ОзоновыйСлой

  "Озоновый слой Земли – это критически важная часть атмосферы,играющая ключевую роль в защите жизни на планете от вредного ультрафиолетового(УФ)излучения Солнца .Этот слой состоит из озона(O3),молекулы,содержащей три атома кислорода.Понимание происхождения озонового слоя помогает нам оценить его важность и необходимость его сохранения.В этой статье мы исследуем,как и когда образовался озоновый слой Земли.
Ранняя Атмосфера Земли.Чтобы понять происхождение озонового слоя,важно сначала рассмотреть, как формировалась атмосфера Земли.После формирования Земли ок.4.6 млрд.лет назад,её атмосфера значительно отличалась от современной.Первоначальная атмосфера,скорее всего,содержала водород и гелий,но эти легкие газы были потеряны в космос.С течением времени,извержения вулканов высвободили водяной пар,углекис-лый газ,аммиак и метан,формируя новую атмосферу.Фотосинтез и Кислород.Ключевым моментом в истории Земли стало появление фотосинтезирующих организмов около 3.5 миллиардов лет назад.Эти организмы использовали солнечный свет для преобразования углекислого газа и воды в кислород (O2) и органические соединения. Этот процесс постепенно увеличил концентрацию кислорода в атмосфере, что стало предпосылкой для образования озонового слоя.Образование Озонового Слоя.С увеличением уровня кисло-рода в атмосфере начался процесс образования озона.Озон формируется в верхних слоях атмосферы под действием ультрафиолетового излучения Солнца,которое расщеп-ляет молекулы кислорода на отдельные атомы.Эти атомы кислорода затем соединяются с молекулами кислорода(O2),образуя озон(O3).Защитная Роль Озонового Слоя.Озоновый слой выполняет жизненно важную функцию, поглощая большую часть вредного ультрафиолетового излучения Солнца, в частности УФ-В и УФ-С лучи.Это защищает живые организмы на Земле от повреждений, которые могут вызвать эти лучи, включая ожоги кожи,рак кожи и повреждение генетического материала.Эволюция и Важность Озонового Слоя.С появлением озонового слоя стало возможным развитие жизни на суше. Озоновый слой предотвращал негативное воздействие УФ-излучения, позволяя развиваться разнообразным формам жизни. Он также способствовал стаби-лизации климата на планете.Угрозы Озоновому Слою.С середины 20 в.человеческая деятельность начала представлять угрозу для озонового слоя.Использование хлорф-торуглеродов(ХФУ)и других озоноразрушающих веществ в холодильниках,аэрозолях и в других продуктах привело к появлению озоновых дыр,особенно над Антарктидой. Заключение.Озоновый слой Земли – это сложная и динамичная система, которая сыграла ключевую роль в развитии жизни на нашей планете. Его появление является результатом эволюции атмосферы и биосферы Земли,особенно с развитием фотосинте-зирующих организмов и увеличением уровня кислорода.Понимание происхождения и функций озонового слоя помогает подчеркнуть важность его сохранения для будущих поколений."(ст."Откуда у Земли появился защитный озоновый слой?",Космос,2023)

  "Почему именно кольчуга? А почему — нет? Свидетельства существования на Земле допотопной высокоразвитой цивилизации тщательно скрываются официозом, но множатся и ширятся с такой силой, что это пугает. Например, с недавних пор об атлантах и гиперборейцах, смытых когда-то кометой, но окончательно утонувших лишь в середине XIX века,стал внезапно свидетельствовать трамвай.С недавних,это с тех,когда довод от «не могли» начал обретать популярность.Фактически превратившись в боевой клич воинствующего невежества.Ну, правда. Не могли же рельсы без прокатного стана (чугунные рельсы, Карл! My eyes), бронзу без железа, железо без бронзы, колесо без легирующих присадок, дырку в камне без алмазного сверла. Ничего же не могли. Но всё как-то делали, — нестыковочка! А значит был Потоп. Логично же. И раз уж о древней высокоразвитой цивилизации свидетельствует буквально всё, то почему вдруг кольчуга должна составлять исключение?И, кстати, о кольчуге. Об истории свитого наиболее распространённого в средние века снаряжения, о разновидностях кольчуг, об их достоинствах и недостатках — написано и так слишком много. Это везде есть. Причём, разнообразие мнений огромно, а холивары бурно кипят и без моего участия. Как следствие,я затрону лишь вопрос причин столь высокой популярности кольчуги. Причины же эти были в первую очередь экономическими.Прочие виды защитного снаря-жения из железа могли быть надёжнее, могли оказаться и чем-то хуже,— например, обременяя бойца весом или стесняя движения,— но они всегда были намного дороже. Кольчуга являлась бюджетным решением,только и всего.Она оказывалась доступнее, даже в случае если на её изготовление требовалось столько же металла.Следующий вопрос очевиден: почему доступнее? Потому что, её было предельно просто сделать. Берешь кусок проволоки, сгибаешь в кольцо,расковываешь молотком концы, пробиваешь их шильцем и заклёпываешь ещё одним куском металла.Или завариваешь,хотя последнее чуть сложнее,ведь кольцо уже соединено с другими на деревянном манекене.Но— можно приловчиться. Всего-то 10 тыс.колечек и надо…Сложно? Адский труд? А.Вот.Здесь первая когнитивная ловушка.Делать кольчугу до такой степени просто,что вообще— ни о чём.Любой человек,если дать ему проволоку,молоток и стимул,— справится.Абсолют-но любой.Это неквалифицированный труд.Это— проще,чем пахать.Ну,правда. роще.А считать ли затраты труда в данном случае большими или не очень…вопрос бессмыс-ленный.В славном прошлом неквалифицированный труд в зачёт не брался и в конечную стоимость товара вклада почти не вносил.То есть,затраты труда и времени,объектив-но более высокие,чем в случае если на кожаную основу нашивались металлические пластинки,значения не имели.Но была нужна проволока. И её-то делал специалист. Ну, как «специалист»? Любой кузнец обязательно делал проволоку, независимо от того, были ли в ходу в его стране кольчуги. Проволока шла на изготовление самых разных необходимых в быту мелочей — рыболовных крючков, застёжек, гвоздиков. Даже верхняя одежда, если от неё требовалась особенная прочность, — не говоря уж о кожаных и матерчатых доспехах, — часто прошивалась проволокой.Для того чтобы изготовить проволоку, сначала требовалось найти камень. Самый твёрдый и прочный из доступных.В камне высверливалось коническое углубление,заканчивающееся сквоз-ным отверстием по диаметру проволоки.И это— тоже была неквалифицированная работа, которую мог делать— и часто делал— любой крестьянин.О том,что,как доказал Андрей Скляров,камень нельзя просверлить без алмазного инструмента,этот крестьянин не знал ещё со времён неолита,и продолжал не догадываться до нового времени…Потом кузнец брал кусок самого мягкого «белого» железа, очищенного от углерода путём длительной проковки крицы, нагревал его в горне, и вколачивал в конус молотом. Показавшийся из отверстия «хвостик» вытягивал клещами. Проволакивать проволоку для достижения нужной толщины часто требовалось много раз, через отверстия убывающего размера…И можно ли представить, что так получались метры и километры проволоки? Нельзя. Она же обязательно порвётся. Но здесь снова когнитивная ловушка. Порвётся, конечно. И почти сразу порвётся. Но проблема-то — в чём? Это сейчас проволока продаётся в виде длинных бухт. Раньше же она существовала именно в виде коротеньких обрывков. Для изготовления кольчуги отрезки длиннее 2.5-3 сантиметров не нужны.Тем не менее, труд по производству проволоки квалификации требовал и, как следствие, ценился. Однако, и отковывание даже мелкой и плоской «чешуи» требовало от кузнеца не меньшей,и даже большей квалификации.О деталях
объёмных, трёхмерных, о сложных изделиях, скованных из нескольких частей, — таких как шлемы, — речь и вовсе не идёт. Рядовой кузнец — не мастер-оружейник — в средние века этого просто не умел. Топор или нож — то есть, изделие простой, плоской формы — потолок кузнеца as is — без специализации.Однако, изготовление проволоки оказывалось ниже этого потолка. Как следствие, викинги, и прочие народы не имеющие ещё городов,в которых произошло бы разделение труда между ремесленни-ками, могли позволить себе кольчуги. А шлемы — нет. По этой причине в норманнских захоронениях найден всего один цельнометаллический шлем,и ещё несколько разроз-ненных броневых пластин.Причём,всё перечисленное было изготовлено не в Скандина-вии.Ну и по поводу древней высокой цивилизации.Я честно не понимаю,почему альтер-нативная история до сих пор игнорирует тайну появления кольчуг.Ну,— не могли же. Любой слесарь семнадцатого разряда с восьмидесятилетним стажем— уверен,найдётся такой в комментах,— всегда же находится,— подтвердит,что даже в наши дни никто не возьмётся повторить такой трюк— колечко согнуть,да заклепать.А там же ещё прово-лакивание,камень,молот.И всё без легирующих присадок(и с ними и не выйдет,кста-ти).Не человеческие это технологии,утраченные."(ст."Кольчуга, как свидетельство существования допотопной высокоразвитой цивилизации",Цитадель адеквата,2022)
  "В 2012-2013 годах мировая элита,по мнению некоторых исследователей,планиро-вала устроить на нашей планете ядерный катаклизм.Именно ради этого самые влияте-льные личности продвигали так называемый проект «Апокалипсис-2012»,пытаясь запу-гать землян надвигающейся катастрофой,якобы предсказанной календарем майя.Однако конец света так и не наступил.Многие считают,что планам сильных мира сего помеша-ло что-то извне– например,внеземные силы разрушили подземные города-убежища,где богатейшие люди Земли,политики,серые кардиналы,а также крупные бизнесмены и учёные.собирались переждать катастрофу.Сейчас поток информационного запугивания вновь обрушился на человечество.То грозят нам началом Третьей мировой войны,то пугают падением гигантского метеорита,то предсказывают извержение Йеллоустонского супервулкана,то уверяют нас в скором начале страшной пандемии. Мол, готовьтесь, люди, к тому, что большинства из вас в ближайшее время не станет. Это не может не вызывать опасений, что элита вновь планирует «глобальный сюрприз» для землян. Однако сами сильные мира сего, надо полагать, постараются защититься от этого катаклизма, которому они подвергнут наш уютный «земной дом».Недавно промелькнула информация о том, что правительство США строит или уже построило базы подводных лодок в восточной половине Тихого и Атлантического океанов. Эти глубоководные бункеры, оснащенные по последнему слову техники и огромными запасами предметов первой необходимости,станут пристанищем для «элиты».Такие факты обнаружил поли-толог Рихард Заудер.Эксперт узнал,что уже в пятидесятых годах прошлого века вели-сь подобные работы в океане.Проект, получивший название «The Rock Side Project», предусматривал три различных варианта строительства баз подводных лодок. Эти базы должны были иметь огромные размеры и позволять нескольким крупным военным подво-дным лодкам проходить через глубоководные шлюзы.И это только в США.Саудер отмеча-ет,что повсеместно в мире тратятся колоссальные средства на принятие мер по защи-те мировой элиты от глобальных катастроф,которые,естественно,не отражаются в бюджетах государств.Существование подводных объектов,где в случае чего планируют «отсидеться» самые влиятельные земляне и их персонал,держится в строгом секрете. Но даже если об этих бункерах сегодня узнает все мировое сообщество,это ничего не изменит.Например,все знают о поведении США на мировой арене.Но разве мировое сообщество как-то может этому помешать?Чего же в конечном итоге хотят правители Земли? Считается, что они хотят сократить население планеты до пятисот миллионов человек.Людей,по их мнению(или заблуждению),слишком много,ресурсов на всех не хватает,а новых граждан рождают в основном представители "неинтеллектуального" большинства.Иными словами,"мировое правительство" считает,что полмиллиарда чело-век(причём лучших)— это оптимальное количество,и управлять таким «стадом» будет гораздо проще.Это станет «Новым мировым порядком»,о котором твердят теоретики заговора.Правда остается зыбкая надежда,что некие "внеземные силы" не дадут уст-роить апокалипсис и придут на помощь землянам.Если,конечно,мы достойны такой помощи…"(ст."Тайные апокалиптические убежища мировой элиты",Смотри и думай,2023)

  "Про Золотую Орду слышали все, кто хоть немного интересуется историей. А как не слышать, если с ней связано столько драматичных и важных для нашего прошлого событий. А вот Синяя Орда в массовом сознании почти отсутствует, хотя про нее иногда даже в школьных учебниках упоминают. Редко, правда. Мелькнет информация о том, что Тохтамыш, который сжег Москву в 1382 году, был ханом Синей Орды, и снова все тонет в тумане."Царь с востока, именем Тохтамыш, из Синие Орды", - пишется в русской летописи. Некоторые, кстати, после этого запутываются окончательно. Какое дело тогда ему было до Москвы,если он из "синих"? Что он там не поделил с Мамаем? И все в таком духе.Для того, чтобы это понять, надо разобраться в том, что такое вообще- Синяя Орда,где она располагалась,как появилась и как связана с Золотой. А для этого придется немного рассказать и о самой Золотой Орде.Обычно говорят,что ее создал хан Батый на завоеванных землях. Но в этом есть определенное упрощение. На самом деле часть территорий Золотой Орды была покорена еще до Великого запад-ного похода 1236-42 гг.По сути,это государство возникло еще в 1224 г.,когда Мон-гольская держава была разделена на три улуса.Один из них был отдан старшему сыну Чингисхана Джучи.Джучиев улус включал огромные земли к западу от Иртыша и до Каспийского моря, часть из которых была еще не завоевана. Сам Джучи умер в 1227 году,после чего улус был отдан двум его сыновьям- Бату и Орда-Ичену.После запад-ного похода Бату значительно расширил границы Джучиева улуса, включив в него Русь и Северное Причерноморье.А теперь переходим к Синей Орде.У монголов существовала традиция, согласно которым улусы делились на "крылья". Точно так же, как большое войско делится на два крыла - правое и левое. Улус Джучи тоже был разделен между двумя сыновьями.Бату управлял западным,а Орда-Ичен- восточным.При этом государ-ство оставалось единым,именно его мы знаем как Золотую Орду.Западное крыло Золо-той Орды,где правил Бату,звалось Белой Ордой,а восточное- Синей Ордой.Обе части были самостоятельными,имели своих ханов, свою систему управления, свои войска. Фактически перед нами древняя форма федерации.Интересно, что ряд историков полагает, что цвета на самом деле перепутаны - восток был белым, а запад синим. Так что под властью Батый была Синяя Орда. Но эта версия менее доказательна и менее популярна. В традиционной историографии все-таки Синюю Орду располагают именно на востоке.А что там с ханом Тохтамышем все-таки.Почему он пришел сжигать Москву, а не сидел себе спокойно в своей Синей Орде?Тут ситуация следующая.В 1359 году был убит хан Бердибек, на котором оборвалась прямая линия потомков Бату. Это стало поводом для грандиозной смуты в Золотой Орде, которая известна русским летописям под названием Великая замятня. Двадцать лет Сарай переходил из рук в руки, ханы менялись как перчатки. Под конец все линии, идущие от старших сыновей Джучи, прервались. Как в Белой, так и в Синей Орде. Не осталось законных потомков Бату, не осталось законных потомков Орда-Ичена.И пришел звездный час Шейбанидов (Шибанидов). Это потомки Шибана, самого младшего из сыновей Джучи, которому были выделены в управление земли на территории современного Казахстана.Тохтамыш - это как раз представитель ветви Шейбанидов. В 1377 году он решил, что все права на Золотую Орду переходят к нему, и отправился завоевывать это обширное государство. В первую очередь он взял под контроль его восточную часть - Синюю Орду. А потом сразился с Мамаем за западную. Поэтому в летописях и говорится, что Тохтамыш пришел из Синей Орды."(ст."Тохтамыш- хан Синей Орды.Так зачем он вообще на Москву пошел?",Русичи, 2023)
  "Стиль художественной росписи по дереву, зародившийся почти на берегу Белого моря. Его сюжеты уходят своими корнями в доисторическую древность и повторяются к наскальных рисунках, а используемые цвета — красный, черный и белый — являются базовыми для всех культур мира. Что означают его символы и орнаменты и почему эти изображения по сей день обладают такой мощной притягательностью?Мезенская или палащельская роспись— не просто народное искусство,а яркий образец культурного наследия России, воплощенный в цвете, линиях и символах. Без мезенской росписи невозможно представить себе самобытную культуру Русского Севера, а умея читать ее образы можно многое узнать о жизни, верованиях и традициях наших предков.Базовые цвета человеческой культуры.Стиль и техника этой самобытной росписи, которая на протяжении многих столетий украшала жизнь наших предков на севере, позволяют классифицировать ее как один из наиболее древних видов графики, сохранившихся до наших дней. В пользу этого говорит и характерная черно-бело-красная цветовая гамма, которая во всех культурах мира отражает наиболее архаичные пласты.Ученые считают, что в древности люди в принципе выделяли всего три основных цвета: белый, черный (+ серый как результат их смешения) и красный. Именно эту триаду мы увидим в наскальных рисунках,росписях керамики,вышивках по всему миру… Мезенская роспись также находится в этом ряду.В такой триаде «белый»— даже не цвет,а его отсутствие,прозрачность,нулевая насыщенность.Он олицетворяет собой солнечный луч, понятия чистоты,бессмертия,чего-то сокрытого от глаз,глубинного или священного. Отсюда «бел-горюч камень»— «сакральный камень,который горит бесцветным пламенем».
«Черный» отражает противоположные качества и понятия— максимальную цветовую нас-ыщенность,непрозрачность,темноту,ночь,отсутствие яркости и блеска.Красный проти-вопоставляется черному— жизнь,энергия,солнце,кровь.Самый важный,яркий и «краси-вый» цвет.В древности он назывался не «красным»,а «червленым»(«червонным»)или «багряным».Подробнее о цветах и их названиях на Руси.Когда,где и почему зароди-лась техника мезенской росписи?Колыбелью этого уникального промысла считается село Палащелье, расположенное в Архангельской губернии в низовьях реки Мезень. В качестве центра росписи по дереву оно впервые упоминается в 1906 г.,хотя первые проявления мезенской росписи датируются еще XIV–XV вв.В течение этих столетий на территории Северной России вообще активно развивалось искусство росписи деревян-ных предметов быта: досок,ковшей,братин,прялок,коробов,шкатулок,ложек и т.д.
Особое изобилие различных стилей росписи возникло по берегам Северной Двины, где буквально в каждом селении выработалась собственная уникальная техника с особой цветовой гаммой и сюжетами (пучужская,борецкая,ракульская,пермогорская,уфтюжская и проч.).Вероятно,это связано с тем,что именно Северная Двинав те времена была главной торговой рекой,по которой шли караваны купеческих судов.В ответ на такой спрос и возможность и расцветали народные промыслы по ее берегам.К этому же реги-ону относится и мезенская роспись— и хотя она зародилась на берегах р.Мезень,а не Северной Двины,причины,вероятно,были аналогичные.Мезень также впадает в Белое море(примерно 150 км от с.Палащелье),а оно издревле являлось своеобразными торго-выми воротами Руси и было вдоль и поперек исчерчено торговыми,и промысловыми мар-шрутами новрогордцев,поморов,холмогорцев и архангелогородцев…Особым спросом поль-зовались прялки украшенные характерной мезенской росписью.Помимо цветовой гаммы их отличали сюжеты связанные с природой(птицы,лоси,олени,деревья,цветы,стихии), славянской мифологией(солярные знаки),а также сцены из повседневной жизни и гео-метрические формы,уходящие корнями еще в наскальные рисунки северных первобытных народов и являющиеся видом древнего письма.Все эти элементы имели конкретные хор-ошо читаемые людьми того времени значения и являлись символами защиты,процвета-ния и удачи.Примечательно,что ремеслом росписи по дереву занималось исключительно мужское население Палащелья.Тонкости искусства передавались от отца к сыновьям и так возникали целые династии ремесленников: Аксеновы,Новиковы,Федотовы,Кузьмины и Шишкины.Расписанные ими предметы домашней утвари распространялись по реке Пинеге, увозились на Печору,Онегу и Двину.После событий,связанных с революцией 1917 г., мезенский промысел начал сходить на нет,и секреты мастерства были почти утрачены. Но все же благодаря усилиям археологов,исследователей,художников и,конечно,потом-ков старых умельцев,технологию удалось восстановить.Сегодня мезенская роспись не только спасена,но и стала одной из наиболее популярных техник как в среде профес-сиональных мастеров,так и среди любителей.Сегодня современные художники,декорато-ры и иллюстраторы не только изучают и воссоздают древние техники и символику,но и вносят свои собственные интерпретации и новые элементы,чтобы сохранить и обога-тить это искусство для будущих поколений.Мезенская роспись как отражение мифоло-гии Севера.Интересно,что трактовка символов палащельской росписи до сих пор вызы-вает споры среди исследователей.Одни ученые связывают их с местными дохристиан-скими верованиями,поклонением солнцу и земле,другие видят в них скорее проявление шаманских культов и ритуалов или же обожествление различных животных-тотемов и духов-сил природы.Наконец,есть и такие,кто улавливает в древней росписи черты похожие по стилю и технике на старинные росписи скифских,среднеазиатских народов и народностей Индокитая,что в очередной раз приводит нас к уже многократно озву-ченной мысли о единстве индоевропейских народов в древности.Впрочем,все трактовки могут быть по-своему верны одновременно,а из каких бы культур,религий и культов не происходили те или иные символы изначально,ясно,что они отражают мифологиче-ское восприятие мира древних северян,свойственное именно этой территории.Это под-тверждается мнением известного советского археолога Б.А.Рыбакова,который указыва-ет на то,что трехчастное деление мира и культ коня/лося/оленя(характерные для мезенское росписи)являются отражением древних народных и шаманических представ-лений.Эти сюжеты идут из глубокой древности и среди прочего были обнаружены в наскальных рисунках в районе Мезенской губы Белого моря и Онежского озера,что является лучшим подтверждением их архаичности.Разделенная на три части многоярус-ная композиция является одной из характерных черт мезенской росписи.Декоративные горизонтальные ленты,выделяющие три мира,«читались» от нижней части к верхней— по содержанию этих ярусов легко узнать подземную,земную и небесную сферу.В современ-ных трактовках они же часто описываются как Навь(мир теней,смерти,фантазий,непро-явленного),Явь(реальность)и Правь(небесный мир как некий идеал).Здесь следует заметить,что в этнографических источниках термин «Правь» не встречается,а вот «навь»— известное и документально подтвержденное слово для обозначения потусто-ронних сущностей,мертвецов и проч.,также как и оборот «наяву»— то есть «на самом деле».Интересно,что отношение к нави может быть двояким: так,«навь»— почитаемый умерший предок,и— в другом контексте— некое враждебное иномирное создание,к нави же относят в фольклоре всех домовых,русалок,леших и прочих существ,которые могут пересекать границы миров живых и мертвых.Возвращаясь к мезенской росписи и,в частности,к прялкам видно,что ярусы,идущие снизу и в середине,чаще всего содержат изображения лошадей или оленей,что,вероятно,связано с представлениями о царстве живых и мертвых.Верхний ярус— с изображениями небесных птиц(уточки,гуси,другие) указывал на души предков,которые оберегали своих потомков.В композиции также могли присутствовать образы людей,рыб и других животных.Солярные знаки окружали главных персонажей,подчеркивая их сверхъестественное и/или небесное/божественное происхождение.Сюжетной основой росписи служил орнамент с повторяющимся рапором, который отображал цикличность жизненных процессов и природных явлений на разных уровнях понимания мира.По структуре построения он мог быть выполнен в полосе(ли-нейный,ленточный),в круге(лучевой),и в модульной сетке (шпалерный).Фигуры живот-ных и человека, а также растительные мотивы, представлялись в стилизованной и геометрической форме. Элементы декора обычно покрывали изделие сплошным ковром, создавая единое художественное пространство. Кроме того, в мезенской росписи прослеживалось стремление к симметрии, что придавало композиции гармоничность и завершенность.Техники и материалы,используемые в мезенской росписи.Классическая палащельская роспись исполнялась красной глиной и сажей на неокрашенном,негрун-тованном основании из дерева или бересты с сохранением природной фактуры его поверхности.Глину обжигали для придания ей более насыщенного оттенка,а сажу сме-шивали с раствором смолы лиственницы.Этот состав обеспечивал устойчивость краски и ее долговечность.Позднее береговую глину заменили суриком,благодаря чему рисун-ки стали более яркими и выразительными.Красящую смесь наносили глухариными и тетеревиными перышками,деревянными палочками либо кисточками,изготовленными из волос или беличьего меха.Для получения желтого оттенка композицию обрабатывали льняным маслом,а для стойкости рисунка— олифой.Если говорить о наиболее распро-страненном предмете росписи— прялке,то ее форма в мезенской традиции была особой и являлась важным элементом композиции как таковой.Форма лопасти мезенской прялки напоминала трапецию с обрезанными нижними углами.Ее верхняя часть была декориро-вана выступами на узеньких основаниях.Центральная часть основания была выше,уко-рачиваясь по краям.Прялки чаще всего изготавливались из древесины березы или ели. Шедшие на продажу прялки из елового дерева отличались светлой окраской и приятным хвойным ароматом,тогда как березовые больше ценились из-за однородности и прочно-сти материала.Наиболее старый образец прялки с палащельской росписью датирован 1815 г.Стиль исполнения рисунка напоминает гравировку или ручную вышивку.Что означают символы мезенской росписи?Древнюю мезенскую роспись отличает сдержанная цветовая гамма — она словно несет в себе печать суровых природно-климатических реалий северного края.В ней нет обилия цветов или растительных мотивов.Здесь при-сутствуют лишь два оттенка: красный и черный.Первый как символ жизни,одухотво-рения и огня отражает счастье небесной жизни и радость земного бытия.Второй как символ воды и земли задает некую структурную рамку,отражает образы окружающей нас реальности,подземной жизни и космического пространства.Графические узоры в комб-инации с повторяющимися элементами создают ощущение движения.В то же время нена-вязчивое повторение изображений успокаивает и завораживает— будто ритм шаманского бубна,погружающий в состояние транса или успокаивающая своей монотонностью детская колыбельная.Сами изображения в древней росписи размещены в определенном порядке и каждое из них несет сакральный смысл. Рассмотрим наиболее характерные элементы:Конь и уточка.Например, образ коня у народов Русского Севера является оберегом и символизирует восходящее солнца и благополучие, а уточка, уносящая солнце в подводное царство и хранящая его там до прихода утра— порядок вещей.
Олени / лоси.Самки оленей служат воплощением небесных рожениц, которые дают жизнь всему живому на Земле. Культ оленей или лосей был характерен для северных народов, занимающихся охотничьим промыслом. Также сохранились упоминания об олене, как о древнем жертвенном животном. Таежные охотники весьма поэтично представляли и солнечное светило — в образе огромного лося, пробегающего за день весь небосклон и к темному времени суток уходящего в преисподнюю.Кружочки и черточки.Различные кружочки, черточки, треугольнички, перышки и тому подобные элементы в мезенской росписи связаны с тематикой плодородия и достатка. Обычно так изображались различные цветы,семена,листья,корни и плоды.Елочки же олицетво-ряют мужскую силу.Прямые и волнистые линии.Прямая красная линия в зависимости от места расположения обозначает небесный свод или земную твердь. Волнистая под ней — воду, символизирующую течение жизни, а точки — капли влаги или прорастающие ростки на поле.Косые штрихи означают дождь и град,ромб— новую жизнь и возрожде-ние.Спирали.Спираль указывает на энергию, движение и годовой цикл.По мнению ака-демика Б.Рыбакова спиральный мотив сформировался в мифологии племен-земледельцев как отражение движения солнечного светила по небосводу.Кроме того она в целом может указывать на некое движение,энергию или цикличность.Так,в мезенской росписи спиралями нередко обрамлены фигуры животных.Завитки.Короткие штрихи или завитки вероятнее всего обозначают ветер и воздушную стихию. Это одни из первостепенных элементов природы, тесно взаимосвязанные в мистической символике. Северяне в древности верили, что на злых ветрах прилетают демонические существа, приносящие с собой хворь и несчастье. И хотя ветер олицетворял разрушительную энергию, он также был нужен людям в качестве мощной творческой силы. Вот почему мезенские художники предпочитали изображать обузданные стихии: к примеру, знаки ветра у них зачастую нанесены на скрещивающиеся прямые линии, что весьма похоже на мельничные крылья.Круги и кресты.Круг и крест внутри него обозначают солнечную и огненную стихии.Огонь воспринимался древними славянами как божественная энергия— он служил
воплощением солнца,живым созданием,которое растет,ест и умирает,чтобы потом род-иться вновь.Древо жизни.Древо жизни со стволом покрытым ромбовидным орнаментом олицетворяет рода предков,а его корни,оканчивающиеся спиралью— загробный мир.Сол-ярный символ на вершине кроны — это небесное царство.Довольно разнообразны края и ободки расписанных изделий.Наряду с прямыми и волнистыми линиями здесь встречаю-тся зигзаги,повторяющиеся квадраты и розетки с вписанными в них мелкими элемен-тами: скобками,точками,капельками и т.д.Все это традиционные символы плодородия.
Дойдя до наших дней,технология мезенской росписи в целом сохранила свою уникаль-ность,за исключением того,что сегодня ею в основном занимаются представительницы прекрасного пола,а для нанесения рисунков чаще используют кисти и лакокрасочные материалы.Современные инструменты позволяют мастерам выполнять более аккуратные, утонченные изображения.Цветовая гамма рисунков также несколько расширилась.Поми-мо традиционных красно-черных оттенков сегодня в сюжетах можно увидеть синий и зеленый цвета.И хотя, сами изображения уже зачастую не несут в себе сакральных смыслов и не являются законченными орнаментами-сказаниями, а скорее используются просто как выразительные художественные элементы,мезенская роспись и в совреме-нном исполнении продолжает впечатлять своей глубиной,удивляя и радуя глаз.Разгля-дывая ее,мы не только получаем эстетическое удовольствие,но и на подсознательном уровне вспоминаем о некоторых важнейших базовых образах,которые лежат у истоков нашей культуры как таковой." (ст."Кони, лоси, уточки, спирали и мировое древо - о чем рассказывает самая северная и архаичная роспись России с берегов Беломорья - мезенская?",Журнал Снегирь,2023)  Рыбаков Б.А.«Язычество древних славян»,1981 г.

  "Учёные,как известно,скрывают запретные страницы многострадальной истории человечества.Это— их работа.Однако,обычно подразумевается,что речь о нормальных учёных,— настоящих, официальных.Учёные же альтернативные— антиучёные,— якобы, напротив,всё стремятся открыть.И это,разумеется,не так.Назвался учёным— полезай в кузов.Так что,и альтернативные исследователи обязаны очень многое скрывать от общественности.О чём речь? О мезоконтакте с внеземными цивилизациями.То есть, даже и слова такого никто не слышал,— настолько закрытой является эта тема.Между тем, мезоконтакт— события,расположенные на хронологической шкале между палеокон-тактом,— встречами с инопланетянами,изучаемыми по барельефам,ветхим летописям и преданиям,- и актуальной уфологией,рассматривающей наблюдения,начиная с 1947 г. Как будто,между эпохой бронзы и Розуэлльским инцидентом пришельцы Землю облетали.
А вот— нет.Первый массовый— ныне тщательно вымаранный из уфолгического канона— налёт НЛО состоялся на рубеже XIX-XX вв.Перемигиваясь бортовым огнями,шаря по земле лучами прожекторов,над городами Америки тогда проплывали гигантские аппара-ты,— серебристые днём и светящиеся ночью…То есть,вроде бы,всё как положено,одна-ко…причины для вымарывания были вескими.Проблема заключалась в том,что «Неопоз-нанные Летающие Объекты» уверенно тогда опознавались наблюдателями,как дирижабли .Но не настоящие дирижабли,а такие,какими их представляет фантастика в жанре сти-мпанк.Аппараты дымили трубами(но иногда привод мог быть и педальным)и вяло пома-хивали перепончатыми крыльями в случайных комбинациях сочетавшихся с пропелле-рами.Высадка же экипажа(с целью похищения скота и контактёров)осуществлялась с помощью сбрасываемых якорей и верёвочных лестниц..И,кстати,об экипажах НЛО.Если в доканонический период(1940-70 гг.)нлонавты,обычно,представлялись пришельцами с Марса или Венеры,то в начале столетия они поголовно являлись землянами.В половине случаев говорящими по-английски и одетыми по актуальной моде «сумасшедшими учё-ными»,во второй же половине— иностранцами, включая японцев, смуглых итальянцев, бородачей в зипунах или одетых только в красоту женщин из каких-то стран совсем уж культурно далёких от евро-атлантической цивилизации.«Иностранцы», конечно, говорили по английски с сильным акцентом,но— охотно.В том числе и, отвечая на вопросы об устройстве своих аппаратов,сообщали технические подробности.Свидетель-ствующие,однако,о дремучем невежестве.Чем,вероятно,и объяснялась(тогда)высокая аварийность НЛО.Редкий контакт не был связан с поломкой или крушением аппарата.
То есть,все канонические черты мифа об НЛО,включая и традиционные формы активно-сти пришельцев, — слепят прожекторами, ставят непонятные эксперименты, ведут долгие задушевные беседы со случайными ничего полезного не знающими людьми, а потом зачем-то разбиваются, — сформировались на страницах «жёлтых газет» в начале прошлого века. Кроме главной детали, — без которой богатейший материал не имеет ценности для уфологов,— первые нлонавты «инопланетянами» не были.Ввиду отсутствия концепции внеземной жизни в сознании массового потребителя контента.Именно желтая пресса положила начало жанру «былички»— рассказу потрясённого очевидца о событи-ях,вроде бы,невероятных,но— как кажется— возможных.Таких,о которых джентльмен мог поведать за кружкой пива,собрав изумлённую аудиторию,но избегнув подозрения в том,что эта кружка— десятая.В рациональный век былички вытесняли традиционный фольклор,связанный со сверхъестественным миром,верить в который грамотному горо-жанину уже казалось неприличным.Другое дело— безумные учёные на педальных летате-льных аппаратах.Точку же в истории «первого налёта» поставило появление настоящих дирижаблей, внезапно оказавшихся куда более внушительными, грандиозными и сильнее поражающими воображение, чем вымышленные «летающие корабли». Смешно получилось… Лишь после распространения идеи множественности обитаемых миров миф вернулся, обретя второе дыхание, — в почти не изменившейся форме."(ст."Свидетельства мезоконтакта,скрываемые альтернативной наукой",Цитадель адеквата,2023)
  "Ресурсы планеты конечны, и это факт, который понятен каждому. Многие задаются вопросом: а почему наши власти не спешат осваивать другие миры? Ведь если мы не успеем найти условную нефть на Марсе, то мы рискуем навсегда остаться в тюрьме под названием Земля.сем привет. Уверен, и вы задавали себе этот вопрос. Но пытались ли вы найти на него ответ? Думаю, в большинстве случаев вы приходили к тому, что элиту больше беспокоит собственное благополучие, чем судьба целого вида.И печально, если оно так и есть. Но существует еще более трагичная теория. И недавно ее подтвердил контактер из Иркутска.Но для начала вы слышали о теории, что Земля – это планета, где разумные существа отбывают наказание? Согласно ей, наша планета - одна из многих, куда через перерождение отправляют преступников со всей Вселенной.Она кажется бредом, но эта версия появилась не на пустом месте. Условия на планете не идеальны для жизни человека. У людей есть те проблемы со здоровьем, которых нет ни у одного другого вида. Солнце и то обжигает.Так вот. Несколько недель назад объявился мужчина по имени Марат.Он рассказал необычную историю, участником которой ему довелось стать. Во время отпуска он отправился на Байкал. Ничего не предвещало беды. Но в последний вечер ему захотелось поплавать по Озеру и тогда он невольно стал замешен в очень странные дела.Далее с его слов.
«Отплыв на приличное расстояние от берега,я наслаждался тишиной и умиротворением. Мне было настолько хорошо в тот момент,что я даже заснул.А когда проснулся,то не мог поверить,что это не сон.В воздухе возник сильнейший запах озона.Все вокруг стало дрожать.Мне казалось,что я рассыплюсь на молекулы.Я заметил,что из под воды всплывает огромный шар света.Помню,что подумал в тот момент про свет в конце тон-неля.Вибрации стали невыносимы,и я потерял сознание.А очнувшись,был готов покляс-ться,что оказался на той стороне тоннеля.Меня окружали странные серые существа.Я Должен был быть в страхе.Но,видимо,они блокировали у меня область мозга,отвечаю-щую за это чувство.Вопреки рассказам многих контактеров,я не был прикован к опе-рационному столу.На мне не ставили опыты.Хотя утверждать этого не буду Мы нахо-дились в комнате,полной света.Рядом с каждым из пришельцев парил какой-то синей энергетический шар.Позже они рассказали,что это своего рода смартфон.Всего их было четверо.Но а когда я решил задать вопросы,то быстро пожалел,что узнал правду .Ведь лучше жить в мире иллюзий,чем соприкоснуться с реальностью.Слово за словом они рассказали мне об устройстве нашей планете.Земля– не потерянный в простран-стве голубой шарик.Это их лаборатория,в которой они проводят различные экспери-менты.В частности– создают вид,который сможет существовать в более экстремальных условиях.И этот вид– люди.В скором времени они собираются отобрать 200 млн.осо-бей,которых отправят на планету,которую мы называем Кеплер.Этих несчастных людей не ждет ничего хорошего.Ведь на Кеплере воздух частично состоит из ртути.Им не дадут никаких скафандров.А только изменят их гены,чтобы следующее поколения уже были готовы к этим условиям.Они делали это с нашими предками в далеком прошлом. В то время Солнце выжигало первых землян за считанные минуты.Когда я спросил,какой в этом смысл,они ответили,что пытаются вывести сверх организм,который сможет вы-жить в абсолютно любой среде.Но самое печальное,о чем они сообщили– Власти посвя-щены в их планы.В обмен на то,что они держат все под контролем,им и их семьям и дальше позволят находится на самой верхушке в полной безопасности.В их задачу входит строгое ограничение развития нашего вида и обеспечение пришельцев ресурса-ми,то есть людьми.И скоро они собираются сделать что-то,из-за чего с Земли исче-знет 200 миллионов особей.Они называют это "Жатвой".Вот таким необычным знакомст-вом поделился контактер.Как они распрощались он не помнит.Но очнулся он уже на берегу."(ст."Во время жатвы будут отобраны 200 миллионов»: Контактер поневоле узнал, что Власти сотрудничают с Серыми",История Х,2023)
  "Исследователи из Европы заявили,что у них есть доказательство существования в альпийских пещерах странного вида созданий,которые могут передвигаться по отвес-ным скалам и внешне похожи на нечто среднее между ленивцем и человеком.При этом, мнение местных жителей разделяется на два лагеря.Одни уверены,что речь идёт о неизвестном виде подземных обитателей.Возможно,даже разумных.По другой версии, это сущности,которые в редкие моменты материализуются,а в основном находятся в невидимом для человека состоянии.Долгое время рассказы жителей альпийских дере-вень о пещерных и подземных обитателях считались не более,чем сказками.Тем не менее,за столетия проживания в регионе европейские народы накопили опыт встреч с этими существами.Для некоторых они являлись добрым знаком,другим же,наоборот,не повезло столкнуться с ними,но факт остаётся фактом– почти 90% альпийских жителей верят в то,что глубоко под ногами есть свой мир со своими хозяевами.Ещё в 15 веке монахи утверждали,что спускались в подземелья,чтобы склонить подземных обитателей к служению общему богу,но уговоры были отвергнуты.Это означает,что существа,живу-щие в пещерах и глубоких подземельях в горах,обладают своим языком,и,вероятно, поклоняются своему богу.Таким образом можно предположить,что они разумны.Впроч-ем,об этом,на мой взгляд,пока рано говорить.Но большинство местных жителей увере-ны,что так оно и есть.Спелеологи в 80-е годы прошлого столетия,а шахтёры,считай, весь 20 в.рассказывали о таинственных встречах с человекоподобными бледными худо-щавыми существами в недрах пещер.Это были не добрые гномы или алчные кобольды,а совсем непонятные,в плане своих намерений,создания.Иногда они набрасывались на людей,в других ситуациях наблюдали,забравшись под потолок по гладким стенам.На контакт при этом не шли,старались сторониться чужаков.Долгое время доказательной базы не существовало, за исключением рассказов очевидцев. Из-за этого развивался комплекс недоверия ко всем местным сказкам и историям. Однако в 2008 или 2009 году туристы в пещере недалеко от Хальштатт не просто увидели, но и засняли на видео загадочное создание, которое напоминает, как и сообщают местные жители, ленивца и человека и лазит по отвесным стенам. Естественно, очевидцы находились в шоке от увиденного.Видеозапись быстро стала достоянием общественности. Некоторые особо рьяные скептики пытались доказать, что запись поддельная, но не обнаружили ни следов склейки, ни следов монтажа. Несколько групп специалистов разбирали это видео по кадрам и пришли к выводу,что она подлинная.И существо,которое запечат-лели в пещере– настоящее.Получается,рассказы местных жителей– вовсе не фольклор,а суровая действительность?Из-за недостатка света сложно целиком разглядеть сущест-во,но это явно нечто живое.И если оно является сущностью,то на момент съёмки при-няло материальную форму.Но,скорее всего,попавший на видеозапись подземный обита-тель всё же из нашего мира и является вполне себе биологической формой жизни.На это указывает его строение и способ передвижения,характерный для некоторых живых существ нашей планеты."(ст."В пещере Австрии туристы сняли на видео неизвестное существо.Оно похоже на человека и, возможно,обладает разумом",Биосфератум,2023)

  "Данную тему в своё время поднимал выдающийся исследователь Эрнст Мулдашев. Тогда к его словам мало кто прислушался, а сегодня сотни исследователей по всему миру находят доказательства его правоты. Когда-то на нашей планете существовала цивилизация великанов. Были они высокоинтеллектуальными разумными представителями другой планеты или,наоборот,дикими свирепыми человекоподобными хищниками– неиз-вестно.В 2009 году группа археологов в Сирии обнаружила каменное плато возрастом около 4 миллионов лет.На нём были отпечатаны человеческие следы длиной до 75 см. То есть неизвестное гигантское существо прошло по почве до того,как она затвер-дела.Тогда местные СМИ и представители научного сообщества Сирии заявили,что нашли отпечатки стоп богов или посланников полубогов,появившихся от скрещивания с людьми.К сожалению, во время боевых действий плато было разбомблено, как и многое другое, к примеру, саркофаг длиной 6,5 метров, в котором, якобы, находились останки 4-метрового человека. Я не сторонник версии, что войны специально были спровоцированы, чтобы уничтожить неугодные артефакты, хотя такое мнение и существует. Однако, именно это и произошло, по крайней мере, в Сирии. Несмотря на подобное, в мире ещё огромное количество аналогичных доказательств.К примеру, в ЮАР в отложениях возрастом 3,2 миллиона лет исследователи нашли 60-сантиметровые следы, два чётких и три неявных. Российская экспедиция в Каппадокию и другие регионы Турции тоже обнаружила гигантские следы от человеческих стоп, правда, в отложениях возрастом 7 и 12 миллионов лет.В Индии существует сразу несколько аналогичных отпечатков в различных частях страны. В России на Кавказе в скалистых породах можно увидеть следы древних стоп. В Греции, Германии, Боснии, Франции и Болгарии освидетельствованы находки,связанные с великанами.Как можно не замечать такой пласт доказательств?А недавнее открытие из Китая окончательно должно снять все вопросы.Международная группа учёных проверила обнаруженные ранее 24 следа огромных человеческих ног в отложениях возрастом 3,75 млн.лет.Во-первых,видно, что существо,оставившее их,являлось прямоходящим и след идентичен современному отпечатку человека,а не какому-то гигантопитеку,неандертальцу или другому виду древних людей.Во-вторых,на дисперсном растворе,который в далёкие времена был мяг-ким,отпечатались папиллярные узоры стопы.Подобное воспроизвести искусственно невозможно.Тем более,в древние времена.В-третьих,следы имеют длину 75 см.Интерес-но,что за прямоходящее существо,имевшее анатомически схожую с человеческой стопу, прошлось по грязи? Ответа нет по сей день.Лишь несколько дарвинистов высказались по поводу открытия. Они заявили, что это мог быть гигантский лемур, которые несколько миллионов лет назад действительно посещали территорию Китая. Однако, их следы кардинально бы отличались от человеческих. Иной подъём стопы, другая пятка, отличающееся расположение пальцев.Но последователей Дарвина понять можно.Призна-ние существования великанов здорово ударит по теории эволюции.Кстати,именно в Китае,вслед за Индией,хотят исключить эту гипотезу из учебного курса.Может,и существование великанов там признают?" (ст."В Китае признают существование великанов и откажутся от теории эволюции? Находка 24 гигантских следов", Биосфератум,2023)
  "2 октября 1552 года под натиском русских войск пала Казань. Взятие Казани было миссией Ивана IV,его исторической инициацией.Иван Грозный- один самых эпохальных правителей России. О его роли в истории сказано и написано столько, что хватило бы на десяток прочих царей нашего государства. Иван IV с детства осознавал свою инаковость, своё особое положение. Выражалось это в патологическом поведении, которое вводило в ступор даже видавших виды бояр. Неизвестно, как бы сложилась история, если бы не было у Грозного такого учителя, как Сильвестр.Если проводить культурно-исторические параллели, то Ивана Грозного (учитывая его амбиции и завоевания)можно сравнить с Александром Македонским,а Сильвестра, соответственно, с Аристотелем.К слову, Александр Македонский был в то время на Руси культовым персонажем.Завоевание Казани Иваном Грозным сравнимо с Восточным походом Макед-онского.Осознавая свою богоизбранность (по влиянием речей Сильвестра),Грозный воспринимал взятие Казани как особую миссию,как инициацию,как возможность доказа-ть самому себе своё право на царство.И доказал."
  "Атланты традиционно воспринимаются нами,как какая-то очень развитая цивилиза-ция. Есть предположения, что они обладали секретами техномагии. Данный уровень развития предполагает высочайший уровень технического развития в совокупности с достижениями в духовных практиках и, как результат,высоким уровнем экстрасен-сорных возможностей.При этом,атланты были не только прекрасными эрудитами и муд-рецами,но и могли похвастаться выдающей физической силой.К сожалению, поиски так называемой Атлантиды пока не увенчались особыми успехами. И исследователи выдвинули несколько интереснейших гипотез на этот счёт. Наиболее распространённая заключается в том, что произошёл мощнейший катаклизм, и цивилизация со всеми своими достижениями была буквально стёрта в порошок и смыта гигантским цунами. Могло ли подобное произойти? Да легко. Современные климатологи выяснили, что природа способна за 48 часов отбросить современное человечество обратно в каменный век. А если говорить не об общепланетарной цивилизации, а региональной, которой, скорее всего, и являлась Атлантида, то вероятность такого события становится ещё выше.Однако, лично мне понравились высказывания на прошлогоднем съезде атлантологов в Берлине. Швейцарские, бельгийские, французские и немецкие специалисты пришли к выводу, что Атлантиды на Земле никогда не существовало. Вот почему земляне и не могут найти руины и техницизмы этой цивилизации.Она находи-лась… на Марсе!Некоторые специалисты утверждают,что на Красной планете существо-вала развитая цивилизация,и якобы там до настоящего времени остались руины пост-роек,древнейшие следы от космопортов,обсерваторий,гигантских стеклянных туннелей и многое другое.Кому интересно,поищите интервью с астрофизиком Кириллом Бутусо-вым. Он об этом рассказывал.До произошедшей катастрофы Марс был очень похож на Землю. Примерно тот же состав воды и атмосферы позволял цивилизации достигнуть расцвета. При этом, за полезными ископаемыми атланты отправлялись на соседний Фаэтон, пока тот ещё существовал. Но после его гибели переключились на Землю.
Именно здесь, на нашей планете, представители марсианской цивилизации и построили несколько аванпостов для добычи полезных ископаемых.Один из них– в Южной Америке, где добывалось в больших количествах золото.Это был легендарный Ацтлан– родина праотцов индейского рода.На самом же деле– колония по добыче драгоценного металла .Атлантов воспринимали как богов,и они взамен давали знания диким племенам,а те трудились на рудниках.Ещё один центр – Месопотамия. Шумер был основан во многом при непосредственном участии посланников с Марса.Также атланты посетили террито-рии будущей Индии и основали аванпост, который позже стал легендарным городом Дварака. Всего же на Земле могло быть несколько десятков поселений атлантов.Когда произошла катастрофа на родной планете, то несколько сотен спасшихся атлантов основали Древний Египет.Им принадлежит строительство пирамид и грандиозных соору-жений. Но Земля, как планета для постоянного проживания, всё-таки не подходила марсианам, и их род медленно, но верно вырождался.Таким образом можно сделать вывод,что атланты внесли весомый вклад в становление человечества развитой циви-лизацией. Поиски самой Атлантиды следует вести на соседней планете,а не Земле. У нас же осталось великое наследие– мифы,легенды,древние сооружения и упоминания о богах,прилетевших с небес и обучивших дикие племена грамоте,наукам и ремёслам. Лично мне кажется данная версия весьма складной и достаточно логичной.А вам?"
(ст."Атлантологи считают,что Атлантида находилась на Марсе,но на Земле атланты сыграли важную роль в развитии человечества",Записки Освальдо Просперо,2023)

  "Наверное,ни одно другое название народов мира не имело в своей истории столько многообразных значений,как татары.А с содержанием термина «монголо-татары» исто-рики так окончательно и не разобрались.Привычные словосочетания очень часто явля-ются абсурдными.Не исключение– и этот случай.Монголы и татары до 20 века не назы-вали себя так.В настоящее время монголами(халха-монголами)называют этнос монголь-ской языковой группы,родственный бурятам и калмыкам,а татарами– несколько этносов тюркской группы.Эти две группы объединяют в алтайскую семью народов.То есть род-ство между монголами и татарами(по языку)– примерно такое же,как,скажем,между русскими и немцами.Если предположить, что предки монголов и татар (тюрков) когда-то были одним народом, то разошлись они между собой больше тысячи лет назад, задолго до походов Чингисхана. Впрочем, многие лингвисты считают, что не было «древней алтайской праязыковой общности», в отличие от аналогичной общности древних индоевропейских народов. Близость народов алтайской семьи сложилась в результате длительных постоянных контактов на обширной территории.Ещё Карамзин в начале 19 века отмечал, что татарами сам себя не называет ни один народ. В те времена сборное название «татары» применялось русскими и другими европейцами к большинству тюркских народов, с добавлением местности. Например, азербайджанцев называли «закавказскими татарами», карачаевцев и балкарцев – «горскими татарами», кумыков – «дагестанскими татарами», шорцев – «кузнецкими татарами» и т.д. Примечательно, что и те народы, которых сейчас именуют татарами (просто татары или казанские татары,сибирские,крымские татары),сами себя звали не татарами,а, соответственно,булгар,сыбырлар,кырымлар.Таким образом,татары это не самоназвание, а название,данное извне.Но точно таким же названием являются и монголы.Ни в одном этническом самоназвании монгольских народов до 20 века нет корня «монгол».В связи с этим возникает вопрос: а были ли монголо-татары вообще? Не книжная ли это мета-фора? Географический абсурд.О происхождении слов «монгол» и «татар» выдвинутомно-жество гипотез.Но все одни сходны в одном: эти названия были даны им соседями.О татарах впервые упоминают китайские источники 5 века в связи с одним из народов державы хунну(с которыми обычно отождествляют гуннов,тоже непонятного этнического родства). Впрочем, это сопоставление с татарами тоже лишь предположительное, так как звука «р» у китайцев нет.Те иероглифы,которыми впервые записано гипотетиче-ское название татар,читаются как «датань» или «таньтань».Не ранее 10 века и тоже в китайских источниках впервые упомянуты монголы.По версиям почти всех учёных, изучавших этот вопрос,это имя(в разных фонетических вариантах)является искаже-нием каких-то монгольских слов,но не племенных самоназваний.Причём это искажения были сделаны либо самим китайцами,либо даже дошли до них через посредничество тунгусо-маньчжурских народов.Первые же европейские упоминания о «монголо-татарах» в 13 в.,сделанные уже после их нашествия,говорят о монгалах или монголах,имену-емых также татарами или тартарами.Таким образом,они восходят к китайской передаче этих названий.Получается,что о «монголо-татарах» европейцы узнали от китайцев, отделённых от Европы этими же самыми «монголо-татарами»! Какая-то в этом есть географическая нелепица.Весьма вероятно, конечно, что о монголах в Европе знали раньше и действительно от китайцев,в результате посреднической торговли по Вели-кому шёлковому пути.Имя же «татар» или «тартар»,наиболее вероятно,восходит к древнегреческому Тартару,то есть подземному царству,и должно было символизировать «адскую мощь» вторгшихся племён.Совпадение этого слова с тем,как,возможно,называ-ло себя одно из тюркских племён,чисто случайное.Интересно также,что единственный народ,в чьём самоназвании слышится корень «монгол»(«могол»)– индоарийская этни-ческая группа,возводящая себя к потомкам «Великих Моголов»,завоевавших Индию в 16 веке.То есть ни они,ни «Великие Моголы» не имеют никакого отношения к этническим монголам; название же династии было некогда взято из исторических преданий с целью придать себе больше значимости,особенно перед китайцами и европейцами.
Тюрков было больше.Итак,были ли среди воинов Чингисхана и его ближайших потомков племена, называвшие себя монголами и татарами,  достоверно неизвестно.Однако несомненно,что среди них были тюркские народы и,возможно,монгольские,исходя из их лингвистической классификации.Кого же среди них было больше?Об этом,наверное, следует судить по этнографической карте.Тюркские народы в большом числе рассели-лись на запад до Чёрного и Средиземного морей.Самый же западный монгольский народ – малочисленные калмыки,да и те появились в степях Нижнего Поволжья только в 17 в.Общая численность монгольских народов в мире составляет в настоящее время всего 10 миллионов человек.На языках же тюркской группы говорит сейчас больше 160 млн. человек.Правда,лишь малое число тюрков пришло вместе с ордами Чингисхана и его потомков.Напротив,большинство тюркских народов осело в местах своего нынешнего проживания на много столетий раньше. Принадлежность гуннов к тюркам является спорной. Зато уже в конце 6 века Тюркский каганат воевал с Византией в Крыму. В 10 веке тюрки начинают завоевание страны, ныне носящей их имя. В Средней Азии основное население стало тюркским ещё раньше.Поэтому вопрос, кого было больше – монголов или тюрков – в «монголо-татарских» ордах, следует уточнять: «А в какой стране?» Например, при нападениях «монголо-татар» на Китай по пути не было тюркских стран, чьё население присоединялось бы к этим войскам. Завоевание Китая в 13 веке совершали, скорее всего, в основном монголы. Не так много тюрков было и по пути в Среднюю Азию.Зато уже по дороге на Кавказ и в Восточную Европу в состав войск Чингисхана,Угэдэя,Гуюка вливалось всё больше тюрков,а монгольский элемент, если он и был,неизбежно становился всё меньше,растворялся.При этом,однако,следу-ет иметь в виду,что и жертвами «монголо-татарских» завоеваний становились многие государства,тюркские по основному составу населения или по национальности правя-щей династии,как,например,Волжская Булгария и держава Хорезмшахов."(ст."Монголы или татары: кого было больше в армии Чингисхана",Кириллица,2023)
  "Люди с древнейших времен обожествляли своих правителей, объясняя природу власти соизволением неких высших сил. Похороны монарших особ всегда отличались особой пышностью, а их гробницы – размахом и внутренним обустройством. Русские цари, разумеется, тоже отправлялись в иной мир не как простые смертные. Их тела никогда не предавали земле, а хоронили в специальных склепах или каменных усыпальницах, расположенных в православных храмах.Где они покоятся.Усыпальницы большинства московских князей и царей находятся, что естественно, в столице нашей страны, в Архангельском соборе Кремля. А почти все российские императоры и императрицы, начиная с Петра I Алексеевича (умер в 1725 году), нашли вечный покой в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.Известный историк, Татьяна Дмитриевна Панова, в своей книге «Некрополи Московского Кремля» указала, что специалисты насчитали в Архангельском соборе 56 могил высочайших особ. Первым из них здесь еще в 1340 году похоронили великого князя Ивана Калиту, а последним в 1730 году – императора Петра II. После того как 14-летний правитель скончался в Москве от оспы его тело не стали перевозить в Петербург.Кандидат исторических наук Марина Олеговна Логунова – автор книги «Печальные ритуалы императорской России» – отметила, что в эпоху правления Петра I церемония похорон русских монарших особ претерпела изменения в сторону «европеизации». Государь-реформатор взял за основу погребальный обряд, принятый в Западной Европе.Впрочем, реформам подверглись лишь внешние атрибуты и ритуалы. Сама же традиция хоронить правителей в каменных склепах и усыпальницах осталась неизменной со времен Древней Руси.«Единого подвала под Петропавловским собором нет, поэтому в назначенном месте снимали плиты пола, выкапывали яму глубиной около трех аршин (около двух метров) и выкладывали «крещатым» кирпичом – на каждом кирпиче был начертан крест. Так получался склеп, на дне которого в головах делали продолговатое углубление для помещения урны и ящика с внутренностями, изымаемыми из тела при бальзамировании», – написала М.О. Логунова.После официальной церемонии прощания гроб с телом покой-ного опускали в склеп и прикрывали сверху каменной плитой.Над могилой сооружалось надгробие.Пример Византии.Одной из наиболее достоверных версий,объясняющих данную традицию,является попытка русских правителей следовать примеру императоров Визан-тии.Искусствовед Татьяна Евгеньевна Самойлова написала интересную научную работу «Священное пространство княжеского гроба»,которая вошла в сборник статей «Иеро-топия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (редактор-составитель А. М. Лидов). Исследовательница изучила самую древнюю из дошедших до нас княжеских гробниц– каменный саркофаг киевского князя Ярослава Мудрого, распо-ложенный в Софийском соборе украинской столицы.«Неоспоримым является тот факт, что захоронение Ярослава Мудрого в монолитном саркофаге было проявлением привер-женности ранней (до XI века) традиции захоронения византийских императоров.В X веке Византия хоронила своих императоров в знаменитой церкви Святых Апостолов в особых приделах-усыпальницах,напоминающих об античных героонах(святилищах героев) с установленными в них величественными монолитными каменными саркофагами»,– отме-тила Т.Е.Самойлова.Неудивительно, что киевский князь стремился даже вечный покой обрести, подражая своим византийским «коллегам», ведь эта империя оказала большое влияние на Древнюю Русь.Вероятно,московские князья и цари также хотели подчерк-нуть свой высокий монарший статус,переняв данную традицию.Земля– не для помазан-ника Божьего.Всем известно,что любого русского царя в народе почитали как святого .Такое отношение к власти помогало простым людям осознавать себя не безвольными рабами,а служителями помазанника Божьего.Согласно христианской религии,человек был создан из земли,в нее он и должен смиренно вернуться после своей смерти:«Прах к праху,тлен к тлену».Но такая скромная позиция не подходила царю.Поэтому ряд историков полагают,что традиция хоронить правителей в склепах,восходит к архети-пическому представлению,что и в загробном мире царь не может быть равен простолю-дину,удел которого– кладбищенская земля.Многие русские правители возводили храмы, в том числе,и как будущие усыпальницы для себя и своих потомков.О том,что цари ставили своеобразный знак равенства между своей властью и духовной святостью, свидетельствует и вышеупомянутая книга Т.Д.Пановой.Автор подчеркнула,что захоро-нения русских правителей,расположенные в Архангельском соборе,обустраивались и оформлялись аналогично могилам глав русской православной церкви,находящимся в Успенском соборе Московского Кремля.Гроб Господень.Безусловным примером для рус-ских царей могла послужить и одна из главных святынь христианского мира– Гроб Господень,который расположен в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.По мнению Т.Е.Самойловой,эта реликвия выступала архетипическим образцом для захоронений средневековых монархов.«Сам Гроб представал перед глазами верующих в виде сарко-фага простой прямоугольной формы,собранного из тесаных плит и закрывающегося сверху отдельной плитой.Пустота Святого Гроба для христиан всего мира также была знаковым понятием.Она,с одной стороны,свидетельствовала о непреложности факта Воскресения Христа,а с другой– являлась предзнаменованием воскресения каждой хри-стианской души»,– написала искусствовед в работе «Священное пространство княжес-кого гроба».После принятия христианства русские паломники стали посещать Святую землю,увидели Гроб Господень,и поэтому,возможно,царей стали хоронить в каменных усыпальницах– в знак особого к ним почтения.Мощи для защиты от врагов.Еще одна версия происхождения данной традиции – использование мощей покойных правителей для защиты страны от вражеских нападений. Забальзамированные останки, покоящиеся в саркофаге, дольше сохраняются, и достать их в случае необходимости гораздо проще: не надо разрывать царскую могилу, что может быть воспринято народом как святотатство.Еще с глубокой древности мощи правителей воспринимались простыми людьми как объекты сакрального поклонения. Считалось,что они обладают мистической силой,ведь весь монарший род обожествлялся подданными.Поскольку главной обязан-ностью князя изначально являлась вооруженная защита своих земель,то его мощи должны были,по мнению суеверных жителей страны,волшебным образом «отогнать» вра-гов от границ родины.Древнеегипетская традиция.Некоторые исследователи обращают внимание на такой факт: русских царей не погребали в землю, точно так же как и фараонов Древнего Египта,многих правителей Малой Азии и Западной Европы.Не стоит забывать и Владимира Ильича Ленина(умер в 1924 г.),чей мавзолей расположен на Красной площади в Москве.Не исключено,что традиция хоронить правителей в склепах или каменных усыпальницах,предварительно забальзамировав тело покойного,сущест-вовала на Руси испокон веков,а вовсе не была позаимствована в Византии или на Святой земле.Вероятно,это одно из проявлений архетипического сознания народа, уходящее в глубину веков.На тот факт,что умерших русских правителей обязательно бальзамировали,вынимая из тела внутренности и сердце,указали доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин и профессор Сергей Викторович Девятов.Ученые совмест-но написали двухтомник «Двор российских императоров.Энциклопедия жизни и быта». Во втором томе этого издания соавторы пишут,что внутренности правителей России помещались в особые серебряные ковчеги,которые доверенные лица устанавливали в специальной нише склепа,рядом с гробом.И происходило это еще до начала официаль-ной церемонии прощания с монархом."(ст."Почему русских царей и императоров никогда не хоронили в земле",Кириллица,2023)
  "В 980 году князь Владимир в ходе гражданской войны овладел Киевом и велико-княжеским престолом. С его победой летописцы связывали начало языческой реакции: предыдущий великий князь,Ярополк,покровительствовал христианам,а по некоторым сведениям,даже и сам был крещён.«Владимир же,государствуя в Киеве,– гласит Нача-льная летопись,– поставил на холме за двором теремным кумир Перуна деревянный, глава ему серебряная,ус золотой.Да и других богов– Хорса,Дажьбога,Стрибога,Семар-гла и Макошь.И стали люди им жертвы приносить,богами именуя,и приводили им сынов и дочерей своих,отдавая их в жертву».Стоп! А где же идол бога Волоса или Велеса, почитавшегося в языческой Руси никак не меньше,если не больше Перуна,судя по тем же самым летописям?Клятва Велесом.«В лето 907 гг..Пошёл Олег на греков.Учиня мир, клятвою с обеих сторон утвердили, послы греческие крест целовали,а Олег со своими поклялся по своему закону – оружием, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом».Волос, таким образом, упомянут в договоре Руси с Византией 907 года как второй по значимости бог после Перуна.«Скотий бог» означало,по согласному мнению большинства исследователей,бог стад,благополучия,достатка,богатства.Что и неуди-вительно,так как договор устанавливал правила для безопасной торговли русских купцов в Константинополе.Если Перун,как считается,был по преимуществу дружинным богом,покровительствовавшим на войне,то Волос или Велес приносил удачу в торгов-ле.Правда,в договорах 912 и 945 гг.с Византией Волос не упомянут.Русские князья и послы клянутся Перуном,а русские христиане(в 945 г.)уже целуют крест,как и виза-нтийцы.Но зато в договоре 971 г.,которым дружинники Святослава обеспечивали себе право почётного отступления с оружием из осаждённого греками Доростола,русские снова клянутся Перуном и Волосом.Культ Велеса долго сохранялся в Ростово-Сузда-льской земле. В 1010 году новгородский наместник Ярослав, сын киевского великого князя Владимира, совершил поход на язычников этого края, поклонявшихся Велесу. В том месте, где потом возник город Ярославль, Ярослав зарубил секирой священного «лютого зверя»(медведя,как традиционно предполагается),который считался посвящён-ным Велесу и которому местные жители приносили человеческие жертвы. После чего заставил всех креститься.Там в Ярославле, где произошёл поединок, впоследствии построили церковь во имя святого Власия, считавшегося на Руси покровителем скота, как некогда языческий Велес-Волос.Власьевский конец города в честь церкви святого Власия был в Новгороде.В Ростове Великом,как свидетельствует житие святого Авра-амия Ростовского,до конца 11 в.сохранялся идол Велеса.Город Волосово под Петерб-ургом,как полагают лингвисты,также носит имя древнего языческого божества.Велес упоминается в нескольких древнерусских христианских поучениях против язычества. Наконец,«Слово о полку Игореве» конца 12 в.именует вещего поэта былых времён Бояна– внуком Велеса.И вот, как же, при такой широкой распространённости культа Велеса-Волоса,Владимир исключил его из своего пантеона?Противоречивые сведения. Прежде всего, следует отметить, что свидетельство Начальной летописи о содержании языческой религиозной реформы Владимира 980 года далеко не единичное. «Киевский Синопсис»,хотя и был составлен только в 17 в.,включает ряд источников значительно более древнего времени.В содержащемся там «Сказании об идолах Владимировых» при-водится иной состав языческого пантеона Владимира.На первом месте там,как и в летописи,Перун.А дальше говорится,что «второй идол был Волос,бог скота.Третий– Позвизд,иначе называемый Похвищ,некоторые же называют его Вихрем,исповедуя его как бога воздуха,ветра и погоды.Четвёртый идол– Ладо,бог веселья и всякого благо-получия,пятый идол– Купало,которого почитали богом земных плодов».Наконец,в «Жи-тии св.Владимира» говорится о низвержении Владимиром,во время принятия христиан-ства,наряду с идолом Перуна,также идола Велеса,которого он приказал ввергнуть в речку Почайну.Таким образом,состав официального пантеона богов Русского государ-ства в конце 10 в.является предметом спорным и неоднозначным.Велес– главный бог Ростово-Суздальского Залесья.Естественно,происхождение и содержание языческих культов при Владимире всегда вызывало дискуссии у историков.Наличие идола Велеса в Киеве к моменту крещения Руси считается несомненным. Однако его топографическое положение, упоминания о том, что он стоял на Подоле, то есть ниже официального капища близ княжеского дворца, убеждают в том, что культ Волоса был народным. Княжеская дружина Владимира его лишь терпела,но не воспринимала как своего.Размах нововведений Владимира в 980 году (прежде всего – человеческих жертвоприношений, которых славянское язычество, сколь можно судить, ранее не знало) заставляет думать, что эта реформа не столько поддерживала традиционные для Руси культы, сколько вводила новые. На это довольно убедительно указал академик Борис Рыбаков, отметив,что четыре из шести богов языческого пантеона Владимира(Хорс,Семаргл, Стрибог и Даждьбог)– несомненно,иранского происхождения.Владимир своей реформой пытался создать упорядоченную религию государственной элиты,способную успешно конкурировать с христианством.Попытка не удалась,но сама по себе показательна.
«Возможно, что и невключение в пантеон Волоса – бога, почитаемого разнузданными карнавалами, звериными масками и буйными русалиями, тоже связано со стремлением придать пантеону более приличный,достойный вид,устраняя из него всё,что слишком контрастировало с православным церковным благолепием и внешней благопристойностью греческой веры»,– полагал Рыбаков.Можно отметить,что топонимы с именем Волос-Велес встречаются только в Северной Руси (Новгородская земля и Верхнее Поволжье), да и упоминания об устойчивом его культе тоже относятся лишь к этим областям. Следовательно, наиболее правдоподобная версия будет заключаться в том, что Велес был богом Северной Руси– словен новгородских и в особенности мери ростово-суз-дальской.В Киеве его культа придерживались также преимущественно проживавшие там выходцы из северно-русских земель.Это предположение находит подтверждение ещё и в том, что в походе Игоря на Византию 944 года, который завершился договором 945 года, где Волос не упоминается, не участвовала мерянская, Ростово-Суздальская земля. В летописи сказано: «Игорь собрал... словен, полян, русь, кривичей, тиверцев». А зато по договору 907 года среди городов, в которые поступала дань из Византии, упомянут Ростов.Таким образом, исходно Велес был, вероятнее всего, божеством финно-угорского, мерянского Залесья, откуда его культ распространился на часть славян Киевской Руси.Но он не был воспринят княжеской дружиной Влади-мира."(ст."Перун: почему князь Владимир до крещения почитал его больше, чем главного бога славян Велеса",Кириллица,2023)


Рецензии