Чёртовы купола на Мамаевом кургане 8

В этой публикации серия статей «Чёртовы купола» переходит из стадии боёв и разрушений на Мамаевом кургане в стадию подготовки к сдаче в эксплуатацию порушенного там водопроводного имущества. В предыдущем тексте, а точнее над ним, выложена фотография, зафиксировавшая начало ремонтных работ на водонапорных баках отстойниках.    Артиллеристы полковника Батюка, сделали из превращённых фашистами в доты железобетонных баков, «решето». Были баки «куполами» защищавшими немцев от пуль и гранат, за что советские солдаты и прозвали их «Чёртовыми куполами», а стали обломками бетона, висящего на рваной проволочной паутине. Но «ломать – не строить», а без водопровода было никак не обойтись ни сталиградским металлургическим гигантам, ни населению, пожелавшему вернуться в родной город после окончания боёв. Я погорячился, пообещав продемонстрировать ещё раз экскаватор, снявший земляную «рубашку» с порушенных емкостей. Оказалось, что повторно на историческом фото запечатлён загадочный грузовой автомобиль похожий на КрАЗ, а экскаватор давно сделал свое дело, о чём свидетельствуют земляные валы, обрамляющие по окружности уже отремонтированные баки, и отбыл по месту новых земляных работ. В заблуждение меня ввела стрела крана, торчащая из-за потрёпанного «купола». Странное дело, теперь она установлена на тот автомобиль, с которого на предыдущем фото её применили для разгрузки машины, доставившей на Мамаев курган стройматериалы. Ну, или тогда этот автокран находился за ёмкостью, и машины рядом с ней было две. Я предположил, что на снимке КрАЗ, потому что уж больно тяжело был гружён прицеп. И не учёл я того, что ЗИС-5 был «трёхтонкой», а не полуторкой, как ГАЗ-АА. То есть – на фото явно советский грузовик и не факт, что автомобиль с прицепом той же марки, что и автокран. Точность ответа зависит от того какой год зафиксирован при завершении работ по реставрации бетонных сосудов. И тут нам поможет исследовательская работа Степновой Анны «Мамаев курган: история чистой воды». Вот цитата: «Разрушенные во время Сталинградской битвы резервуары восстановлены в 1947 году и вновь заступили на службу». А первые опытные образцы с индексом ГАЗ-51, осилившим две с половиной тонны, были созданы перед Великой Отечественной войной, но их серийное производство развёрнуто с 1946 года. И вполне может быть, что ремонтные работы на насосной станции при баках-отстойниках завершает новенький ГАЗик. Если кто внимательно читал все тексты о «Чёртовых куполах», то обратит внимание на то, что я утверждал, будто-бы насосная уцелела, не смотря на непрекращающиеся штурмы стратегически важной высоты. А тут её строят заново. В чём дело? В послевоенном СССР денег было некуда девать? Не будем «тыкать пальцем в небо» и опять почитаем «историю чистой воды»: «С начала сентября 1942 года эту высоту защищали части 10-й дивизии НКВД. 14 сентября фашистские захватчики взяли вершину кургана. 16 сентября 39-й полк 39-й гвардейской стрелковой дивизии совместно с другими частями отбил вершину кургана, бойцы сорвали фашистский флаг и водрузили советский. В начале октября гитлеровцам вновь удалось захватить вершину высоты 102,0. Спустив воду из баков, они превратили их в доты. В январе, чтобы выбить оттуда фашистов, массированным артиллерийским и минометным огнем, бомбардировкой с воздуха, железобетонные баки были разрушены. К утру 13 января вершина была взята». На основании этой даты, день взятия вершины Мамаева кургана изменился трижды – 7-го января высоту захватил замполит не установленной роты, 1045 полка, 284 дивизии Александр Каташев (из моей 1-й публикации по «куполам»), служивший в НКВД до призыва на фронт. Кто взял высоту 13 января Анна не указывает. А сайт Министерства обороны комментирует период боевых действий на Мамаевом кургане так – "Восточный склон Мамаева кургана с 28 сентября 1942 г. по 26 января 1943 г. обороняли части 284-й стрелковой дивизии". А если они обороняли восточный склон до 26 января, то захватить вершину раньше было некому. Значит, Анна знает что-то неизвестное широкому кругу общественности. А ещё она знает, что баки с водой охраняли части НКВД. В своей предыдущей публикации я уже заострял внимание на том, что объекты сталинградского водоснабжения охраняли бойцы НКВД - и это пограничники, а не контрразведка. А вот, факты о неоднократной смене контроля над высотой, дают понимание о том, почему на кадрах с подбитой немецкой самоходкой насосная станция цела, на фоне костей и черепов конца 40-вых она почти не изменилась, а в 1947 её строят заново. И это значит – НКВДшники покидая охраняемый объект взрывать его не стали и немцы там грелись, пока их не выбили гвардейцы 39-й дивизии. Гвардейцы вершину высоты не удержали и оставили «теплушку» врагу, и если бы не нужно было окружать Паулюса, то никто бы этот особо важный объект Горводопровода, приравненный к предприятиям оборонного значения, не стал бы трогать даже пальцем. Но Паулюс так всех достал, что отцы командиры, смахнули слезу и скомандовали: «Огонь из всех орудий!» Так что, с того времени, до 1947 года, застывшего на этой фотографии, станции водоперекачки на Мамаевом кургане не было, а были только огромные дыры, слегка обозначенные кусками бетона, болтающегося на проволоке и обломки кирпичей, разбросанные взрывами то тут, то там. А в 1949-м, фото отличается от 1942-го только тем, что нет «разутой» самоходки, да под растаявшим снегом оказались белые кости, как напоминание о цене мирной жизни и чистой воды. «И, выходит, без воды, и ни туды, и не суды…» - так сказал знаменитый водовоз из фильма, который, кстати, назывался «Волга-Волга». А он был специалистом в области водоснабжения населения из мать-реки, но только довоенного периода. «А в 1943 году первые шаги для восстановления городского водоснабжения были приняты еще до окончания Сталинградской битвы – в январе. И первую воду по восстановленному водопроводу пустили 5 мая 1943 года». И это ещё одна цитата из работы Анны Степновой. Жаль, в её тексте нет подробностей о попытках водоснабжения Сталинграда до окончания боёв в городе-герое. А вот мне известно, что первым начальником городской водопроводной сети только что освобождённого Сталинграда стал А.Н. Смирнов. И первый отремонтированный участок сталинградского водопровода, запущенный в эксплуатацию, был всего шесть километров. В следующей публикации ещё раз процитирую Анну Степнову – в её небольшой работе озвучены важные для моей публикации моменты. Так же планирую подтвердить её слова фотографией и обобщить результат своим комментарием.


Рецензии