Про кино и серфинг в заливе полумесяца

«Покорители волн» («Chasing Mavericks»).
Режиссёры Кёртис Хэнсон, Майкл Эптед, в ролях Джерард Батлер, Джонни Уэстон. США, 2012
Есть большая категория фильмов про людей мужественных профессий – про лётчиков, моряков, полярников и т.п. Когда-то они снимались в товарных количествах, сейчас меньше, но попадаются. Есть про спорт – бокс, автогонки и тому подобное… Их тоже немало. А потом появились и фильмы про экстремалов, фанатов какого-нибудь бейсджампинга, кейвдайвинга, вингсьюта или серфинга на больших волнах. Которые не меньше 20 футов (6 метров и 20 см.), хотя есть и больше. «Покорители волн» как раз про это.
Мне всегда казалось, что снимать такие картины - дело неблагодарное. В высокохудожественную категорию они не попадают по определению, даже если имеют высочайшие рейтинги и многомиллионную аудиторию, съемки технически сложные - спецэффектами никого не обманешь, актеры не гарантированы от серьезных травм, скажем, Джерарда Батлера на съемках «Покорителя волн» еле откачали, а еще довольно трудно убедить сидячего в кресле зрителя, зачем вообще все это нужно. Летчик или там моряк – профессии нужные, полезные, боксер получает деньги и медали, а вот зачем без страховки лезть на отвесную стену понятно не очень?.. Такая романтика для адреналина? Или просто псих?
Не исключаю, что снимают такие фильмы не ловцы «Оскаров», а такие же экстремалы от кино. Которым, как и их героям, наплевать на всякие рейтинги, зато важно преодолеть страх и доказать исключительно себе, что ты это можешь. Конечно, есть в этой категории и фильмы заметные, например, «На гребне волны» с Патриком Суэйзи и Киану Ривзом, но там все-таки выдумка, а в «Покорителях волн» - абсолютно реальная история, которую жизнь будто бы специально создала для кино.
Фабула проста – живет в Северной Калифорнии, где-то в районе замечательного города Санта-Круз, молодой калифорнийский парень Джей Мориарти (его играет Джонни Уэстон). Джей с юных лет увлечен сёрфингом и мечтает покорить огромные 20-и метровые волны, которые называются Мавериками, потому что образуются в местечке Маверикс, что в заливе Half Moon Bay, неподалёку от Сан-Франциско. Появляются эти волны зимой, когда в северной части Тихого океана бушуют сильные штормы, и в это время здесь собираются лучшие сёрферы, потому что таких мест в мире всего три (два других – Гавайи и Португалия). Вот такая у него мечта.
Однако дело это сложное, требующее особых навыков, а за окном еще начало 90-х, никаких обучающих роликов, да и самого YouTube, нет и в помине даже в Калифорнии, учебников тоже, сёрфинг на больших волнах только-только зародился и тут нужен опытный наставник. Таковой, понятно, находится и это тоже совершенно реальный персонаж - Фрости Хэссон (его играет Джерард Батлер), один их немногих сёрферов, которым уже удалось покорить эти волны. Он несколько лет кропотливо обучает Джея всем премудростям – как разгребать на волну, как задерживать дыхание и тому подобное. Последнее особенно важно, потому что если ты упадешь (wipeout) с доски с высоты шестого этажа и не разобьешься, тебя обязательно утащит под воду и будет крутить и волочить по камням довольно долго. Так что если ты не можешь просидеть без воздуха три, а лучше, четыре минуты – браться за это дело не стоит. Вообще, все эти технические подробности прописаны так увлекательно, что я обязательно попробовал бы сам, будь у нас на Клязьме подходящие волны.
Ну а затем, как это и случилось в реальности 19 декабря 1994 года, 16-летний Джей Мориарти со смертельным риском для жизни все-таки покоряет эти страшные волны, оказывается на обложке журнала Surfer, мгновенно становится знаменитым и женится на девушке, которую он любил всю жизнь. И навсегда вписав своё имя в историю сёрфинга, который называют «спортом королей». А через несколько лет трагически погибает, задержав под водой дыхание за пределами человеческих возможностей. Наверное, бездны не любят, когда в них заглядывают слишком долго.
Возможно, многим эти страсти по поводу преодоления каких-то там волн могут показаться несерьезными и надуманными. Особенно теперь, когда этот вид серфинга стал почти официальной дисциплиной со своим фанатами, языком и правилами. Но тогда, тридцать лет назад, это было просто желание совершить что-то невозможное.
Так получилось, что я несколько раз бывал в тех краях, и там начинаешь как-то понимать этих странных людей. В городе Санта-Круз к крышам многих машин прикручена доска для серфинга, и если ехать в сезон по шоссе СА-1 вдоль побережья к той самой бухте Халф-Мун-Бэй (Залив Полумесяца), то почти все обочины забиты автотранспортом, владельцы которого плещутся в 12-градусной воде с акулами, поджидая подходящую волну. (Серферы, как и дайверы, акул почему-то не боятся). Напоминает обочины подмосковных дорог в грибной сезон. А у кого машин нет, приделывают к велосипедам два здоровенных крюка, и цепляют доски к ним.
Человек в гидрокостюме с доской под мышкой – обычная картина в городе. Помню, нас на институтской физкультуре отправляли кататься на лыжах в Измайловском парке, а тут студенты местного университета UCSC, после занятий отправляются совершенствовать серферские навыки в заливе Монтерей. Я бы поменялся. И кстати, местные детишки легко плавают в здешней холодной воде без всяких гидрокостюмов, сам видел. Гвозди бы делать из этих людей.
Но, конечно, самое культовое место – это кафе в том самом Заливе Полумесяца, куда приходят эти грозные волны. Ходят в кафе в основном фанаты и, чтобы съесть в нем популярный в здешних местах «клэм чаудер» – сливочный суп с морепродуктами в хлебной тарелке, нужно ждать часами, любуясь стихией.
И вообще, есть в этих ребятах что-то настоящее, без показухи. Что-то от сурового Клинта Иствуда и от того Фриско, про который когда-то пели «В нашу гавань заходили корабли». Гавань – это залив Сан-Франциско, куда в позапрошлом столетии, во времена Золотой лихорадки, действительно сотнями заходили корабли и привозили множество бесстрашных авантюристов, потомки которых сегодня и катаются на этих опасных волнах.
Во всяким случае, именно такое впечатление оставил у меня этот фильм.


Рецензии