Пещера Абрскила в Абхазии

               

          Это сталактитовая пещера недалеко от деревни Отап в Абхазии. Она названа в честь национального героя Абрскила — схожего с народным  героем - греческим Прометеем  , известным как абхазский Прометей. Ее также называют пещерой Отап. Пещера Абрскила имеет длину более 2 км, из которых для осмотра доступно около 1,5-1,7 км. Ее красоту и известность выгодно сравнивать с другой пещерой, известной как Новоафонская. Пещера Абрскил расположена на живописных южных склонах  Панавского хребта недалеко от порта Очамчира, в карстовом известняке.

          В пещере есть извилистая галерея, из которой видна река Ачкицго. Эта галерея состоит из шести залов, из которых главный усыпан естественно развитыми, изящно сформированными сталактитами, сталагмитами, геликтитами, колоннами, занавесами и так далее, образованными в карстовых известняковых образованиях. Эти залы освещены лампами, чтобы придать им привлекательный вид, а самый впечатляющий зал называется залом Геликтитов. У входа в пещеру есть сторожевые башни, известные как Абхазская стена, откуда также виден водопад. Это вторая по длине пещера в Абхазии.
 
         Жители деревни Отап в значительной степени полагаются на туристов, посещающих эту пещеру в качестве источника средств к существованию, и продают им сельскохозяйственные товары местного производства. Абхазская государственная компания Черноморэнерго отвечает за обеспечение пещеры электричеством для освещения туннелей и привлечения большего количества туристов для подпитки местной экономики. Пещера застроена улучшенными объектами инфраструктуры для поощрения туризма в этом месте.
 
         Легенда, которая напрямую связана с пещерой Абрскил, - это легенда об Абрскиле, народном герое Абхазии. Согласно этой легенде, Абрскил - это имя легендарного мальчика, рожденного вне брака от прекрасной девушки по имени Абхазия. Он рос диким и своенравным. Он был не похож на других мальчиков и вырос в очень сильного, красивого человека с огромными амбициями. Он мог скакать на лошади и швырять большие камни. Его любимую лошадь звали Араш. Его храбрость и отвага были своего рода образом Робин Гуда для его друзей и соотечественников.
 
         Он бросил вызов Богу в том, что он так же хорош, как и Он, и что он
 может совершить любое действие, на которое способен Бог. Он передвигался между горами и морем с большим апломбом и самозабвением; он был своего рода непобедим в своих движениях на своем волшебном коне Араше. У него были последователи-соотечественники. Однако Бог велел Абрскилу предстать перед ним для наказания. Поскольку Абрскил был очень гордым и храбрым, он отказался.  Бог пришел в ярость и приказал Своим ангелам захватить Абрскила в плен, чтобы назначить подходящее наказание.

         Абрскил использовал удобный инструмент под названием алабаша (что-то вроде дубинки), чтобы перемещаться с места на место между горой и морем, из-за чего апостолам или ангелам было трудно поймать его.  Апостолы разработали план поймать его, расстелив скользкие коровьи шкуры у моря. Когда Абрскил прыгал со своим конем Арашем с горы на берег моря, его лошадь поскользнулась, он упал и поранился. Его алабаша тоже сломалась. Его завернули в коровью шкуру что бы он не смог сбежать. Затем его связали и привели в пещеру на соседнем холме, недалеко от деревни Отап. Там он был прикован цепью к столбу в пещере, его лошадь также была привязана к ближайшему столбу.
 
         В течение семи дней и ночей он тщетно пытался освободиться от столба, раскачивая его.  Однажды на столб села птица. Абраскил разозлился и ударил по столбу молотом, но птица улетела. От этого удара, почти раскачанный столб, вновь вошел в землю. Он и его лошадь не смогли убежать. Он был заточен в пещере навечно.
          Пещера Абраскила связана с историческими событиями, с мифологическими представлениями абхазов. Она выходит из разряда просто туристических объектов, потому что она несет в себе некий сакральный смысл. Пещер-то много, но очень мало таких памятников природы, которые соединяются с какими-то историческими и мифологическими представлениями. Миф об Абрскиле и древнегреческий миф о Прометее очень схожи и трудно сказать, какой из мифов является первоначальным.

           Согласно абхазскому преданию, Абраскил был рожден стать защитником своего народа от чужеземцев. Он вырос крепким, сильным и выносливым человеком. Добыв себе коня Араша, Абраскил стал исполнять свое предназначение.  Со временем он стал противостоять не только врагам, но и богам, за что был наказан ими и обессилен. Этим воспользовались недруги богоборца. В наказание они приковали Абраскила и его коня в пещере. Герой древнегреческого мифа, Прометей, также бросил вызов обитателям Олимпа, и также был прикован к скале.
 
          Греки-путешественники, посещали разные города мира, переименовывали населенные пункты на свой лад. Они могли переделывать и мифы, которые их окружали. Есть предположение, что миф об Абрскиле более архаичный, более древний был когда-то взят греками и переделан в миф о Прометее. Но это как бы наше представление, нам так хочется думать или, может, оно так и есть. Миф об Абрскиле существует уже давно, и существует он в устном народном творчестве. Абрскил — некий прообраз человека, который помогал людям. Естественно, любому мифу нужно подкрепление географической локацией. И вот, такая геолокация была найдена в середине XIX века жителем села Отап - Маджагуа Адлейба.

          "Как-то раз Маджагуа шел по горе, захотел выпить воды. Он случайно нашел на горе дыру и услышал в ней шум воды. Он стал спускаться по склону горы вышел в том месте, где сегодня расположен вход в пещеру. Вход был заросшим кустами и поэтому о пещере никто не знал. Таким образом, миф об Абрскиле обрел географическую локацию. С тех пор поляну, которая расположена у входа в пещеру, именуют Маджагуа иашта (поляна Маджагуа).
          В селе Отап находятся две удивительные пещеры, одна из которых овеяна мифами и легендами.  Это пещера Абрскила, другая Голова Отапа.


Рецензии