Галькины школы. Глава 5. Кроет уж лист золотой...

     Галькина парта в школе в первом ряду у окошка стоит,а за окошком-берёзка! Совсем рядом со стеклом выросла. Галька всё время в окошко поглядывает, на берёзку любуется. Раиса Ивановна увидела, что Галька на окошко косится, заругалась, сказала, что в другое место пересадит, если не перестанет "ворон считать". Галька ухитрилась-голову прямо на учительницу повернула, а глаза скосила к окошку. Как там у берёзки дела? А она совсем голая стоит. Все листочки улетели. Галькину берёзку у прясла горушка прикрывает от ветров, да и лес не далёко. А у школьной защитников нет. Лес ведь в деревне не растёт. Но один листочек у берёзки всё же остался. Каждый день этот листочек Галька караулит. Утром прибежит в школу и сразу к окошку. Улетел? Не улетел? Нет! Не улетел! Значит, этот листочек сынок, которого мама-берёзка больше всех любит. Вон как крепко его держит веточкой-рукой. А он рвётся, рвётся и так, и этак полощется на ветру. Ему тоже полетать охота.

     После уроков Раиса Ивановна сказала, что завтра учиться не будем, пойдём в лес на экскурсию. Портфели в школу приносить не надо, только взять толстую книжку, чтобы в неё листочки красивые вложить. Листочки засушатся, зимой будем узоры из них составлять, картинки придумывать.

     Утром, когда все собрались, учительницы выстроили ребят парами, каждый класс отдельно, и пошли таким ровным строем по деревенской улице. Галька держит крепко Любину руку, а сама во все стороны оглядывается. Видят, нет ли большие тётеньки и дяденьки, как ребята красиво ходить строем умеют. Дядя Сано на лошади ехал, остановился, руку к голове приставил, будто честь отдаёт, как солдат. Баба Паня из ворот вышла, ребятам рукой помахала. Даже Галькина бабушка выглянула в окошко, когда мимо избы проходили. Гальку всю распирало от гордости. Вот какие ребята молодцы! Вот как строем красиво вышагивают, никто не дерётся, не толкается...

     В лесу все свои задания стали выполнять. Степанида Степановна повела своих ребят север-юг искать, учить, как дорогу домой находить, если заблудишься. Валентина Александровна про птиц расскажет своим ребятам, какие в тепло улетели, какие дома зимовать будут. Первоклассникам красивых листочков надо насобирать, в книжки между страничкамиих уложить.

     Все разбежались в разные стороны. У Гальки дух захватило от простора. Всё насквозь видно. Небо-насквозь... Полянка вдали-насквозь... Листьев же на ветках нет, свет не загораживают, все под ногами лежат. Галька пошагала на полянку поближе взглянуть. Что за диво! По кромке сосны большие выросли, а среди них берёзка с осинкой оказались. Как свечки стоят. Одна свечка золотая, другая красная, как огонь в печи.Галька догадалась-это сосны такие большие и хохлатые уберегли подружек от ветров. Вот они платьишки свои и не сбросили.

     Красивых листочков Галька много насобирала. Жёлтенькие берёзовые,разноцветные осиновые легко между страничками укладывались. А вот с рябиновыми пришлось повозиться. На стебельке много маленьких листочков приросло, все яркие, красивые. Но в книжку такой шарогатый листок трудно уложить. То один маленький листочек загнётся, то второй из книжки выглядывает. У всех ребят книжки распухли от вложенных листочков.

     Раиса Ивановна книжки у всех ребят собрала, в сумку себе уложила и велела всем ребятам кучу из листьев сделать. Что тут началось! Кто руками, кто ногами листья в одно место сгребают, охапками подтаскивают. Большая куча получилась. Все уселись на неё, как на перину, а Раиса Ивановна смешно так палец к губам приложила и велела всем замолчать, послушать, о чём лес говорит.

     Все умолкли сразу. Тихо... Тихо... Тихо... Ветерок налетел. Закачались, зашумели верхушки деревьев. Листочки на земле зашуршали, как волны на речке перекатываются. Вдали-тук-тук, тук-тук-тук дятел долбит своим носом. Старая берёза заскрипела так сильно, что ребята заоглядывались, вдруг упадёт. Неведомая пташка протенькала. Сорока совсем низко уселась на ветку и ну трещать... То ли мышка, то ли ёжик прошуршали под листьями...

     Как-будто издалёка, с самой высокой вышины зазвучал голос Раисы Ивановны:
 
 - Нивы сжаты, рощи голы,
   От воды туман и сырость.
   Колесом за сини горы
   Солнце тихое скатилось...

У Гальки сразу в глазах закипело. Ну не умеет она стишки слушать. Сразу всё внутри переворачивается. Под ложечкой засосёт, к горлу комок подкатит, глаза защиплет... Слёзы ручьём. Всяко пробовала. То покашляет, то ладошками глаза потрёт,будто соринка попала. Если ребята заметят Галькины слезы, опять дразнить начнут.
А голос Раисы Ивановны всё звучал и звучал:

   Кроет уж лист золотой
   Влажную землю в лесу...
   Смело топчу я ногой
   Вешнюю леса красу...


     Вернулись старшие ребята со своими учительницами. Все вместе стали играть.
И "Цепи кованые, раскуйте нас", и "У медведя во бору грибы, ягоды беру...", и "Гуси, гуси, га-га-га"... Шуму, крику, всех птичек распугали.
Домой пошли не строем, каждый к своей избе подвернул. На крыльце Галька стала разуваться-полные боты листочков. Выбрала целенькие красивые, в книжку заложила.
     Кроет уж лист золотой...


Рецензии
Какой огромный мир видят внимательные детские глаза. И я для себя новое открываю. Слово "шарогатый" встречаю впервые - интересное какое. Шершавый, горбатый. Очень знакомы мне ощущения от "стишков" - так же, как Галька, реагирую на всё, что душу трогает. Спасибо, Галина, за добрые Ваши воспоминания!

Лада Вдовина   25.01.2024 02:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.