Легенда

Легенда
 
Это было теплым зимним вечером. К нам на выходные приехали дедушка с бабушкой с подарками, мы поняли это потому, как они шептали родителям спрятать шуршащие пакеты куда-нибудь до того, как настанет Новый год.
 
У нас в семье была традиция, дети - должны найти свои подарки, спрятанные по дому. В тот год и зиму, единственный раз в жизни, мы были вялыми и задумчивыми. Хотя до этого, мы с братом всегда были практически невыносимы, воображая себя пиратами, космонавтами, учеными и путешественниками.
 
Я даже не знаю, как наша мама нас терпела, особенно наши постоянные передряги, порванную одежду и остатки земли в карманах, не говоря уже о том, что мы постоянно умудрялись кого-нибудь притащить домой. До сих пор помню ее ласковое выражение лица, когда мы размахивали дохлым голубем перед ее носом, а пёс неистово лаял, тоже поддерживая нас, вероятно. В то лето перед Новым Годом, в корироде стоял балаган и мы на пару с Фрунзе хохотали от неописуемого восторга от своей находки, мы на перебой с ним пересказывали, как хотели спасти птаху от кошки, но она успела переломить тонкую шейку крылатой.
 
Сейчас уже будучи мужчиной и пакуя подарки своим детям, я удивляюсь, как она умудрялась оставаться такой спокойной? Наверное, другая мать на ее месте,  начала бы в ужасе кричать, думая, что ее хулиганы сами подстрелили птицу, или может, вообще брезгливо бы визжала, заставляя нас выбросить ее. И, скорее всего, отмыв нам руки, выпорола бы, как следует. Наша мама загадочно улыбнулась и дала нам возможность рассказать о нашем приключении, она не наказывала нас, но сказала, что птицу хорошо бы подобающе проводить в иной мир и отдала нам коробку из-под папиной обуви. Фрунзе весело взял коробку, и мы ушли назад во двор искать место, куда ее закопаем.
 
***
 
-Возишься? - спросил меня брат, стоя со своей беременной супругой в коридоре.
 
-О, привет, родные. Дайте, минуту, я только последний бант завяжу.
 
Каждый новогодний вечер, мы на протяжении всех 35 лет, собираемся у кого-нибудь дома и отмечаем праздник в кругу семьи, только с каждым разом нас становится больше, и старички уходят первыми спать, крыхтя и немного жалуясь. Но обычно, мои дети мучают их вопросами.
 
Моя супруга Чу, помогла им раздеться и пригласила на кухню к стойке с вином и сыром, давая мне возможность доделать последние приготовления нашим дочерям, они тоже близняшки, как мы с братом.
 
-Биш, ты там скоро? - в голосе Фрунзе, я услышал нотки нетерпения, словно, как в дестве, он собирался поведать мне самый тайный секрет.
 
-Лечу, - ответил я, и уложил коробки с плюшевыми куклами под елку, надеясь, что они понравятся Айкун и Кунай.
 
Войдя в кухню, Чу держала в руках маленький снимок и прикрывала рукой рот от удивления, а потом она посмотрела быстро на меня. Я все понял.
 
Фрунзе повернулся, и мы крепко обнялись, я словно бы смотрелся в зеркало. На меня смотрели знакомые зеленые глаза с морщинками, я рассматривал его строгий прямой нос и топорщащиеся пшеничные волосы, все как у меня, только разве что ямочки на щеках нас отличали. Они всегда давали ему фору.
 
-Обаятельный гад, иди сюда! Ну, что, поздравляю, отец! - сказал я и еще раз обнял его с еще большей силой.
 
-Э, здоровяк, полегче! Суу, как ты догадался тоже ждет двойню. Это мальчики, - он протянул мне кулак, и мы обменялись нашим жестом, выдуманным в детсве.
 
Чу и Суу всегда умилялись и вздыхали, когда мы делали так, да и вообще это многих забавляло, не меньше чем нас самих.
 
-Суу, здоровья, здоровья, здоровья, - сказал я, и поцеловал сноху в голову.
 
Ее щеки на молочно белом лице, тут же вспыхнули и она скромно ответила:
 
-Всем нам, - и уже более по-живому добавила, - а у нас тоже есть подарки для Кунайки и Айкунки, Фрунзе, покажешь?
 
Мы с супругой встали рядом и замерли в ожидании, пока он достанет из кармана своего бархатного пиджака две маленькие коробочки мятного оттенка. Чу протянула руку и я понял, что она знает, что внутри, я с любопытством наблюдал за ее тонкими пальцами. Она ловко открыла обе. Внутри лежали кулончики с подвесками со знакомым символом. Внутри меня пронеслась волна мурашек, так бывало, когда мы с братом думали об одном и том же даже не подозревая. Он сразу узнал этот взгляд.
 
-Тоже думал об этом? - спросил он, сняв пиджак и закатал рукава водолазки.
 
-Буквально минут двадцать назад вспоминал, - улыбнулся ему я.
 
В комнату ураганом вбежали девочки и кинулись объятиями на Фрунзе со словами "Папа".
 
-Опять, напутали, гусенички! - сказал он голосом, как у злодея в кино и стал целовать их, давая возможность спрятать подарки. Суу шепотом спросила: "А не рано ли им?".
 
-В самый раз для первоклашек, - продолжал мучать он их щекоткой и объятиями, поднимая на руки, двигаясь к залу, чтобы поздороваться с нашими дедулей и бабулей.
 
-Сынок, ты приехал! - сказала бабушка Сюютай, - Канат, Фрунзе приехал с Сууней, идем посмотришь на них.
 
Бабуля целовала Фрунзе в обе щеки и потом в лоб, давая свои благословления, а потом тоже самое проделала и со снохой, которая опять залилась краской. Я бросил украдкой взгляд на жену, и она заулыбалась, понимая меня. Между ними с Суу еще оставалась какая-то нежность, они оба казались со стороны, чем-то сотканным из деликатного вещества, которому сложно было подобрать правильное слово для сравнения. Он женился поздно, отмахиваясь важными миссиями, которые требовали всецелого внимания и только после, он со спокойной душой ударился в поиски своей суженной, с которой он почувствовал знакомое спокойствие.
 
Дед, с непроницаемым лицом адмирала при исполнении, медленно переступая ногами и тростью прошел на встречу к Фрунзе и повесив свою палку на локоть, приобнял брата одной рукой и похлопал по плечу другой. Во всем этом повторяющемся ритуале, постоянно что-то менялось, не только наше настроение, наша глубина, одежда, было что-то еще, волнуующее чувство, как перед долгой дорогой. Это всегда исходило от деда Каната и бабули Сюютай.
 
Мы все собирались потихоньку в зале за столом, а из кухни доносились запахи плова, курицы и свежих пирожков. Девочки то и дело, хитро бросали взгляды на елку и считали подарки пальцами, сбиваясь и начиная считать снова, смущались. Чу положила эти коробочки в носочки у камина и подмигнула Фрунзе. В дверь раздался звонок и могу поспорить, наши с братом сердца йокнули, долгожданные гости пожаловали. Фрунзе и я поднялись и, как в дестве перегоняя друг друга, ломанулись открывать родителям дверь.
 
Распахнув парадную дверь, мы увидели их скромные улыбки. Отец засмеялся и ударил себя в грудь, подзывая нас к нашим традиционным объятиям. Сколько бы ни было нам лет, наши родители всегда относились к нам, как равным существам. Они частенько говорили, что тоже учатся с нами и поэтому некоторые решения, мы еще со школы учились принимать вместе с ними. Думаю, это было их планом, дать нам навык размышлять и решать самостоятельно.
 
-Мам, пап, добро пожаловать домой, - сказал я, и вдохнул глубже их запах. Они оба с мороза пахли соснами, парфюмом, кремом для бритья, и еще чем-то, так пахнут родные.
 
Девочки пробрались между нами и тоже стали обниматься, я подумал о том, что мне не придется бояться в старости, что они будут стесняться объятий с нами с Чу, что смогут говорить нам обо всем, я как отец стал на это надеяться. Фрунзе уже не терпелось сообщить им новости и тоже показать снимок УЗИ, поэтому он быстрее меня снял с родителей верхнюю одежду, а мне досталось разбираться с шуршащими пакетами, на которые девочки заинтересованно стали смотреть.
 
Меня тут же пронзила волна странной ностальгии, она все чаще накатывала, я все списывал на возраст, но возможно дело не только в нем, а в какой-то безупречной линии, рисующей на наших руках схожий узор? Все это про цикличность и генетику или что-то великое и непостижимое?
 
-Ну, как вы? - спросила мама и прохладной рукой, коснулась моей щеки, - здоровы и полны энергии, ленитесь или готовы радоваться, каждому лучу?
 
Мама всегда повторяла этот вопрос, от которого, каких эмоций у нас только не было и только со временем я понял, что в нем скрывалась подсказка.
 
-Жан, я быстро, только один звонок, - отец поцеловал маму в нос и ушел в мой кабинет с телефоном.
 
-У него звонок от его старого компаньена с соседней страны, - мама все всегда знала и поэтому оставалась спокойной, даже когда не знала, она не спешила, а ждала, когда он сам ей расскажет. Я мельком осмотрел ее лицо, такое делаешь не специально, но вдруг, замечаешь еще одну микроскопическую морщинку и твое сердце немного разбивается, и ты с еще большей теплотой целуешь ее щеку, руки и безмолвно улыбаешься. Иногда глаза могут сказать больше.
 
-Я тоже соскучилась, - сказала она, посмотрев на меня с Фрунзе и прошла целовать всех остальных.
 
Стол был накрыт и моим девочкам совсем уже не сиделось на месте, они со стульев перекочевали на диван, а потом с него пересели на ковер, все ближе и тактично пробираясь к елке, где была спрятана официальная часть с подарками.
 
Только меня все еще не отпускала утренняя мысль о мертвой птице, которую мы с братом однажды принесли в дом.
 
***
 
В тот обыкновенный летний день, мы встретили еще двух бродяг. Как сейчас помню, мы жили на ул. Гоголя 9, в квартире 4 на первом этаже, вышли чистые и опрятные, и забрели в соседний двор около пивной Штайнброй. Туда часто приезжали иностранцы, место было проходным и людным, поэтому и попрошаек было тоже много. Уже не помню их имен, но по узкой дороге меж дворов к школе №11 была небольшая, но высокая рассада кустов и деревьев. Там мы с братом проводили исследования по улиткам, ловили в арыке черных головастиков, думая, что это пиявки, стравливали друг с другом королевских стрекоз, и искали клады в виде затертых стеклышек. И конечно, нам на ум не пришло ничего лучше, чем похоронить пернатое существо в пределе наших воображаемых королевств. Мы ничего не подозревая копали землю палками. Она была холодная, рыхлая, в камнях и червях, как вдруг откуда не возьмись в кусты влетели двое. Один постарше, другой как мы, оба чумазые с огромными глазищами, прикладывают палец ко рту, просят не шуметь. Мы с братом сразу встали на ноги и птицу свою стали прятать за спиной.
 
-Вы, кто? - спросил мальчик по старше и стал шагать к нам, пытаясь казаться больше, он сжал кулаки и набрал больше воздуха, что его ребра из-под майки стали выпирать.
 
-Я Фрунзе, а это Бишкек, - сказал мой брат, и наивно протянул ему руку. А я в тот момент думал, о том, что нам лучше уйти. Да, может, я боялся, может я был не так наивен и открыт, как он. Но после того, что случилось далее, мы оба все еще помним, может, тогда мы и впервые задумались о жизни.   
 
-Что у вас там? - с гонором спросил младший, и почесал свои спутанные волосы.
 
-Ничего, - ответил я и взял брата за край футболки, пытаясь потянуть его за собой, но он как завороженный сморел им в глаза.
 
-Биш, погоди. Это птица, мы ее спасти хотели от кошки. Она ее убила.
 
Фрунзе открыл коробку и показал им птицу. Ребята с интересом заглянули на дно коробки, и мы с братом разглядели их ближе. Руки и ноги их были в разных синяках и ссадинах, мелкие порезы и шрамы были разной давности, а одежда казалось очень поношенной и пыльной.
 
-Схоронить хотите? - спросил старший и скрестил руки на груди и задрал нос к верху, - а знаете, что есть легенда, если отдать дохлую птицу колдуну, все ваши желания исполнятся?
 
-Да? - оживленно спросили мы все, неосознанно подкрепляя уверенность старшего в эксклюзивности информации, которой он обладал. Правда, он тут же пихнул локтем своего приятеля и тот, стал ему поддакивать и повторять за ним слова, но мы тогда еще не понимали, а принимали все за чистую монету.
 
-На той стороне гаражей, сидит колдун и мы его знаем. Можете отдать ему. Но надо будет листья, положить в коробку, чтобы ей было мягко, - сказал он, и подошел ближе, чтобы пальцем ткнуть в нее, словно чтобы убедиться, что она не мираж.
 
-Ладно, - ответил я, и мы все начали рвать листья с разных деревьев, чтобы ей стало мягче, словно бы проникаясь еще большей жалостью к голубю.
 
-А еще надо оставить у него коробку, только вы не бойтесь, но колдун иногда ест детей! - воскрикнул мальчик и топнул ногой.
 
-А зачем он их ест? - спросил мой брат и поставил руки на боки, словно повторяя  за отцом в моменты, когда мы нашкодим.
 
-Потому что голоден! - злился старший мальчик от того, что слишком много вопросов задаем, - особенно ест таких, как ты и ты, - он ткнул пальцем в каждого из нас и уголки его губ сползли вниз, он вдруг стал похож на сморщенного старичка.
 
-Ну, пошли, а, - заныл младший и по привычке стал смотреть на землю, словно искал что-то глазами, - о, нашел, - воскликнул он, подняв с земли недокуренную сигарету.
 
-Это мусор, - сказал Фрунзе и добавил, - мы не боимся твоего колдуна и отдадим ему птицу взамен на желание.
 
Брат повернулся ко мне и на ухо прошептал: "Что хочешь?". Я помню, как он смотрел на меня на полном серьезе, и я почувствовал всю важность момента. Короткая мистичная информация о легендарном колдуне, заставила меня поверить в чудеса без капли сомнений. Я сложил ладони в рупор и зашептал ему: "Самолет". Он кивнул мне, и мы пошли за мальчиками, держа коробку обеими руками, то один, то другой по очереди. А ребята подбирали бутылки из-под кока-колы, пива и еще жестяные крышки, чтобы отбить края и играть, либо обменивать на другие сокровища.
 
Мы знали с братом о гаражах, там всегда плохо пахло и та часть улицы плохо освещалась. С каждым шагом, мы переглядывались осторожными вглядами, пока я не заметил, как мой брат выглядит обеспокоенным.
 
-Мы дальше не пойдем, мы решили, что оставим колдуну птицу тут и пойдем домой. А вы скажите ему, что мы просили... - меня перебил чей-то страшный голос.
 
-Ррррадикдиссссюдаммммссссс....
 
Из-за гаража показалась чья-то большая фигура, облаченная во все коричневое. Казалось, что это был медведь или человек в шкуре медведя, он хрипел и неловко шевелился, но нам было с братом достаточно впечатлений, что мы стали вопить "Самолет! Самолет! Самолет!" и делать ноги, уже не вслушиваясь в смех тех бродячих мальчек.
 
-Это бомж, а не самолет, дураки!
 
Мы посчитали безопасной одну из колонн ограждения Штайнброя и забравшись на железный забор смотрели на гаражи. Те ребята подняли коробку и понесли ее в совершенно ином направлении. Еще долгое время спустя, мы постоянно возвращались к этому дню и обсуждали, что стало с «крылаткой». Во снах нам снился колдун, мальчики, едящие голубей и гаражи. А потом, сны закончились, но осадок остался. Есть и другие дети. Дети улицы, которые не знают ни семьи, ни любви, не говоря о том, что неизвестно что и как, они добывают себе на пропитание.
 
-Биш, ты опять в мыслях? - Чу мягко обвила меня руками и прислонила свое ухо к моей груди, - Фрунзе только что рассказал новость, что какой-то таинственный фонд "Самолет" откроет еще один центр для бесприрозников, где они будут получать образование. Он сказал к Рождеству вопитанников ждут шоколадки, апельсины и куча игрушек.
 
Я поцеловал любимую и посмотрел на брата, который подмигнул мне.
 
-А теперь время подарков! - сказала самая молодая Суу и вручила девочкам коробочки мятного цвета.
 
В коробках были подвески с голубками.
 
АБМ.
 
(картинка из сети)

С наступающим!


Рецензии