Религия и Искусственный интеллект

               


                «И создал Господь Бог человека из
                праха земного, и вдунул в лице его
                дыхание жизни, и стал человек душою
                живою». (Бытие. 2.7.)

    В повседневной жизни  очень часто встречается ставшее уже «крылатым» выражение  - Искусственный интеллект.

    Это  связано с бурным развитием электронных вычислительных систем, нейросетей  различного назначения.

    Более того, в создание Концепции развития Искусственного интеллекта в РФ вовлечен даже Президент РФ, который на одной  специализированной  выставке предложил ускорить разработку этой концепции.

    Если есть Искусственный интеллект, то существует и Естественный интеллект. И конечно это интеллект человека.

    Меня эта тема заинтересовала в связи с тем, что согласно религиозной теории сотворения земли и жизни на ней Бог (Невидимый мир) создал и человека. То есть можно смело сказать, что человек создан ИСКУССТВЕННО.

    Отсюда возникает такая последовательность: Бог (Невидимый мир) ИСКУССТВЕННО  создал человека, которого наделил высшим интеллектом в природе, и теперь человек пытается создать свой Искусственный интеллект.

    Неужели человечество опять пытается стать равным Богу (Невидимому миру). Вспомним Библейскую историю о Вавилонской башне. Тогда люди пытались построить башню до неба, чтобы стать равными Богу. За что человечество было сурово наказано Богом.

    Что такое современный Искусственный интеллект?

    За основу берется обычная вычислительная техника, объединенная в сеть. Эта техника  наполняется программным обеспечением, которое выполняет функцию архива данных и «мыслительного» аппарата, а при создании сети добавляется еще и сетевое программное обеспечение, которое выполняет функции взаимодействия различных оконечных устройств (архивов данных) и объединения их в единую сеть.

    Таким образом, разрабатываемый человеком Искусственный интеллект состоит из двух составляющих- технических средств и программного обеспечения.

    Программное обеспечение пишется программистами, которые создают информационный архив и перечень возможных задач подлежащих решению системой. Программно описывают возможные варианты путей решения этих задач. В основе структурирования программного обеспечения лежит как личный, так и обобщенный опыт разработчиков.

    Насколько я понял из различных комментариев на эту тему основная проблема, о которой ведутся споры, заключается в том, что созданный человеком Искусственный интеллект может превзойти по своим способностям Человеческий интеллект и, проще говоря, поработить человека.

    В этой связи у меня возникает один единственный вопрос: смогут ли люди разработать такое программное обеспечение, которое наделило бы создаваемый Искусственный интеллект способностью к Абстрактному мышлению?!

    Или могут ли программисты математически описать такое свойство как любовь?
   
    Мне эта мысль показалась очень интересной и даже забавной.

    Но прежде чем продолжить разговор на эту тему необходимо определиться с терминами.

      Интеллект - как способность обычно реализуется при помощи других способностей, таких как:  способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. 

      Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой,      каждый в отдельности интеллектом не обладают.  О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех перечисленных выше способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект.
            
      Искусственный интеллект – интеллект созданный человеком,  т.е. человек должен создать систему, отвечающую выше перечисленным требованиям.

    Особое внимание хочу обратить на следующую характеристику интеллекта:

     Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла  интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся

     Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта.  Ключевые слова – «за пределы предыдущего опыта».

     Второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки (ключевые слова – использовать  усвоенные знания).

     Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.   Ключевые слова – « нет в физическом мире».

     При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, для того чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви, т.е. вещей, которые не существуют физически.

     Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.
         
    Рассмотрим религиозную точку зрения на то, кто такой человек, и какой у него интеллект.

    В соответствии  с религиозной теорией создания нашего мира получается, что  человек создан искусственно. «Из праха земного и Святого духа,  по образу и подобию» Создателя.

    С какой целью был создан человек?

    Создатель дал человеку все, что есть на земле в пользование и управление. Понятно, что чтобы исполнить указанные функции человек должен обладать наивысшим интеллектом по сравнению с окружающим его животным и растительным мирами.

    Так почему Создатель не побоялся сотворить человека, обладающего мощным интеллектом, способным самообучаться и развиваться практически бесконечно?

    Преподобный Иоанн Дамаскин в своей книге «Полное изложение православной веры», о которой я  подробно  писал в своей работе «О том как мир Невидимый создал мир Видимый»   пишет о том, что:
 
    -  Бог (Невидимый мир) Своими руками творит человека и из видимой  и невидимой природы, как по Своему образу, так и подобию: тело, образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения.

    - Тело видимо, а душа  не видима телесным зрением, но душа – ОДАРЕНА РАЗУМОМ И УМОМ, а тело – грубо, и видимо, и неразумно.

    - Ум находится в середине между Богом и плотью  Ум соединяется с умом Божием и служит посредником между чистотою и плотскою грубостью.

    - Он (Бог) сотворил его (человека) по образу Своему – разумным и свободным, и по подобию – то есть совершенным во всяком роде добродетелей, в какой мере это доступно естеству человека.
 
    Так в чем различие между умом и разумом?

    Иоанн Дамаскин  дает следующее определение:  «Ибо разуму  принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность,  с другой - способность действовать. Созерцательная способность – та, которая рассматривает сущее, в каком положении оно находится; способность же действовать – та, которая обсуждает,  которая устанавливает правильный смысл тому, что должно быть делаемо.

    И созерцательную способность называют умом, способность же действовать – разумом; а также созерцательную способность называют МУДРОСТЬЮ, способность же действовать БЛАГОРАЗУМИЕМ.

    И так, Слово Божие соединилось с плотью при помощи ума, посредствовавшего между чистотою  Божию и грубостью плоти. Ибо ум, с одной стороны, есть руководящее начало, как души, так и плоти. С другой стороны, ум есть чистейшая часть души; а Бог – руководящее начало и ума…».

    Исходя из изложенного, можно дать следующее определение:  человек - это плоть одушевленная, одаренная умом и разумом, где ум – это созерцательная, познавательная способность (в современном понимании это – абстрактное мышление), и разум – двигательная способность, устанавливающая правильную последовательность всем действиям по достижению желаемого результата.

    Думаю, что можно сделать вывод о том, что наличие УМА (абстрактное мышление) отличает человека от остального одушевленного мира, одаренного только РАЗУМОМ. Ум это своего рода надстройка над разумом, именно через ум происходит общение человека с Богом (Невидимым миром), в том числе и с Ангелами хранителями, как посредниками между Видимым и Невидимым мирами (между Богом и человеком).

    Таким образом, в соответствии с религиозной теорией человек представляет собой созданный Богом (Невидимым миром) ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Основными качествами,  характеризующими именно интеллект человека, являются УМ (Мудрость), РАЗУМ (Благоразумие), СВОБОДА ВОЛИ и ДОБРОДЕТЕЛЬ.

    В самом начале этой работы я ссылался на  теорию интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла, который условно разделил интеллект на две части - на  подвижный и кристаллизовавшийся.  В сочетании с религиозным представлением:  подвижный -  сочетается с умом, а  кристаллизовавшийся – с разумом.

    В этой классификации не хватает очень важных  понятий - СВОБОДЫ ВОЛИ и ДОБРОДЕТЕЛИ, которые определяют отношение человека к Образу и Подобию Создателя.
 
    В отличие от Бога (Невидимого мира) человек, создавая что-то искусственное (информационные системы, нейросети и т.д) не может дать этим своим произведениям главного  - УМА, СВОБОДЫ ВОЛИ и ДОБРОБЕТЕЛИ. То есть эти сети не могут обладать  Абстрактным мышлением и поэтому они не могут  самостоятельно ставить самим себе задачи и их решать,  если эти задачи выходят за пределы информации, сформулированной разработчиками программного обеспечения.

    Поэтому человек создает не Искусственный интеллект,  а Искусственный разум, т.е. автоматизирует рутинные процессы своего труда и не более того. Даже если кто-то захочет дать какой-либо нейросети свободу воли, он не сможет этого сделать, так как нет в природе однозначного определения этому феномену, свойственному только человеку, а, следовательно,  он не сможет программно описать это явление и ввести его в электронную память  какой-либо нейросети.

    Высшая ступень развития информационных взаимодействий  заключается в  способности ума  к прогнозированию развития событий; возможности выхода за пределы имеющихся обобщений и прогнозов; а так же в том, что в этом процессе имитируется и обрабатывается информация, связанная с явлениями, которых нет, и может быть, никогда не было и никогда не будет в природе.
 
    Теперь я постараюсь ответить на тот вопрос, который я сформулировал в начале этой работы, а именно – почему Бог (Невидимый мир) не побоялся создать человека, обладающего мощным, ничем не ограниченным интеллектом?

    Во-первых: человек состоит из тела и души, которой принадлежит и УМ и РАЗУМ. Мы знаем, что после смерти тело остается в земле, а душа уходит в Невидимый мир. Следовательно, душа должна обладать всеми качествами, необходимыми для жизни в Невидимом мире. А эти качества – Ум, Разум, Свобода воли и Добродетель развиваются в процессе жизни человека на Земле, в нашем Видимом мире. И только те души, которые достигли необходимого уровня развития указанных качеств, переходят  на вечную жизнь в Невидимый мир. Этот процесс отбора и перехода в религии называется Божьим судом.

    Созданный человеком Искусственный разум является лишь «механическим» помощником человеку для  ускорения решения сложных задач, связанных с обработкой огромного количества исходной информации.

    Самое страшное,  что может произойти это то, что некоторые люди, будучи порождением ЗЛА,  могут использовать способности нейросетей для решения своих грязных целей, таких как массовое убийство, захват власти, непомерное обогащение, порабощение других людей и т.д.

    Чтобы  исключит такую возможность необходимо  осуществлять постоянный контроль  за развитием действующих сетей,  их предназначением,  а также за разработкой и внедрением новых программных средств.

    Вывод: человек не может математически (программно) описать то, что не  имеет физического проявления в нашем Видимом мире. Поэтому человек создает не Искусственный интеллект,  а Искусственный разум.

    Как мне представляется создаваемый человеком Искусственный разум по уровню своего развития даже ниже, чем разум животных. Разум животных основывается на инстинктах, которые бывают врожденными и приобретенными в процессе жизни.
Создаваемый человеком Искусственный разум самостоятельно приобрести какие-то новые качества  в процессе функционирования не может

    Все выше изложенное это только  мое личное мнение.
      


Рецензии