Я готовился к школе

     Услышал сегодня по радио сколько стоит родителям собрать школьника и отправить в школу. А мне вспомнилось деревенское, школьное детство в захолустной рязанской деревне, испытывающей тяжелые последствия недавно закончившейся войны, хотя судьба смилостивилась над ней - фашисты обошли стороной, но бедность и разруха присутствовали во всем.

     Мы, мальчишки понимали взрослых, среди которых было много раненых и калек, вернувшихся с войны, вдов, оставшихся с детьми и помогали, как могли. Пасли скотину, лошадей, пололи колхозные и свои грядки, заготавливали сено на зиму, носили воду для полива из колодца, возили зерно от комбайна на ток, а если выпадала свободная минута, бежали на речку - любимое место летних забав.

     Меня к школе готовила бабушка, с которой мы жили вдвоём, ничем не отличаясь от других жителей деревни. Портфеля у меня не было, им служила сшитая  бабушкой холщовая сумка через плечо, покрашенная в чёрный цвет, а если попадала под дождь, то оставляла разводы на учебниках. Из одежды помню вельветовый костюмчик, в котором я, со своим вторым классом стою на фотографии тех лет, зимнюю одежду шила, перелицовывала из старого бабушка, а валенки валял дед Иван, её старший брат.

     Как все деревенские друзья летом бегал босиком, ноги покрывали ссадины, ушибы, "цыпки", расчёсанные до крови, которые лечили гусиным салом. А перед школой подошвы ног приводили в порядок путём отпаривания в чугуне, с использованием красного кирпича. Стригли волосы наголо машинкой, привезённой кем-то из Москвы, стрижка стоила два куриных яйца. Собиралось до десяти человек, каждый ждал своей очереди, а в это время отпускались шутки по новой причёске, называемой под Котовского.

     Учебники выдавали в школе бесплатно, а вот тетради приходилось покупать самим. Одна ученическая тетрадь стоила 2 копейки. Но их можно было купить только в районном центре - городе Михайлове, в который поездки были не часты.Но мне один раз повезло, было это в конце августа, перед самой школой. Наш сосед, бригадир, Крайнев дядя Вася ехавший на телеге по колхозной необходимости на михайловский элеватор, меня и моего друга, своего сына Тольку взял с собой. Бабушка дала мне 50 копеек на тетради, завернула и завязала их в кусочек матери-тряпку, положила в карман,пришпилив булавкой, при этом предостерегла, чтобы не потерял.

     До Михайлова расстояние было 16 километров, так далеко я никогда от дома не удалялся. Стояли последние тёплые денёчки лета, накатанная полевая порога проходила по уже убранным полям и перелескам. Лошадь бежала живо и как-то незаметно быстро мы добрались до места назначения. Дядя Вася, отпустив нас, пошёл решать свои вопросы, а мы с Толькой никогда не бывавшие в районном центре сами нашли книжный магазин, купили тетради и вернулись назад без происшествий.

     Прошло более пятидесяти лет и вот я снова стоял,но без друга один, напротив дома, где на втором этаже был тот самый, запавший в памяти навсегда, книжный магазин, но только он подлежал сносу и зиял выбитыми окнами, словно говоря, где же ты так долго отсутствовал, а я тебя ждал.


Рецензии
Хорошая зарисовка, Алексей. Проходит время, меняется ландшафт. Остаются только воспоминания.
Очень ценны воспоминания.

Я, кстати, хоть и абсолютно городской человек, сподобился сочинить сказку о девочке из послевоенной деревни (баба Оля).

Григорий Рейнгольд   26.03.2024 06:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.