Ялтинский дворик
На этом маленьком пятачке, как нигде в Ялте, сосредоточено столько исторических мест, что просто диву даёшься. Здесь что ни дом, то памятник архитектуры или исторически значимое место.
В самом центре улицы находится небольшая площадь, скорее даже площадка перед домом-музеем Леси Украинки. Здесь же установлен бронзовый памятник писательнице. Леся Украинка – писательница, работавшая в разных жанрах: публицистические переводы, стихи, элегии и пьесы. За свою недолгую жизнь Леся сочинила ряд произведений и выпустила в свет поэтические сборники, которые спустя время стали бессмертными.
Её настоящее имя – Лариса Петровна Косач. Родители Леси (Ларисы): Пётр Косач и Ольга Драгоманова были русскими, точнее, русинами. Будущая писательница рано научилась читать. Ещё четырехлетним ребенком, Леся уже свободно перечитывала народные сказки. А в пятилетнем возрасте Леся сочиняла небольшие музыкальные пьесы. Помимо прочего, будущая писательница пыталась познать живопись.
Напротив дома-музея Леси Украинки находится дом с богатой историей. В Ялте он известен как дом Фролова-Багреева. Алексей Федорович Фролов-Багреев – присяжный поверенный, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из старинного дворянского рода. Его предок татарский хан Багрим женился на боярышне из рода Рюриковичей, получил русское дворянство и в придачу фамилию жены Фролов. Их потомки уже носили двойную фамилию – Фроловы-Багреевы. Как присяжный поверенный Алексей Федорович имел безупречную репутацию среди обитателей Южного берега Крыма, вел самые выгодные, престижные имущественные и гражданские дела.
Память о нём осталась в названии его бывшего дома на улице Екатерининской. Дом представляет собой двухэтажное каменное строение с деревянным резным балконом. Позже он был перестроен, и сейчас в нём пять отдельных квартир: три на первом этаже и две на втором. Дом является памятником архитектуры. С южной стороны дома располагается прекрасный внутренний дворик. Он примыкает к территории соседнего дома композитора Спендиарова.
Во дворе растёт множество южных вечнозелёных деревьев и кустарников: лавровишня, инжир, оливковое дерево, каштан, пальмы, кипарисы, разнообразные многолетние цветы. Главной же достопримечательностью двора является огромная сосна – Пиния высотой метров в тридцать. Живёт такое дерево около пятисот лет. Со слов хозяйки дома, этой сосне пока только около трёхсот.
Очень красивое дерево. Как декоративное растение Пиния используется очень давно, ещё с начала первого тысячелетия до нашей эры. В наше время оно тоже широко используется в этом качестве. Очень хорошо подходит для искусства бонсай.
Крона дерева густая, темно-зеленого цвета в виде зонтика. Ветви широко распростёрты. Хвоя в пучках длиной десять-пятнадцать сантиметров, зелёная в течение всего года, иногда сизоватая. Пиния - ценное декоративное дерево, обильно плодоносит шишками. Семена пинии съедобны. Они самые крупные среди всех сосновых, в три-четыре раза крупнее кедровых. По вкусовым качествам превосходят кедровые орешки и широко используются в кондитерской промышленности. В Италии семена пинии называют пиноли. Шишка пинии – декоративный элемент, украшавший в древности мебель в виде гроздей или лап животных. Интересный факт: Пиноккио, герой рассказа Алексея Толстого "Буратино" был изготовлен из пиниевого полена. Известны и лечебные свойства этого дерева.
Пиния светолюбива и засухоустойчива. Южный берег Крыма для неё – идеальное место для произрастания. Это красивое дерево всегда вдохновляло творческих людей на поэтические и музыкальные творения, ему посвящали стихи и музыкальные произведения. Наша Пиния слышала голос Фёдора Ивановича Шаляпина, который, бывая в Ялте, проживал в доме Багреева вместе со своим первым и единственным учителем музыки – солистом Большого театра Дмитрием Андреевичем Усатовым. Слышала она и музыку композитора А. А. Спендиарова, дом которого находится буквально в двух шагах от неё. Этот дом в Ялте был центром музыкальной культуры. Сюда приходили народные певцы и музыканты, в доме бывали композиторы, художники: писатель Максим Горький, великий русский композитор и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов. Подолгу гостил у Спендиарова и композитор А.К. Глазунов. Композиторов связывала любовь к музыке, глубоко почитающих талант друг друга. Они играли, пели, декламировали, говорили об искусстве, иногда танцевали. Обычно собирались в гостиной, где стоял концертный рояль. Летом в открытые окна звуки музыки разносилась за пределы дома, создавая в дворике соседнего дома Фролова-Багреева особенную романтическую атмосферу.
Справа от дома стоит дом ярко выраженной татарской архитектуры с резным деревянным балконом и причудливой формы окнами. Это особняк Али Мурзы Булгакова, помещика, коллежского асессора, крупного землевладельца. Али Мурза Булгаков был ярким представителем крымско-татарской интеллигенции, принимал активное участие в постановке и решении вопросов религиозного, нравственного, ритуального и просветительского характера. Активно занимался филантропической деятельностью на территории Ялтинского уезда. Али Мурза Булгаков был сподвижником крымско-татарского политического и общественного деятеля Исмаила Гаспринского.
Рядом, справа от дома Али Мурзы Булгакова, находится здание Ялтинского драматического театра имени А.П. Чехова. Первый ялтинский театр был небольшим, всего на триста пятнадцать мест. Его построили на месте деревянной театральной сцены в городском саду. Позже пристроили деревянную, оббитую железом сцену. Ялтинская публика, не имея зимой других развлечений, любила ходить в театр, поэтому мест всем не хватало. В 1896 году построили новое здание городского театра. Его просторная сцена, вместительный зал, большие коридоры и фойе вызывали восхищение артистов и публики.
В разгар бархатного сезона 1898 года на сцене театра пел тогда еще совсем молодой Фёдор Шаляпин. Аккомпанировал ему его друг и будущий гений музыкальной культуры пианист Сергей Рахманинов. На одном из концертов публика устроила бурные овации и преподнесла певцу лавровый венок. Именно с этого момента в Ялтинском театре началась головокружительная карьера Шаляпина и Рахманинова.
В 1908 году открыли новый театр. Театр получился шикарным – небольшой, но вместительный зал с современной системой вентиляции. Места в партере и галереи расположены удобно, хорошая акустика, удобная мебель изящной работы. С тех пор Ялтинский драматический театр им. А.П. Чехова – одна из главных достопримечательностей Ялты.
Такое соседство дома Фролова-Багреева с историческими и культурными достопримечательностями Ялты, его уникальное расположение создают в доме и вокруг него особую атмосферу.
Но особый шарм этому дому придаёт его внутренний дворик. Бурная вечнозелёная растительность создаёт во дворе уникальный микроклимат. Летом прохладно, зимой не холодно. Дворик находится на солнечной стороне дома, поэтому здесь всегда тепло и солнечно. Наличие большого количества крон деревьев никак не мешает тёплым крымским солнечным лучам обогревать этот поистине райский уголок Ялты. Даже в ветреную погоду во дворе тихо и спокойно. Лишь иногда, буквально на мгновение, редкий порыв ветра может прорваться сквозь густые ветви деревьев и кустарников. Затем опять тихо и безветренно. Здесь царит тишь и благодать.
Есть во дворе и постоянные обитатели: серый, диковатый и обжористый кот Васька, очень ласковая трёхцветная кошечка Муся и шустрая рыжая белка. У Муси светло-коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост, гибкое удлиненное тело, большая круглая голова. На мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза. Если у нее хорошее настроение, она играет и позволяет себя гладить. Большую часть времени она проводит под навесом на диване, спит или просто лежит. Уши у кошки всегда настороже, они улавливают малейший шорох, даже когда глаза её закрыты и кажется, что она спит.
Белка – симпатичный, небольшого размера зверёк со стройным телом и удлинёнными сильными лапами. У неё продолговатая маленькая головка, на которой выделяются чёрные блестящие пуговички-глазки и аккуратный закруглённый носик, а также длинные, вытянутые вверх прямостоячие уши, заканчивающиеся забавными кисточками. Самой примечательной деталью её внешности является пушистый хвост. Он выполняет функцию руля и помогает ей стабилизировать положение тела при быстром изменении направления перемещения. Большую часть времени белка проводит на деревьях. Ей доставляет удовольствие совершать длинные прыжки с ветки на ветку и ловко лазить по веткам и стволам, цепляясь за них своими острыми коготками. Её замысловатые сложные траектории, выписываемые с изяществом и поразительной лёгкостью, вызывают восхищение.
Мирное существование дворовой живности добавляет к размеренной, беззаботной и безмятежной атмосфере, царящей во дворе, некое ощущение мира и согласия в природе. В данном случае на маленьком участке – в Ялтинском дворике.
Шум моря сюда не доносится. Лишь ночью слышны негромкое шуршание мелких камней ночного прибоя и ласковый плеск черноморских волн о приветливый Крымский берег. В утренние часы, когда ещё день не вступил в свои права, слышен колокольный звон главного храма Ялты – Собора Святого Александро-Невского, одного из самых красивых храмов в Крыму.
Звуки бурной жизни Набережной здесь не слышны. Днём это обычная пешеходная зона, где люди спешат по своим делам. Отдыхающие неспешно прогуливаются, дыша изумительным морским воздухом, смешанным с запахом хвои итальянских сосен Пиний. В вечерние часы жизнь на Набережной оживает. Появляются нарядные солидные пары из военного санатория, группы молодых людей, непрерывно фотографирующихся на фоне ялтинских красот, назойливые аниматоры, их здесь целый «зоопарк»: лошадь, зебра, жираф, кот в сапогах, хомячок, барсук, пара панд. Начинают свои концерты и уличные музыканты: трубач со своим помощником псом, уже много лет удивляющим отдыхающих своей преданностью и умением подвывать в такт мелодиям трубача, гитаристы, певцы, баянист, скрипач и даже бандурист.
Есть здесь и группа энтузиастов-ветеранов, каждый вечер устраивающих танцы под мелодии и песни своей далёкой молодости. Эта группа собирает вокруг себя наибольшее количество зрителей и участников этого действа. Веселятся, поют и танцуют все: россияне, украинцы, гости с Кавказа, местные жители и даже иностранцы, искренне удивляющиеся всему происходящему.
Атмосфера, царящая на этой площадке, очень хорошо напоминает советские времена конца семидесятых годов. То время, когда люди чувствовали себя гражданами великой страны, гордились этим. Не было такой большой разницы в материальном положении людей, никто не выпячивал своего социального или имущественного статуса, в почёте был человек труда. Это такой уголок мира и благоденствия. Здесь никто не спрашивает: "Кто ты? Откуда? Как ты относишься к тому или иному событию?". Здесь люди просто радуются жизни.
Вечером во дворике особенно хорошо. Южная крымская ночь. Доносящиеся с Набережной негромкие звуки трубы и мелодии с танцевальной площадки ветеранов настраивают на лирические воспоминания и размышления. Невольно возникает вопрос: а почему нельзя там, за пределами Набережной Ялты, жить вот также в мире и согласии?
Свидетельство о публикации №223122301254