Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Эскиз к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин подарил своему другу, историку Дмитрию Яворницкому. Позже тот уступил эту работу Павлу Третьякову. И сегодня мы можем видеть её в Третьяковской галерее.

Конец ХVII века. Идёт русско-турецкая война… Казаки в пух и прах разбили 15-тысячное войско султана Османской империи Мехмеда IV. Возмущённый султан предложил Сечи перейти в его подчинение, пригрозив полным уничтожением. Казаков страшно разозлил ультиматум султана. И в 1676 году кошевой атаман Иван Серко «со всем кошем Запорожским» написал ему в ответ письмо.

Этот ответ был далёк от дипломатического послания: не гоже чужакам служить! «Не годен ты будешь сынов христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобой…», — написали они, прибавив в адрес султана изощрённые оскорбительные прозвища. Заканчивалось письмо такими словами: «Числа не знаем, бо календарей не маем, мисяць у неби, год у книзи, а день такий у нас як и у вас, поцилуй за те ось куды нас, та й забирайся вид нас, бо будемо лупцювати вас!».

Оригинал послания казаков не сохранился. Однако в 1870-х годах екатеринославский этнограф-любитель Яков Новицкий нашёл его копию, сделанную в XVIII веке. Он передал её историку Яворницкому, а тот, в свою очередь, зачитал документ друзьям, среди которых был Илья Репин.

По другой версии, художник услышал эту историю в Абрамцево и сразу сделал несколько набросков. Впрочем, не важно, где и как возникла идея написания картины. Важно, что она родилась!

Историческая правда
Созданию «Запорожцев» предшествовали сотни и сотни подготовительных этюдов, эскизов, зарисовок, а также поездка на запорожскую землю. Познакомиться с теми краями художник отправился летом 1880 года со своим любимым учеником, 15-летним Валентином Серовым. Там он написал множество акварельных этюдов и привез несколько альбомов с графическими зарисовками оружия, костюмов, посуды и различных предметов казацкого обихода. Над эскизами работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.

Затем будет ещё одна поездка на Кавказ и Кубань, где он с упоением слушает передаваемые из поколения в поколение рассказы о легендарных дедах-сечевиках. Хорошо помог мастеру и Лев Николаевич Толстой. Он часто заходил к Репину мастерскую, давал советы и указывал на исторические детали, за которые тот «готов был расцеловать» писателя.

Илья Репин использовал весь свой опыт художника, психолога и, если можно так выразиться, режиссёра-постановщика. Он постоянно менял композицию, перемещал героев, заменял один типаж другим. Многих и вовсе навсегда убрал с картины… Параллельно лепил из глины небольшие фигурки казаков в различных позах и компоновал их в разных вариациях, чтобы добиться оригинального построения картинной плоскости. Тщательнейшая продуманность чувствовалась в каждом образе, в каждой детали и мелочи. Закончив картину, удовлетворенный своей работой мастер заявил: «… я глубоко убеждён, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».

Но художник создал два варианта «Запорожцев». Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее. Второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершённый эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году.

Модели
Этюды к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Репин писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области. Большую часть оружия, амуниции и другой казацкой атрибутики Илья Репин перерисовал с экспонатов коллекции Яворницкого.

Что же касается моделей, то Репин искал их долго, отбирал тщательно. Среди позировавших ему людей многие были известными личностями. Например, для фигуры писаря Репин выбрал своего консультанта — Дмитрия Яворницкого. Интересный момент. Чтобы вечно мрачный Яворницкий улыбнулся, ему специально показывали смешные карикатуры.

Натурщиком для одного из самых колоритных персонажей картины стал преподаватель рисовальной школы Общества поощрения художеств, активный участник петербургского творческого объединения «Мир искусства» художник Иван Ционглинский. А кошевой атаман Иван Серко был написан с генерала Михаила Драгомирова.

Красавец с благородными чертами лица и интеллигентной улыбкой был написан в Петербурге с внучатого племянника композитора Михаила Глинки, камер-пажа, сына Варвары Икскуль-Гильденбандт. Мало кто знает, но на картине юноша представлял образ Андрия — младшего сына Тараса Бульбы.

Персонаж, изображающий татарина, и на самом деле рисовался со студента-татарина. А выразительные белые зубы были изображены художником с черепа казака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи.

Лица казаков
Рассматривая на картине лица казаков, зрители узнавали знакомых. Вот этот высокий казак с повязкой на голове, здесь он второй сын Бульбы Остап, написан с руководителя класса батальной живописи в Академии художеств Николая Кузнецова. В образе Тараса Бульбы легко узнавался профессор Петербургской консерватории Александр Рубец. Правда, довольно часто говорят, что для него позировал журналист Владимир Гиляровский. А выглядывающий из-за него унылый, худой, высокий длинноусый казак — солист Мариинского театра Фёдор Стравинский.

Беззубый сморщенный старик с трубкой был зарисован Репиным со случайного путника на пристани Александровска. Имени его история не сохранила. Подстриженный под горшок Бурсак, который ещё не успел отрастить усы, — это художник Порфирий Мартынович. Интересно, что Илья Репин писал картину не с живой натуры, а с гипсовой маски, снятой с лица Мартыновича.

Образ казака с лысой головой и выразительным затылком написан с обер-гофмейстера Георгия Алексеева. Кстати, поначалу он гневно отказался выступить в качестве модели, но потом его обманом завлекли посмотреть коллекцию древних монет. Пока он её рассматривал, Репин сделал наброски. Потом Георгий Петрович, увидев себя на полотне, очень обиделся.

Для мрачного казака с сумеречным взглядом позировал коллекционер и меценат Василий Тарновский-младший.

Полуголый казак-картёжник — это педагог народной школы Константин Белоновский. Правда, есть ещё версия, что Репин рисовал его с драматурга Марка Кропивницкого. Но в одном никто не сомневался: художник изобразил любителя азартных игр полуобнажённым не случайно. Дело в том, что при серьёзной игре казаки снимали рубашки, чтобы нельзя было спрятать карты за пазуху и в рукава.

В образе казака Голоты изображён кучер Василия Тарновского Никишка. Художник, будучи восхищён его щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел зарисовать его, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.

Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Именно его Репин и подарил Яворницкому. Основной вариант картины был завершён в 1891 году. Его Репин и представил публике.

Шедевр
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» можно смело назваться самым фундаментальным и шедевральным творением Репина. Он создавал его почти 13 лет, с 1878 по 1891 год и затратил огромное количество энергии, душевных сил и любви. Однажды он честно признался: «Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, ещё несколько лет посвящу ей, а может случиться, что я закончу её и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев».

Картина была выставлена на юбилейной экспозиции работ Ильи Репина в 1891 году. Академия художеств устроила её по случаю 20-летия творческой деятельности живописца.

К слову, художника критиковали за то, что картина была «исторически недостоверной». Тем не менее, судьба полотна сложилась удачно. Её ожидал шумный успех на нескольких выставках в России и за рубежом. В 1892 году работу купил император Александр III, заплатив 35 тыс. рублей. Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в коллекции Русского музея.

Однако Репин одновременно написал два варианта этого полотна. Первый, менее известный, сейчас хранится в Харьковском художественном музее изобразительных искусств. Его выкупил у мастера известный русский меценат Павел Третьяков. После революции в 1933 году картину передали на Украину в качестве паритетного обмена между музейными собраниями двух республик. С тех пор творение гениального живописца хранится в Харькове, а в Третьяковке находится эскиз.


Рецензии