Путешествие из Симферополя в Москву

     В любом путешествии вид из окна автомобиля или поезда всегда наводит на некоторые размышления. Вот и в этот раз внезапная поездка из Симферополя в Москву в конце мая дала возможность увидеть из окна поезда бескрайние российские просторы в ином цвете, нежели из окна автомобиля. Тем более, что вид открывался со второго этажа купейного вагона фирменного поезда "Таврия". Последний раз я ездил поездом больше десяти лет назад, поэтому предстоящее путешествие обещало быть интересным.
    
     Выехали из Симферополя под вечер, когда ещё вечернее солнце светило ярко, раскрывая всю полноту палитры красок весенней крымской природы. Цветущие каштаны на улицах крымской столицы придавали особый шарм этому южному городу. У большинства людей, ни разу не бывавших в Симферополе, бытует мнение, будто бы этот город, расположенный в степной зоне Крыма, малопривлекательный, невзрачный и лишённый зелени. Он же, совсем наоборот, приятно удивляет своими многочисленными парками и скверами, зелёными улицами, тенистыми платановыми аллеями вдоль небольшой реки Салгир, протекающей через весь город и дарящей ему прохладу и особую привлекательность.

     В последние годы город бурно развивается. Строятся и обживаются новые современные микрорайоны. В тех местах, где ещё со-всем недавно трудно было представить себе такую красоту. На городских улицах очень много молодёжи, раскрепощённой и приветливой.
    
     Во всём этом я мог убедиться во время длительной командировки в этот город летом 2018 года. Жили мы тогда в центре города, в со-временном доме на улице Гаспринского, крымско-татарского политического и общественного деятеля. Дом находился рядом с Детским парком, в окружении элитных коттеджей, построенных в стиле красивой крымской архитектуры. Рядом протекала та самая река Салгир, по берегам которой мы с женой любили прогуливаться по вечерам. Огромные раскидистые платаны вдоль русла реки, стайки диких уток и несметное множество мелких рыбёшек в воде отвлекали от ежедневной суеты и настраивали на позитивный лад и хорошее настроение. С тех пор город стал ещё краше и привлекательнее.

     И так поезд тронулся. За окном остался тенистый перрон и красивое здание Симферопольского вокзала. Через несколько минут остались позади и городские кварталы, а на смену им пришли небольшие пригородные посёлки с аккуратными домиками, цветущими палисадниками и хорошо ухоженными приусадебными участками.

     Нужно заметить справедливости ради, что в последние годы сервис на железной дороге значительно улучшился, и путешествие в поезде доставляет теперь больше удовольствия.

     Колосящаяся пшеница на полях и отсутствие необработанных участков земли радуют глаз. Вдоль дороги в лесопосадках огромное количество цветущей белой акации. Некоторые деревья вообще почти без листьев, на них только многочисленные кисти белых ароматных цветов. Ещё с детства помнится их приятный манящий запах, который не спутаешь ни с чем. Мы их называли "кашка" и с удовольствием использовали в качестве лакомства.

     Поезд, размеренно постукивая колёсами на стыках рельсов, уверенно продвигается на север Крыма, к городу Джанкой. Проехали построенный совсем недавно красавец аэропорт. В моей памяти осталось старое здание аэровокзала ещё советских времен. Затем, уже после воссоединения Крыма с Россией, за один год к нему пристроили два новых терминала. Но их всё равно не хватало, а поток пассажиров из материковой России становился всё больше и больше. Поэтому построили новый современный международный аэропорт пропускной способностью в десять миллионов пассажиров в год. Аэропорт построили быстро, и он получился действительно очень современным и красивым. Снаружи он напоминает морскую волну, а внутри очень светлый и просторный. "Фишкой" интерьера аэровокзала стала огромная стена в зале регистрации пассажиров, покрытая живыми комнатными растениями. Это придаёт помещению особый вид. Как только входишь в зал, взгляд невольно обращаешь на это рукотворное чудо, и хочется подойти поближе, и всё рассмотреть подробнее.
 
     Проехали Гвардейское, Октябрьское, Красногвардейское.
Окружающий ландшафт постепенно изменился. Населённых пунктов стало меньше. Поля уже не такие зелёные, они стали какими-то блеклыми. Уже нет той изумрудной зелени, какая была в пригородах Симферополя. Кое-где появились "плеши" незасеянной земли. Наверное, это солончаки. Их в Крыму великое множество.
 
     А вот и первая живность. За окном у кромки лесополосы гордо стоит степной красавец фазан. Его оперенье переливается в лучах вечернего крымского солнца массой красок и оттенков. Он совсем не испугался поезда и не скрылся в кустах. Видимо, ему до этого нет никакого дела. У него есть дела поважнее. Например, добыча пропитания. Обычно фазаны по утрам и вечерам выходят к дорогам в поисках пищи и мелких камешков, которые они используют для улучшения пищеварения.

     Станция Джанкой. Это небольшой крымский город республиканского подчинения. Часто название "Джанкой" переводится как "душа-деревня" или "милая деревня". На степном диалекте крымско-татарского языка название города трактуется как "новая деревня". Последнее время в городе восстанавливаются разрушенные после распада Советского Союза промышленные предприятия, открываются новые. Особое место в этом ряду занимает Джанкойский молочный комбинат, производящий вкусную молочную продукцию для всего Крымского полуострова.

     После Джанкоя окружающий ландшафт совсем другой - степной, а местами даже полупустынный. Несмотря на то, что природа для всех одинакова, каждый смотрит на неё по-своему. Для одного она "унылая" и "постылая", а другой умеет находить в ней красоту и интерес. Нигде, кроме степи, нет такого раздолья. Здесь взгляду открываются огромные расстояния. Привольем веет от этой необъятной ширины этих просторов и необозримого разноцветного ковра, сотканного из ярких узоров трав и цветов.

     В мае все растения торопятся воспользоваться влажной землей и теплыми, но ещё не жгучими лучами солнца. К маю степь становится как лоскутное одеяло. То здесь, то там появляются поляны дикорастущей травы, ярких цветов, редких цветущих деревьев и кустарников. Дикая трава в степи невысокая, редкая. Кое-где виднеются полянки ковыля с метёлками. Ковыль - это символ степи. Его тонкие серебристые ости колышутся на ветру, создавая ощущение присутствия на берегу водоёма.

     Вдруг совсем рядом с железнодорожной насыпью появился довольно крупный заяц русак серовато-коричневого цвета. Кажется, что он совсем не обращает внимания на огромный поезд и стук его колёс. Ан нет. Видимо, сообразив, что пора "делать ноги", заяц быстро ретировался и скрылся в густых зарослях лесополосы.

     Тем временем железнодорожное полотно приблизилось к Северо-Крымскому каналу. До недавнего времени он был сухим из-за водной блокады Крыма со стороны Украины. По этой причине сельское хозяйство в этих местах пришло в упадок. Поля покрылись камышом, сухой травой и колючими кустарниками.

     "Там, где вода, там жизнь", - гласит известная пословица. В справедливости этой народной мудрости крымчане, особенно жители северных и восточных районов, убедились в полной мере. В течение долгих восьми лет они жили надеждой и ожиданием, что вода снова придёт в их дома, в огороды и на поля. Для них оказались совершенно правильными слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: "Нельзя сказать, что вода необходима для жизни. Вода - сама жизнь. Вода - самое большое богатство на свете".

     Теперь сюда вместе с водой пришла жизнь. Всюду на полях видны дождевальные машины, в посёлках, на огородах появилось большое количество теплиц и парников. А по берегам канала то здесь, то там сидят с удочками многочисленные рыбаки.

     Чуть погодя из высокой травы взлетел коршун. В когтях у него извивается небольшая змея - результат удачной охоты. А взлетел он, скорее всего, из-за того, что испугался шума поезда и побоялся потерять свою добычу. Интересно, как ему удаётся так держать её, чтобы она его не укусила?

     Солнце неумолимо опускается за горизонт, уступая своё место южной ночи. Последние свои лучи оно бросает на густую листву придорожных деревьев, окрашивая одну их сторону в ярко золотистый цвет. Очень красиво.   Многие поэты посвящали свои строки Крымской ночи:
«Крымская ночь – карнавал волшебства,
Песня соленого ветра.
Сколько богатства мне сразу дано,
Сколько простора и воли!
Крымская ночь! Южная ночь!
Праздник травы и магнолий!»

     Такой видела красоту крымской ночи поэтесса Елена Громова.

     А у меня перед глазами возникает картина летней ночи на моей малой родине – в кубанской степи. Она прекрасна, особенно в августе, когда бездонное тёмно-синее небо заполнено миллионом звёзд – больших и малых, близких и далёких. Воздух насыщен ароматом скошенной пшеницы и подсохшей луговой травы. Ночную тишину нарушают лишь дружное кваканье лягушек на речке, беспрерывный звон цикад, стрекот сверчков да редкое уханье ушастой совы.

     К сожалению, в этот раз мне не доведётся ощутить на себе все прелести кубанской ночи в степи. Мы едем дальше – в Москву.
    
     Уже почти совсем стемнело. Поезд то быстрее, то медленнее мчится на восток. Позади, на фоне темнеющего горизонта еле-еле просматриваются контуры горного хребта в районе Коктебеля и Феодосии. Из окна уже ничего не видно, лишь изредка промелькнёт одинокий фонарь на полустанке. Пора ложиться спать. А так хочется посмотреть на Крымский мост ночью из окна поезда. Много раз я проезжал по нему на автомобиле, и каждый раз днём. Зрелище красивое и волнительное. А вот ночью проезжать по нему не приходи-лось. Слышал, что в ночное время своды моста подсвечиваются огнями в цвета российского флага. Наверняка, выглядит это зрелищно. Надеюсь, что увижу и я. Подумав так, улёгся отдыхать.

     "Это что за остановка?" – почти как в стихотворении Самуила Маршака проснувшись, задал сам себе вопрос. "Керчь Южная" - прочитал я название станции. Значит, проснулся вовремя. Скоро Крымский мост. Всё вокруг сияло в огнях. Просто море огней: и вокзал с прилегающими постройками, и подъездные пути, и проходящая рядом великолепная автотрасса "Таврида" с многочисленными развязками и ответвлениями, и виднеющиеся из-за холма многоэтажные дома на окраине Керчи.

     Стоянка недолгая. Поезд, незаметно тронувшись, медленно набирает скорость. Совсем непривычно отсутствие хоть каких-либо характерных для движения поезда шумов: ни перестука колёс, ни даже их шуршания. Идеальная тишина…

     Очень скоро въезжаем в зону транспортной безопасности моста. Везде ограды, фонари, видеокамеры. Это сколько же средств государство вложило в строительство самого моста и его инфраструктуры. Но меня поражает даже не это. По роду своей бывшей работы я знаком с процессом создания и реализации масштабных проектов.    Поэтому мне трудно представить, как в наше время вообще такое стало возможным, да ещё в такие сроки? Изыскания, проектирование, согласования, экспертизы и само строительство. И это всего лишь за два с половиной года. Уму непостижимо, но это факт.

     Мост действительно красив как днём, так и ночью. Арки моста - и автомобильного, и железнодорожного - подсвечены белыми, синими и красными огнями. Зрелище потрясающее! Оно завораживает, а душу наполняет гордость. Гордость за Отчизну, за то, что мы можем! Ведь можем, когда захотим! А ещё, как говорится: "Когда гром грянет".

     Мост довольно длинный - около двадцати километров. Он проходит и над фарватером Керченского пролива, и по острову Тузла, и по косе Тузла, и ещё над озером Тузла. Кругом одни «Тузлы»...

     Мост проехали, теперь едем уже по Кубанской земле. Пора спать. Но быстро уснуть не удаётся. Не дают покоя мысли о масштабах этого поистине грандиозного сооружения. Тем не менее нужно отдохнуть. Завтра интересных мест будет не меньше, и все их хочется увидеть.

     Проснулся. Поезд стоит на станции Лихая. По этой дороге я ездил много раз, и мне хорошо знаком этот маршрут. Едем дальше. Следующая остановка будет на станции Россошь. Это будет уже Воронежская область. А пока проезжаем город Каменск-Шахтинский. Это Ростовская область, край, который давно и прочно ассоциируется с донскими казаками. Именно здесь казачество зародилось и развивалось на протяжении многих веков.

     Много раз я проезжал эти места на автомобиле по дороге из Москвы на Юг и обратно. Хорошо знаю их. Часто останавливался на ночлег в придорожных отелях Глубокого, Миллерово.

     После Миллерово поезд едет по новой дороге, построенной в обход Украины. Раньше в нескольких местах железная дорога проходила по украинской территории, а в некоторых населённых пунктах граница проходила даже по полотну дороги. Одна сторона улицы - украинская, а другая - российская. После распада Советского Союза с каждым годом отношения между Россией и Украиной становились всё хуже и хуже, а после 2014 года испортились совсем. Поэтому российское руководство решило построить участок дороги в обход Украины: Журавка - Миллерово протяженностью более ста тридцати километров. Дорогу строили российские железнодорожные войска. Построили быстро, всего за три года. И не только саму дорогу, но и всю её инфраструктуру.

     Из окна на многие километры открывается достаточно унылая картина: холмы, овраги, балки. На склонах оврагов осыпи. Видно, что слой чернозёма всего несколько сантиметров, а ниже глина, известняк и песок. Поля встречаются редко. Земля бедная, много пустырей вдоль дороги. В основном растёт лишь ковыль.

     Живности почти никакой не видно, даже птицы редко встречаются. Здесь про-ходит граница между Ростовской (Миллеровский район) и Воронежской (Россошанский район) областями и находится южная часть Среднерусской возвышенности. Примета здешних мест - невысокие холмы, глубокие песчаные и известняковые овраги. В них небольшие ручьи или речушки, по берегам которых растут ивы. Между полей  перелески и лесополосы из невысоких кустарников.
   
     Основная часть Воронежской области расположена на территории Русской равнины, чем и обуславливается её природа, многообразная и самобытная. Вся территория области делится на степную и лесостепную зоны.

     Степи преобладают на юге области, а на юго-востоке даже находится небольшой участок полупустыни. Растительный мир здесь скуден. В основном это заросли кустарников дикой вишни и тёрна.
    
     В лесостепной части области низменности чередуются с возвышенностями. Много долин, оврагов. Встречаются здесь и леса, правда, в основном это искусственные насаждения дуба, липы и сосны.

     По территории области протекает главная река - Дон. Мы его проезжаем в районе города Лиски. А южнее, на высоком правом берегу Дона, сложенного из меловых отложений, находится одно из живописнейших мест России - Донское Белогорье. Его отсюда не увидеть. Туда нужно ехать по автотрассе М-4 и в районе города Павловск сворачивать влево, в особо охраняемую природную территорию - урочище Белогорье. Там же расположены пещерные храмы Белогорья. Сколько раз проезжал эти места, но ни разу так и не побывал в них. Всё было некогда.

     Воронежская область - промышленно-развитый регион страны. Но это и крупный поставщик сельскохозяйственной продукции. Здесь производят зерно, в основном пшеницу, кроме того, сахарную свёклу, подсолнечник и другие технические культуры. Всё это видно по всходам посеянных культур на полях.

     Бескрайние степные просторы привлекают взгляд. Тем более что за окном прекрасный весенний день, яркое солнце, а мелкие облака, словно куски ваты, равномерно разбросаны по голубому небу.

     Но не всё так радужно, как хотелось бы. В лесополосах Воронежской области поражает огромное количество засохших деревьев. Невольно возникает вопрос: почему же за этим никто не следит? Где те структуры, которые отвечают за лесное хозяйство? А потом мужественно всем миром боремся с лесными пожарами. Ведь лес, пусть даже в виде искусственных насаждений - это всенародное богатство, это источник чистого воздуха, это здоровье наших граждан.

     И ещё о важном. Вдоль железнодорожного полотна, почти на всём пути следования, в зоне ответственности Юго-восточной железной дороги, особенно в окрестностях Воронежа, да и в самом городе, прилегающая территория захламлена мусором, руинами полуразрушенных зданий, завалена сухими деревьями. Как-то самопроизвольно возникает неприятная, навязчивая мысль: "До какой же степени мы не любим родную землю, не храним то, что нам даровано Богом".

     По этой дороге за сезон проезжают миллионы граждан России и иностранцев, которые на всё это смотрят и наверняка задаются тем же вопросом. Это видят и дети. А что они думают, когда слышат с экранов телевизоров, что наша страна - самая красивая и самая любимая. Вот на чём нужно воспитывать патриотизм, а не только баннерами и красивыми лозунгами. Вы скажете: «Критиковать каждый может, а что конкретное предлагаешь?» Рецепт очень простой - заставить работать тех, кто за это отвечает.

     У нас в стране нет бесхозной земли. От слова "совсем". Каждый квадратный метр на учёте. Он кому-то принадлежит. Либо гражданину, либо какому-то муниципальному образованию, либо государственной или коммерческой структуре. Кому-то она передана в собственность, кому-то во временное пользование, а кому-то - в оперативное управление. Но в любом случае за этими пользователями и владельцами должен осуществляться государственный контроль, причём очень жёсткий и непрерывный. Земля, её недра - достояние всех граждан Российской Федерации. И любой гражданин вправе спросить у государства, как оно оберегает общенародную, в том числе и каждого гражданина, собственность.

     Проехали Воронеж. Настроение от прежних впечатлений испортилось. Тому способствовало ещё и то, что за окном в сосновых борах ещё видны последствия прошлогоднего лесного пожара.

     Постепенно сосновые леса сменились лесными полянами, а затем появились и поля. За окном уже Липецкая область. Земля здесь ярко чёрного цвета. Это чернозём - разновидность самой лучшей плодородной земли. Поля обработаны, но ещё не везде видны всходы. В придорожных канавах и в прилегающих лесопосадках и перелесках много воды. Очевидно, что шли обильные дожди. Опять же бросается в глаза бесхозяйственность.

     Рядом с железной дорогой проходит ЛЭП-10 киловольт и под нею растёт молодняк: ивы, берёзы, осины. Своими ветвями они задевает провода. Так вот, для того, чтобы убрать эти молодые деревца, энергетики ничего лучшего не придумали, как сгребать их вместе с корнями бульдозером из-под ЛЭП в сторону леса. В результате образуются завалы сушняка - идеальные условия для возникновения очагов лесных пожаров.

     В других местах, там, где экскаватором не подъехать, молодняк просто вырубают, не убирая и не складывая его в кучи для дальнейшей уборки. Результат будет тот же самый. Малейшая искра - и запылает лес с прилегающей к полотну территорией, со всеми строениями, приборами и устройствами энергетиков и железнодорожников.

     Единственное место, которое приятно удивило - небольшой полустанок под названием "474 км". Это на подъезде к станции Грязи. Всё обкошено, побелено, покрашено, везде чистота и порядок. И не только на самой станции, но и на прилегающей территории. Видно, что здесь работают добросовестные и ответственные люди. Побольше бы таких работников, глядишь, и страна бы преобразилась.

     Станция Грязи осталась позади. Следующая остановка будет в Мичуринске, на Тамбовщине, крае прославленных мичуринских яблок. Как ни странно, но в Мичуринске обилия цветущих яблонь я не увидел. Возможно, время еще не пришло. В этом году весна здесь выдалась поздняя.

     Ничего примечательного в этих местах я не увидел. Всюду те же старые, ещё с советских времён постройки. Единственное, что бросилось в глаза - прилегающая к железной дороге территория. Она стала значительно чище, да и свежевспаханная противопожарная полоса на опушке леса свидетельствовала о том, что здесь берегут лес.

     Поезд всё дальше мчится на север. Вот уже и Рязанская земля - родина Сергея Есенина. Населённых пунктов становится всё больше. Как правило, они хорошо обустроены, много новых построек. Приятно удивило обилие садов и цветущих яблонь в них. Яблони везде: в садах, на приусадебных участках, да и просто у дороги.

     Они все белые от цветов. Листвы совсем не видно. Глядя на их обилие, в памяти сразу воскресают прекрасные слова из песни Евгения Мартынова:
Яблони в цвету. Какое чудо!
Яблони в цвету. Я не забуду.
 
     А вот и Рязань - один из старейших городов России, имеющий славную, почти тысячелетнюю историю со своим Кремлём, соборами, храмами и монастырями, музеями и дворцами, парками и усадьбами. Современная Рязань - крупный промышленный, научный и культурный центр. Рязань - город десантников. В Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище теперь готовят не только офицеров-десантников, но и связистов, и автомобилистов. Проезжаем мимо одной из десантных воинских частей прославленной 106-й воздушно-десантной дивизии. Её бойцы прославили себя в боях в годы Великой Отечественной войны и во многих послевоенных горячих точках. Здесь бережно хранят славные воинские традиции и по праву гордятся ими.

     От Рязани до Москвы около трёх часов пути. Некоторые пассажиры потихоньку начали собирать вещи. Мы попьём чайку и тоже будем готовиться к прибытию поезда на Казанский вокзал.

     За окном холодно. Идёт дождь, дует сильный порывистый ветер. Уезжая из Крыма, мы не рассчитывали на такой холодный приём московской погоды.

     Тем временем едем уже по Коломне - старинному русскому городу. Из окна хорошо видны купола храмов Коломенского Кремля, других храмов и монастырей. В Коломне их много, причём все они имеют богатую и древнюю историю. В своё время мы неоднократно приезжали сюда и с удовольствием гуляли по тихим улочкам старинного города. Проезжаем по мосту через Оку. Чуть поодаль видно место впадения в неё реки Москвы.

     Коломна осталась позади. До Москвы остаётся меньше ста километров. Вдоль дороги всё чаще встречаются подмосковные города, посёлки. Практически везде дачные постройки. Вот проехали Кратово, Малаховку, Красково, Томилино. Это посёлки, где раньше селились писатели, композиторы, видные государственные деятели. А теперь это престижные места, куда стремится современная "элита".

     Здешняя природа отличается от природы юга России, да и средней полосы. Подмосковные леса густые, деревья в них высокие, много кустарников. В основном леса смешанные. По большей части в них произрастают широколиственные деревья: дуб, берёза, осина, но есть и хвойные – ель, сосна.

     Проехали МКАД. Мы в Москве. Столица встречает нас многочисленными огнями, сплошным потоком автомобилей на улицах. Наши попутчики уже выстроились в проходе. Но мы не торопимся. Успеем.

     А вот и Казанский вокзал. Поблагодарив проводника, не торопясь, выходим из вагона.

     Ну, здравствуй, Москва! Встречай неутомимых путешественников.


Рецензии
Александр, великолепные зарисовки радостного путешественника, да еще и собрата, офицера. Жаль Вьетнамский народ , сколько там было, наших советников, мой друг из ПВО сбивал.... Мой бывший командующий Обатуров был там ГВС. Думаю вьетнамский народ занимает первое место как боец, победивший армии ФранцииСША. Наш только второй, а третий кубинцы. Но ныне идут бои по круче с НАТО, можем выйти на первое место... Вам, добра, и с Новым Годом, счастья. Жму.

Павел Мисавин-Святкин   26.12.2023 14:22     Заявить о нарушении
Спасибо Павел за добрый отзыв. Да, вьетнамцы очень интересный народ, жаль что мы оттуда ушли. Вас с Наступающим Новым Годом. Удачи и успехов.

Александр Василега   26.12.2023 15:23   Заявить о нарушении