Адини. Великая княжна. Глава 13. Магазин колониаль

Глава 13. Магазин колониальных товаров
Прежде, чем “выйти в народ”, я решила основательно к этому подготовиться. Васятка Ульянин, помощник приказчика, которого Наташа Королёва мне порекомендовала, был отпущен в моё распоряжение лично Михаилом Леонтиевичем Королёвым. Сам купец, прознав про мой визит в его усадьбу, мгновенно бросил все свои дела в Коломне и на автомобиле примчал домой. К сожалению, меня уже не застал. Тогда он позвонил на мой телефон (номер я дала Наташе) и нижайше попросил нанести мне свой визит в любое удобное для меня время. Я назначила на восемь часов следующего утра.
Купец привез мне уйму всяких подарков. Видно, что долго расспрашивал дочь, чем интересовалась великая княжна. Слуги внесли в общее купе десяток огромных мешков, а купец выворачивал их содержимое на стол и комментировал. Среди подарков были десяток пар женской обуви, все под размер моей ноги (Не зря Наташа снимала мерки!). Это были и изящные лайковые и атласные туфельки, экскарпены, мюли, тапочки для комнаты. Это были и сафьяновые сапожки, полусапожки. Среди подарков были и десятки юбок, платьев, платков, головных уборов мещанских, купеческих. Были и дорогие меха, меховая песцовая шубка и белый полушубок.
Я от души поблагодарила Михаила Леонтьевича за такие ценные подарки и одарила его фотокарточкой с моей подписью и золотой табакеркой. Купец ш очень доволен, особенно когда пригласила его на чай. Мы долго беседовали за по о купеческой жизни, о товарах, о торговле, о новинках промышленности. Уезжая от меня в хорошем расположении духа, Королев настаивал, чтобы я посетила его усадьбу ещё раз, сокрушался, что в его отсутствие управляющий и дворня не встретили меня должным образом.
А с Васяткой Ульяниным я просидела много часов, беседуя о Москве и делая у себя в блокноте необходимые пометки. Этому 19-летнему парню пришлось испытать все “прелести”, московского “дна”. Он был и учеником пекаря, и продавцом газет, пирожков, и строителем, и грузчиком. А сейчас был на перспективной должности помощника приказчика у купца Королева, куда парня определил сам купец, видя его ум, смекалку, трудолюбие и честность.
В процессе беседы, как я уже говорила, делала пометки у себя в блокноте. Да, забыла сказать, что в беседе принимали также участие пажи Костя и Андрей, а также Елизавета и приехавшие по этому поводу Ксения Сыромятникова и Наташа Королёва. В конце беседы мы по этим пометкам составили схему маршрута. Правда, на следующий день, когда планы стали воплощаться в реальность, то оказалось, что мы упустили ещё множество достопримечательностей и интересных мест. Это сделало наши хождения по городу ещё более приятными и полезными.
Выступать решили поздно, где-то около 10 утра, хотя и знали, что рынки и лавки открываются чуть свет. Но ведь нам не нужны были конкретные покупки. Я лично хотела ознакомиться с тем, чем живёт город, чем озабочен простой народ.
Суматоха следующего утра началась с одевания. Сначала одели парней. Андрей Ростоцкий и ещё один паж, Сергей Гаврилов были облачены как купеческие сынки. Само собой Васятку Ульянина оставили в его же одежде. Остальные пажи во главе с камер-пажем князем Константином были одеты попроще, в одежды простолюдинов-мещан или мастеровых. Эта группа должна следовать сзади нас на видимом расстоянии, чтобы в случае чего помочь нам. Далее за ними, в зоне видимости будут следовать четверо казаков на конях в полном снаряжении во главе с хорунжим Спиридоном Веселовским. Это уже на случай самого плохого развития событий.
Одев парней, принялись одеваться и наряжаться сами девушки. Вот тут уже задача была посложнее. Очень кстати оказались подарки, привезенные Михаилом Леонтиевичем, а именно женские купеческие платья, юбки, платки и прочие принадлежности. Только Наташу Андрееву, купеческую дочь, одевать не нужно было. А меня и Ксению Сыромятникову горничные одевали со всей тщательностью.
Первым местом нашего посещения были запланированы так называемые Ряды на Красной площади. Но проходя мимо дома генерал-губернатора я заприметила напротив вывеску  “Гостиница Дрезден”. А рядом ещё одну: “Магазин колониальных товаров А.В Андреева”.
Почему-то вдруг мне захотелось побыть свахой! А почему бы и нет? Без колебаний направилась в эту лавку и потянула за собой своих сопровождающих. По моим сведениям, эта лавка и отель принадлежали будущему мужу Наташи Королевой.
В магазине покупателей почти не было. Мы всей гурьбой подошли к прилавку с китайскими чаями. Долго рассматривали многочисленные коробки и пакетики со всевозможными китайскими названиями. Я обратилась к приказчику:
- Любезный, кто хозяин этого чудесного магазина?
- Купец второй гильдии Алексей Васильевич Андреев.
- А можно нам его видеть?
- Алексей Васильевич очень занят, просил не беспокоить! А впрочем, подойдите вон туда! Там прилавок старших приказчиков. Может быть, они вам помогут!
Своим сопровождающим махнула оставаться на месте, а сама двинулась к указанному прилавку. Сидевшему там пожилому мужчине с пышной бородой сказала:
- Мне нужен купец второй гильдии Алексей Васильевич Андреев! По весьма важному делу!
Приказчик пальцем поманил стоявшего неподалеку паренька и что-то шепнул ему на ухо. Тот скрылся за дверью. К моему удивлению оттуда показался весьма симпатичный юноша с недовольным лицом.
- Это вы, барышня, меня спрашиваете?
- Алексей Васильевич? Давайте отойдём в сторонку!
Я сразу же выложила Андрееву, что являюсь великой княжной, чем вызвал недоверие и скептическую улыбку. Но когда показала кивком головы на свою свиту и сказала, что мы все переоделись в купеческую одежду для изучения инкогнито торговой Москвы, в глазах Алексея появилось удивление и восхищение. Я тут же предложила купцу присоединиться к нашей экскурсии по Москве, на что Андреев с радостью согласился. Только попросился на десяток минут отлучиться, чтобы отдать необходимые распоряжения.
- Митрич! – купец позвал старшего приказчика. – Проведи господ по нашему магазину, угости всем, чего господа пожелают! Это мои очень важные и дорогие гости. А я сейчас закончу дела и догоню вас.
Я пошла к своим, а Митрич медленно подошёл к нам. Я решила представить ему всех нас:
- Меня зовут Александра. Барышни – Ксения и Наталия. Наталия – дочь купца первой гильдии Михаила Леонтиевича Королёва. Знаете такого?
- Да кто ж его не знает!
- А наших кавалеров зовут Андрей, Василий и Сергей. Мы совершаем экскурсию по торговой Москве, изучаем ряды, рынки, лавки. Я и большинство моих спутников из Питера, в Москве впервые. Ваш магазин нам посоветовали как один из самых лучших в городе!
- Действительно, таких магазинов, как этот, в Москве больше нет! Ну, пойдёмте! Здесь вот у нас открылся новый отдел – швейцарских сыров. И продавцом тут швейцарец. – Митрич кивнул элегантному, тщательно выбритому мужчине в белом фартуке и белом колпаке:
- Гастон!   - отрежь отрокам по кусочку самых вкусных сыров!
Пока мы лакомились сырами, подоспел и Алексей.
- Ваше Имп… - я закрыла ему рот ладошкой. – Для всех я сейчас просто Александра, дочь купца второй гильдии. А мои спутники – купеческие дети.
Тут я познакомила Алексея со всеми. И если Ксюше он только поцеловал ручку, то Наташе после целования руки так долго смотрел в глаза, что я поняла: контакт состоялся, искра любви проскочила между этими двумя.
Алексей поблагодарил Митрича и отослал обратно за прилавок, сказал, что дальше экскурсию по магазину проведет сам.
Какие шикарные отделы были в магазине! Чего там только не было из заморских товаров: и чай, и кофе, и шоколад, и изюм, и сушёные финики, и сахар в различной расфасовке: от больших полупудовых голов до небольших пакетиков, уже колотый.
В винном отделении на полках стояли бутылки с различными винами – французскими, итальянскими, испанскими, немецкими. Какой-то господин делал заказ, а приказчик записывал, какие вина и сколько, по какому адресу доставить этот заказ.
По крутой винтовой лестнице наша компания спустилась в полутемный подвал. Ярко освещались лишь на полках под потолком изготовленные из стекла (как настоящие!) гроздья винограда, дыни, ананасы, груши, яблоки.
Внизу же, в изящных плетеных корзинах лежали настоящие фрукты: те же виноград, груши, яблоки. Что было весьма удивительно, ведь на дворе был только май.
Алексей подал каждому из нас по мисочке и предложил каждому набрать в неё понравившиеся фрукты. Потом эти фрукты нам помыли, а мы уселись тут же на длинной узкой лавочке и начали лакомиться.
- Алексей! Обратилась к нему. – Вы нас так закормите своими лакомствами, что мы ни в к свой поход по городу так и не выберемся отсюда!
- Всё! Всё! Больше кормить не буду! – полушутя сказал купец.
- Через пятнадцать минут выходим! – сказала, глядя на настенные часы. – А как так получилось, что вы, Алексей, в таком юном возрасте стали владельцем такого огромного магазина?
- - Это грустная история, - ответил купец, перекрестившись, - связанная со скоропостижной смертью моего тятеньки.
- Царствие ему небесное! – перекрестилась и я, а вслед за мной и другие спутники.


Рецензии