета, но и для интереса к нему. Благодаря чуткости и умению вызвать эмоции, учитель легко настроит на слаженную и плодотворную работу своих учеников, которая непременно приведёт к высоким результатам. А помогут в этом правильно подобранные слова, эпитеты, метафоры, сравнения, не только обогащающие образность представленного предмета, но и расщиряющие общий кругозор ребёнка.

22.12.2023


Рецензии