Красное на чёрном
------------------------------------
В крепости появился третий мальчик. Дети вгляделись – это был ещё один Денис. Бублик тихо заскулил – он не верил глазам своим.
– Со стороны я не так уж плохо смотрюсь, – нервно засмеялся Дениска. – Эта копия, если со мной что случится?
– Ну, зачем так мрачно? – засмеялась МАСКА. – Компьютер сделал себе помощника!
Денис-2 взял в руку нечто, похожее на карандаш, и стал вычерчивать в воздухе замысловатые фигуры. Они тут же застывали в пространстве.
– Впечатляет? – поинтересовалась МАСКА..
– А то! 3D ручка, – ответил Денис.
– Её первый экземпляр в мире появился в 2013 году.
– Наука скачет семимильными шагами! – восхитилась Ксения.
– Даже фантасты за ней не успевают, – согласилась МАСКА. – Ещё недавно 3D принтеры считались фантастикой. Причём, первые образцы были огромными и стоили сотни тысяч долларов. А сейчас…
– 3D ручка у меня дома есть, – откликнулся Максим. – Объёмные рисунки, игрушки, сувениры получаются из пластика, который расплавляется в ручке.
– Представляю: нарисовал себе природу в комнате, а потом её можно и помыть! – усмехнулся Денис.
– Вот только настоящих произведений искусства ей не создать! – воскликнула Ксения.
Дениска-2 исчез вместе со своей волшебной ручкой. А в крепости на полу появился огромный пушистый ковёр – красные розы на чёрном фоне. Ну, не сам ковёр, конечно, а его телевизионное изображение.
– У нас теперь телевизор и на полу показывает? – спросила Ксения.
– И не только у нас, – ответила МАСКА. – Идея телестен, как мы выяснили, идёт из 1953 года от фантаста Рея Брэдбери. А вот вам научное изобретение от 2022 года – Новый формат телевидения превратит любую поверхность в телевизор – стены, пол, потолок, свитер вашего друга – всё, что только подскажет ваша фантазия!
Включились телестены.
В XIX столетии Тюмень славилась своими коврами. Пушистый, махровый – ворс достигал 15 см. Поражал удивительной красотой – на чёрном фоне цвели алые розы, Аналогов не существует и поныне.
Тюмень встречает Великого князя Владимира Александровича. Ему дарят ковёр, другой он покупает. Князь содействовал в выделении денег на премии и похвальные грамоты мастерицам.
На другой стене на тюменском ковре восседает король Гавайских островов.
– Экзотично! – воскликнула Ксения.
– Король Гаваев любил не только тюменский ковёр, но и Россию. И не возражал стать её подданным. Но… не срослось, – заметила МАСКА.
Писатель Глеб Успенский отправился в Сибирь с деловой программой. Однако все деньги истратил на тюменские ковры. Художник Василий Суриков купил в Тюмени 3 ковра. В своей знаменитой картине "Взятие снежного городка" мастер изобразил тюменский ковёр, раскинутый на санях.
Ковёр с триумфальным успехом представлял Тобольскую губернию на всех самых крупных Всероссийских и Международных кустарно-промышленных выставках в Москве, Кургане, Санкт-Петербурге, Генуе.
В крепости вдруг возник собор Парижской Богоматери.
– Париж! Да и собор ещё целый – до пожара! – воскликнула Ксения.
Мировая столица художественной жизни Париж, много чего повидавшая из гениальных творений, высоко оценила тюменский ковер. Золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года парижане отдали чудесному творению мастерицы Василисы Викуловой из села Каменка, – ответила стена. – Здесь же была представлена и картина Сурикова «Взятие снежного городка».
К тому же, крыша Парижского собора, здание Британского парламента и Ембаевская мечеть в Тюменском районе были покрыты уникальным листовым железом, изготовленным в уральском городе Лысьва. На этой выставке в столице Франции оно также получило наивысшую награду – золотую медаль.
– И где сейчас тюменские ковры? – спросила Ксения.
Пытаются возродить, – ответила стена. – В начале XХI века создана «Сибирская ковровая фабрика». Она единственная в России делает махровые ковры вручную по технологии XVIII века. В 2009 году они покорили выставку-продажу в Нью-Йорке – все ковры разобраны крупнейшими коллекционерами.
В крепости стали возникать старинные камины и печи, отделанные изразцами.
– Изразцовые печи – украшение купеческих особняков и усадеб Тюмени конца XIX – начала XX веков. В музее «Дом Машарова» сохранились печи, богато декорированные изразцами. Думаете, импортный товар? – спросила МАСКА. – Ничего подобного. В Тюмени была изразцовая фабрика «Фортуна» главного архитектора города Ивана Ламберта. Здесь же изготавливали изумительные по красоте и качеству гончарные изделия из местной светлой глины. Продукция пользовалась спросом далеко за пределами губернии, приносила славу Тюмени. Мастерская вскоре стала фабрикой. В 1914 году она закрылась.
– И такой бренд остался в прошлом веке?!
– Самый главный бренд России – энтузиасты! В 1983 году в Тюмень из Москвы вслед за любимой женщиной приехал выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища Юрий Бруснецов. Отличный профессионал, он восстановил производство знаменитых изразцов Ламберта, о которых в Тюмени за 70 лет уже стали забывать. Изучил дореволюционную технологию завода «Фортуна», усовершенствовал.
– А ещё в Тюмени пианино делали, – подал голос Максим.
В ХХ веке 25 лет в Тюмени создавали пианино, – откликнулась стена.
На ней возник – Народный артист России, победитель XI Международного конкурса им. Чайковского Денис Мацуев:
– В России сейчас нет ни одного предприятия по изготовлению пианино. Но у нас ведь были прекрасные инструменты. До самого конкурса Чайковского я играл на пианино "Тюмень".
– Пианино ждёт своих энтузиастов! – добавила МАСКА.
ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ
На трёх видеостенах появилось непонятно что. То ли дерево с гигантскими причудливо изогнутыми корнями, то ли жилище, потому что есть и кирпичная кладка с разинутыми ртами окон и дверей. И даже на каком-то фрагменте виднеется крыша. Дети застыли в изумлении. Даже пёс Бублик не знал, как на это реагировать.
– Понравилось?! – радостно воскликнула четвёртая стена. – Это Сумасшедший дом, точнее отель для туристов во Вьетнаме. Шедевр архитектора Данг Вьет Нга! Она считает, что «голосом архитектуры» показала любовь к природе. Кстати, училась в Москве – и вот научилась!
– Полный отпад! – развёл руками Максим.
Фантазию г-жи Данг Вьет Нга сменила «Лесная спираль» – огромный жилой дом в Германии, придуманный австрийским архитектором Хундертвассером.
В доме более 1000 окон – и все они абсолютно разные по форме и оформлению. А из некоторых окон растут деревья. Дом похож на детский рисунок. Он спиралью в 12 этажей поднимается к скошеной зелёной крыше, где растут цветы, трава, посажены деревья, расположены кафе и бар. Все квартиры абсолютно отличаются друг от друга, у них даже дверные ручки разные. Автор считает, что так он воспел разнообразие в природе. С этой же целью он всегда носит разные носки, чтобы левая нога отличалась от правой.
Мелькнули и быстро исчезли здания-ботинки, дом-чайник, дома – книги, корзинка, рояль со скрипкой, дом-корабль…
– Прикольно посмотреть на них, – улыбнулся Денис.
– Похоже, архитекторы превзошли фантастов, – заметила Ксения.
– Не во всём. Например, в 1929 году чешский писатель Ян Вайсс в романе «Дом в тысячу этажей» создал дом-клинок. Он пронзил все слои атмосферы. Не прошло и века, как в мире началась гонка за самое высокое здание. На сегодня это Бурдж-Халифа в Эмиратах – 828 метров, Китай планирует построить башню в 838 м, Азербайджан – 1050 м, Объединённые Арабские Эмираты – 2000 м!.. Но даже фантасты не смогли догадаться, чтобы каждый этаж небоскрёба вращался на 360 градусов, как это задумали в Дубае. Считается, что это будущее мировой архитетуры.
– От такого будущего что-то снова тянет в прошлое, – сказала Ксения.
– А оно – никуда из этой крепости не уходило, – напомнила Маска.
На телестенах стали возникать уютные деревянные дома с резными окнами и воротами. Русское деревянное зодчество – часть мировой культуры. В Сибири, начиная с XVII века, были разные школы резьбы по дереву: Иркутская, Томская и самая богатая – Тюменская. Часто резьба стоила раза в три дороже самого дома, но зажиточные люди на это шли. Такой дом был их визитной карточкой.
Только представьте: добротный деревянный дом, резные наличники, ажурные металлические дымники венчают трубы печей, водосточные трубы, опоры ворот. Сами ворота тоже резьбой украшены. Уютный сказочный домик!
Славились своими дымниками мастерские Подрезова и Заостровского. А резьбой по дереву – Василий Никитович Привалов. Ему заказывали украшения для своих домов все знаменитые купцы конца XIX-начала XX веков. Его собственный дом радовал своей великолепной резьбой даже в XXI веке. Но в 2015 году сгорел, якобы нечаянно. Но скорее всего – так освобождались престижные места для новостроек. Может, поэтому деревянной резьбы XVII- XVIII веков в Тюмени уже не осталось.
– Это беда не только Тюмени, – сказала МАСКА. – Возьмём, к примеру, Бельгию. Сколько было уничтожено памятников архитектуры, когда Брюссель стал центром Евросоюза! Снос старинных зданий оплачивало государство, и многие подсуетились, чтобы переехать в современные дома. Сносились целые кварталы в угоду коробкам из стекла и бетона. Потом спохватились. Но ломать, не строить. Сейчас они придумали «фасадизм» – фасад здания оставляют старинным, а всё остальное меняют.
– А у нас как? – спросила Ксения.
– На зданиях есть таблички «Охраняется законом». Однако памятников с каждым годом становится всё меньше, потому что их берегут в основном энтузиасты. Например, бывший лётчик Вадим Макарович Шитов и его сын Станислав. Выпускник Киевского института Вадим работал на тюменском севере, а в свободное время бродил по старым улочкам Тюмени.
На телестене возник седой человек – Вадим Макарович Шитов:
– Я давно убедился, что всё потихоньку рушится, и надо хотя бы на дилетантском уровне сохранять эту красоту. Многие детали я находил, просто гуляя по улице, и складывал у себя дома. Потом, оказалось, что кроме этих фрагментов от дома ничего не осталось. В 1993 году создал мастерскую "Мних", пригласил мастеров. Теперь это единственная профессиональная мастерская, восстановила около 30 объектов.
На телестенах вновь ожил мир старинной деревянной архитектуры, созданный по законам красоты. Строения богато украшены всеми видами резьбы – глухой, объёмной, ажурной.
В XXI веке на всемирном конгрессе ЮНЕСКО в Пекине тюменское деревянное зодчество вызвало всеобщий восторг.
Деревянная резьба на телестенах сменилась росписью ворот, ставен. Рядом с ними ещё одна энтузиастка – народный мастер Союза художников России Вера Быкова. Возрождает художница тюменскую домовую роспись. Её дом на Камышинской, 7 замечают все прохожие. Люди останавливаются, чтобы сказать ей спасибо за красоту росписи, возможность прикоснуться к изящному искусству. В 2019 году роспись ставен её дома попала в программу телеканала "Культура". В музее Поленова в Москве в 2020 году прошёл онлайн-конкурс. Фильм о расписанных Быковой домах занял престижное место.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №223122200182