Америка глазами европейцев

Америка глазами европейцев

В начале 1960-х годов на экраны советских кинотеатров (телевидение было в зачаточном состоянии) вышел полнометражный документальный фильм "Америка глазами француза". Я тогда был подростком, лет 13-14, запомнил в основном, не то, что я видел, а впечатление от увиденного. А впечатление было слегка шокирующим. Все эти пожиратели макарон на скорость, скачки любителей на лошадях сквозь огненные кольца, чемпионаты твист-марафона, ряды новорожденных в инкубаторах, как продукты на конвейере – все это не вызывало симпатии, было странно, даже дико.

Глядя назад я понимаю, что это был редкий случай чрезвычайно успешной акции советских пропагандистов. Они как бы говорили: «Пожалуйста, вот вам Америка, это не газета «Правда», это француз показывает, нам нечего скрывать, смотрите сами».

Тонкость, конечно, в том, что французы тоже небольшие поклонники американской культуры. И уж, конечно, для жителей Союза, даже обитателей больших городов, таких как я, вся эта свистопляска, все это американское разнообразие выглядело разухабистым, неуместным, порой примитивным.

Я вспомнил об этом фильме, когда недавно наткнулся в интернете на то, как отвечают европейцы на вопрос: «Европейцы, посетившие Штаты, какой самый большой культурный шок вы испытали?».

Ниже я привожу перевод некоторых ответов на этот вопрос.


1. «ВСЕ ТАКОЕ БОЛЬШОЕ. Машины, порции еды, чаевые, дороги, люди и отношения. Но всегда весело».

2. «Слушайте, американцы, у вас в доме есть кондиционер??? Я был поражен».

3. «В супермаркете что-то вроде 100 000 различных вариантов каждого продукта. Я никогда в жизни не видел столько разных видов печенья Oreos».

4. «Пятьдесят шесть видов пончиков на заправке в глуши. Пятьдесят шесть! Я посчитал!»

5. «Культура «работы до упаду». Люди гордились тем, что они не видятся со своими семьями и пропускают мероприятия, потому что им «приходится работать на свою компанию». Когда я был там, я работал в продуктовом магазине, и это было близко к культу».

6. «Я видел, как оружие просто висит там, среди обычных продуктов в Walmart». (Walmart – сеть супермагазинов, где есть товары от иголки до телевизора, а также продукты питания, аптеки, ювелирные товары и многое другое. Работа отделов, продающих оружие, недавно была прекращена.)

7. «Я прожил в США всю свою жизнь, и все, что связано с оружием, до сих пор меня сбивает с толку. Мне пришлось поговорить с другом о том, что ему абсолютно не нужен пистолет, если мы встретимся в Applebee's» (ресторан, куда ходят с детьми).

8. «Все называют меня дорогой/любимой/милой. Эти слова и выражения нежности не используются так случайно здесь, в Нидерландах».

9. «Все улыбаются друг другу. Как поляк, я просто не могу этого понять. Ожидается, что все будут улыбаться тебе, даже если им грустно».

10. «Дороги и городская планировка крайне неудобны для велосипедистов. Все рассчитано в основном на автомобильное движение».

11. «Я увидел заправочную станцию из своего гостиничного номера и подумал, что просто пройду туда и возьму немного закусок и упаковку из шести бутылок пива. Черт возьми, это было похоже на армейскую полосу препятствий, чтобы добраться туда — ливневые стоки, заборы, барьеры и опасные автомагистрали без переходов.
Когда на следующий день я рассказал об этом своим коллегам, которых консультировал, они все засмеялись и просто сказали: «В Хьюстоне никто пешком не ходит. Мы дадим тебе машину».

12. «Реклама (рекламные ролики). Обычно у нас нет медицинской или враждебной (прямо упоминающей конкурентов) рекламы, по крайней мере, в Великобритании. Мои дети уловили это, когда мы пошли в кино и там была реклама Samsung, прямо громяющая Apple. Они удивились: «Что ЭТО, черт возьми, было?»

13. «Дети на поводке. Боже мой. Я не была к этому готова».

14. «На каждом левом повороте светофора была специальная последовательность световых сигналов «теперь можно ехать!» Мне понравилось!
А также эти перекрестки с четырехсторонним движением «будьте вежливы», где вы должны быть уверены, что другие машины будут соблюдать правило «вы добрались до этого перекрестка первым». Черт, это было СТРАННО».

15. «Когда входишь в магазин в Германии: открываешь двери - и тишина или короткое приветствие. Входишь в магазин в США: «Привет! Как дела? Чем я могу быть полезен?» Аааа - а нельзя ли просто игнорировать меня, как я привык дома? Для меня чересчур много общения».

16. «Все громко. Постоянно. Телевизионная реклама, рекламные щиты, радио, кондиционер. Каждый пытается быть услышанным в стране, где быть номером один — единственная приемлемая цель. Это война громкости, чтобы заполучить ваш мозг, и это утомительно».

17. «Я прожил в Америке год, когда мне было около 8, и я не понимал налоговую систему. Я помню, как моя мать давала мне деньги, чтобы я сходил в магазин за мороженым, и был очень смущен и расстроен, когда кассир сказал мне, что моих 3 долларов недостаточно, несмотря на то, что это была заявленная цена».

18. «Я был готов к тому, что налоги не будут включены в ценники и чаевые. Я не был готов к тому, что повсюду ходят люди со щитами «Я люблю Иисуса» и «Иисус любит меня», с мегафонами, баннерами, футболками и листовками.»

19. «Количество религиозных рекламных щитов, брошюр, вывесок и атрибутики было безумным. Типа, черт возьми, американцы, вас беспокоят вампиры? Потому что это единственный способ оправдать такое количество крестов».

20. «Все сладкое. Пиво было сладким, хлеб, традиционные домашние блюда и даже сыр».

21. «Десерт на завтрак — блины, сироп, фрукты, сладкие вафли и т. д.»

22. «Еда. Я из Великобритании и никогда раньше не видел, чтобы напиток можно было много раз повторять без оплаты. Я не мог поверить, что можно пить столько газировки, сколько захочешь, и никто не подумает, что ты воруешь. Когда мы поужинали, нам дали целые буханки хлеба, формочку с маслом и ножки индейки размером с тираннозавра».

23. «Корневое пиво (Root beer). Я не был готов пить газированную жидкость для полоскания рта. С какой стати это называется пивом?»

24. «Я ненавижу всеми фибрами души эти фальшивые хот-доги. Кажется, их называют водяными собаками. Те, у которых вкус пластика. Когда я был в Нью-Йорке, мы купили один из них, и он был отвратительным. Никакого вкуса. Почему бы просто не использовать свиные сосиски, как и все остальные это делают? У них странная жевательная внешняя оболочка, а внутри мягкое «мясо». И почему они бежево-розового цвета? Два бакса за хот-дог со вкусом моей местной свалки. Кубики Лего вкуснее».

25. «Туалеты, где нет достаточной приватности. Что это за большие щели вокруг дверей и остальной части кабинки?»

26. «Фетишизация военных. Я знал, что это существует, но не был готов к тому, насколько это распространено. На любом публичном мероприятии объявлялась просьба к ветеранам встать и публика аплодировала. И это не были специальные военные мероприятия. Я был в резерве британской армии и постоянно шутил с женой, что я тоже встану. Люди носят армейскую форму на публике. Странно. (Мне сказали (в британской армии), что это нельзя делать в свободное от службы время.)»

27. «Люди в бейсболках с надписью типа «USS Eagle. Операция по освобождению Ирака». Никогда не видел, чтобы британский солдат или бывший солдат носил что-то, что указывало бы на военную службу, когда они живут гражданской жизнью. По сравнению с любым местом, где я когда-либо был, все это выделяется как самое странное и уникально американское. Больше нигде в мире ничего подобного не делается».

28. «Мой дядя из Ирландии, когда ехал по Техасу, сказал: «Что это? Какой-то национальный праздник, о котором я не знаю? Почему у всех развевается флаг?» Мне пришлось объяснить ему насчет флагов».

29. «Здесь швед, сейчас живу в Норвегии, а также какое-то время жил в Вашингтоне. Когда я впервые был в Штатах, я был озадачен тем, как много людей могли просто завязать разговор или просто похвалить ваш наряд, прическу или косметику. Мне это очень понравилось, так как я экстраверт и люблю разговаривать с людьми. Если вы сделаете это здесь (и в Швеции, и в Норвегии), вы, вероятно, получите огромный косой взгляд и никакой реакции. Но как только люди почувствуют себя комфортно с вами в своем ближайшем окружении, вы почувствуете себя как в семье».

30. «Я знаю, что это популярно - замочить американца, но, честно говоря, я вспоминаю насколько все были дружелюбны».

***

"Европа глазами американцев" (http://proza.ru/2023/12/25/254)
«Как поступите вы, как поступит american» (http://proza.ru/2007/09/02/97)
«Неожиданное отличие американцев и европейцев» (http://proza.ru/2024/01/17/184)


Рецензии
Спасибо. Как будто сам побывал в Америке:)
К сожалению, новые технологии настолько быстро меняют сознание, что "американца" или "русского", или "немца", которого знал "вчера", "сегодня" уже не узнать... Увы.

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   23.12.2023 12:42     Заявить о нарушении
Вы совершенно правы насчет технологий. Я из прозы.ру, порой, нахожу больше информации о США, чем живя здесь 30 лет.

Михаил Абрамов   23.12.2023 22:20   Заявить о нарушении