Феликс Довжик 4 Роль подсказки

Феликс Довжик

Роль подсказки


Бывает – наш разум залёг,
и мысли бредут еле-еле.
Подсказка – вдали огонёк,
подсказка как факел в пещере.


Моя сестра старше меня на шесть с половиной лет. В дошкольном, в младшем и среднем школьном возрасте это существенная разница.
Её склонность к воспитательно-образовательским занятиям с младшими детишками на моих уже сознательных глазах проявилась в средних классах школы.

С 1944 года по 1946 год мы жили в городе Пензе, где отец после ранения в боях под Москвой служил в Артиллерийско-минометном училище.
Сестра, тогда ученица шестого и седьмого класса, в нашем военном городке организовала и подготовила детишек офицерских семей, и они дали несколько концертов для детей и родителей. Успех был небывалый.

После окончания школы, мы уже жили в Белоруссии, сестра окончила двухгодичный Учительский институт в Ленинграде и стала преподавать историю в нашем городишке.

В классах тогда была повальная безотцовщина. Значительная часть отцов погибла на фронтах войны, часть ушла вместе с немцами – ретивые полицаи, а часть из них осваивала наш ГУЛАГ.
Матерям – лишь бы семью кормить, тут не до образования. В школах тогда разрешалось оставлять в том же классе на второй год, а иногда и на третий.

В классе несколько человек – переростки, дворовые пацаны, но пусть хоть днём в классе сидят, а не сбиваются в стаи и хулиганят на улицах.
В классе они присутствуют, но никаких домашних заданий не выполняют и учебники не читают, однако в житейских вопросах и в человеческих отношениях они на голову выше любых отличников. Они уже жизнь понимают и с некоторыми милиционерами здороваются за руку.

Один такой, «дворовый», был в классе у сестры, где она классный руководитель. Никаких неприятностей от него у неё не было. Иногда, правда, очень редко, когда на вопрос по истории никто не мог ответить, она его спрашивала, и он давал очень толковые ответы, хотя учебник, она точно знала, он в руках не держал.

На следующий год он в школе не появился.
Как шутили сами дворовые: «Нам все дороги открыты – армия и Великие стройки коммунизма».

Прошло сколько-то лет, сколько точно, я сказать не могу. Предполагаю, что лет пять, но гарантировать это не могу.
Сестра на улице встречает своего первого «дворового» ученика.

Рассказать о этой встрече я тоже не могу. Сестру поразил один его вопрос, который оказал огромное влияние на всю её последующую трудовую деятельность.
«А вы всё еще до сих пор рассказываете по истории детям сказки?!».

О влиянии этого вопроса на её последующую работу она рассказывала своим знакомым несколько раз, а вот о ударе молнии в этот момент в её сознание она ни разу не обмолвилась.

Я могу лишь предполагать.
Никогда не думал, что этот случай мне пригодится. А теперь уже её не спросишь.

Вначале была обида. По-моему, иначе быть не могло. «Я как могла старалась, и такая оценка?! За что?!».

Боль обиды не бывает долговечной. Обычно с горы на тебя скатывается лавина оправданий и засыпает тебя с головой.
С сестрой этого не произошло.
Значит, какое-то чувство неудовлетворённости своей работой у неё зарождалось. Вопрос упал на подготовленную благодатную почву.

Не надо размазывать исторические факты, как повидло на белый хлеб. Надо вскрывать суть событий и их движущие силы.
Но это сложнее чем, сказки, и не у всех к этому наготове способности. Как донести до каждого?

С сильными разматывать причины, смысл и суть событий, со слабыми индивидуальная работа!!
Весь процесс урока в корне перестраивать!

Так она и сделала.

Чем оказался для неё вопрос «дворового»? Подсказкой! упавшей на подготовленную почву! Подсказка принесла богатый урожай.

Почему-то учителя не любят подсказки. Но ведь подсказки подсказкам рознь.

Вызывается сильный ученик. Ему трудный вопрос. Забуксовал или идет мимо сути.
Кто подскажет, поправит или дополнит с места?
Встаёт очередной дворовый (или другой сильный ученик) и излагает своё мнение. Иногда его прерывают.

Вопрос сильному – понял? Догадался? Продолжай.
Но подсказчику за целую подсказку или за частичную, прерванную, всё равно пятёрка! Отвечающему пять, если подсказка помогла, а на нет – четвёрка, бывало и ниже.

Со слабыми другая работа.
Дома на листочках персональный вопрос – задание на дом. Этому я свидетель. Но как работала со слабыми, меня не интересовало. Поэтому я не берусь рассказывать.

Очень часто в классе возникали споры и дискуссии. Это особенно поощрялось, поддерживалось и награждалось оценками.
Директор школы иногда под дверью подслушивал. «У вас нет дисциплины на уроках».
«А мне не нужна мертвая тишина, чтобы мухи от скуки дохли».

Один из её частично дворовых (без отца, но один у матери) поступил в республиканский Университет на исторический факультет. Она этим очень гордилась.

До сих пор существует знаменитое высказывание Суворова: «Повторение – мать учения».
Эта поговорка применима в очень ограниченной области.
Она, например, применима, при зазубривании таблицы умножения.
В армии, в физической (мускульной) работе и в спорте мать учения - тренировка.

При заучивании стихотворений повторение – мачеха учения.
Припоминание – мать учения и в стихах, и в образовании.

У меня на прозе.ру есть сборник «Семья и люди».
Там в конце «Семья и люди Часть 4» есть статья-рассказ «Как учить стихи».
 
Никакого подсознания в творческом процессе нет, а есть случайная подсказка в случайное время в случайном месте, в том числе и во сне, которая случайно заглядывает к нам в гости и помогает решить измучившую нас творческую задачу или проблему.

Есть одна странность, на которую я не знаю ответа, естественно, из тех вопросов, которые меня интересуют.
Давно замечено, что некоторым мужчинам нравятся определённого типа женщины, и есть женщины, которым нравятся определённого типа мужчины и только такие.

Мне, например, со школьных лет нравились красивые и умные девчонки и женщины. Но моя беда в том, что я таким всегда не нравился.

Почему у меня такое предпочтение – точно не знаю, но есть предположение.
В дошкольном моём детстве в эвакуации в Казахстане и потом в городе Пензе у мамы были поочерёдно подруги-приятельницы – обе красивые, умные и очень доброжелательно общительные.

Вторая странность, которая долго меня удивляла.
Из всех цветов я больше всех обожал обыкновенные маки. При виде их у меня всегда возникал какой-то необъяснимый внутренний подъём. Нравились еще ещё тюльпаны и пионы, но без трепетного к ним отношения.

Разгадка пришла от сестры. Когда я при ней однажды признался в любви к макам, она мне объяснила.
В том белорусском городке, где я родился и прожил свои первые неполных три года, во дворе дома, где мы жили, была полянка, на которой в начале лета цвели маки и только маки.

Потом я почти на год с ними расстался и снова встретился с ними и только с ними в эвакуации в Казахстане. Я этого ничего не запомнил, а сестра помнила.
Значит, какие-то следы увиденного в глубоком детстве остаются в библиотеке нашей памяти и оказывают на нас неосознаваемое нами влияние.

Моя мама последний месяц своей вынуждено лежачей жизни из-за перелома шейки бедра при её онкологии лёгких ощущала себя ребёнком и вела себя, как ребёнок. Ничего взрослого в ней не осталось – всё было стерто начисто.

Мне труды Фрейда, придумавшего подсознание, в руки не попадались. Так может быть он эти чисто биологические явления, о которых я рассказал, называл подсознанием, а его рьяные сторонники расширили его представления на творческую деятельность, считая, что так сойдёт, примут и оближутся.

Последователи часто выдумывают такое, чего основателям даже в голову не приходит. Любовь и влияние – сила могучая. Они часто поднимают основателей на такие высоты, о которых основатели и думать не думали. Иногда таки да, а иногда не в ту степь.

Как ни крути и как ни верти, но у не верной или не точной идеи ноги обязательно подкосятся. Чем раньше, тем лучше, но всяко бывает.


Рецензии
"Почему-то учителя не любят подсказки. Но ведь подсказки подсказкам рознь
".
Да потому что в своем большинстве, они мало чему любят учиться, нарушая свой невежественный покой, уповая на скудное образованиед для того, чтобы вершить судьбы человечества и быть достойным великого звания -УЧИТЕЛЬ!.

Позволю себе предложить мнение по этому животрепещущему вопросу моей героини Лидии Нестеровны -— доктора биологических наук, никогда прежде не преподававшей, но её уговорили попробовать себя ещё и в этой роли. В лаборатории, которой она заведовала, работал молодой аспирант – сын директора той самой школы. Зная хорошо её принципиальный, несгибаемый характер, там решили, что только с такими качествами преподаватель способен обуздать непокорный выпускной класс.
История из реальной жизни, как и всё, о чем я отваживаюсь писать.
Из цикла «Сага о диалогах зрелости с юностью» - Почему, почему я не нужен?
http://fabulae.ru/prose_b.php?id=80262&page=2
***
- Моя речь, вероятнее всего, мало будет напоминать педагогическую, и вы подумаете, причем, совершенно справедливо, что я не имею права с ней здесь выступать, но я уже здесь, поэтому придётся меня немного потерпеть.
Да, я не педагог! И что! Но вот что я увидела и успела понять, живя в вашем коллективе с погружением в маленькие судьбы моих деточек... Они не в надёжных руках… Эти трепетные судьбы.
Нет, нет, я не выношу вердикт вашим педагогическим степеням и достоинствам. Боже упаси! Не моего это ума дело. Я имею ввиду другое, более важное качество, которое в полнейшем дефиците здесь у вас, да и, думаю и в других школах.
Вы живёте отстаивая свою честь - честь учителя, а мне думается, что вам следовало бы отстаивать и культивировать, укрепляя честь ваших подопечных, которые вручили вам свои маленькие судьбы.
Дома не у всех образованные родители, а если и образованные, то не всегда воспитанные и умные, ибо эти понятия из разных категорий Порой, это люди, не имеющие ни малейшего понятия о правильном воспитании. Это и есть - ГЛАВНЫЙ ПОРОК обучения в нашей стране.
Нет единого связующего, доверительного, уважительного, сострадательного контакта с семьями детей. Нигде их не учат тому, как следует учить, и как дОлжно учиться. В ИТОГЕ: ОБРАЗОВАЛИ ДВЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ - УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ. Кто кого... Вот такой печальный вывод я сделала, а почему? Отвечу.
Мне довелось несколько лет работать в Японии. И что больше всего меня поразило - это отношение японцев к учителям. Там в течение месяца проходило по два, три митинга учителей. Они постоянно добивались каких-то усовершенствований в своей деятельности. Причём, все эти митинги проводились в позитивной, музыкально – театральной форме, изображающей как-бы то, чего они хотят от правительства. И ведь они добивались своего в силу того, что детство в этой стране, поднято на щит: – САМОЕ ГЛАВНОЕ.
У нас же болото, в которое мы все погружаемся глубже, и глубже, боясь пошевелиться и, тем более пытаться совершенствоваться, чтобы становиться самой важной отраслью нашей жизни. У вас в руках самое дорогое, что у нас есть, и то, что же здесь происходит — это ужасающе бескультурно, низко, малограмотно и, конечно, никакой любви к детям!
Будь все это так, вы бы трубили в рог, били во все колокола, не давали покоя правительству, требуя бОльшего внимания к семьям.
От внимания правительства зависит морально-нравственная закалка наших цветов – жизни. От семьи зависит качество поколения. Вас должны волновать проблемы неблагополучных семей БОЛЕЕ, чем все остальные. Их множество, но вы пресмыкаетесь перед псевдо - благополучными, от которых ждёте благ для школы, но при этом теряете в нравственной определяющей, как педагоги.
Блага должны исходить от государства, а вы должны стоять на защите чести учеников и их семей, помогая грамотно им учиться жить. Дети чутко понимают и видят искренность и любовь. Даже самые отпетые покупаются на тепло, а его у вас мало. Но детей не должно быть, не может быть ОТПЕТЫХ. И уж совсем невыносимо, что это в стране, где огромные залежи алмазов, золота, нефти, газа, но все это природное богатство, хозяева которого в свой краткий миг жизни являются и маленькие граждане страны, но на самое главное: медицину и школы выделяется невежественный, недостойный этих профессий мизер.
Вместо того, чтобы поднимать значение врача и учителя, давая достойные вознаграждения за этот важнейший титанический труд, государство использует дешевую трудовую силу в самом главном – воспитании подрастающего поколения. А вы молчите… Семьи сделали заложниками материнских капиталов: стимулом для рождения детей в семьях, где единственным средством для существования являются детские пособия. А почему бы каждому рождённому гражданину не выделить сразу однокомнатную квартиру, чтобы у родителей не болела голова о том, что будет с ними дальше? Как им выживать? Вместо того, чтобы жить, трудится с радостью, ходить по чистым красивым улицам, быть уверенным за своих детей и внуков и молиться на государство.
Скажите, что можно ждать от семей с уродливым, тупым рылом - бесхребетных нелюдей. Амёбы, инфузории, туфельки и одноклеточные, неспособные жить сами, как люди, и уж тем более, помочь своему ребенку?
Дети из таких семей не все Ломоносовы. Не то время. Циничное время интернет влияния, которое и загоняет подранков времени куда угодно: хоть в террористы, хоть в фашисты, только бы уйти из этого равнодушного, жирующего мира, где они лишние на вакханалии рыгающего фуагрой пира. И все эти требования с объяснениями, должно исходить от вас — Учителей! Но для этого вы должны сами: учиться, учиться и учиться! Вы должны иметь право требовать от государства ответы на самые главные вопросы.
Мы должны быть только с детьми!
За детей!
Для детей!
Во имя детей!
Тогда, и только тогда, мы будем иметь право называть себя — УЧИТЕЛЬ.
Вы должны поставить себя так, чтобы с вами ВЫНУЖДЕНО было государство считаться, прислушиваться.
А вы погрязли в поисках спонсоров. Вам ближе унижение, тем самым культивируя в школах с малых лет вопиющее неравенство. Антагонизм между детьми... Вырабатывая у одних всемогущество необоснованное, и чаще всего паразитическое, а у тех, чьи родители неспособны быть спонсором, ощущение изгоя, а отсюда бегство в подвалы, на чердаки от уродливого лица действительност, и агрессия сопротивления, как подскажет маленькое, неопытное сердце. А над его опытом никто и не собирается работать. Всем не до него. Учителя выживают, как они сами любят постоянно говорить.
А кто если не вы – просвещённые люди будете разговаривать с государством и наставлять его, что дети – ЭТО будущее, в которое надо вкладываться в первую очередь, ибо оно потом может больно ударить по носу… это же самое государство. Причём, в своих изысканиях, учителя должны идти рука об руку с родителями, а ведь государство – ЭТО СОДРУЖЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ, БАБУШЕК, ДЕДУШЕК. Конфуций даёт удивительное понимание государственности. Он не раз говорил, что страна является одной большой семьёй. Это и означает: любовь и доброе отношение ко всем людям. Человек всегда должен оставаться верным себе и своим идеалам, а также быть справедливым по отношению к другим людям. Все его поступки и действия направлены на улучшение жизни общества.
Как-то так…
Извините, если для вас что-то не так здесь прозвучало. Я после выпуска ухожу. Не буду вам мешать пресмыкаться, вместо того, чтобы выходить на взлётную полосу в своей деятельности, поднимая знамя учителя выше всех знамён. Разве что… наравне с врачами. Какие учителя и врачи, такое и государство. И ещё… знаете почему у вас не получается? Вы не культивируете классическую музыку. Вы просветители, проводники в мир познаний : не делаете её повсеместной в школе. А ведь именно в классической музыке все законы физики, математики и архитектуры - общества и жизни в целом.
Читайте, господа, Германа Гессе « Игра в бисер». Разумеется, среди учителей множество настоящих, любящих детей профессионалов, и они на меня не обидятся. Они поймут, что я имею в виду вашу систему никчёмных методичек, в которых не учитывается живая трепетная душа ребёнка, и главное назначения учителя: расти самому, ведя за собой общество к качественной жизни.
2015год.
Хочется верить и надеяться, что мы сейчас застали счастливый для этой проблемы
период, когда правительство повернуло к ней свое лицо, а не как раньше -...у.

Надежда Шереметева -Свеховская   15.04.2024 01:54     Заявить о нарушении
Надежда! Всё у тебя написано правильно. Болезнь описана, диагноз поставлен. А вот чтобы лечить, надо знать причины эпидемии.
Все причины назвать не могу - мои интересы крутились в другой сфере, но с одной причиной причиной хорошо знаком. О ней поговорю.

Россия страна потомственного алкоголизма. Один отпуск (1966 год) я провёл по украинскому закарпатью. Теперь они наши злейшие враги. Так вот они по сравнению с россиянами люди совершенно не пьющие.

У нас на работе в Подмосковном филиале Московского Всесоюзного НИИ электромеханики по моим, может быть завышеным оценкам, в инженерной среде процентов 15 потомственных алкоголиков. Спивались и ничего сделать нельзя было, хотя среди них бывали очень способные работники.

Процент в рабочем классе существенно выше. Какие из них отцы? К какому магниту потянет детей? В каждом классе заметная часть уже выпивающих. В классе сына так и было.

В школе почти нет мужиков преподавателей. А те, какие есть, даже толковые - списаются.

Это одна из причин. Об остальных попробую подумать.
В педагогический институт идут деревенские дечонки, не прочитавшие ни одной книжки - тоже ведь проблема.

Для власти образование и здоровье не самые главные отрасли забот.
Наверно ещё есть причины.
Задача поставлена. Думать надо.
Успехов тебе. Феликс Довжик.

Феликс Довжик   14.04.2024 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.