Панорама современного естествознания. 1

Ю.П.Хапачев, А.А.Дышеков, Т.И.Оранова, Т.И.Шустова
Оглавление
ПОСВЯЩЕНИЕ………………………………………………………………5
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………25
Естественнонаучная и гуманитарная культуры.  Красота 27
Красота в гуманитарной культуре 27
Красота в естественных науках 50
ЧАСТЬ I. МИР КАК ФИЗИЧЕСКАЯ СИСТЕМА………………………….57
Лекция 1. Дискурсия и интуиция. Научная аксиоматика 57
Дискурсия и интуиция. 57
Научная аксиоматика. 59
Лекция 2. Концепция дискретности и континуальности в описания природы. Структурные уровни организации материи. Роль фундаментальных мировых констант 65
Концепция дискретности и континуальности в описании природы. 65
Структурные уровни организации материи. Роль фундаментальных мировых коuстант. 66
Лекция 3. Законы сохранения как следствие симметрийных свойств 70
пространства и времени 70
Лекция 4. Пространственно-временной континуум как следствие 74
фундаментальной константы – скорости света 74
Лекция 5. Геометрия пространства–времени. Гравитация как следствие геометрии в 81
парадигме  Эйнштейна 81
Лекция 6. Входим в микромир. Константа планка и волна Де-Бройля. 89
Принцип неопределенности Гейзенберга. Спин 89
Лекция 7. Четыре фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное 95
Лекция 8. Сценарий «Сотворения Мира» 101
Лекция 9. Закономерности микромира. Начала термодинамики. 114
Константа Больцмана 114
Лекция 10. Экскурс в историю открытых систем. 121
Закономерности возникновения диссипативных структур. Универсальный критерий эволюции Гленсдорфа-Пригожина. Язык сложного. 121
Лекция 11. Критерий относительной упорядоченности живых систем. Мягкие и жесткие математические модели. Основные закономерности перестроек. Опасность многоступенчатого управления. 136
ЧАСТЬ II. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ……………………………………145
Лекция 12. Химические реакции и их энергетика. Теория активированного комплекса 145
и фундаментальная химическая константа 145
Химические реакции и их энергетика 145
Теория активированного комплекса и фундаментальная химическая константа 146
Лекция 13. Самоорганизация на химическом уровне - реакция Белоусова – Жаботинского. Катализ, его критерии и сущность 149
Реакция Белоусова – Жаботинского 149
Катализ, его критерии и сущность 152
Лекция 14. Концептуальные системы химии. Химическая эволюция и биогенез 158
Концептуальные системы химии 158
Химическая эволюция и биогенез 160
ЧАСТЬ III. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ………………………………………….164
Лекция 15. Теория эволюции Ч.Дарвина -наиболее значимое открытие IX века. 165
Аксиомы биологии и биологические константы 165
Теория эволюции Ч.Дарвина -наиболее значимое открытие IX века. 165
Аксиомы биологии и биологические константы 170
Лекция 16. Концептуальные достижения современной  фундаментальной биологии 183
Мир РНК 183
Зеркальные нейроны 184
Возможность наследования приобретенных признаков 185
Альтруисты процветают благодаря статистическому парадоксу Симпсона 188
Физические поля человека 190
Красота и мозг 192
Лекция 17. Физиологические основы жизнедеятельности 198
живых информационных систем 198
Лекция 18. Высшая нервная деятельность. Психика и сознание. 210
Высшая нервная деятельность Устройство мозга человека 211
Психика и сознание 218
Лекция 19. Потребности человека. Психосоматические и  психофизические                расстройства. Связь психосоматической патологии с мозговыми   структурами. 221
Потребности человека 221
Психосоматические и психофизические расстройства. Связь психосоматической патологии с мозговыми структурами 223
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….232
Лекция 20. Принцип «существования. Аддитивные и неаддитивные величины. 232
Эволюция науки. Информационные носители социальной эволюции 232
Парадигма естественной и гуманитарной культур. 232
Принцип «существования» 232
Аддитивные и неаддитивные величины 233
Эволюция науки 234
Информационные носители социальной эволюции 235
Парадигма естественной и гуманитарной культур 236
 ПОСТСКРИПТУМ…………………………………………………………238
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………244


Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
19 октября А.С.Пушкин.1825г.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Шестидесятилетию физико-математической школы-интерната №18 и всем нашим несравненным Учителям посвящаем эту книгу.
 
Инициаторы создания школы:
Андрей Николаевич Колмогоров, Исаак Константинович Кикоин и ректор МГУ Петровский Иван Георгиевич.
...................................................
ЛИТЕРАТУРА
1.Хапачев Ю.П., Дышеков А.А., Оранова Т.И., Шустова Т.И. и Ивахненко Е.Н. Концепции современного естествознания. – 3-е изд. / под ред. Ю.П. Хапачева. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 1997. – 272 с.
2. Хапачев Ю.П., Дышеков А.А., Оранова Т.И., Шустова Т.И. Современная естественнно-научная картина мира Курс лекций. I - II части. Актуальные вопросы современного естествознания. Нальчик. 2017. Вып. 115. 130c.          
3.Хапачев Ю.П., Дышеков А.А., Оранова Т.И., Шустова Т.И. Современная естественнно-научная картина мира Курс лекций. III–V части. Актуальные вопросы современного естествознания. Нальчик. 2018. Вып.16.111c.
4. Yurii Khapachev, Arthur Dyshekov, Tatyana Oranova and Tatyana Shustova.
The Modern Natural Science Picture of the World.2020.P.113-115. Cambridge Scholars Publishing.
5.Флоренский П.А. Обратная перспектива http://vzms.org/floren.htm
6. Боголюбов Н.Н., Ширков Д.В. Квантовые поля. – М.: Наука, 1980. – С. 13.
7. Квасников И.А. Термодинамика и статистическая физика. Теория равновесных систем. – М.: МГУ, 1991. – 800 с.
8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М.: Прогресс, 1999. – 266 с.
9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая Гвардия, 1990. – 352 с.
10. Ligthill J.  The Recognized Failure of Predictability in Newtonian Dynamics // Proceedings of the Royal Society. – 1986. – P. 35–50.
11.Тейбор М. Хаос и интегрируемость в нелинейной механике. – М.: Эдиториал УРСС. 2001. – 320 с.
12. Пуанкаре А. Новые методы небесной механики // Избранные труды. Т. 1, 2. – М.: Наука, 1971–1972.
13. Арнольд В.И. Об А.Н.Колмогорове . https://ega-math.narod.ru/LSP/ANK.htm
14.Климонтович Ю.Л.  Критерии относительной степени упорядочен¬ности открытых систем // УФН. – 1996. – Т. 166, № 11. – С. 1231–1243.
15. Арнольд В.И."Жесткие" и "мягкие" математические модели Оптимизация как путь к катастрофе. 16. Арнольд В.И. Теория катастроф. – М.: Наука, 1990. – 128 с.
17.Хапачев Ю.П. Фундаментальные константы химии и биологии // Российский химический журнал (Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева). – 2000. – Т. 44. – Вып. 3. – С. 3–6.
18. Климонтович Ю.Л.  Введение в физику открытых систем. – М.: Янус-К, 2002. – 284 с.
19. Борисов Н.М. Эволюция, случайность, энтропия. http://evolbiol.ru/evidence10.htm#borisov1
20.Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. Неожиданные открытия и новые вопросы. – М.:  Астрель, Corpus, 2015.
21. Медников Б.М.  Аксиомы биологии. – М.: Знание, 1982. – 136 с.
22. Морозов Л.Л. Поможет ли физика понять, как возникла жизнь? Природа. 1984, №12
23.Аветисов В.А., Гольданский В.И. Физические аспекты нару¬шения зеркальной симметрии биоорганического мира // УФН. – 1996. – Т. 166, № 8.  – С. 873–891.
24. John S. Chuang, Olivier Rivoire, Stanislas Leibler. Simpson’s Paradox in a Synthetic Microbial System // Science. 2009. V. 323. P. 272–275.
25. Годик Э.Э., Гуляев Ю.В.  Физические поля человека и животных // В мире науки. – 1990. – № 5. – С. 75–83.
26.Добрынин С.   https://www.svoboda.org/a/27335973.html
27. Гумилев Л.Н.  От Руси до России. – СПб.: ЮНА, 1992. – 270 с
28. Нееман Ю.  Счастливый случай, наука и общество. Эволюционный подход // Путь. – 1993. – № 4. – С. 70–90.
29. CRICK F. Central Dogma of Molecular Biology // Nature. – 1970. – V. 227. – E. 561–563).



А вот дальше ничего не получается. Никаких цветных репродукций и фото. И главное,-  гиперссылки не активны. Если кому интересно, то сообщите адрес эл. почты и вышлю текст книги.


Рецензии