Потребность в создании личной модели бытия

Глава 4. Эволюция целей: направленность, целенаправленность, целеполагание

4.4.4. Системные цели

4.4.4.1. Индивидуальные системные цели человека

4.4.4.1.2. Индивидуальные системные потребности человека в стадиях развития, гомеостаза и деградации
...
4.4.4.1.2.15. Потребность в создании личной модели бытия

При реализации потребности человека в познании окружающего мира на определенном этапе возникает необходимость систематизации накопленного опыта (своего и чужого), что приводит к появлению потребности создания общей картины мира (личной модели бытия), которая всегда состоит из сочетания знаний (от бытовых до научных) и различного рода верований (от веры в бога до веры в науку).

Неизбежность использования верований связана с тем, что человеческие способности понять окружающий мир в одиночку весьма ограничены, и для создания относительно связной картины мира приходится учитывать знания и мнения о мире других людей в форме веры. Поэтому возникновение веры как доверия другим неизбежно на пути познания мира. Но «другие» тоже не могут рационально объяснить всю картину мира, что способствует появлению веры в высшие силы, отвечающие за мировой порядок. Немаловажную роль в этом процессе играет и наличие древнего механизма передачи веры в богов в виде религий, которые являются составной частью культуры и поддерживаются соответствующими организациями единомышленников (священнослужителями).

Некоторые исследователи считают, что вера в высшие силы является врожденной [159], что не совсем верно. Врожденным является стремление сознания искать связь между любыми событиями, что проявляется достаточно рано,  – вместе с первыми проблесками сознания, поскольку таким образом человек познает окружающий мир. В частности, это приводит к формированию у детей «неупорядоченной телеологии», то есть склонности видеть во всем, что их окружает, результат чьей-то целенаправленной деятельности [160]. Остается добавить, что эта склонность сохраняется иногда до самой старости, затрудняя принятие научной картины мира.

Кроме того, сила веры в сверхъестественное зависит как от склада ума (аналитическое мышление ослабляет веру людей «в чудеса», интуитивное – способствует этому), так и от того, какие задачи в основном приходится решать человеку в повседневной жизни – если больше аналитические, то это несколько снижает его веру в высшие силы независимо от склада ума [161]. Из-за того, что склад ума человека частично зависит от генетики, может создаваться иллюзия передачи религиозности по наследству.

Следует отметить, что возникновение веры в наличие богов или верховного божества неизбежно происходило во всех человеческих социумах в период их становления и связано это с самим принципом работы сознания. Если основное предназначение нервной системы состоит в поиске связи (физиологического смысла) между внешними воздействиями и организмом, а также в реализации соответствующей ответной реакции на значимое воздействие в виде безусловного или условного рефлекса, то сознание нацелено на поиск дополнительного смысла воздействий (знаниевого смысла) – как эти воздействия (объекты) связаны с другими воздействиями (объектами) безотносительно к их влиянию на организм в данный момент. Другими словами, сознание все время ищет взаимосвязи между явлениями и объектами окружающего мира и все время оценивает, как можно учесть эти взаимосвязи для своевременного удовлетворения потребностей организма (возникает целевой смысл). Поэтому неудивительно, что люди часто находят закономерности даже там, где их реально нет (например, существование различных примет и суеверий, возникающих в результате случайного совпадения некоторых несвязанных событий). В психологии, точнее в психиатрии, в свое время был введен даже специальный термин – «апофения», которым обозначали психическое расстройство, связанное с настойчивым стремлением отдельных людей находить несуществующие связи между предметами и явлениями. Подчеркнем, что на поиск закономерностей нацелен мозг не только человека, но и других животных, обладающих сознанием.

В свое время ученый Бурхус Скиннер провел ряд исследований, в которых он помещал голубей в клетку с кормушкой, куда через определенные промежутки времени независимо от действий птиц выпадала пища. При этом у голубей вырабатывались своеобразные ритуалы: один голубь бегал кругами против часовой стрелки, другой бился головой об угол клетки, четвертый и пятый совершали регулярные вращения головой. Оказалось, что голуби начинают чаще обычного повторять те движения, которые они совершали в момент получения пищи. Это явление было названо «голубиными предрассудками» и является примером того, как в животном мире возникает интуитивная связь между двумя никак не связанными явлениями. [41].

В более сложном случае у животных (шимпанзе) может даже возникать «ритуальная» связь с некоторыми объектами окружающей среды – специальными деревьями, в которые «принято» кидать камни, выражая при этом определенные эмоции [162]. Такая связь не имеет никакой очевидной пользы для удовлетворения текущих потребностей и может служить примером зарождения определенной абстрактной картины мира, которая передается через культуру.

Если выбирать в споре между учеными о том, чем является религия: полезной адаптацией, побочным продуктом эволюции или «вирусом мозга» [163], то, по мнению автора, ближе к истине мнение о том, что религии являются побочным (добавим – и неизбежным) продуктом эволюции мозга, точнее сознания человека. Это, впрочем, не означает, что она не выполняет и некоторых адаптационных функций.

Одной из адаптационных функций религии является ее способность содействовать формированию больших и сплоченных обществ еще до появления государственных идеологий как таковых [164]. Но и после появления таких идеологий религиозные верования часто в них включались. Помимо создания общей «культурной» базы религия в форме веры в строгих и всеведущих богов делала отношения между единоверцами более честными, что также способствовало сплочению общества [165]. При этом дополнительно возникала определенная обратная связь – наличие у человека верующего окружения значительно повышало его шансы самому стать верующим, поскольку для него одобрение окружающими соответствующего поведения (ему придается определенный эмоциональный смысл) часто было и остается важнее научных фактов [166].

Религия во многих случаях оказывает положительное влияние на физиологическое состояние верующего человека, например исследования показали, что верующие более спокойны по сравнению с атеистами и не так сильно боятся ошибаться, чем атеисты [167]. Сканирование мозга у буддистов выявило повышенную активность тех его зон, которые отвечают за спокойствие и радость, причем не только в период медитации, но и постоянно. Также у них наблюдается меньшая активность зон мозга, управляющих страхом и волнением [168].

Религиозность, предполагая возможность неожиданного вознаграждения (например, чудесного исцеления или жизни после смерти), способствует насыщению лимбической системы и префронтальной коры правого полушария человека дофамином, что может выступать для некоторых людей аналогом занятий творчеством [169].

Имеются исследования, в которых говорится о несколько большей продолжительности жизни верующих, чем атеистов [170]. Ученые делают предположения о том, что на длительность жизни верующих положительное влияние имеют их повышенная социализация, изменение образа жизни (уменьшение потребления алкоголя, никотина и наркотиков), регулярное использование медитативных практик, в том числе молитв. Во многих странах, как и в России, религиозность снижает вероятность суицида [171].

Как мы отмечали в предыдущем разделе, вера в бога (высшие силы) несколько повышает ощущение счастливости жизни человека, основными причинами этого являются перераспределение ответственности и тесное социальное общение в кругу «единомышленников», некоторое значение может иметь и опыт переживания трансовых состояний во время религиозных обрядов.

Участие в сектах с авторитарным лидером может приводить к тому, что некоторые вышеописанные позитивные воздействия религиозности трансформируются в негативные – чрезмерное усиление внутригрупповых социальных связей приводит к определенной зависимости, появление которой наносит ущерб всем иным социальным связям (вплоть до семейных).

Следует отметить, что часть людей готова верить в высшие силы по вполне рациональным причинам – исходя из возникающей при этом математической выгоды (так называемое «пари Паскаля»). Каждый волен выбирать между верой и безверием. В первом случае человек несет незначительные расходы на соблюдение определенных ритуалов, но конечные убытки могут окупиться бесконечной прибылью в виде вечной жизни, если бог существует. Во-втором случае человек не обременен в течение жизни дополнительными религиозными расходами, однако терпит бесконечные убытки, если атеизм оказался заблуждением [172]. Интересно отметить, что меньше всего боятся смерти как истинно верующие, так и атеисты (все зависит от силы убеждений), а больше всего – те, кто верит частично или на всякий случай [173].

Учитывая, что повреждение правой теменной части приводит к более легкому «контакту с высшими силами», видимо, эта часть мозга в неповрежденном состоянии отвечает за построение моделей окружающего мира на достаточно абстрактном уровне [174], к которому относятся и религиозные верования.

Поскольку аналитическое мышление тесно связано с интеллектом, характеризующим совокупные познавательные способности индивида, вполне логично, что атеисты в целом несколько умнее верующих [175, 176, 177].

Путь рационального знания сложен и тернист, конечных результатов в виде незыблемых истин почти нет и не будет, существует лишь бесконечный процесс приближения к истине (построению все более точных моделей трех реальностей). На сегодняшний день накоплено колоссальное количество экспериментальных данных во многих областях науки, открыто множество законов природы, еще больше создано теорий и гипотез, но нет более-менее общепринятой общенаучной картины мира (которая касается в основном только объективной реальности), поскольку в ее основе должна лежать общепринятая методология, в качестве которой может выступать только философия. Если мировая философия до сих пор не может определиться с ответом на вопросы о том, познаваем ли мир и что такое сознание, не может создать категорийную модель окружающего мира, то надо ли удивляться, что число людей, верящих только в научную картину мира, не так много (верящих, поскольку эта картина весьма сложна и не может быть рационально понята большинством человечества). К тому же наука чаще всего уклоняется от попыток показать в научной картине мира место и роль этических правил человеческого поведения, смыслов человеческого существования, которые так важны для людей (в основном эти вопросы относятся к сфере субъективной и субъективно-объективной реальности), добровольно отдавая эту нишу представителям ненаучной картины мира.

На увеличение числа верящих в высшие силы в некоторой степени влияют появляющиеся время от времени заявления известных ученых (чаще на склоне лет) о том, что такие силы (бог, мировой разум) существуют. Основной их аргумент обычно связан со сложностью окружающего мира, которая, по их мнению, не могла возникнуть без внешнего разумного вмешательства. В связи с этим хотелось бы отметить два момента. Во-первых, отсутствие общенаучной картины мира отражается на мировоззрении даже некоторых крупных «отраслевых» ученых, владеющих определенной научной методологией (а что тогда говорить об «обычных» людях). Во-вторых, мнение таких ученых по предмету, не являющемуся их специализацией, с научной точки зрения (но не с социальной, к сожалению) не является более значимым по сравнению с мнением по этому вопросу других людей, не получивших общественного признания, поскольку большую часть своего времени они посвятили изучению объекта признания и их знания не являются такими же выдающимися по всем другим направлениям («специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»).

Конечно, путь веры несколько проще, чем путь науки, однако в эволюции человека, особенно в начальный период его становления, вера являлась важным связующим звеном в построении хоть и примитивной, но целостной картины окружающего мира, потребность в которой появилась вместе с возникновением рационального сознания. Учитывая то, что научная картина мира не упрощается, а усложняется, вера как один из механизмов построения личной модели бытия, состоящего из моделей трех реальностей, каждая из которых реализуется на четырех уровнях сознания в отдельных знаковых системах [Раздел 3.2.3.Знание, информация и смысл в различных реальностях], играла и будет дальше играть значительную роль в развитии цивилизаций и человечества.

Безусловно, можно несколько увеличить число людей, признающих научную картину мира (а не божественную), за счет целенаправленного использования самого механизма веры путем создания специальных организаций, использующих маркетинговые и фандрайзинговые инструменты, применяемые антинаучными организациями, как считает физик Макс Тегмарк [178], что может уменьшить базу для формирования религиозного экстремизма, но это вряд ли целесообразно, поскольку религиозная вера имеет и свои, отмеченные выше, положительные стороны.

Таким образом, создание личной модели бытия, включающей модель объективной, субъективной и субъективно-объективной реальностей, зависит от многих внутренних (генетические предрасположенности, состояние здоровья) и внешних (социальное окружение, вид деятельности, доступ к знаниям) факторов. Учитывая, что на эти факторы накладывается отсутствие общепринятой общенаучной картины мира – все это приводит к очень большому разнообразию представлений конкретных людей об окружающем мире, что вряд ли является правильным, поскольку окружающий мир все же един для всех.

Литература к главе 4.4.4.1.2.16.

159. Ученые: Человек появляется на свет с врожденной верой в Бога. 07.09.2009. https://vz.ru/news/2009/9/7/325065.html

160. Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию. 23.05.2007. http://elementy.ru/news/430521

161. Аналитическое мышление заставляет людей сомневаться в вере. 26.04.2012. http://ria.ru/science/20120426/636166528.html

162. У шимпанзе есть специальные деревья, в которые принято кидаться камнями. 09.03.2016.
163. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»? 28.10.2008. http://elementy.ru/news/430894

164. Усложнение общества предшествует появлению веры в богов-морализаторов. 25.03.2019.
165. Вера в строгих и всезнающих богов коррелирует с честным поведением по отношению к незнакомым единоверцам. 17.02.2016.

166. Почему люди верят в антинаучные теории и приметы. 07.09.2018.
167. Обнаружены четкие отличия в работе мозга у атеистов и верующих. 06.03.2009. http://newnum.ru/article/32456/2e08/

168. Ученые убедились, что секрет вечного счастья буддистов кроется в их мозге. 22.05.2003. https://www.newsru.com/world/22may2003/brain.html

169. Патрик Макнамара. Эффект бога. 21.08.2014. http://inosmi.ru/world/20140821/222508199.html

170. Кто живет дольше – верующие или атеисты? 15.06.2018.

171. Защищает ли религия от суицида? 29.06.2017.

172. 10 главных игр, в которые математики играют с нашим умом и совестью. 10.28.2013.
173. Атеисты и фанатики: кто больше боится смерти? 27.03.2017.
174. Ученые выяснили, где находится Бог. 18.12.2008. https://vz.ru/news/2008/12/18/239802.html

175. Чем умнее человек, тем меньше он верит в Бога. 13.08.2013. http://www.kp.ru/daily/26118/3012738/

176. Неожиданные признаки высокого интеллекта. 02.06.2017.   

177. Кто умнее – верующие или атеисты? 29.05.2017.
178. Макс Тегмарк. Научное понятие. 28.02.2012. http://esquire.ru/ideas/max-tegmark 


Рецензии
\\\ Человеческая популяция представляет собой ИНДИВИДУАЛЬНО КОЛЛЕКТИВНОЕ сообщество. Для описания процессов протекающих в нашей жизни применяется соответствующая терминология – генетические инстинкты, приобретенные рефлексы, инстинкты и привычки и т.п.
Все биологические популяции, в том или ином виде, образуют своеобразные СОЦИУМ, (стаи, стада и т.п), который устанавливает определенные поведенческие взаимоотношения.
Человеческая популяция не исключение, только эти «взаимоотношения» сопровождается нашей способностью к речи, которая позволяет нам объяснять свои те или иные поступки и желания.
При этом появился не просто еще один «биологический вид» Мироздания, с задачей простого РАЗМНОЖЕНИЯ, а своеобразная ИНФОРМАЦИОННАЯ среда, со своими правилами и законами, в которой безраздельно «властвуют» вот эти самые СТЕРЕОТИПЫ.
Все богатство отдельных слов, понятий и представлений, накопленными нашими поколениями, состоят из этих, не материальных СТЕРЕОТИПОВ - своеобразных атомов и молекул «нематериальной», информационной среды.
Каждый ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ человек, начиная с детства, формирует СВОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИПНЫЙ НАБОР правил поведения в КОЛЛЕКТИВНОМ социуме и для собственного, ИНДИВИДУАЛЬНОГО поведения.
Таким образом, наше бытие управляется двумя ИНФОРМАЦИОННЫМИ массивами - ГЕНЕТИЧЕСКИМ и СТЕРЕОТИПНЫМ.
Огромную роль в этом процессе играет СЕМЬЯ! \\\

Это выдержка моих представлений, которые приведены в моей статье:
ПЖ6 Стереотип индивидуально коллективной популяции http://proza.ru/2023/10/21/386

Вся суть в этих СТЕРЕОТИПАХ, которые в вашей статье сопровождается своеобразной, детализированной «ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ» окраской в виде религиозных, идеологических и научных деталей. Пока «научный мир не готов принять такое «примитивное» представление, но необходимость учитывать в соей жизни такого процесса давно назрела. (За сам термин «СТЕРЕОТИП», я не держусь. Это реальный ПРОЦЕСС нашего бытия, в рамках которого мы существуем.)

Вы справедливо замечаете:
\\\ на эти факторы накладывается отсутствие общепринятой общенаучной картины мира – все это приводит к очень большому разнообразию представлений конкретных людей об окружающем мире, что вряд ли является правильным, поскольку окружающий мир все же един для всех. \\\

Вот в этих информационных СТЕРЕОТИПАХ вся, правда, о нас самих. Беда только в том, что каждый человек формирует сою СТЕРЕОТИПНУЮ платформу бытия в индивидуальном порядке.

Владимир Плетнёв   23.12.2023 08:37     Заявить о нарушении
Позвольте уточняющий вопрос, Вы полагаете, что сознание имеет полевую структуру?

Владислав Ячменев   23.12.2023 09:16   Заявить о нарушении
Владислав. Я избегаю термина «ПОЛЕ» из-за его эмоциональной неопределенности.

Все наши представления, понятия и прочее, образовали некий «информационный, нематериальный массив», который «принуждает» нас «оперировать» материальными объектами. Вот эту, РЕАЛЬНУЮ, «способность» выразить, я назвал термином СТЕРЕОТИП, т.е. «принуждение к исполнению.

Владимир Плетнёв   23.12.2023 10:16   Заявить о нарушении
Ответ дал в рецензии на Вашу статью

Владислав Ячменев   23.12.2023 11:37   Заявить о нарушении