Побочный эффект

                «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница».
                А.П.Чехов.


  … Девятнадцатого июля 2022 года я ещё шустрила по хозяйству. Допоздна. А потому что полмешка цемента пропадает. А фундамент под летней кухней опять дал трещину…

  И вот я, значит, с фонариком в левой руке и мастерком в правой…
А кто разбирается в процессе, тот понимает: замазывать трещины на фундаменте - это значит всегда головой вниз, а пятой точкой вверх… И какие мысли могут приходить в таком положении? В такой перемене мест двух главных частей тела?...
Я и подумала: если проснусь завтра сама рано утром, часов в пять, и вообще – если проснусь, значит, поеду… А нет – так нет… И вообще. Хорошо бы отдохнуть… Шестьдесят, как никак…

  Вообще у меня проблема. Я всё время забываю об этом! Про свои сакральные 60.
Почему сакральные? Потому что мама прожила всего лишь 60. А я, как говорят люди, знавшие и помнящие, «вся в мать, ну просто вся…»
А возраст есть возраст! Он своё берёт. Можно закрасить седину на висках. Можно улыбкой натягивать обвисшую кожу на шее и щеках… Или прибегнуть к фотошопу и косметическим процедурам…

  Но внутренние часики и процессы работают по своему ритму… Они, эти часики и процессы, чётко знают ресурс хозяйского организма: и если чего-то растратишь излишне, значит, в ближайшее время или восполнишь сторицей, или…
  Но не будем о грустном.

  А то я так и не дойду до главного.

  До ТАГАНРОГА.

  …А где-то в душе пищал предательский голосок: не проснёшься, не проснёшься… Таганрог тебе не по зубам!.. Вспомни, сколько раз пробовала!..
«Но ведь столько лет прошло!» – мысленно парировала я.
И вспоминала, как много-много лет назад сделала несколько безуспешных попыток пробраться в этот город! И каждый раз автобус ломался – на том или ином этапе пути…

  Пока я не сообразила, что это, возможно, из-за меня!

  Не пускает меня какая-то невидимая сила туда!

  Сама не знаю, почему. Может, Чехова чем-то обидела?..

   Это я шучу…

  Одна моя знакомая писательница как-то рассказала, что упала в обморок, когда впервые дотронулась до вещи, которая принадлежала Антону Павловичу… Случилось это как раз в Таганроге, в его доме-музее… Наталья Васильевна считала, что в прошлой жизни была любимой (или нелюбимой, сейчас уже точно не помню) дамой великого писателя. Дома у неё была специальная полка, где стояли произведения Антона Павловича. Ну, и её собственные, разумеется. Начиная с детектива! (Это уж как водится…)

  «Так я воссоединила наши души!..» - вещала Наталья Васильевна, величественно указывая рукой на заветную книжную полку. Пафосно, конечно, но ничего… Рассчитано ведь на корреспондентишко провинциальной районки!

  …Как это случилось, что я тоже вдруг стала думать о… Чехове?

  То есть, он для меня раздвоился. Был Чехов школьной программы – скучный и «ни о чем», как сейчас говорят. И был другой Чехов, постигаемый мной только с возрастом, с теми знаниями -«безвестной и тайной премудростью», которые приобретались с годами, с жизненным опытом и обстоятельствами…
А началось всё с «Трёх сестёр»…

  Я смотрела постановку пьесы в одном из Ростовских театров. Зал был устроен в виде амфитеатра. Режиссёр, любитель модных инноваций, решил, почему-то, ввести в действие подполковника Вершинина, главного героя, не из-за кулис, как это все режиссёры делают, а из зрительного зала. Подполковник входил в зрительный зал в двери для зрителей и по ступенькам спускался к сцене. Момент кульминационный! Актёры на сцене замерли в ожидании главного героя... Зрители притихли и ничего не понимают… Наконец, по проходу между двумя блоками кресел, идет Вершинин… На него устремлены софиты… Естественно, актёр не видит, куда он ставит ногу… А под ногой - очередная ступенька! Поэтому Вершинин спотыкается и… падает! А поскольку это была последняя ступенька перед сценой, то он не просто падает, а именно в таком положении – на четвереньках и носом вниз влетает в действие, то бишь на сцену…

  У всех, кто это видел – и у артистов, и у зрителей, в душе родился стон, естественно!

  Но зрители его сдержали – у многих из них, таких провинциальных дурочек, как я, например, ещё теплилась надежда, что так надо, что это очередная режиссёрская инновация… (Рухнул актёр аккурат рядом с моим креслом. Я испугалась не на шутку. И уже по пионерской привычке хотела помочь подполковнику встать на ноги…)
Артисты же «делали хорошие мины»… Что им ещё оставалось?.. Они же – артисты!..

  …Тем более комично, после такого ввода главного героя, воспринимались страсти, которые актёры разыгрывали на сцене… И надо сказать, играли они мастерски, вдохновенно… Те, кому положено было плакать, рыдали так, что хотелось подать платок…

  Вот только не понятно было, от чего это (или чем) они все так страдают?
Отчего сестры рвутся в Москву?..

  Они что, в Москве перестанут быть теми, кем были?..

  И начнут новую жизнь?.. В космос полетят?..

  Чувствовалось, что играть артистам было особо нечего… Да и режиссёр вряд ли понимал, о чём эта пьеса. Поэтому «души прекрасные порывы» заменил, опять же, инновациями: актёры периодически мотыляли белыми тряпками – декорациями, призванными изобразить не то портьеры, не то ещё что-нибудь…

  Но всё-таки… Если бы не та «инновация» с Вершининым на карачках, я бы, наверное, ни за что не пошла после спектакля в библиотеку, не попросила бы у изумленной библиотекарши пьесу Чехова «Три сестры» и не засела бы за чтение. Точнее сказать – за изучение пьесы. Внимательнейшее. С авторскими ремарками…
Выводы вылились в весьма пространный опус. Который я, не без сокращений, опубликовала в родной газете – благо, близился очередной чеховский юбилей. А полностью его отправила вышеупомянутой писательнице Наталье Васильевне…
Ожидала восторгов и удивления…

  А получила в ответ…

  Да ничего я тогда не получила!

  Кроме ледяного мрачного презрительного молчания на долгие месяцы…

  Я ж говорю – провинциальная дурочка! Сплошной наив! (Это я о себе).
Через несколько месяцев я догадалась, что НВ обиделась…

  Ещё бы! Сравнить типажи: главной героини её странного детектива (прототипом которой была сама НВ, чего она особо и не скрывала), мечтавшей о Москве как еврейка о «земле обетованной», но вместо обетованного рая вляпавшейся в такое… - с дефективными чеховскими сёстрами, я имею в виду героинь пьесы…
Что делать? Ради сохранения отношений пришлось… косить под провинциальную дурочку, сплошной наив…

  Людя;м (ударение на я) всегда нужно давать то, что они от тебя ожидают. Так говорили: Заратустра….

  Или Шамиль…

  Или Мао Цзэдун…

  Или все они вместе и говорили…

  Потом пошли чудеса реальные.

  «Ах, если бы нашёлся режиссёр, который поставил бы Чехова – по Чехову. А не по своей голове! С учётом авторских ремарок! Не зря ведь говорят, что дьявол – в деталях…» - так думала я однажды, возлежа на родном диванчике и щёлкая телевизионным пультом (я так отдыхаю иногда – от трудов праведных и глобальных помыслов). И в этот самый момент на каком-то канале, скорее всего, «Культура», включается новость, что один режиссёр приехал в Россию, чтобы поставить «Чехова по Чехову, с учётом авторских ремарок»!..

 Я чуть с дивана не упала! И тут же записала имя и фамилию режиссёра, который был немцем, конечно же, ведь наш до такого не додумался бы...

  … дальше – больше! Мысленно перебрав творчество Антона Палыча, я выделила для себя одну закономерность: многие герои его произведений были… э-э-э, как бы это выразиться поделикатнее, чтобы никого не обидеть, - с отклонениями-с… Или как сейчас говорят, с особенностями развития… психического. Ну, возьмём хотя бы главного героя рассказа «Чёрный монах»…

  И для себя – подчеркиваю! – только лишь для себя (после того, как в меня со всех сторон полетели тапки после моей статьи с откровениями) я стала величать Чехова «певцом психопатологии»… В различных её проявлениях.

  Однажды, когда я по работе готовила материал к очередному юбилею писателя, по выходе из районной библиотеке у меня в голове вдруг возник вопрос: … а для чего он поехал на Сахалин? Нет, официальный ответ известен: участвовать в переписи населения… Но ведь это – только повод, здесь явно был какой-то подвох!

  Ответ лежал на поверхности: Сахалин был каторжанским краем, населённым такими «психотипами»!.. Но только ли за новыми сюжетами для своих рассказов отправился писатель, не блещущий здоровьем, в столь далёкое путешествие в суровый край?.. Думаю, что разгадка – в эпиграфе: «Медицина – моя законная жена, а литература – любовница». При всём при том, что творчество Чехова исследовано вдоль и поперёк, я не встречала работ, которые рассматривали бы его произведения именно в этом ракурсе – как побочный эффект («побочку») именно медицинской деятельности доктора Чехова!

  Ученик Склифосовского занимался проблемами психопатологии?! Сведений на этот счёт у меня нет. Но есть предположение: видимо, да. Причём довольно всерьёз. Возможно даже, подобно Чезаре Ломброзо, Чехов вывел какую-то свою, очень важную для человечества, теорию… Возможно, открыл закономерность, чтобы проверить её он и отправился на Сахалин – нужна была статистика… Только такая мотивация может объяснить (оправдать) это тяжелейшее мероприятие, предпринятое человеком с плохим здоровьем…

  Доктор Чехов и проиллюстрировал её своими рассказами и пьесами. Расставив повсюду «вешки»… Так, доктор (подчёркиваю, доктор) Чехов определил жанр полной трагизма пьесы «Чайка» как комедия!.. В «Трёх сёстрах» он вкладывает в уста одного из персонажей своё предупреждение: вас, таких как вы, с каждым поколением будет всё больше и больше…

  Словом, кому интересно, перечитайте доктора Чехова именно с этой точки зрения! Именно в этом ракурсе! Уверяю вас, будет интересно и не скучно!
…В Таганрог 20 августа я всё же попала! Утром вскинулась ни свет, ни заря, ещё пяти не было. Даже будильник не заводила! И, напрямки, прям по кущерям, двинула на станцию – репяхи со штанов, думаю, в электричке оберу…

  Путь до Таганрога был долгим и мучительным.

  В Таганрогской библиотеке им.Чехова в этот день состоялась встреча с одной ростовской писательницей – вышел её второй роман о "самом первом" криминалисте. Это не обычные детективы, а ещё и история криминалистики… Ну, и поскольку речь идёт об убийствах и убийцах, то и без некой «чертовщинки» в них не обошлось… Той самой, «чеховской»…

  И вот дошло до вопросов автору.

  Я, как человек архаичной журналистской закалки, убеждена, что настоящему журналисту копаться в подробностях «расчленёнки» негоже. Аморально это, как и само словечко!

 (Впрочем, «моральность» у нас какая-то избирательная стала! Вот я хотела написать, что Чехов поехал на Сахалин, чтобы исследовать «человеческий мусор» - насильников, грабителей и убийц… Но сама себя остановила – ведь тут же обвинят в фашизме!)

  Другое дело – исследование журналистом явления! Выяснить, отчего и почему… И как сделать так, чтобы этого не было… Вот наша задача! А не как удобнее убить и чтобы этого никто не заметил…

  …И как в этих стенах, в этом городе – не вспомнить об Антоне Павловиче?!
С учётом всех «тапок», летавших в меня по жизни по разным поводам, в т.ч. и по поводу доктора Чехова, я витиевато закамуфлировала свой вопрос о Чехове и психопатологии и…

  …и каково же было моё удивление, когда писательница сходу поняла меня, подхватила тему и вот уже из её уст я слышу «Сахалин...», к которому я так долго подбиралась, но так и не успела произнести вслух!..

  Что, кроме «браво!» могло прозвучать (звучало и звучит) в моей душе?!..
Пы. Сы. (Традиционное). «Постойте! Господа! А кто же убил?..» Кажется, как-то так звучит в детективе «Ищите женщину», фильм так называется.
Был Чехов – человек и писатель.

  Был Чехов - доктор и исследователь… Который открыл нечто, очень важное, что существенно могло повлиять на всю историю человечества…
А где же оно?.. Это НЕЧТО?.. Куда делось?..

  А в этом и заключается – настоящий детектив!

  Кто-то теряет, а кто-то находит…

  Но в данном случае, скорее, наоборот: кто-то находит, а потом теряет…
«А ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах…»
И кто же они? Эти люди?.. Пастухи, которые гонят стадо в нужном, ведомом им одним, направлении?..

  Кто организовал пулю А.С.Пушкину – немедленно, как только поэт подался в журналистику и основал свой журнал?.. (Только один номер «Современника» и успел выпустить…)

  Пушкин рылся-рылся в царских архивах, чего-то искал… Видимо, нашёл… Потом выдал свою «побочку» - повесть «Капитанская дочка»…

  Власть испугалась за власть! Дуэль – и нет Пушкина! Поэта, журналиста, исследователя… Человека…

  А потом кто-то стал раскручивать эту историю с адюльтером…

  Впрочем, это уже другая история, другой детектив.

  Хотя и из той же оперы. Я так думаю.

  И ещё одна (один) Пы Сы(PS.

  …и по слухам, Пушкин оставил свой архив именно в Таганроге! С хранителями этого архива потом происходили нехорошие (детективные) истории. Об этом я читала в журнале «Город и мы» (Город – это Таганрог. А вот кто такие «Мы» - я так и не узнала…) Журнал выходил в Таганроге в 90-х годах ХХ века. Как он попал мне в руки – точно не помню, скорее всего, через нашу районную библиотеку им. Пушкина же. Один номер – о Пушкине и его архиве я по какому-то наитию ксерокопировала…
Ксерокопия журнала, как и основная моя личная библиотека, сейчас хранится на чердаке той самой летней кухни, фундамент которой я ремонтировала накануне поездки в Таганрог.

  Всё. Круг окончательно замкнулся…


Рецензии