В детстве в Красноярске

Мне  Красноярск приснился .
Мне Красноярск приснился !

Красноярск- мамина родина !
А я  там была всего однажды шести лет ,когда умерла прабабушка,Ольга Александровна, мамина бабушка.

 Мы,дети,называли ее бабуся Александровна,со слов моей сестры  Марины, самой среди нас,внуков бабуси, старшей ,которая в трехлетнем возрасте жила подолгу в Красноярске ,когда мама наша улетала в Иркутск на сессию и экзамены- мама заканчивала Институт Иностранных Языков имени Хо Ши Мина.


Стоял месяц март ,погода не баловала . Отдавало зимой.


Мы - мама ,сестра Марина и я прилетели в аэропорт ,который тогда находился в самом городе Красноярск ,почти в центре . Теперь такого не бывает наверное нигде .

Мы вышли из здания аэропорта прямо на городскую улица  к троллейбусу ,и вскоре оказались дома у маминой мамы,бабуси ,как мы ее все называли .


Квартира на Обороны 2 б ,где тогда жили все наши - была поделена между семьёй Альбины и семьёй дяди Володи .
Это большие комнаты с высокими потолками .

По очень широкому коридору я ездила на трехколесном велосипеде,а в одной из комнат  дяди Володи ,как мне тогда казалось богатой с коврами  ,стоял телевизор,и мы там по утрам смотрели фильмы и передачи . А вообще они этот зал от нас закрывали на ключ .

Дядины же дети Ванька и Светка ,наши двоюродные ,находились в основном в большой ,голой, гулкой  комнате, ,и я к ним заходила поиграть.

Света очень была заботлива по отношению к младшему брату. Оба дошкольники ,только Ваня совсем малыш .

Я рассказывала Свете о том  что я стану режиссером и создам свой театр.

 - В свои шесть лет я мечтала стать именно режиссером- я уже тогда писала рассказы и даже сценарии .

Впоследствии же я  осуществила свою мечту ,став музыкальным руководителем в детской школе театрального искусства.

Рассказывала я Свете в частности  о том, как в моей постановке актеры будут изображать гусей- лебедей,летая на канатах вдоль сцены.


Вечерами играли с солдатиками брата Димы . С ним было весело . Пожалуй, он был мне самым близким среди всех двоюродных .


По утрам же  двоюродный брат  Дима был в школе - он уже первоклассник, а самый младший Андрюша сидел в кроватке  и пребывал в благодушном настроении.

Мы любили играть в операцию - тыкали в Андрюшу солдатиками,а он смеялся .

Вечерами все дружно ужинали на кухне .

- Папа ,дай мне огурец !Папа,дай мне огурец - просила двоюродная сестра .

Мы тогда с собой из Москвы огурцы свежие привезли - стоял на дворе март. А в Красноярске тех лет ранней весной - какие огурцы ,вы что?!

Мы ели  свежие огурчики с картошкой за ужином да обедом , и огурцы вскоре закончились

Дима поэтому отвечал сестренке :


- Папа что ,тебе волшебник что ли - где он возьмёт огурец  ?!

Днём же за делами взрослые  нам делали наскоро тюрю - пряники в молоке . Это мне казалось в детстве вкусным блюдом .


  По утрам мы с Мариной вдвоем  гуляли в огромном дворе  дома .Это был сталинский дом с большим двором. Гостиница "Север" сбоку .

 В квартире же большого сталинского дома на Обороны 2 Б мы жили на первом этаже и спали в дальней комнате - бабуся ,мама и мы с сестрой . Здесь совсем не тот интерьер как у нас  в Москве . Мы тогда осенью купили очень красивую румынскую мебель . Тут же старинные кровати,и все иное ,не как у нас  Бедно и чисто .

Я все время хотела в горы, которые видны были из окон- у Красноярска, Саяны. Я всё звала в горы  маму .

Мы же летними месяцами раньше жили в Дагестане,и мне казалось горы доступны . Не понимала ,что хотя и март ,но совсем зима ещё ,а в Сибири она долгая и суровая   .

Мама с бабусей в те дни по утрам уезжали к прабабушке бабусе Александровне . Она угасала . Я тоже раз была с ними и видела ее спящей .

Мы большей частью находились  одни дома- шестеро маленьких детей ,двенадцать ног,носилось по квартире .Иногда появлялись то мама,то тетя и нас кормили .

Днём же тридцать первого марта  наша тетя ,Алюшка,так называли все мы ее ,Альбину, сообщила мне что умерла бабуся Александровна ,и слезы блеснули в ее глазах.


Нас привезли только на поминки на Паровозную улицу ,тут- то я в первый и, к сожалению,со многими в последний раз, увидела всю свою многочисленную родню по маме -  это были  пятеро  пожилых детей  прабабушки бабуси Александровны с семьями  и прочая родня- все бабушки были  с голубыми глазами ,очень похожие  друг на друга ,я их едва различала; присутствовали ещё и какие-то незнакомые нам люди ,может соседи или друзья взрослых.

Дядя Коля,любимый мамин дядя,ветеран войны ,писавший и звонивший маме до последних своих дней,а умер он в девяносто лет,Дядя Коля прилетел на похороны из Кызыла.

Другие дети покойной все красноярские - дядя Федя , тетя Катя и тетя Капа, Капитолина, это у нее жила покойная прабабушка . Тетя Капа моя любимая бабушка.  Очень чуткая. Она нам всегда помогала, и мы с ней переписывались .
Спустя годы, к ее восьмидесятилетию я накупила много конфет и всяких тортиков - и отослала ей посылочку в Красноярск.
Она несказанно была рада !

Как только мы приехали на поминки,нас детей ,сразу же заперли в полутемной комнате - наверное кормили тех ,кто ездил на кладбище,помощников на похоронах , ,и они вскоре ушли .

Конечно там сразу же у нас поднялся гвалт . А дочка тети Капы,девушка лет шестнадцати ,Ольга ,осталась за главную . Но она не утихомиривала нас ,а что-то шила .

Троюродная сестра Наташа, к сожалению рано умершая , всё предъявляла претензии к Диме ,мол,ты старший и так шумишь,хотя сама была тогда первоклашкой как и Дима, но почему -то считала его старше себя.

Потом привели и нас ,усадили за стол . Я оказалась рядом с одной из двоюродных тётушек. Она сидела с младенцем .
 Тут приехал ее старший сын ,подросток .
- Что отец делает ?-  спросила она .
- Спит . - ответил сын ,мой троюродный брат.


А я подумала " Наверное пьяный пришел с работы ,раз спит "

А теперь ,вспоминая ,думаю - может спал ,уставши после смены.

За столом мне понравились сладкие сдобные булочки . Их пекла бабуся . Она вообще всегда пекла замечательно!

Потом ,помянув прабабушку,я пошла знакомиться с родней . С детства коммуникабельна  . При этом я объявляла каждому взрослому ,что я стану артисткой . Про мечту о карьере режиссёра умолчала - вдруг не поймут !



Похоронили ,помянули ,и в ожидании девятого дня по прабабушке мама стала свободнее ,стала показывать нам Красноярск и знакомить со своими друзьями.



В те дни мы много ходили в гости  к родственникам ,к маминым  друзьям .
Мне было шесть ,но я отчётливо запомнила их всех. Хорошо помню детство.


Ездили по вечерам то к одним,то к другим .

Улица Западная . Там живёт мамина учительница Екатерина Евгеньевна . Она не раз приезжала к нам в Москву .

Здесь у нее в гостях мы не просто дети, к нам относятся как к личностям ,беседуют ,расспрашивают .
Нам там  интересно.

Мамина учительница мне дарит  немецкую  куклу и мы с сестрой тут же придумываем ей имя - Эдита.

Семья маминой учительницы интеллигентная ,интеллектуальная, с хорошими традициями .


У Раи Берзон в обществе кареглазых доброжелательных евреев , и почему-то в темноте,  мы слушаем записи Высоцкого .


У Викушки Берман ,родственницы Берзон,пьем с сестрой из под крана ледяную Енисейскую воду. .
У тети Вики дома в этот час две  веселые подруги . Угощают нас чаем .Квартира старая и тесная .

Гостим у какой-то Люды Сидоровой,- в её брата мама была влюблена в школе,а он в десятом классе заболел и умер  .
Толик Рубан его звали . Мама говорила ,что Толик  в школьные годы превосходно   играл на трубе Неаполитанскую песню Чайковского .

Люда Сидорова что-то вспоминает ,рассказывает и плачет .

Тетя Муся,пожилая подруга бабуси,- лицо у нее будто из белого теста .
Нам там дают какие-то книжки ,чтобы не отвлекали  взрослых от разговоров .

Тамара Штрек,однокурсница мамы по Иркутскому Ин.Язу.,белокурая русская немка.

У нее есть сын Гриша ,но он в каком-то сейчас санатории . Жаль ,а то поиграли бы . Мне показывают его фото.


У полнотелой Надюшки в пятиэтажке с низкими потолками пьем чай ,и какой-то маленький мальчик весело прыгает ,не слушая взрослых :"Толя,надень тапочки!" Мой троюродный брат. Мы встретимся вторично в Москве ,когда его сын будет в таком же возрасте  как тогда и он сам.


Были мы также  и в квартире ,где в детстве мама, Алюшка , дядя Володя жили с бабусей - на Ленина 66.

Дом сам был открыт,нежилой ,квартиры не заперты - ходи свободно


  Мама нам показывала, где что раньше размещалось в их комнате коммунальной квартиры.
 
Я удивлялась - такое маленькое помещение- как они там вчетвером жили ?!

Теперь в этих комнатах .. музей имени  Астафьева . Бывший особняк Цукермана

Ездили в Покровку,в горы . Там старинная часовня . Мы шли по прошлогодней траве обнаженного от снега склона и собирали камешки .


Заезжали и в сад к бабусе- на окраину города в небольшой дачный домик .
Его строила сама бабуся вместе со своими детьми- подростками.

 Едва зайдя,я  мигом залезла на чердак , куда вела лесенка,и обнаружила там мороженые яблоки -ела их из какого-то ведра ,пока мама не позвала меня вниз пить  чай с вареньем .




 А после девятого дня ,когда  все снова  собрались помянуть бабусю Александровну, пообщавшись ещё раз с многочисленными родственниками , -  мы вскоре покинули Красноярск и улетели в Москву домой .


... Всего один раз была я в Красноярске,и тем не менее  он мне снится!


Рецензии