Настоящая история Пиковой дамы

6 мая 1830 года состоялась помолвка Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой. Через три недели, Пушкин, испытывавший серьезные финансовые трудности, написал одно интересное письмо:

«Я с охотою взялся бы выкупить Ваши долги, но срок оным векселям, по словам Вашим, два года, а следующие Вам 24 800 руб. обязан я выплатить в течение 4 лет. Я никак не в состоянии, по причине дурных оборотов, заплатить вдруг 25 тысяч. Все, что могу за Ваш 25-тысячный вексель выдать 20 с вычетом 10 процентов за год – т.е. 18 тысяч рублей, в таком случае извольте отписать ко мне и я не премину чрез Вас или чрез кого Вам будет угодно доставить Вам…»

Письмо адресовалось Василию Огонь-Догоновскому. В 1828 году Пушкин за один вечер проиграл этому дворянину без малого 25 000руб. Не случайно сам поэт обладавший почерком донжуана и расточительного человека написал следующие строчки:

«…Но мне досталася на часть
Игры губительная страсть.
Страсть к банку! Ни любовь свободы,
Ни Феб, ни дружба, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры -
Задумчивый, всю ночь, до света
Бывал готов я в эти лета
Допрашивать судьбы завет,
Налево ль выпадет валет?».

До сих пор не понятно с себя или страстного картежника Огонь-Догоновского, Александр Сергеевич списал военного инженера Германна.

Сюжет «Пиковой дамы» поэту неожиданно подкинул молодой князь Голицын, который продувшись в пух и прах за карточным столом, отыгрался, сделав решающую ставку на три карты, которые ему по «методу Сен-Жермена» подсказала его «усатая бабулечка», Наталья Петровна Голицына. Отыгравшись, Сергей Григорьевич Голицын выполняя обещание, данное старой княгине Голицыной, до конца своих дней не брал в руки карты.

Думаю, что прообразом старой графини Анны Федотовны из «Пиковой дамы» стали сразу две женщины княгиня Наталья Петровна Голицына и графиня Наталья Кирилловна Загряжская.

Знакомьтесь «Пиковая дама» - Наталья Петровна Голицына:

С юных лет Наталью Петровну трудно было назвать красавицей, но и «страшилищем» она не была. Кроме ума природа наделила девушку только одним талантом, вызывать в мужчинах безумную страсть. Подтверждает это то, что в 25 лет она стала первой среди дам в «рыцарской карусели», организованной по приказу Екатерины II. За неподражаемый шарм Наталья Петровна получила из рук императрицы – именную бриллиантовую розу (сегодня награда хранится в Эрмитаже). Из выстроившихся в ряд после славной победы претендентов на руку фрейлина выбрала самого титулованного и богатого, князя Владимира Борисовича Голицына.

В 1766 Наталья Петровна вышла замуж, став княгиней Голицыной. Императрица Екатерина II собственноручно украсила бриллиантами прическу невесты и благословила ее в Придворной церкви Зимнего дворца.

Княгиня родила мужу троих мальчиков и двух девочек. В 1783 году семья перебралась в Париж. Голицына произвела фурор при пока еще беззаботном дворе Марии Антуанетты. Галантные французские кавалеры называли ее «Московская богиня любви». При встрече с ней будущий английский король Георг IV, восхищенный очарованием русской богини, подарил ей миниатюрный портрет с собственноручным автографом.

Волокита Ришелье чуть ли не пустил себе пулю в висок от того что эта «ледяная красавица» не обращала на него никакого внимания.

Однажды на званом ужине княгиня проиграла крупную сумму герцогу Орлеанскому, таких денег у Голицыной во Франции не было. В отчаянии женщина обратилась к алхимику и мистику, Сен-Жермену.

Таинственный граф сказал Наталье Петровне, что деньги как подарок она не примет, стать источником ее тревог он не хочет. Поэтому золота он княгине не даст, но научит ее как отыграться. Сен-Жермен посоветовал Голицыной в этот же вечер сделать в игре три ставки подряд. Улыбнувшись, граф загадочно сказал: «Ставьте куш на тройку, семерку и туза». Раздобыв денег, и сделав три ставки, Наталья Петровна обнулила карточный долг. После этого случая княгиня стала до неприличия скупой.

В 1790 году князья Голицыны поселились в Санкт-Петербурге в доме выкупленном у вдовы сенатора Александра Федоровича Талызина (сегодня Малая Морская улица, дом 10).

Наталья Петровна устроила у себя лучший столичный великосветский салон, у нее собирался цвет общества. В день ангела княгиню обязательно посещала царская семья.

Гостей, кроме царствующих особ княгиня принимала сидя в кресле. «Простым смертным» за счастье было услышать слова приветствия из уст хозяйки салона.

18 января 1821 года санкт-петербургский почт-директор Константин Булгаков написал в письме брату:

«Вчера было рождение старухи Голицыной. Я ездил поутру ее поздравить и нашел там весь город. Приезжала также Императрица Елизавета Алексеевна. Вечером опять весь город был, хотя никого не звали. Ей вчера, кажется, стукнуло 79 лет, а полюбовался я на ее аппетит и бодрость».

Василий Львович Пушкин, дядя и литературный наставник Александра Сергеевича посвятил Голицыной стихи:

«Повелевай ты нашими судьбами!
Мы все твои; тобою мы живем,
И нежну мать, любимую сердцами,
В день радостный с восторгом мы поем…».

Гости прекрасно знали девиз скупой княгини: «У ГОСТЯ НЕ СВОЯ ВОЛЯ: УГОЩАЮТ – КУШАЙ, НЕ УГОЩАЮТ – НЕ СПРАШИВАЙ». Обычно слуги подавали гостям Натальи Петровны, лимонад, квас, домашнее пиво и конфеты.

Александр Сергеевич Пушкин был вхож в дом сына княгини, московского военного губернатора (управлял белокаменной 24 года) Дмитрия Владимировича Голицына. Генерал от кавалерии, участник 16 серьезных сражений, которого должность обязывала устраивать балы, праздники, благотворительные вечера, страдал от того что скупая матушка выделяла ему на жизнь мизерную сумму. Только после того как император Николай I в личной беседе пристыдил Наталью Петровну, она сделала сыну финансовую прибавку.

Голицыны, севшие в карты играть, могли проиграть даже мать:

В 1789 году, 17-летнюю урожденную княжну Марию Григорьевну Вяземскую насильно выдали замуж за 20-летнего князя Александра Николаевича Голицына. Владелец 40 000 крепостных в светском обществе он слыл малоприятным, вульгарным и сумасбродным человеком. Князь промотал немаленькое состояние за игорным столом и стал без оглядки делать долги.

На одном светском рауте Марии Григорьевне представили графа Разумовского. Лев Кириллович безоглядно влюбился в молодую женщину с печальной улыбкой. Узнав о жизни княжны граф, решил, во что бы то ни стало, освободить ее из плена нелюбимого мужа.

Однажды вечером Разумовский оказался с Голицыным за одним карточным столом, к утру Голицын проиграл все, что только мог проиграть. Откинувшись на спинку стула, Разумовский предложил противнику поставить на кон жену. Княжна Мария против карточного выигрыша графа.

Голицын играл на жену и вновь проиграл. Разумовский оставил неудачливому картежнику свой выигрыш, забрав себе только Марию Григорьевну. В этот же день граф перевез любимую к себе домой. Используя связи, Разумовский добился от церкви одобрения на расторжение брака Марии с Голицыным. Вскоре после венчания Мария Григорьевна стала Разумовской, но высший свет отвернулся от «молодоженов».

Ситуацию спас государь-император Александр I. Приехав на праздник к другу Виктору Павловичу Кочубею, царь «случайно» встретился с графиней Разумовской. Подойдя к очаровательной женщине, император, протянув ей руку, громко произнес: «Графиня, не угодно ли вам протанцевать со мною полонез». После этого танца в столице не нашлось ни одного смельчака рискнувшего закрыть двери перед графиней Разумовской.   
Алексей Николаев 77


Рецензии