Оккультист страны советов

   Среди известных писателей, ученых и путешественников, чьи имена связаны с лужским краем, особо стоит отметить А.В. Барченко. Например, его служба в русской армии проходила в 93-м Иркутском пехотном полку в Пскове. Эта воинская часть наряду с 24-й артиллерийской бригадой, дислоцировавшейся в Луге, входила в состав 18-го Армейского корпуса. Барченко по делам службы неоднократно приходилось бывать в Луге, а также участвовать в маневрах и стрельбах на Лужском артиллерийском полигоне.

   Ровно девяносто лет назад, 19 февраля 1923 года петроградская «Красная газета» поместила на своих страницах краткое сообщение о сенсационном открытии: «Профессор Барченко открыл остатки древнейших культур, относящихся к периоду, древнейшему, чем эпоха зарождения египетской цивилизации». Сегодня имя этого человека – Александра Васильевича Барченко (1881-1938), хорошо известно всем, кто интересуется оккультными науками, секретными экспедициями, таинственными колыбелями цивилизаций Гиперборей и Шамбалой, загадочным Беловодьем. Однако, до сих пор в тени остается его богатое литературное наследие – репортажи, научно-популярные, фантастические и приключенческие повести и рассказы, в которых среди географических реалий узнаются Лужская губа Финского залива, нижнее течение реки Луги, устье Наровы и протока Россонь, соединяющая обе реки.

   Александр Васильевич Барченко родился в 1881 году в городе Елец Орловской губернии. Его отец Василий Ксенофонтович служил присяжным поверенным в этом городе и владел нотариальной конторой, был другом писателя Ивана Бунина. Мать происходила из семьи «духовного сословия».
Обучаясь во 2-й Петербургской гимназии, предметом увлечений юного Саши Барченко стали оккультизм, астрология, хиромантия. Необходимо отметить, что в те времена граница между оккультизмом и естественнонаучными дисциплинами была еще в достаточной степени размыта, поэтому для углубления своих знаний Александр решил заняться медициной, отдавая предпочтение изучению паранормальных человеческих способностей — феноменам телепатии и гипноза.

   Недолго проучившись в Военно-медицинской академии, в 1904 году Александр Барченко поступает на медицинский факультет Казанского университета, а в 1905 переводится в Юрьевский университет. Два с половиной года он слушал лекции на медицинских факультетах, но был вынужден прекратить учение «за неимением средств».
 
   В 1904–1914 годах А.В. Барченко жил главным образом литературным трудом. Ко времени начала своей журналистской и литературной работы в качестве туриста, рабочего и матроса сумел обойти и объехать большую часть России и некоторые места за границей. Незадолго до Первой мировой войны даже занимался гаданием по руке - хиромантией в г. Боровичи. Естественно, с разрешения полиции.

   В 1910 году в Нарве он издает собственную газету, но быстро «прогорел», и вскоре стал активно сотрудничать с периодическими изданиями, которых тогда в Российской Империи выходило немало. Так, с 1911 года Барченко под псевдонимами А. Нарвский и А. Елецкий печатается в журналах «Мир приключений», «Жизнь для всех», «Русский паломник», «Природа и люди», «Исторический журнал», а также в четырнадцати провинциальных газетах.

   В 1913 году опубликован его роман о современной жизни «Доктор Черный». В 1914 году печатается роман «Из мрака». В том же году вышел и сборник рассказов «Волны жизни» с иллюстрациями автора.

   Пожалуй, эта книга приключенческих рассказов в духе Луи Буссенара, была одной из самых популярных у старшеклассников дореволюционной эпохи. Большую часть в «Волнах жизни» занимают события, происходившие в начале XX века на южном побережье Финского залива. В рассказах Барченко описываются приключения контрабандистов, пограничников, лоцманов, моряков и рыбаков. Собирательной точкой в них служит «Устье». Под этим названием в рассказах легко узнаются географические реалии – Гунгербург (Усть-Нарва), река Россонь, Лужская губа, ряд крупных населенных пунктов в нижнем течении реки Луги.

   В самой Луге, как административном центре приграничного уезда, в то время располагалось небольшое подразделение Отдельного корпуса пограничной стражи. В тех местах, где река Луга впадает в Финский залив, все обстояло гораздо серьезнее. Как писали в то время, для предупреждения контрабанды, «к которой финляндцы весьма наклонны», по берегам Лужской губы был устроен кордон пограничной стражи, состоящий из 17 постов. Они располагались друг от друга на расстоянии 10 – 15 верст. Главными предметами контрабанды со стороны Финляндии были спирт, оружие и революционные прокламации. Пожалуй, даже и в наши дни приключенческие рассказы А.В. Барченко из сборника «Волны жизни» смогли бы украсить страницы любого журнала.

   С началом Первой мировой войны А.В. Барченко вольноопределяющимся уходит на фронт. Однако служба прапорщика Барченко долгой не оказалась. В 1915 году после ранения он был признан негодным к военной службе. Обремененный семьей и не имея средств на ее содержание и собственное лечение, Александр Васильевич несколько лет жил благодаря поддержке Постоянной комиссии для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. В 1918 году Барченко сотрудничает в еженедельнике «Вестник труда», публикует повесть «Океан-кормилец», выступает с лекциями по оккультизму и «древнем знании» перед революционными матросами Балтики.
 
   Собственно говоря, на этом деятельность Александра Васильевича как литератора и закончилась. В его жизни начался второй этап - работа под крылом особого спецотдела ОГПУ под руководством Глеба Ивановича Бокия – человека огромной личной скромности, инициатора «красного террора», создателя концлагерей для классовых врагов пролетариата и друга Максим Горького.

   С легкой руки Ф.Э Дзержинского, Барченко и провел свою знаменитую Гиперборейскую экспедицию в глубь Кольского полуострова. Затем он готовил экспедицию в Тибет, чтобы найти таинственную Шамбалу. Примечательно, что в состав экспедиции для ее сопровождения записались моряки Балтийского флота. К сожалению, замыслам А.В. Барченко не было суждено сбыться.

   В 1937 году он был арестован и после 11 месяцев тюрьмы, был расстрелян в 1938 году через 15 минут после оглашения приговора. Так трагически оборвалась жизнь ученого, писателя и путешественника, интерес к трудам которого не угас до сих пор.


Рецензии