Платье в стиле бидермайер 1826 г

Бидермайер или бидермейер – стиль, возникший в Германии и Австрии примерно в 1815–1848 гг. Эмоциональное состояние создало художественный стиль немного раньше, чем для этого нашлись изобразительные средства. Искусство отражало настроение людей, находящихся в подавленном состоянии после напряжённой политической ситуации. Люди мечтали о пространстве, не касающемся политики, где можно жить обычными радостями, думать о романтических встречах и создании семейного уюта. Раньше такой поиск умиротворения в каком-либо ограниченном пространстве можно было бы назвать идиллией. Но это была характерная черта французского рококо. Бидермайер решил эту задачу по-другому, так, как можно было это сделать, учитывая особенности национальных традиций и времени создания искусства. Центральными персонажами бидермайера становятся бюргеры, то есть, жители города. Изначально бюргерами называли аристократию. Позже – горожан, часто состоятельных. Впоследствии это название стало синонимом понятия «мещанство», то есть, несостоятельные горожане. Бидермайер отражает образ жизни бюргеров, относящихся к состоятельным жителям города, но, скорее всего, не к аристократии. Сюжеты литературы и живописи часто связаны с домашней обстановкой и бытовыми деталями, окружающими персонажей. Обычно это происходит не в столичном городе, городской пейзаж изображает провинцию. Провинция может быть и близкой к природе, то есть, мало отличаться от сельской местности. Название «бидермайер» возникло благодаря поэзии и возникло после того, как создалось само направление в искусстве. По-немецки «biedermann» – простодушный человек. Maier (Майер) – немецкая фамилия. В 1848 г. были опубликованы стихи немецкого поэта Йозефа Виктора фон Шеффеля «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера». В 1850 г. Людвиг Айхродт, тоже немецкий поэт, соединил два слова в одно и сделал вымышленную фамилию Бидермайер творческим псевдонимом. Поэтический образ отразил характер стиля, создававшегося на протяжении не одного года.
Бидермайер считается стилем, берущим своё начало от романтизма. Также есть сходство и с ампиром, приобретающим более мягкое и задумчивое настроение. Мода женского платья в стиле ампир сравнительно быстро меняется, приближаясь к более традиционному европейскому платью. Рукав удлинялся и приобретал форму жиго от французского «gigot mouton» – «бараний окорок», точнее, это объёмная форма у плеча, сужающаяся к манжете. На платье появлялось всё больше оборок и декора, оно становилось более пышным. Линия талии спускается до обычного уровня. Юбка приобретает форму колокола, но у неё не сразу появляется каркас. Позже возвращаются корсет и каркас для юбки. Силуэт фигуры в платье приближается к традиционному образу – тонкая талия и пышная юбка, дополнительный объём на плечах, уменьшающийся к запястью. Если рассмотреть модель платья Марии Новиковой, его можно попробовать сравнить с бидермайером. Фасон платья совпадает с традиционным фасоном платьев бидермайера. Юбка в форме колокола, рукава-буфы, переходящие в узкие рукава. Но переливающаяся розовая ткань в современном понимании мало ассоциируется с бытовой жизнью, правда, протекающей в усадьбе. Подол платья украшен четырьмя пышными оборками из красной лёгкой ткани. Эта яркая деталь напоминает о празднике и светской жизни. Можно вспомнить о том, что бидермайер существовал в разных проявлениях. При описании бидермайера можно прочитать как характерный пример образ жизни мещан и обывателей. Но людей с более высоким уровнем достатка или статуса модный стиль своего времени тоже затрагивал. Модные веяния направляли Англия и Франция. Индивидуальный стиль бидермейера так или иначе корректировался миром большой моды.
Картина Джорджа Теодора Бертона «Августа, Эмилия и Луиза Робинсон» написана в 1846 г., во время существования бидермайера. Джордж Бертон – французский художник, сын придворного художника Наполеона I Рене Бертона. Также Джордж Бертон знал разные культуры, поскольку родился в Австрии, в Вене, позже жил в Англии и Канаде. Предположительно портрет сестёр Робинсон написан в Канаде, в настоящее время находится в Художественной галерее Онтарио, в Торонто. На картине можно увидеть поясное изображение трёх девушек, сидящих полукругом. Фасоны платьев моделей более или менее похожи друг на друга. Это платья с открытыми плечами, с короткими рукавами, с глубоким декольте, линия груди обозначена сборками. Корсаж платья уходит вниз, превращаясь в мыс. От корсажа расходится складками юбка. Девушка слева в чёрном платье из тяжёлой ткани. В волосах девушки в чёрном платье нежно-розовое украшение, напоминающее цветок. Видно, что её правая рука прикрыта светлым прозрачным шарфом. На её сёстрах светлые платья с декольте, отделанным узким кружевом. Наряд девушки в розовом платье имеет ещё одну деталь – прозрачную кружевную пелерину. На груди пелерина скрепляется брошью, оформленной розовой лентой. Девушка в белом платье отделена от сестёр драпировкой портьеры, поэтому детали её наряда остаются закрытыми от зрителя. Возникают мысли, может ли это означать аллегорию, или это просто композиция, созданная художником. С розовым платьем одной из моделей совпадает цвет авторского платья Марии Новиковой. В полной мере платья не имеют сходства. На картине запечатлены открытые вечерние наряды. Платье работы Марии Новиковой изображает закрытую повседневную одежду, если не обращать внимания на летящие красные оборки. Но по розовому цвету и переливам ткани можно представить себе, что такой нежный образ, похожий на цветок, носили последовательницы моды в 1820–1840-х гг. Картина вызывает вопросы тем, что одна из сестёр одета в платье из тяжёлой чёрной ткани, а две другие – в светлые и воздушные платья. Можно было бы предположить, что одна из моделей в трауре, при этом, если траур только на ней, значит, она могла потерять любимого человека. Но контрастные цвета вечерних нарядов объясняются по-другому. Старшая из сестёр на время написания портрета уже состояла в браке. Замужние дамы чаще носили одежду тёмных тонов. Две младшие сестры ещё не вышли замуж. Незамужние девушки носили преимущественно светлые платья. При этом фасон платьев и замужней, и незамужних сестёр выглядит почти одинаково. Картина была написана как подарок отцу трёх дочерей от мужа старшей дочери и женихов двух младших дочерей. Две сестры выходили замуж в один и тот же день, и подарок предназначался отцу невест в день свадьбы.


Рецензии