Зри в корень

                «Всякая человеческая голова подобна желудку:
                одна переваривает входящую в оную пищу, а
                другая от неё засоряется.»
                (Козьма Прутков - «Мысли и афоризмы»)

Вы, наверняка, обратили внимание, что воспоминания наши возникают не на пустом месте, не из ничего. Гуляешь, например, летним жарким днём по городу, видишь торчащий в заборе гвоздь, и вот уже всплывает в памяти детское приключение: как ты, перелезая через забор, зацепился за гвоздь и порвал штаны. А дальше: комната, мама, отчитывающая тебя, а ты смотришь в окно, а там снег. А ведь всё началось с увиденного в заборе гвоздя.

Так и сегодня, будучи человеком уже не первой молодости, я вспомнил эпизод из своего школьного детства. Будто бы вижу чёрно белую фотографию, а на ней кухня в нашей большой ленинградской коммунальной квартире. Мама варит какой-то суп. Старенькая соседка Дина Моисеевна заправляет майонезом салат «Оливье». Она - женщина начитанная, знающая ответы на все вопросы. Отвечает всегда не вдруг, подумает некоторое время, и объяснит образно. Мурка, наша общая квартирная кошка, трётся у её ног, клянча кусочек докторской колбасы. Тут же и я, учу наизусть заданное в школе стихотворение.

И вдруг, фотография словно оживает в моём воображении. Мамочка обращается к соседке:
- Дина Моисеевна, ну, объясните мне, пожалуйста, почему наш народ такой злой? Вчера по телевизору показывали съезд депутатов. Так там академик Сахаров говорил правильные вещи про войну в Афганистане, про гибель наших солдат на чужой земле. А депутаты его захлопывали. Показывали и население на улицах, тоже осуждающее Сахарова. Но почему?

Мишка, – обращается мама ко мне – иди в комнату, учи стихи там, нечего тут уши греть. Я ухожу, но в дверях оборачиваюсь и вижу, как Дина Моисеевна, помолчав некоторое время, взяв в руки пустую банку из-под майонеза, сказала:
- Население наше, память свою об Отечественной войне расплескало.
Головы их, как эта пустая баночка.
Можно заполнить её майонезом, а можно анализом к...ла

П.С.
Вот сижу теперь в своей квартире, из телевизора что-то мне говорят,  я пытаюсь открутить свои воспоминания назад: ну, почему вдруг именно сегодня вспомнились: наша кухня, мама, соседка Дина Моисеевна, выступление академика Сахарова на I съезде народных депутатов СССР (1989), осуждающего действия СССР в Афганистане и пустая майонезная баночка?..


Декабрь. 2023 год


Рецензии
Я помню это выступление Сахарова,а напротив какой-то афганец горластый и сверху М.С. пытается разрулить ситуацию.
Спасибо!
Напомнили!
Не болейте, дорогой!

Яков Капустин   28.01.2024 15:29     Заявить о нарушении
И Вам, уважаемый Яков, здоровья и долгих лет!
Я читаю ваши произведения. В них много смысла и каждое слово на нужном месте.

Эгрант   28.01.2024 16:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.