Хабаровский край в цифрах и фактах
Руководители Хабаровского края,
внесшие значительный вклад в его развитие.
1. Хабаровский край в цифрах и фактах
20 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Хабаровский край – один из самых крупных регионов Российской Федерации. Площадь Хабаровского края 788 тысяч квадратных километров. Это более чем в 3 раза больше Англии, в два раза больше Италии, в 1,5 раза больше Франции. С юго-запада на северо-восток протяжённость 1800 км. С запада на восток 750 км.
2. Шитиков Алексей Павлович с 1945 года после военных лет в аппарате Хабаровского краевого комитета ВКП(б), далее секретарь Камчатского областного комитета ВКП(б), 1952- 1955 г.г.- первый секретарь обкома (ВКП(б) КПСС Еврейской автономной области ( Камчатская и Еврейская автономные области входили в Хабаровский край). 1955-1957 г.г. секретарь, затем второй секретарь, а с 1957 по 1970 г.г. – первый секретарь Хабаровского краевого комитета КПСС.
В довоенные время Алексей Павлович был зоотехником районного земельного отдела, первым секретарём Ардатовского районного комитета ВЛКСМ Горьковской области. Как и все с 1941 – го по 1945 годы служил в Красной Армии.
Алексей Павлович, хорошо зная историю заселения дальневосточных земель
( особую роль Ерофея Павловича Хабарова, защитивших и осваивавших эти земли Муравьёва- Амурского и Невельского, героизм советских людей на Дальнем Востоке в годы вооружённой интервенции анличан, французов, американцев, японцев, белочехов (их ставленниками атаманами Семёновым, Колмыковым, провозгласившим себя правителем Колчаком, которые принесли кровь и разорение Дальнему Востоку).
Ответом на зверства оккупантов стало партизанское движение. Организаторами первых партизанских отрядов стали большевики – кузнец Хабаровского Арсенала Д.И. Бойко - Павлов и грузчик Хабаровского речного порта И.П. Шевчук. К осени 1919 года в партизанских отрядах насчитывалось свыше 50 тысяч бойцов. Величие подвигов Сергея Лазо и двух его товарищей, сожжённых японцами в топке паровоза, комсомольца Банивура, не предавшего товарищей, у которого палачи вырвали сердце, вошло в историю, воспето в народных песнях, запечатлено в произведениях литературы и искусства.
Чрезвычайно удобно географическое расположение Хабаровского края. Он занимает центральную часть советского Дальнего Востока. Через него проходят важнейшие транспортные пути ( железнодорожные, шоссейные, водные и воздушные).
Довоенные пятилетки превратили Хабаровский край в крупный промышленный район страны. В 1940 году предприятия увеличили выпуск валовой продукции по сравнению с 1913 годом в 27 раз. Наиболее быстрое развитие получила здесь тяжёлая индустрия- машиностроение, судостроение, горнорудная, а также лёгкая и пищевая промышленности.
По темпам роста населения Хабаровский край в то время занимал одно из первых мест в Советском Союзе. Если в 1926 г. на его территории число жителей было 183 тысячи человек, то уже в 1939 г. ( за 13 лет) оно выросло до 651,5 тысяч человек, более чем в 3 раза.
Выполнению обширных планов развития Хабаровского края помешала война. Хабаровчане, как и вся страна, работали под девизом «Всё для фронта, всё для победы!» Героизм защитников Родины дан автором в работе, посвящённой 75 –ой годовщине Великой Победы над захватчиками в 1941-1945 г.г.
В послевоенное время ведущее место в народном хозяйстве занимала промышленность, развивающаяся на базе широкого использования природных ресурсов (лес, рыба, рудные ископаемые, сырьё для производства цемента и стеновых материалов и другие).
Большое развитие получили к концу 70-х годов 20 столетия в Хабаровском крае машиностроение, металлообработка и, особенно, судостроение и судоремонт, авиастроение, производство стали ( мартеновское литьё и прокат), добыча каменного угля, а также ряд других отраслей.
Если принять промышленную продукцию 1913 года за единицу, то её к 1968 году объём в крае увеличился: по металлургии - в 1775 раз, по производству электроэнергии – в 3 тысячи раз, по лесной и деревообрабатывающей промышленности – в 90 раз, по производству строительных материалов – почти в 840 раз, по лёгкой промышленности – более чем в 680 раз, по пищевой промышленности – более чем в 25 раз.
В крае в этот период насчитывалось 358 промышленных предприятий. Годовой план реализации их товарной продукции превышал 2 миллиарда рублей. Среди них в Хабаровске: «Дальдизель», «Энергомаш», «Амуркабель», «Станкостроительный». В Комсомольске- на –Амуре: заводы подъёмно-транспортного оборудования, «Амурлитмаш», «Нефтеперерабатывающий». В Биробиджане – завод силовых трансформаторов, «Дальсельмаш» и другие предприятия.
В 1950 году Хабаровский нефтеперерабатывающий завод был переведён на круглогодичную работу (ранее его работа с 1935 года носила сезонный характер ).
Успешно работали предприятия: Хорский гидролизный, коллектив Хабаровского химикофармацевтического завода.
Быстрыми темпами строились мощные ТЭЦ в Хабаровске и Комсомольске- на –Амуре. Были установлены энергопоезда в Биробиджане, в Николаевске- на – Амуре, в посёлках Тёплое озеро и в Чегдомыне. Строились линии электропередач.
Хабаровск давно пользуется славой гигантской новостройки. Строительные тресты, способные возвести за три месяца из бетона, стекла и металла восьмиэтажные здания.
Например, проектный институт «Дальгипротранс» разрабатывал проекты транспортного строительства всего Дальнего Востока и Забайкалья.
А ,главное, люди такие как Н.П. Щеглов, его бригада в городе Комсомольске – на- Амуре возвела целые улицы жилых помещений. За самоотверженный труд Н.П.Щеглов награждён двумя орденами Ленина.
Сельское хозяйство Хабаровского края в то время представляло 69 совхозов, 5 колхозов. Несколько подсобных хозяйств промышленных предприятий торговых учреждений. Кроме того в крае имелось 35 рыболовецких коллективов, многие из которых занимались животноводством и выращиванием сельскохозяйственных культур. В крае создано 5 крупных птицефабрик. Было в основном решено обеспечение трудящихся городов и промышленных центров картофелем, овощами, цельным молоком.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Хабаровского края орденом Ленина вышел 31 декабря 1965 года. За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства.
С 1970 года по 1984 год А.П.Шитиков – председатель Совета Союза СССР. 13 марта 1972 года он пригласил нас, выпускников Высшей партийной школы в Москве в Кремль, рассказал в беседе о своей работе, поинтересовался нашими планами и вручил каждому свою книгу «Край наш Хабаровский» с надписью: «На добрую память», изданную Хабаровским книжным издательством в 1970 году.
3. А.К.Чёрный
Достойным приемником А.П. Шитикова на посту первого секретаря Хабаровского краевого комитета КПСС стал Алексей Клементьевич Чёрный ( 1970 – 1988 г.г.), отдавший Хабаровскому краю почти 50 лет своей жизни.
По просьбе соратников по работе А.К. Чёрный, будучи на пенсии, написал воспоминания «Остаюсь дальневосточником». В книге рассказывается о малоизвестных эпизодах исторического развития региона, об отношениях руководства края с лидерами СССР и других стран. Вскрывается подоплёка принятия важнейших решений, анализируются итоги и пути социально- экономического развития края.
Делается в книге, изданной в 1998 году в Хабаровском книжном издательстве, вывод «Но тогда, когда в стране набирала обороты радикализация реформ, развёртывался поиск антиреформаторов, и мутным потоком шло очернение всего прошлого, мне казалось, что такие воспоминания окажутся невостребованными, что они послужат лишь поводом для зубоскальства и ёрничанья. Но идут годы, уже второе десятилетие с начала перестройки и всё больше людей начинают всё больше прозревать, приходить в чувства от угара разрушительства, задумываться над проблемами созидания».
Чёрный Алексей Клементьевич ( 1921 – 2002 год) член ЦК КПСС ( 1971- 1989 г.г.), первый секретарь крайкома КПСС ( 1970 – 1988 г.г.). Депутат Верховного Совета РСФСР ( 1969- 1982 г.г.). Депут Верховного Совета СССР ( 1962- 1988 г.г.). Персональный пенсионер Союзного значения, почётный гражданин города Хабаровска ( 19.05 .1994 г.).
Алексей Клементьевич Чёрный родился 23 февраля на Украине в местечке Корюковка Корюковского района Черниговской области в семье служащего. В 1938 году окончил Хутор- Михайловскую среднюю школу ( УССР Ямпольского района Сумской области), получив аттестат с отличием. В том же году он поступил в Московский химико- технологический институт имени Д.И. Менделеева, откуда в 1941 году был переведён на специальный факультет Московского института химического машиностроения. Окончил институт в ноябре 1942 года по специальности № 41 ( снаряжение боеприпасов) и защитил диплом на «отлично».
А.К. Чёрный по собственному выбору был направлен Министерством боеприпасов работать на завод № 637 (Станция Эльбан).
С 1942 года по 1948 год работал старшим мастером, начальником цеха, начальником складов боеприпасов, начальником ОТК ( отдел технического контроля), заместителем начальника завода. В апреле 1946 года А.К. Чёрный вступил в члены ВКП (б), в 1947 – 1949 г.г. избирался членом партийного бюро завода.
В 1949 году направлен на партийную работу в аппарат Сталинского райкома партии г. Комсомольска - на – Амуре, и по 1954 год работал заведующим промышленно- транспортным отделом райкома, затем горкома и вторым секретарём Комсомольского-на-Амуре горкома КПСС. В 1953 году А.К.Чёрный избирается первым секретарём райкома партии района имени С.Лазо, в марте 1956 года – секретарём Хабаровского крайкома партии, где он занимался вопросами подбора и расстановки руководящих кадров края. В феврале 1957 года Алексея Клементьевича избрали вторым секретарём крайкома КПСС, а в марте 1959 года он направлен в ЕАО, где избирается первым секретарём обкома КПСС. Через три года он председатель Хабаровского крайисполкома.
В июле 1979 года А.К.Чёрный избран первым секретарём Хабаровского краевого комитета КПСС. В этой должности он работал по 1988 год, до ухода на пенсию.
Находясь более 25 лет на руководящей партийной и советской работе в Хабаровском крае, А.К.Чёрный внёс большой личный вклад в развитие народного хозяйства, жилищного строительства, благоустройства и культуры края.
В этот период работы введена переправа Ванино- Сахалин, мост через реку Амур в Комсомольске- на – Амуре, велось строительство ЛЭП – 220 от Хабаровска до Комсомольска – на – Амуре, строительство Байкало- Амурской магистрали, освоение самолёта Су- 27 на авиационном заводе г. Комсомольска – на – Амуре, вводилось жилья в крае до одного миллиона квадратных метров в год. В районах края строилось жильё, помещения с полной механизацией раздачи кормов, удаления отходов и транспортировки молока.
В пригородной зоне г. Хабаровска были введены в эксплуатацию птицеводческие и животноводческие комплексы, фабрика мороженного, Центральный крытый продовольственный рынок, тепличные комбинаты, совхоз «Заря», Хабаровский комбинат рыбной гастрономии, фирменный магазин «Океан» и многое другое.
Хабаровчане в достатке получали молоко, картофель, яйцо, рыбные деликатесы.
А.К. Чёрный награждён четырьмя орденами Ленина, орденом «Трудового Красного знамени», орденом «Знак Почёта», удостоен трёх золотых медалей ВДНХ СССР.
( Использованная литература: «Хабаровск доблесть земляков», изданная к 150- летию г. Хабаровска в 2008 году, с. 47)
Свидетельство о публикации №223122200159
Нина Тур 27.01.2025 16:48 Заявить о нарушении
- С уважением, Ольга Алексеевна.
Ольга Щербакова 3 28.01.2025 01:08 Заявить о нарушении