Вера и знание

                У сердца есть доводы, которых не знает разум.
                Блез Паскаль.

      В познании чувства обычно противопоставляются мышлению как нечто очень относительное, индивидуальное и поэтому мало пригодное для определения ценности и значимости вещей. Они считаются сомнительными, недостоверными. Но кроме ощущений и чувств, возбуждаемых сенсорным аппаратом, у человека нет других возможностей судить и оценивать свойства предметов и явлений окружающего мира, других людей и себя.
 
      Ведь абстрактным понятиям разума в природе и нашем опыте ничего не соответствует, а суждения рассудка строятся на основании чувств. В последующей обработке разумом и сознанием данные чувствования получают значение важной основы познания внешнего и внутреннего миров человека.

      По разным сторонам знания стоят незнание и мудрость, приобретаемая смысловым пониманием сущности вещей. Главный вопрос знания – его достоверность, насколько верно оно отражает реальность познаваемого. (Верность или достоверность, как и вероятность, проверка, доверие и верование являются производными от «веры»).

      Вера – это чувство стремления к истине с опорой на собственную уверенность, что дело обстоит именно так. Одни полагают, что вера – форма незнания, другие, напротив, что это единственный способ понимания смысла бытия, прикосновения к реальности. Определение ценности веры – философская проблема. В своих крайних проявлениях веру называют «слепой», когда верят в сверхъестественное или верят в безупречность научного авторитета.
         
      Современная философия, определяя ценность веры, находит в этом понятии два значения. С одной стороны, это противостоящее научному знанию вероятное мнение, обозначающее наиболее низкую степень знания; с другой – чувственная очевидность, представляющая собой наивысшую ступень знания реальности, которая превышает любое рациональное знание, как религиозная вера.
 
      Научное знание характеризуется непротиворечивостью, фактологической обоснованностью и эмпирической проверяемостью. Концепции, не обладающие этими признаками, остаются вненаучными и могут быть отнесены к обыденному знанию.     Нередко концептуальное знание требует духовное понимание сути, основанное на интуиции, субъективном чувстве очевидности. Знание, объединяющее научное и вненаучное (чувственное), называют философским знанием.

      В ХХ веке широкое распространение получила оценка знания, в соответствии с которой все наши обоснования относительны, никакое знание не является вполне надежным и достоверным. Даже известный философ-материалист К. Поппер признал, что всякое знание является принципиально недостоверным из-за невозможности обоснования его истинности.

      Мы не будем обсуждать здесь вечный вопрос психологии познания – в какой мере знание обусловлено свойствами познаваемого объекта, а в какой – познающего субъекта, но заметим, что многие современные люди, в т. ч. образованные, сохраняют позицию «наивного» реализма, утверждающую, что картина мира действительно такая, как мы ее представляем.

      Верить калькулятору смартфона, словам свидетелей или определенной идеологии – это разные веры. Многозначность веры приводит к недоразумениям в определении разнородных реальностей. Вероятность ожидаемого события и вера в интуитивное откровение сущности – два разных пути к чувственному пониманию явления через внешний опыт, знаки и понятия или к сверхчувственному пониманию смысла через стремление и прямое пребывание нашего «Я» в духовной реальности, полноте бытия.

      Вера проявляется в трех ипостасях:
1.  Познавательная способность видеть чувственные образы и представления адекватными воспринимаемым предметам и явлениям.
2.  Способность оценивать и признавать истинными утверждения опосредованного знания без фактологического обоснования.
3.  Ддуховная способность вчувствования (отождествления) в созерцании постигаемого предмета, интуитивное непосредственное знание скрытых сущностей, уровней бытия.

       Вера – родная сестра интуиции, обе они субъективны. Вера – непосредственное стремление к тому, что представляется нам истиной или добром. Интуиция – непосредственное усмотрение истины и добра. Вера, как и знание, относительна: то, что было прежде искренней верой, нынче может стать предрассудком.

      Философское знание – это знание, выраженное «концептуально», но требующее духовного «понимания», т.е. личного «чувства» очевидности; тем самым, объединяет в себе эти два типа знания.   В западной традиции до сих пор жив фундаментальный тезис Августина «Верую, чтобы понимать».

      Вера – это состояние души, настроенность психики, связанная с отношением человека к окружающей среде. Многие веру отождествляют с религией. Но вера в Бога, в другого человека и в самого себя обнаруживают одно и то же состояние души. Врожденная вера человека – неотъемлемый элемент его жизнедеятельности. Без веры он не может жить и общаться с другими.

      Вера и разум – понятия несоизмеримые, они не могут заменить друг друга так же, как искусство и наука, история и физика. Иначе говоря, никакой борьбы между ними быть не может. Ведь людям по существу «требуется общая вера, а не истинная», т.к. истинной она становится, когда ее разделяют многие. Аналогично в науке концепция становится истинной лишь в случае принятия ее достаточно широким кругом ученых.


Рецензии