Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-1

   Ниже используются материалы работ автора[П1, П2], ссылки на которые означают: [П1/4] - [П1], глава 4; [П2/10.1] - [П2], глава 10, раздел 1; [П1/1,2] - [1], главы 1 и 2.  Тексты абзацев, заключённых в круглые скобки, можно пропустить при первом чтении.

    Настоящая работа продолжает: Пеларгин В. Финикийцы пишут Библию и уходят в евреи-П. http://proza.ru/2023/12/24/1307.


    Глава 1. ТОРА

    Этногенез евреев имеет мифическую и реальную составляющие; мифическая - т.н. "древняя история евреев" - представлена в написанном финикийцами "законе и пророках" (в Торе и Ранних пророках), составляющих основную часть еврейской Библии (Танаха), да в нескольких материальных памятниках, достоверность которых сомнительна. Реальная связана с историей хананеев (финикийцев).

    (Интересно отметить, что согласно Новому Завету Иисус Христос, историчный или мифический, так говорил о своей миссии на земле: "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф 5:17). С учётом того, что "закон и пророков" разработали финикийцы-хамиты, заложив основы иудаизма, слова Иисуса косвенно подтверждают, что его учение, т.е. исконное христианство, изначально формировалось теми же финикийцами как ветвь иудаизма. Оно было призвано обратить в истинную веру гоев (неевреев), превратить иудео-христианство в мировую религию, обеспечив хамитам вожделенное господство в Ойкумене, ибо "священство выше царства".

    Однако проект хамитов перехватили симитские жрецы, сперва разрушив его руками Павла Тарсийского с братией, а затем адаптировав паулианство для нужд Римской империи в качестве её государственной религии. Но на этом противостояние хамитов и симитов в религиозной сфере на закончилось - последовали ереси и расколы; борьбой хамитского христианства с симитским пронизана вся история религии и церкви [П6].)


    1.1. ТОРА И ТАЛМУД

    ТОРА, что означает ЗАКОН - основная священная книга ИУДАИЗМА; её другое название - ПЯТИКНИЖИЕ [В: Тора; В: Пятикнижие]. В числе прочего Тора содержит законы и предписания, которым должен неукоснительно следовать каждый иудей; свиток Торы хранится и используется для публичной читки в каждой синагоге. Тора была единственной священной книгой иудаизма вплоть до II-III вв., пока не появилась т.н. УСТНАЯ ТОРА [В: Устная Тора] в письменном виде, изначально названная МИШНОЙ.

    Оказывается, бог на Синае не только свои заповеди на каменных скрижалях писал, но и нашёптывал их Моисею в ухо. Чудесным образом эти откровения стали известны через 1500 лет и записаны иудейскими мудрецами; так возникла Мишна. А не верящим в чудеса раввины разъясняют, "что вся Устная Тора может быть выведена (и была выведена мудрецами) из письменной посредством ряда герменевтических принципов" [В: Устный закон]. Принципы же эти придуманы теми же мудрецами (конкретно - рабби Ишмаэлем [В: Рабби Ишмаэль]) и названы ими "13 правилами толкования Торы". Вот два из них [1]:

    - "Если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова и выражения, то сказанное в одном отрывке имеет отношение также и ко второму".
    - "Общий принцип Торы выводится из одной фразы, а также общий принцип выводится из двух фраз".

    Однако законотворческий зуд не оставлял раввинов, Мишны оказалось мало - и вот уже Устной Торой к V-VI в. до н.э. стал многотомный (19 томов в оригинале, 35 в переводе на английский язык) ТАЛМУД, включающий Мишну и комментарии к ней - ГЕМАРУ [В: Гемара]. В результате сегодня жизнь правоверного иудея регламентируют 613 предписаний, содержащихся в Торе и Талмуде; 365 из них типа "не должен", остальные 248 - "должен". Многие из них мелочны и нелепы; отчасти признавая это, раввины придумали "объяснение" необходимости их неуклонного соблюдения: дескать, все они от бога, постичь дела и замыслы которого невозможно, остаётся лишь исполнять. И чем большую долю "божьих" заветов иудей исполняет, тем выше его шансы оказаться в Царствии Божием. В этом суть его веры! Причём измеримая. В процентах.

    (И в этом большой смысл. Ведь контролируемо и управляемо лишь то, что измеримо.
Более формализованный иудаизм даёт большие возможности управления своими адептами.)

    Но раз возникла Устная Тора, то должна быть и Письменная. И действительно, таковой (в широком смысле) объявили сборник из трех частей: ТОРА (5 книг: БЫТИЕ, ИСХОД, ЛЕВИТ, ЧИСЛА, ВТОРОЗАКОНИЕ), ПРОРОКИ (8), ПИСАНИЯ (12). ПИСЬМЕННАЯ ТОРА есть, таким образом, ни что иное, как ТАНАХ - СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ евреев или еврейская БИБЛИЯ. В результате оказалось, что такое эротическое сочинение как "ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ", входящее в Писания, Яхве или напел Моисею на Синае, а тот записал слово в слово, или передал Моисею в уже в письменном виде. А говорят, что это Соломонова песня! Как сказал бы М.Жванецкий: "Дурют нашего брата, ой дурют!".

    И в самом деле, можно ли представить бога Яхве на Синае, нашёптывающего боговидцу Моисею в ухо: "Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви" (Песн 2:5). Или: "Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него" (Песн 5:4).

    Кроме Торы, Танаха и Талмуда, употребляется и понятие "закон и пророки", упомянутое выше. По нашему мнению, именно "закон и пророки" написаны группой авторов, которых уверенно можно отнести к финикийцам. Хотите их знать?  ЗНАКОМЬТЕСЬ: 3И - ИСАИЯ, ИЕРЕМИЯ, ИЕЗЕКИИЛЬ; В СОЗДАННЫХ ИМИ КНИГАХ ОНИ НАЗВАЛИСЬ ПРОРОКАМИ, ТРАДИЦИЯ ПРИСВОИЛА ИМ ЭПИТЕТ ВЕЛИКИЕ (БОЛЬШИЕ) [В: Пророк]. Хотите знать их помощников - загляните в [В: Двенадцать малых пророков]. За труды свои великие пророки получили право написать книги, малые - статьи в сборник под названием "Поздние пророки". Не менее значительна фигура ЭЗРЫ (ЕЗДРЫ), пишущего редактора и компилятора Библии; о его особой роли, за которую получил он эпитет "отца иудаизма", мы расскажем ниже.

    "И что, всё это могучее и высокодуховное собрание сочинений написали финикийцы? Когда ж они успевали бороздить моря и океаны?" - не преминет съязвить наш, видимо, не готовый принять на себя ярмо по исполнению 613 талмудических установок, читатель. Что ж, финикийцы действительно известны в первую очередь как морской народ, искусные корабелы и отважные моряки, внёсшие в морское дело множество инноваций. Но также и как изобретатели алфавита и других интересных вещей: вина, денег, ссудного процента, продаж рассрочку и др. Успевали, выходит. Кроме того, именно отлучение от моря сильными мира сего стимулировало финикийцев к созданию монотеистической религии - иудаизма - и написанию Торы.

    "Но откуда такая уверенность в авторстве финикийцев?, - не унимается наш читатель. Чтобы ответить на него хорошо бы для начала понять, а когда и при каких обстоятельствах была написана Тора, что происходило в Финикии и вокруг неё и существовали ли вообще евреи в то время.

    А пока сошлёмся на [2; П1/Введение; П2/15]  и приведём небольшую выдержку из [П1/Введение]:

     "Пеласги, финикийцы, евреи ... Что общего между ними? О пеласгах и финикийцах известно очень мало, явно меньше той роли которой они, похоже, сыграли в истории Древнего  мира. У евреев обратный случай, но и здесь большая странность: они много пишут о своей истории лишь с XIX-XX вв., а до этого якобы тысячи лет были немы [2]:

    "Где же исходная база их (евреев - авт.) знаний о еврейской истории? В списке литературы, приведённом в атласе Гильберта по истории евреев, почти все указанные в списке книги изданы в XX столетии, за исключением четырёх. Но и они были опубликованы в два последних десятилетия XIX века. Список литературы в конце двухтомной книги "История евреев" [Грейзель], хорошо известной и англоязычному, и французскому читателю, тоже состоит в основном из книг, напечатанных в XX или, в крайнем случае, в XIX веке. Так, в разделе "Произведения общего характера" только одна книга издана в конце XIX века. Это – знаменитый многотомник Грэца ... В списке литературы по периоду между разрушением первого и второго храмов – похожая картина: три произведения из XIX-го, а все остальные – из XX века. В литературе к периоду до 1000 года н.э. снова на фоне книг XX века фигурирует только одна книга, изданная еще в XIX веке, а именно Талмуд, который, как мы увидим ниже, едва ли годится на роль исторического источника ...

    Возникает законный вопрос: не есть ли еврейство на самом деле явление Нового времени, сброшенное историками в бездонный колодец древности в результате неверных представлений о динамике развития человеческой цивилизации? Существовала ли вообще у евреев историография, позволяющая говорить о безумной древности евреев? Что говорят на эту тему еврейские источники информации? Когда я заинтересовался этим вопросом, мне и в голову не могла прийти мысль о том, что еврейская история так мало обоснована историографически, как это оказалось на самом деле" [2].

    Что ж, бывает. Как говорили классики, "евреев понесло". С XX века".


    1.2. ПОВТОРЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

    Писали финикийцы Тору (здесь корректнее было бы говорить о Писании) долго, возможно, около тысячи лет, с XI-X вв. до н.э., когда пытались объединиться с филистийцами в одно государство, до I в. до н.э., падения Карфагена и появления Римской империи, когда неизбежность этнической трансформации стала для них очевидной. Работу подстёгивали войны, нашествия, природные катастрофы - всё, что вызывало крутые повороты в истории финикийцев и взывало к укрепление религиозно-политического единства всех финикийцев. В мирные же времена благоденствия, когда проблема единства не была столь актуальной, работа над Торой затухала. К тому же финикийцы не отличались сильной религиозностью и не стремились стать "народом Книги" [В: Люди Писания].

    Но правка Торы продолжалась и после I в. до н.э., возможно, вплоть до II в. Почему мы так считаем? История Талмуда наводит на подобные подозрения. Он возник, когда править основной текст Торы стало невозможно, но очень хотелось. Решили делать это в отдельной книге, но тоже богодухновенной, чтобы не обижать иудейских мудрецов,
поднаторевшими на трактовке Торы и развитии Закона в правильном направлении. Им предложили публиковать свои озарения в специально открытые для того сборники научно-теологических трудов под общим названием Мишна; вскоре она разрослась до Талмуда. Так возникла Устная де-юре, но письменная де-факто Тора.

    Но что же случилось во II в., что заставило мудрецов "наступить на горло собственной песне"? Нам представляется, что во 2 в. в основном ЗАВЕРШИЛАСЬ ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНИКИЙСКОГО НАРОДА, а также НАЧАЛОСЬ ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСТВА. Тора была "опечатана" разработчиками хамитской версии христианства (мы называем его иудео-христианством), т.к. из Торы должны были вырасти священные тексты новой религии (см. [П2/16]).

    Некоторым читателям текст Торы представляется совершенным; и действительно, всё, что идёт от совершенного бога разве не должно быть совершенным? Другие, присмотревшиеся и к богу и к тексту, такого не находят, а находят массу нелепостей, противоречий, грубых подтасовок и т.п. Например, в Библии, а особенно в Пятикнижии, часто встречаются дублирующие, да при этом еще и противоречащие друг другу тексты, что романтично названо библеистами  "параллелизмом библейской поэзии". Вот примеры такой поэзии [3]:

    "В начале сотворил Бог НЕБО и землю. Земля же была безвидна … И сказал Бог: да будет свет. И стал свет … И был вечер, и было утро: день ОДИН" (Быт 1:1-5); "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая была под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь НЕБОМ. И был вечер, и было утро; день ВТОРОЙ" (Быт 1:7-8). "И сотворил Бог ЧЕЛОВЕКА по образу Своему, по образу Божию сотворил его; МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ сотворил их" (Быт 1:27).

    Вообще же, "в рассказах Пятикнижия имеется около 25 случаев, когда история рассказывается в двух и более версиях, например: Быт 12: 10-20, 20:1-18, а также 26::6-11 … Примерно в 50 случаях закон даётся в двух и более версиях, причём одна из версий расширяет или пересматривает другую" [В: Пятикнижие].

    Понадобилось более 2000 лет, чтобы некоторые критически настроенные библеисты обратили на это внимание (или им позволили сделать это). Они же предложили трактовку столь необычного факта (ведь, как мы уже говорили, священная богодухновенная книга по определению должна быть совершенной) [4; 5].

    Оказывается, что при написании Торы использовались четыре (по некоторым данным больше [5]) различных источника (автора), обозначаемых ныне как J (Яхвист), E (Элохист), D (Девтерономист) и P (Жрец, Жреческий кодекс). При этом Яхвисту принадлежит около 50% книги Бытие и по 2% книг Исход, Числа; Элохисту - 32% книги Бытие, 45% книги Исход, 18% книги Числа; Жрецу - 18% книги Бытие, 53% книги Исход, 80% книги Числа и 100% книги Левит; Девтерономисту - 100% книги Второзаконие (доли примерные, редакторские вставки не учитывались) [6; 7].

    Факт интересный, но хватит ли его ещё на 2000 лет, чтобы жевать и жевать его, не замечая другие, не менее значимые следы переделов Торы, которые о многом могут рассказать незашоренному исследователю? Попытаемся обозначить некоторые из них, выделив предполагаемые этапы создания Торы, связанные с историй финикийцев.



     1.3. ТОРА: ХАНААНСКИЙ ЭТАП
 
    Как мы уже говорили, возможно, история Торы началась ещё в XI в. до н.э. Это было время великой "комы" ведущих государств, их "тёмными веками", вызванными то ли последствиями "бронзового коллапса", то ли старательно надутым историками хронологическим "пузырём" [П6]: Египет вступил в свой III Переходный период на 400 лет; только появившиеся греки - в "тёмные века" на тот же срок; не устояли перед арамеями, как песок сквозь пальцы просочившимися из Аравийских пустынь, Ассирия, Вавилония и Элам.

    Не спящими оказались хамиты и симиты, представленные этносами финикийцев и филистийцев соответственно; примерно 3,2 тлн судьба свела их на восточном побережье Левантийского моря: финикийцы - на своей северной территории (от горы Хаззи (Джебели-акра) на севере до горы Кармел на юге), филистийцы - на юге (от реки Яркон на севере до реки Вади Ариш на юге). Возможное историческое название этих земель - Северный Израиль и Иудея (см. Предисловие).
   
    Примерно в -1030 г. они сблизились и образовали что-то вроде конфедерации или союза. Но как такое могло случиться, ведь они - враги? Возможно, под угрозой полного исчезновения они решили примириться, создав единое государство и общую религию на основе культов своих общих предков? Только так могли бы они противостоять крупным и воинственным державам, их окружающим. Время разбрасывать камни ушло, пришло время собирать камни. Ведь как говорил Екклезиаст: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом; ... время убивать, и время врачевать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру" (Еккл 3:1-8).

    Объединению в немалой степени способствовали (а скорее, настаивали и руководили) две коллегии верховных египетских жрецов, состоящие в основном их левантов, представляющих интересы рода хамитов, позиции которых были особенно сильны в Дельте, и рода симитов, доминирующих в Долине. Коллегии эти возникли ещё в Древнем царстве в форме так называемых Десяток Юга и Севера и, как представляется, существовали в той же или изменённой форме в Среднем и, возможно, Новом царствах [8; П3].
 
    Начали с создания общей религии, с объединения священных текстов. Держателем текстов "Элохиста" была Десятка Севера, "Яхвиста" - Юга. Самые древние тексты были частично похожи, так как имели одни и те же первоисточники, относящихся ко временам, когда предки сторон были в составе одного рода - ноитов [П1/3]. Однако стороны настаивали на их включении в Писание, соглашаясь лишь на небольшое редактирование. Почему? Возможно, кто-то тянул время. Но возможно и другое: к текстам своих Писаний они относились так же, как талмудические мудрецы, считающие, что изменение только одной буквы в Торе может разрушить мир [9].

    Так неизвестным компилятором был составлен текст JE, часть будущей книги  Бытие, c использованием самых древних источников - финикийского E и филистийского J. Позже этот документ был передан писателю Иеремии (в Библии - великому пророку), который интегрировал его в Пятикнижие, сохраняя повторы и противоречия.

     Однако дальше компиляции JE дело, по-видимому не пошло: через 100 лет, в -932 г. союз финикийцев и филистийцев распался: отложилась Филистия. Вскоре стороны принялись за старое: бороться за господство в Ойкумене, уничтожая друг друга. По приведенным датам и локализации нетрудно догадаться, что в Библии Финикия отразилась как Израильское (Северное) царство, Филистия - как Иудейское (Южное); недолгий союз библейских мифических царств - как Израильско-Иудейское (или просто Израильское) царство, процветавшее при Давиде, отцветшее уже при сыне его Соломоне. Отметим, что разрыв союза косвенно подтверждается тем, что в остальных книгах Торы (кроме Бытия) текстов "Яхвиста J" практически нет; отмеченные в [7]  2%, по-видимому, привнесены более поздним редактором. Но они оказались чрезвычайно важными (см. ниже).

    Интересно, что  временным центром объединения стал, согласно Библии, "Город Давида"; который позже был объявлен частью Иерусалима. В реальности этот город никак не мог располагаться на месте современного Иерусалима, скорее ему подошла бы открытая сравнительно недавно Хирбет Кейафа ("крепость Эла"), расположенная на краю Шефелы, чуть восточнее бывшей Филистии (30 км юго-западнее современного Иерусалима). Раскопки и исследования показали, что нижний слой останков крепости относятся  к 1025-975 (1025-915 по И.Финкельштейну) гг. до н.э. [10], что удивительным образом совпадает с датировкой существования библейского царства Саула-Давида-Соломона или со временем объединительного процесса Финикии и Филистии в нашей теории. Не случайно открывшие Хирбет Кейафу археологи назвали крепость "Городом Давида".

    По-видимому, финикийцы были заинтересованы в объединении больше их визави. Косвенно об этом говорит тот отражённый в Библии факт, что в качестве жеста доброй воли в непростом процессе примирения и объединения финикийский прототип царя Давида переместил сюда из хранилища в скале Тира Ковчег бога (не забудем, что в последнем находились Ка/Хат Сетха, великого бога, почитаемого как филистийцами-симитами, так и финикийцами-хамитами) [П3, часть 1]. Библия отмечает, что "весь Израиль вносил ковчег завета Господня (Ковчег бога - авт.) с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах" (1Пар 15:28).

    Однако этот жест привёл лишь к дополнительным проблемам. Когда "медовый месяц" закончился, Ковчег бога попал в руки филистийцев; попытка отбить ковчег силой провалилась: на земле филистийцы были сильнее:

    "И сразились Филистимляне (филистийцы - авт.), и поражены были Израильтяне (финикийцы - авт.), и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят …" (1Цар 4:10-11); "И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона (древний бог шумеров - авт.), и поставили его возле Дагона" (1Цар 5:2).

    Не получилось силой отбить ковчег - выкупили его; так богатые финикийцы поступали всегда. Вот только не известно, оставались ли при этом Ка/Хат Сетха нетронутыми. Ведь о содержимом ковчега толком не знал и сам Давид: "В Дамасском документе Давид нарушает заповедь Второзакония, запрещающую царю умножать количество жён, поскольку не читал книгу Закона, лежащую в ковчеге. Из текста следует, что либо сам ковчег, либо лежащая в нем книга Закона не открывались со времен Иисуса Навина …" [В: Ковчег Завета].

    Добавим: либо Дамасский документ - подделка, как и другие рукописи из кумранских пещер (см. [П1/Введение]). А если бы не это, то в оправдание реального прототипа мифического царя Давида можно было бы заметить, что не мог он знать запрета Второзакония на многожёнство, так как эта книга была написана Иеремией много позже.

    Приведённые выше датировки конечно же приблизительны и соответствуют иудейской традиции. Но вот что интересно: период 1030-930 гг. до н.э. совпадает с т.н. "тёмным веком" Ассирии. Филистийцы согласились на союз с финикийцами в -1030 г., тогда, когда Ассирия погрузилась во сон; филистийцы вышли из союза с финикийцами в 930 г., тогда, когда Ассирия пробудилась, готовая к новым подвигам. Совпадение? Едва ли. Даты, конечно, приблизительные, но корреляция указанных событий, как показало дальнейшее, вполне реальна. Возможно, авторы Библии показывают нам, кто есть who: Израиль - Финикия, Иудея - Филистия.

    Кроме того, ясно, что филистийцы поставили на Ассирию, решив заняться её возрождением, превращением в лидера симитского мира, способного, в отличие от Египта, "влить молодое вино в старые мехи", вернуть симитам господство в Ойкумене, подчинить, а возможно, и уничтожить Финикию с союзниками. Не исключено, что они решили воспользоваться успешным опытом зачистки Эгеиды и Центральной Анатолии от хамитов и их союзников [П5], распространив его на Месопотамию; роль дорийцев по их замыслу должны будут сыграть ассирийцы. Для Финикии это не предвещало ничего хорошего.

    Что происходило дальше? Финикийцы продолжили работу над Торой, точнее, над главной книгой будущей единой религии всех финикийцев; назовём её ПИСАНИЕМ ХАНАНЕЕВ или ПРОТО-ТОРОЙ (первая Тора). У них появилась идея собрать все свои земли, объединить все финикийские города метрополии и диаспор  в единое государство хананеев, которое доминировало бы в Средиземноморье. Подобная политическая консолидация должна сопровождаться религиозной, считали они, и в рамках последней продолжили создание прото-Торы.

    По-видимому, в прото-Торе уже появились сюжеты о сотворении мира, Каине и Авеле, Всемирном потопе, строительстве "города и башни", "смешении языков" и "рассеянии народов". Авраамова цикла не было, т.к. в нём не было потребности да и время исхода Авраама, мифического или реального, из Ура Холдейского ещё не пришло. Ядром прото-Торы, призванным сформировать религиозно-этническую идентичность, самосознание единого народа, была героическая сага о завоевании хананеями Египта и строительстве в Дельте и Фаюме страны Мицраим, о подлом нападении на неё вооружённых до зубов симитов, о длительной героической борьбе хананеев с захватчиками, а главное - о подвиге воина-израильтянина Моисея, который вывел из-под носа оккупантов большую группу пленных израильтян и в невероятно сложных условиях привел их в Финикию (читателю: не путать моисеевых израильтян с евреями; см. ниже). После чего во главе отряда израильтян направился в логово врага, в Шумер, напал и нанёс ему существенный урон, а умирая, завещал дело полного разгрома захватчиков своим соратникам касситам, народу-воину, созданному Моисеем в Месопотамии. В общем, всё близко к нашей реконструкции [П3, часть 1].

    Этот т.н. цикл Моисея, включающий знаменитый исход, был отнесён к реальным временам, 7,5-4,5 тлн, был внутренне логичным и свободным от тех многочисленных проблем и противоречий, что присущи библейскому циклу Авраама-Моисея. Причина проста: финикийцы не собирались пока сходить с исторической сцены, путая следы. Соберутся они позже и тогда появится Тора такой, какою знаем мы её сегодня.

    Заметим, что никаких "ибри" - "евреев" в прото-Торе не было, но знакомые нам по Библии термины "израильтяне" и "сыны Израиля", "сыны Израилевы", видимо, использовались. В том смысле, о котором мы говорили выше в Предисловии: сыны Израилевы - сыны Богоборца - означали потомков Каина и Ханаана; под Израилем и израильтянами понималась Финикия и финикийцы.

    Далее с колен не без помощи филистийцев, а точнее, благодаря им [П2/13.5], встала во весь рост Ассирия; по времени мы относим это к правлению выдающегося царя-реформатора и полководца Тиглатпаласара III. Оказалось, что Ассирия располагает мощной, прекрасно обученной и стимулированной, вооружённой новейшим оружием из стали армией нового типа, намного превосходящей армии стран Ойкумены. Начались Ассирийские войны, точнее, их заключительный этап, 745-605 гг. до н.э. [В: Ассирийские войны; П2/13.5]. Чем они обернулись для Финикии? Вот небольшая выборка ассирийских "визитов вежливости" в Финикию [11; 12; П2/13.6; W: List of Assyrian Kings]:

   - Салманасар III (859-824 до н.э.)  - захватив Финикию с 3-ей попытки (Сирия, союзы небольших сирийских княжеств помешали, пришлось с ними разбираться), захватил и сжег её северные города, перебил множество народа, а оставшихся увел в плен, оставил страну в полном запустении. Надо сказать, что Салманасар III несколько увлёкся, к этому времени ассирийцы уже не вырезали под корень то, что несло им "золотые яйца". Видимо, сирийское сопротивление привело владыку в излишне возбужденное состояние;

    - Тиглатпаласар III (745-727 до н.э.) - трижды ходил в Северную Сирию и Финикию. В конце концов устал и, решив, что "лучше они к нам", присоединил страны к Ассирии, нарезал на округа, назначил в них начальников и обложил налогами. Автономию предоставил только островным частям Тира и Арвада, здесь правили местные цари-вассалы Тиглатпаласара. Тиру эта милость обошлась в беспрецедентные 150 талантов (4545 кг) золота [12]. Не забыл и про кедр (основной экспортный финикийский продукт): его экспорт поставил под личный контроль;

    - Салманасар V (727-722 до н.э.) - не оценил глубину замысла папы Тиглатпаласара III в части Тира и решил захватить остров, принудив другие финикийские города предоставить для этого корабли с экипажами. Тиряне отчаянно сопротивлялись (они отличались своей отчаянностью). Пять лет осады кончились ничем;
 
    - Саргон II (722-705 до н.э.), сменивший неудачника при поддержке армии, Тир таки взял. Точнее, тиряне сами сдали остров в надежде на новую "метлу". Помня о несушке и "золотых яйцах", ровнять Тир с землей Саргон не стал, да это было и технически сложновато; "пожурил" немного, зарезав сотню-другую защитников, и восстановил статус-кво;

    - Синаххериб (705-681 до н.э.) - жестоко подавил восстание городов Сирии и Финикии, посадив многих на кол. Поэт в душе, позже решил жечь и резать только по необходимости, видимо чтобы не огорчать свою возлюбленную супругу, которой построил "висячие сады" в Ниневии. (Правда, армяне утверждают, что висячие сады построила ассирийская царица Семирамида на Ванской скале в память о своей безответной любви к юному армянскому принцу Аре Прекрасному [13]; не забудем и о претензиях города-сада Вавилона [14]).

    Но что за поэт, не ходивший морем?! Синаххериб предпринял вылазку в Персидский залив за счет финикийцев, оставив затем себе их корабли и экипажи, которые объявил пленными. Созданный таким оригинальным способом флот Ассирии должен был обеспечить ей доминирование на Тигре, Евфрате и в Персидском заливе, ведя боевые действия против Вавилонии и Элама. Эта акция лишила Финикию флота, а значит и монополии на морскую международную торговлю [11; 12];

    - Асархаддон (681-669 до н.э.), сын Синаххериба, главным своим деянием считал усмирение восставшего Сидона. В -677 г. он захватил и полностью разрушил город. Царь Сидона Абдимилькат пытался бежать морем, но был пойман услужливыми вассалами ассирийцев, доставлен в Ниневию и казнен. На руинах Сидона была построена крепость "Град (Порт) Асархаддона", заселенная пленными халдеями. Сидоняне же были переселены в районы Южной Месопотамии;

  - Ашшурбанапал (669-631 до н.э.), великий библиофил, собрал, быть может, самую крупную библиотеку Древнего мира (до нас дошло более 20 тыс. глиняных табличек с историческими, религиозными, научными и иными текстами), также отличился в деле геноцида финикийцев. Речь идет о восстании жителей финикийских городов Акко и Ушу (материковая часть Тира), отказавшихся платить ежегодную подать и подчиняться ассирийским царям. Города были полностью разрушены, тела убитых жителей развешены по периметрам их руин.

    Помимо физического уничтожения финикийцев, их "братья" филистийцы организовали ликвидацию финикийских колоний в Эгеиде и на Крите, связанных, в основном, с добычей, производством и обработкой металлов. Для этого использовали вышедших из "комы" XII-IX вв. до н.э. дорийцев. "Приобщение к культуре дорийских греков - грубых мужланов, разрушивших микенские города" [15] происходило своеобразно: "мужланы" селились рядом с финикийцами, жадно впитывали все их технологические и культурные достижения, а затем изгоняли или уничтожали тех из них, кто не желал ассимилироваться. Так Финикия потеряла рудники, печи, мастерские на островах Кипре, Крите, Кифера, Фера, Фасос и др. [15]. Финикийцам, точнее, тирянам (другие города колонизацией практически не занимались) оставалось Западное Средиземноморье.

    Вслед за производством греки практически выдавили из Эгеиды и морскую торговлю финикийцев, серьезно потеснив её и в Западном Средиземноморье, где основали колонии Кумы, Сиракузы и др. (Италия, Сицилия), Массалию (совр. Марсель), Алалию (Корсика), проникли в Испанию. Плавать и строить корабли греков научили пеласги, ассимилированные дорийцами в греков-ионийцев. О монополии или доминировании финикийцев в морской торговле речь уже не шла. Правда, оставались земли и страны в Атлантическом, Индийском, Тихом океанах, к которым никто, кроме финикийцев, не ходил.

    Не известно, думали ли финикийцы об уходе со своих исторических земель в Восточном Средиземноморья, находясь в условиях ассирийского геноцида. Или об этнической трансформации по типу урартов, начавшейся в VII в. до н.э. (после унизительных поражений в -735 г. от Тиглатпаласара III и в -714 г. от Саргона II, урарты, союзники Финикии в борьбе против ассирийцев, сломались физически и духовно [П2/13.4]. Они вышли из войны, добровольно признали себя вассалами Ассирии в -639 г. и встали на путь этнической трансформации. Не известно, ходили ли урарты в составе ассирийских войск в Финикию, но с тех пор отношения евреев, наследников Финикии, и армян, наследников Урарту, не отличаются теплотой.

    Но неожиданно с исторической арены раньше финикийцев исчезли истреблявшие их ассирийцы. Свалились с пика своего могущества, как "колосс на глиняных ногах".


    1.4. НАВУХОДОНОСОР

    НАВУХОДОНОСОР II (605-562 до н.э.), вавилонский царь, сын халдея Набопаласара, победителя Ассирии, основателя Нововавилонской (Халдейской) империи [В: Навуходоносор; W: Nebuchadnezzar II]. Навуходоносор шагнул в историю со страниц Библии, где упоминается 69 раз! (В два раза больше, чем евреи - "ибри".) При этом внебиблейские источники за 32 года из 43 его царствования беспрецедентно отсутствуют! А ведь именно в этот период Навуходоносор якобы осаждал Тир и дважды Иерусалим, уничтожил Иудею со столицей и разрушил её Первый храм, пленил иудеев и отправил их в мучиться в Вавилон, чем заслужил проклятие будущих евреев на все времена. В тех же немногочисленных внебиблейских источниках за оставшиеся 11 лет, которые "чудом" сохранились, предстаёт перед нами совсем другим - великим царём-созидателем. Удручающая ситуация, так и тянет поправить классика: "Послушайте! Ведь, если звёзды гасят - значит - это кому-нибудь нужно?"

    В виду важной роли Навуходоносора в мифической "древней истории евреев" изложим её библейский и наш вариант отдельно.


    1.4.1. БИБЛЕЙСКИЙ ЗЛОДЕЙ

    Итак, Навуходоносор II, во всем замечательный и великий царь, кроме отношения к иудеям, практически не оставил нам своих анналов: ни стел, ни призм, ни камней, наконец. Даже глиняных дощечек - ни. Точнее, его анналы, если они и существовали, в самой интересной своей части не дошли до нас [W: Nebucadnezzar II]:

    "Существует очень мало клинописных источников за период между 594 и 557 годами до нашей эры, охватывающих большую часть правления Навуходоносора II и трёх его непосредственных преемников … о царствовании Навуходоносора, которое было самым долгим (43 года - авт.) из всех их (царей Нововавилонской династии - авт.) царствований, достоверно известно меньше, чем о царствованиях почти всех других нововавилонских царей … конфликты с Иудейским царством, другие события, такие как разрушение в 586 году до нашей эры Храма Соломона и другие потенциальные военные компании (против Финикии, например - авт.), проведенные Навуходоносором, не освещены ни в каких клинописных документах".

    А где освещены? Ну конечно же, в Библии. Есть еще Хроника Навуходоносора II из серии Вавилонских хроник, она находится в "серой" зоне, т.к. "была куплена в 1896 г. у торговца древностями из неизвестных раскопок" [W: Nebucadnezzar Chronicle]. К тому же она охватывает только 11 первых лет царствования Навуходоносора, а разрушение Иерусалима и изгнание иудеев случились позже. В целом Хроника не противоречит Библии, так что, оговариваясь, исследователи на нее всё ж ссылаются.

    Итак, из Библии и Хроники мы узнаем, что сразу после воцарения (в -605 г.) Навуходоносор II продолжил свою сирийскую компанию. Вавилонская хроника сообщает, что "он шел победоносно" (это означает, что он почти не встречал сопротивления) … Он, по-видимому, не внушал страха, учитывая, что ни одно из самых западных государств Леванта не присягало ему на верность и не платило дани" [W: Nebucadnezzar Chronicle]. Несколько иначе обстояли дела на юге: в -604 г. был взят филистийский Ашкелон, город был разграблен и разрушен (подтверждено археологами), в -603 г. - Газа.

    В -601 г. вавилоняне пошли в Египет. Случилась битва (вторая, в первой при Каркемише в -605 г. египтяне потерпели сокрушительное поражение от молодого Навуходоносора), обе стороны понесли большие потери. "Хотя Египет не был завоеван, кампания привела к тому, что египетский интерес к Леванту на мгновение ослабел, учитывая, что Нехо II (фараон, противник Навуходоносора II - авт.) отказался от своих амбиций в регионе" [W: Nebucadnezzar II].

   "В седьмой год (Навуходоносора, т.е. в -598 г. - авт.) в месяце Числеве (видимо, иудейский месяц Кислев или вавилонский Кисливу - ноябрь-декабрь - авт.) царь Вавилонский собрал войско свое и, вторгшись в землю Хатти, осадил город Яхуд. Во второй день месяца Адара (иудейский месяц Адар соответствует вавилонскому Аддару, февраль-март - авт.) он захватил город и взял в плен царя. Он поставил вместо себя царя по своему выбору и, получив богатую дань, послал в Вавилон" [W: Nebucadnezzar Chronicle].

    Вроде бы, то был первый захват Иерусалима Навуходоносором. Сопоставим приведенную цитату с соответствующей библейской:

    "В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергли город осаде. И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его … и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования. И вывез оттуда все сокровища дома Господня и царского дома … и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско - десять тысяч переселенных - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли. И переселил он Иехонию (царя Иудеи - авт.) в Вавилон … и сильных земли (элиту - авт.) отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон" (4Цар 24:10-15).

    Итак, Навуходоносор II строго наказывает взбунтовавшуюся иудейскую элиту, переселяя её в свой царский город Вавилон. "Что за бред! - воскликнет наш обычно сдержанный читатель - разовое прибытие 10 тыс. переселенцев и для современного мегаполиса проблема, не говоря уж о древнем. И где они разместились? В "висячих садах Семирамиды" прилегли с лопатками?. Да и мотивация этого шага какая-то мутная: ассимилировать, по крайней мере культурно, чтобы перестали бунтовать, или использовать как рабов на вавилонских стройках? Зачем тогда через несколько лет за те же самые прегрешения нужно было выкалывать глаза Седекии, их царю, а до того перед глазами этими зверски резать его сыновей? Это поступки одного и того же человека - Навуходоносора?"

    Вопросы вполне уместные, частичные ответы на них мы попытаемся дать ниже. (Правда, читатель немного напутал: 10 тыс. иудеев Навуходоносор переселил в Вавилонию в свой первый, мирный заход; элиту же, числом явно меньшую, отправил в город Вавилон после второго захода, немирного.) Пока же заметим, что если Иудея, Иерусалим и Храм (все с эпитетом "Первые" [П4]) существовали, кто-то должен был их уничтожить. Да так, что не оставить никаких следов их бытия, даже надписи на камне или глиняной дощечки в честь столь значительного события.

    (Любопытно, что такой сценарий повториться в 70 г., когда римляне уничтожат бунтующие Иудею, Иерусалим и Храм (все с эпитетов "Вторые" [П4]), да так, что вспомнит об этом лишь иудей Иосиф Флавий, якобы участник событий, в опубликованном через полторы тысячи лет (в 1544 г.) многотомном сочинении "Иудейская война" [В: Иудейская война]! К светлому образу "Флавия" мы ещё вернёмся; забегая же вперёд, отметим, что под ним скрывается талантливый фальсификатор 16 в.)

    Существование же царства Иудея и её столицы Иерусалима в конце VIII - начале VI вв. до н.э. подтверждают, как считается, т.н. анналы Синаххериба , из которых следует, что иудейский царь Езекия оборонял Иерусалим от ассирийского царя Синаххериба в -701 г. [W: Hezekiah]. Так, надпись находящейся в анналах т.н. Призмы Тейлора (она же - Цилиндр Синаххериба [16]) гласит:

   "А Хизикию-иудея, который не склонился под мое ярмо - 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер".

    Вторит Призме и Библия:

    "В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим (Синаххериб - авт.), царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я (видимо, в том,  что "отложился он от царя Ассирийского, перестал служить ему" (4Пар 18:7) - авт.); отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов (9090 кг - авт.) серебра и тридцать талантов (909 кг - авт.) золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем (в Иерусалимском храме - авт.) и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня (Первого храма - авт.) …" (4Пар 18:13-16).

    Все очень складно. Полная легализация Иудеи, Иерусалима, её столицы, и Езекии, её царя, с одновременным указанием на их масштабы (45 больших городов, крепости без числа). Чувствуется рука мастера! Однако, многие специалисты сомневаются в достоверности анналов Синахкриба; виной тому, в частности, история их обретения человечеством [W: Taylor and Sennacherib Prisms].

    Во-первых, изготовление призм было серийным: только "найдено" 3 шестигранных призмы из красной обожжённой глины с почти идентичными текстами на аккадите и фрагменты ещё 8 призм. (А сколько не найдено?) Разброс заботливо проставленных дат на призмах показывает, что на производство анналов ушло как минимум 16 месяцев. На лицо попытка создать впечатление, что в виду грандиозности события царь ассирийский приказал известить о нём все народы империи, расставив призмы по её городам и весям.

    Наводит на раздумья и то, как появились три призмы с полным текстом: одну Британскому музею продала вдова некоего полковника Тейлора, который якобы случайно нашёл её в 1830 г. на холме, накрывшем древнюю Ниневию … за 10 лет до начала его раскопок. Другая была приобретена у багдадского торговца антиквариатом, ещё одна - у анонимного продавца на аукционе. Всё в "серой" зоне. В лучшем случае.

    Но вернёмся к Навуходоносору. Волею судеб и фальсифицированной историей он бы назначен в разрушители Первого царства с Первым храмом:

    "… в девятнадцатый год Навуходоносора (в -586 г. - авт.), царя Вавилонского, пришёл Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, и сжёг дом Господен, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожёг огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей … И встал весь народ (еще оставшийся в Иудее - авт.), от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев" (4Цар 25:8-11,26).

    Так обезлюдела земля Иудейская. До этих же событий были полтора года осады Иерусалима, голод, бегство царя Седекии с войском из города, его поимка халдеями, суд: "И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу, и произвели над ним суд; и сыновей Седекии закололи перед глазами его, а самому Седекии ослепили глаза и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон" (4Цар 25:6-7).    

    Таким образом, завершая Ассирийские войны, Навуходоносор якобы в -598 г. взял Иерусалим, "вывез оттуда все сокровища дома Господня и царского дома", переселил 10 тыс. горожан в Вавилонию, а "сильных земли (элиту - авт.) отвёл на поселение из Иерусалима в Вавилон" (4Цар 24:10-15). А через 13 лет, в -586 г., якобы вторично взял Иерусалим ("Храм Соломона (Первый Храм) был разрушен, Иерусалим сожжён, а его стены срыты" [В: Навуходоносор II]) и тут же осадил финикийский город Тир, который "после 13-летней осады сдался Навуходоносору. Однако город "не был разграблен, сохранил автономию и не пустил в свои стены вавилонский гарнизон, однако выдал заложников" [В: Осада Тира (586-573 до н.э.)].

    Здесь начинаются параллели между Иерусалимом и Тиром, Навуходоносором и Александром Македонским, финикийцами и иудеями. Интересно, что писатели Библии и её толкователи сочли за благо сообщить нам о некоем заговоре против Навуходоносора II с участием царей Иерусалима и Тира (хороша парочка!), о восстании Тира, о 13-летней безуспешной осаде Тира вавилонянами, во время которой: "Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил своё войско большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плечи стерты; а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он употребил против него (речь идет о якобы безуспешной попытке вавилонян соорудить насыпь между материковой и островной частями города; так сделает Александр Македонский через 250 лет - авт.)" (Из 29:18).

    (С нашей точки зрения заговор тирян против Навуходоносора - это ещё больший нонсенс, чем переселение бунтовщиков захолустной Иудеи в столицу мира Вавилон. Как необъяснимо и то, что в Библии финикийцы представили Навуходоносора злодеем. Зачем? Ведь он же на их стороне. Однако достаточно вспомнить о том, что Тора (и шире - Танах) - суть искажённая прото-Тора (см. далее), где образ Навуходоносора мог быть совсем иным. Или не быть от слова "совсем".)

    Об осаде Тира нам известно из пророчеств Иезекииля, ещё одного писателя-пророка, которые, как считают библейские ревнители, полностью сбылись:

    "… так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом. Дочерей твоих на земле (материковые владения Тира - Ушу и др. - авт.) он побьёт мечом и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал (дамбу - авт.), и поставит против тебя щиты; и к стенам твоим придвинет стенобитные машины и башни твои разрушит … И разграбят богатство твоё, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей … И поднимут плач о тебе и скажут тебе: как погиб ты, населённый мореходами, город знаменитый, который был силён на море, сам и жители его, наводившие страх на всех обитателей его (моря - авт.)!" (Иез 26:7-9,12,14,17).

    Многие исследователи сходятся в том, что Иезекииль даёт описание взятия Тира (островной части города) Александром Македонским в -332 г.: уничтожение Ушу, материковой части города, использование его руин для сооружения дамбы к острову, стенобитные машины у стен города - ничего такого у Навуходоносора, если он и осаждал Тир, не было. (Хотя Ушу, или часть его Навуходоносор, возможно, и разрушил.) А приход Навуходоносора "от севера"? Вряд ли это указание, что пришли вавилоняне со стороны Сидона, а не Акко; так говорят о родине врага и она - на севере. Явное указание на Македонию с Грецией, но никак не на Вавилонию, которая глубоко на юге.

    (Между прочим, "считается, что первое стенобитное орудие изобретено карфагенскими мастерами - Паферасменом и Герасом. Случилось это приблизительно в 500-м году до н.э. и применили его карфагеняне во время осады Гадеса (Кадиса), города в Испании" [17; В: Таран]. А значит, Навуходоносор не мог использовать его в -586 г., но мог Александр в -332 г.)

    Обращает на себя внимание совпадение дат начала осады Тира и падения Иерусалима - 586 г. до н.э., а также длительности осады Тира  и переселения иудеев в Вавилон - 13 лет, проходившее в два этапа в 598/597-586/585 гг. до н.э. [В: Вавилонский плен].

    Но что же сделал Навуходоносор со взятой в заложники тирской элитой, столь умело организовавшей оборону города и наверняка уронившей престиж царя как полководца? Его высококультурный коллега, царь эллинов Македонский за семимесячное сопротивление Тира распял 2000 защитников города "на крестах вдоль моря", ещё 30 тысяч продал в рабство [В: Осада Тира]. А здесь 13 лет безуспешной осады!  Ужасный и жестокий царь Вавилонский, которым, и сегодня пугают маленьких еврейских детей, сурово наказал финикийскую элиту, пригласив её … к себе жить. В один из самых прекрасных городов Ойкумены. Прелестная история, характеризующая "злодея" Навуходоносора.


    1.4.2. ЦАРЬ-СОЗИДАТЕЛЬ

    Многие историки, подобно авторам, сомневаются в облике Навуходоносора II, нарисованного Библией. Сомневаются … и не более, не идут дальше осторожных сомнений. Они отмечают грандиозные строительные проекты Навуходоносора (храм Эсагила, посвящённый Мардуку, богу-покровителю Вавилона; грандиозный семиярусный зиккурат Этеменанки высотой 91 м, который некоторые считают реконструкцией Вавилонской башни; царский дворец "Чудо человечества", в котором позже поселится и Александр; Висячие сады для жены Навуходоносора мидийской принцессы Амитис - третье из семи чудес света; изумительные по красоте Ворота Иштар; Канал Навуходоносора, соединяющий Тигр и Евфрат; Мидийская стена и многое другое); наиболее последовательные из историков говорят, что "проекты стали возможными благодаря процветающей экономике во время правления Навуходоносора, поддерживаемой его завоеваниями" [[W: Nebucadnezzar II].

    Здесь уместно сказать несколько слов о происхождении Навуходоносора II. Сын халдея Набопаласара, победителя Ассирии, он продолжил дело отца. Его походы в симитские Египет, Филистию мы вправе рассматривать как завершение симито-хамитских Ассирийских войн, одного из "горячих" этапов великого симито-хамитского противостояния в Древнем мире. Вавилонские халдеи сражалась здесь на стороне хамитов, в союзе с касситами, урартами (до -639 г.), хурритами, амореями-либу, финикийцами и др..

    Но почему халдеи, южные арамеи, были в эти трудные времена с хамитами? Ведь арамеи - это симиты, противники хамитов? Да, но только этнические арамеи; элиту же Вавилона в то время представляли языковые арамеи (см. [П2/13.1]), предки которых были касситами и амореями-либу, историческими союзниками хамитов, правившими Вавилонией тысячу лет до захвата её ассирийцами. Вот и цари Новоассирийской династии Набопаласар, Навуходоносор II и др. были языковыми арамеями, предположительно потомками касситов, перешедших на арамейский язык. На это указывает и выбор тронного имени сыном Набополосара - в честь Навуходоносора I, кассита, успешного царя-воина IV Вавилонской династии (см. [П2/10.3]). Считается, что Набопаласар, отец Навуходоносора II, захватил власть в Вавилонии, подняв восстание против ассирийцев. Кто из халдеев был способен на такое? Только языковые халдеи касситского происхождения.

    Наши выводы не противоречат науке, где учёные историки спорят, был ли Набополасар халдеем, ассирийцем или вавилонянином (сам предмет спора странен, всё равно, что спорить был ли он темнокожим или хромым); большинство из них за халдея из древнего Урука, сына Кудурру, губернатора города, которого ассирийцы сочли предателем и врагом [W: Nebuchadnezzar II].

    В этой связи не выглядет странной и упомянутая выше информация о том, что в -605 г. Навуходоносор II в Финикии "шёл победоносно" и что "ни одно из самых западных государств Леванта (финикийские города-государства - авт.) не присягало ему на верность и не платило дани". Как и то, что симитские города и страны - Ашкелон, Газу, Египет - ждала совсем иная участь: Навуходоносор атаковал их.

    Действительно, Набопаласар и сын его Навуходоносор были союзником Финикии в борьбе против симитской Ассирии (см. [П2/13,14]). В этой связи появление Навуходоносора в Финикии как победителя ассирийцев не встретило ни сопротивления финикийских городов, ни уплаты ими дани в качестве вассалов новому сюзерену. Чествовали ли финикийцы вавилонян как освободителей - неизвестно, но ворота финикийских  городов - Арвада, Библа, Сидона и других - для них, видимо, были открыты. Кроме Тира, который отказался принимать царя с многочисленной вооружённой охраной, только с небольшой свитой. Причина (мы неоднократно уже говорили об этом) - статус острова как хранителя общефиникийской казны и, возможно, религиозно-исторических реликвий.

    В -605 г. Навуходоносор выполнил условие тирян: понимал, что может "задержаться" у них надолго, в то время как его ждали неотложные дела с симитами на юге: Ашкелон, Газа, Египет. Был ли Навуходоносор в -586 и -573 гг. у Тира - не известно; из внебиблейских источников известна лишь клинописная табличка, найденная немецким археологом Э.Унгером, "в которой говорилось о продовольственных запасах для "царя и его солдат для похода на Тир" примерно в это время [W: Siege of Tyre (586-573 BC)]. Примем, что был. И по-видимому, Тир не изменил своего отношения к вопросу о допуске вавилонян в островную часть города.

    Навуходоносору такой приём не понравился (возможно, слухи о баснословных богатствах Тира не миновали и его ушей и, кто знает, может он рассчитывал на участие финикийских капиталов в задуманных им грандиозных вавилонских стройках). Он захватил Ушу и разместил в нём гарнизон, часть горожан отправил в Вавилон. Видимо, там нужны были рабочие руки, в первую очередь квалифицированные строители для упомянутых выше строек. В Библии это отражено как переселение 10 тыс. (по данным Иеремии - 3023 (Иер 52:28)) иудеев мифического Иерусалима на первом этапе "вавилонского пленения", которое обошлось без взятия города.

   Блокировав Тир с берега, Навуходоносор отправился по своим делам; в частности, нужно было вновь разобраться с Египтом, всячески демонстрирующим свои претензии на Финикию. Тиряне же, как представляется, были заняты переправкой казны в безопасные места, включая, возможно, и Карфаген (во всяком случае, это совпало по времени с началом экспансии Карфагена в Западном Средиземноморье). Операция потребовала немало времени с учётом того, что пуны, основатели Карфагена, хоть и были тирянами, но только по происхождению. Иными словами, Карфаген был колонией тирян, но не Тира, что потребовало длительных переговоров сторон по многим вопросам. Стратегической же целью финикийцев было превращение Карфагена в мощную державу под своей эгидой, способную соперничать с ведущими государствами Ойкумены (см. [П2/13]). Для этого они готовы были раскошелиться.

    Закончив с казной, тиряне приступили к переговорам о добровольной сдаче города Навуходоносору; в -586 г. они сдались, выплатив, по-видимому, немалую компенсацию за нанесённый царю царей ущерб, моральный и материальный. Мы не исключаем, что одним из условий сдачи города была отправка инженеров и строителей Тира в Вавилон для участия в проекте сооружения "висячих садов" (одно из чудес света [В: Семь чудес света]); последние, как считается, в инженерном отношении были столь же сложны, как и прилепившийся к скале островной Тир. Так прошёл второй этап "вавилонского пленения". По данным Иеремии в Вавилон на этом этапе по этапу направились 823 человека (Иер 52:29).

    Авторы Библии описание этого этапа скомпилировали с описанием взятия островного Тира Александром Македонским. Известно, что дела у того шли туго, пока он не блокировал остров со стороны моря с помощью кораблей Библа и других присягнувших ему финикийских городов, а также Кипра [W: Siege of Tyre (332 BC)]. Также известно, что библяне, вынужденные подчиниться македонцу, сумели-таки вывезти морем властную и жреческую элиту тирян во главе с царём Азимилком в Библ. Таким образом, "БАБЕЛЬСКИЕ СИДЕЛЬЦЫ" ПОЯВИЛИСЬ НЕ  В -586 Г. ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ НАВУХОДОНОСОРОМ II МИФИЧЕСКОГО ИЕРУСАЛИМА, А В -332 Г. В ХОДЕ ОСАДЫ ТИРА АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ. И ПОЯВИЛИСЬ ОНИ В БИБЛЕ.

    "Но Библия определённо говорит о Вавилоне, а вы о Библе. Не сходится!" - злорадствует наш читатель. Только зря, всё сходится, учитывая, что в древности БИБЛ (ГЕБАЛ) НАЗЫВАЛСЯ БАБЕЛЕМ, а месопотамский Бабель-Вавилон, основанный касситом Саргоном Великим, был назван так в его (Библа) честь (см. [П1/3.4]; Предисловие)!   

    Итак, библейские описания осад Навудохоносором Тира и Иерусалима с последующим разрушением этих городов и переселением пленных в Вавилон основаны на реальных событиях осад финикийского Тира Навходоносором II и Александром Македонским. Основные авторы этих описаний - великие пророки Иеремия и Иезекииль - были финикийцами. Иезекииль - определённо тирянин; чтобы понять это, достаточно прочитать главы 26, 27 библейской Книги Иезекииля; об Иеремии мы ещё будем говорить. Вывод напрашивается сам собой: ФИНИКИЙСКИЙ ГОРОД ТИР ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОТОТИПОМ БИБЛЕЙСКОГО ИЕРУСАЛИМА. (Не в архитектурном смысле - здесь Иерусалим, возможно, срисован с Элефантины [18; П1/6.2].)

   Тирской элите, бежавшей в Библ, вместе с библянами пришлось предпринять конкретные шаги для религиозно-политической консолидации финикийцев. Начинать "сидельцы" решили с религиозной консолидации на основе принятия новой религии; для разработки её священных текстов создали, как сказали бы мы сегодня, рабочую группу, включив в неё писателей-жрецов Иеремию с Варухом, Иезекииля и других. Позже в эту группу вошёл и библянин Эзра.

    (В иудейской традиции считается, что Эзра очень любил космополитичный Бабель-Вавилон, "мать блудницам и мерзостям земным" (Откр 17:5), куда и удалился после трудов праведных по созданию Торы и первого кагала в Иерусалиме, где и закончил дни свои. Как-то не вяжется библейский образ Эзры, неистового борца за этническую чистоту рядов святого народа, с поклонником Вавилонской блудницы, полной "мерзостями и нечистотою блудодейства", упоённой "кровью святых" (Откр  17:4,6). На деле Эзра жил и трудился в космополитичном Бабеле-Библе; умирать, возможно, отправился в Вавилон, чтобы лечь рядом с Учителем, коим Эзра считал Моисея [П3, часть 1].)

    Как отправленные в Вавилон строители, так и "бабельские сидельцы" имели свои стимулы к возвращению на родину, восстановлению своих городов и храмов. Для одних - это город Ушу, материковый Тир, и храм Мелькарта; для других - островной Тир и вырубленное в скале, тщательно сокрытое от чужих глаз святилище великого бога Первого времени Сетха [П3]. С Ковчегом бога, как в мифическом Первом храме иудеев, или пустое, как во Втором иудейском храме, столь же мифическом, сколь и Первый. Таким образом, ПРОТОТИПОМ СВЯТАЯ СВЯТЫХ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА БЫЛО ТИРСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ ДРЕВНЕГО БОГА СЕТХА, БИБЛЕЙСКИМ ВОПЛОЩЕНИЕМ КОТОРОГО СТАЛ ИУДЕЙСКИЙ БОГ ЯХВЕ.

    Волнительно думать, что не "презренный металл", а именно эта святыня была причиной яростных битв тирян с завоевателями, причиной, по которой защитники Тира не пускали в город сильных мира сего, включая и Навуходоносора с Александром. Сумели ли вывезти её тиряне в Карфаген во время "мягкой" осады Навуходоносора II? Пытались ли? Вряд ли. То героическое сопротивление, которое Тир оказал Александру Македонскому, подталкивает к мысли, что к началу его осады святыня была ещё на острове; другие же данные об осаде говорят, что к началу морской блокады Тира она, по-видимому, остров уже покинула. (Например известно, что защитники острова смогли эвакуировать в Карфаген женщин и детей [W: Siege of Tyre (332 BC].)

    Дальнейшая история разворачивается после смерти Александра в -323 г., в правление сатрапа и затем царя Египта Птолемея I, освободившего около -310 г. "бабельских сидельцев". Некоторые из них  вернулись из Библа в Тир, как, например, пророк Иезекииль и тирский царь Азимилк (его монеты чеканки 309-308 гг. до н.э. обнаружены в островной части города археологами [В: Сур (город)]). Другие во главе с Иеремией позже направились в Египет, где и закончили свою работу над прото-Торой. В Библе остался Эзра с его особой миссией: сделать из прото-Торы Тору.

    Что же касается Иерусалима, то его Навуходоносор не брал ни в -598 г. ни в -586 г., поскольку такого города просто не существовало. Действительно, разрушение Первого храма Навуходоносором является принципиально важным событием истории евреев. Но Первый храм - это храм Соломона, и если Соломон - миф, то и храм его - миф, а значит, и  разрушение Навуходоносором храма и города такой же миф, основой для которого послужила реальная история с Тиром и храмом Мелькарта.

    (Кстати говоря, именно в тирский храм Мелькарта для жертвоприношения рвался Александр Македонский, который ценил его наряду с древним египетским храмом Амона. И то, что тиряне отказали ему в этом, якобы и стало причиной ярости царя и столь печальной участи Тира.)

    В самом деле, в -586 г. Навуходоносор входит в Тир, горожан (инженеры, строители, кузнецы) направляет в Бабель-Вавилон. Ровно то же самое он якобы делает и в Иерусалиме, только на 13 лет раньше, в -598 г.. Через 13 лет, в -598 г. Навуходоносор "берёт" Тир вторично ( снимает осаду); так же он якобы поступает и с Иерусалимом через 13 лет, в -586 г. (От чисел 586 и13 "в глазах рябит и мелькает сбоку".) Разница лишь в том, что Иерусалим, в отличие от Тира, вместе с его Первым храмом был стёрт с лица земли, да так тщательно, что следов его не обнаружено и поныне. Поставив тем самым точку в первой части мифической "древней истории евреев". Но и с Тиром случилось нечто подобное, правда, в -332 г., когда осаждал и взял его Александр Македонский. Тирская история была известна и близка "бабельским сидельцам" и послужила им основой для написания соответствующих текстов об Иудее, Иерусалиме, Храме.

    Конечно, приведённой аргументации маловато для столь важного вывода; ниже мы постараемся её усилить.


    1.4.3. А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

    Интересно отметить, что, как принято считать, и Навуходоносор II и Александр Македонский в своих сирийских кампаниях осаждали и брали одни и те же города (из заметных): Тир и Газу. И это понятно: оба шли через Финикию в Египет и пройти мимо этих богатых городов, не разграбив их, просто не могли: бойцы бы не поняли. Но вроде бы на их пути между Тиром и Газой лежал ещё один лакомый кусок - богатейший Иерусалим. Навуходоносор знал о нём и дважды брал, якобы; но почему ничего не знал об Иерусалиме Александр? Пробежал мимо и даже не притормозил.

    Раввины, конечно же, понимали эту двусмысленность, но не придумали ничего лучшего, кроме как сочинить очередной миф: Александр не только знал о евреях, их стране и столице, но и глубоко почитал их бога (все как у тирян, не жиже). Он притормозил, посетил, одарил. А встретив в преддверии храма иудейского первосвященника Иаддуя в роскошных пурпурных одеждах, отделанных золотом с драгоценными камнями, с "невиданным тюрбаном на голове", где на золотой пластине значилось непроизносимое имя бога, вместо того, чтобы рассмеяться, спешился и преклонил колени перед ним. Объяснив потом своим сподвижникам, что кланялся не иудею, а богу иудейскому, который "обещал мне лично быть руководителем моего похода и предоставить мне власть над персами" [19, кн. 11, 8:5]. Прелестно! И вполне себе талмудично.

    В отличие от тирян, евреи якобы пустили Александра в храм, где он принёс жертвы их богу Яхве, щедро одарил священников, дозволил не ставить его статуи в храме и жить всем евреям по Закону. Самаритяне попросили тех же милостей, но Александр отнёсся к ним сурово, обвинил в мятеже и избил; "евреи участвовали в избиении самаритян и разрушили их храм на горе Гризим" [19; 20]. Вот такую забавную историю поведали нам раввины устами Иосифа Флавия, псевдоавтора, введённого в оборот матёрыми фальсификаторами в 16 в. (см. далее).

    Авторам эта наивная выдумка напомнила другую, связанную тоже с великим полководцем Ганнибалом и богатейшим городом Римом, что в Италии, на реке Тибр [П6]:

    "Забегая вперёд, приведем любопытное свидетельство того, что в период Пунических войн между Римом и Карфагеном (III-II вв. до н.э.) город Рим находился за пределами Апеннинского полуострова. Во время знаменитого Итальянского похода Ганнибала, лично ненавидевшего Рим и давшего клятву уничтожить его любой ценой, армия пунов несколько раз проходила мимо Рима-на-Тибре, даже не подступая к нему. Почему? Ведь по крайней мере дважды - в начале войны, в ходе знаменитого блицкрига пунов, и после сокрушительного поражения римлян под Каннами - город был практически без защиты. И, по-видимому, совершенно деморализован.

    Официальные историки поясняют: у города были стены, пугающие Ганнибала своей толщиной. Испугать одержимого местью гениального полководца толстыми стенами? Да это круче, чем, как поясняли в своем знаменитом письме запорожские казаки "внуку и наместнику Бога" султану Мехмеду IV, испугать ежа голой задницей [В: Письмо запорожцев турецкому султану]. Словом, тупят историки, т.к. разумного объяснения этому нет. Кроме одного: во времена Пунических войн города Рима (столицы Римской державы) в Италии не было. Ганнибал, конечно же, знал об этом и пришел в Италию, чтобы нанести как можно больший ущерб Риму (державе со столицей в Риме-на-Босфоре - авт.), унизить его" [П6].

    Вот и вся нехитрая разгадка странных действий Александра и Ганнибала: они не замечали "великих" городов, потому что их не было перед ними! Ни Иерусалима в -332 г., ни Рима в -216 г.

    Усиливает наши сомнения и следующие факты. Ещё один великий полководец - ассирийский царь Саргон II - в своей сирийской кампании копировал действия Навуходоносора и Александра: взял Самарию в -721 г.; осадил Тир в -721 г. взял его в -719 г.; взял Газу в -720 г. после сражения при Рафии (совр. Рафах). И тоже не покусился на Иерусалим. Что из всего сказанного следует?

    Первый возможный вывод: Иерусалима не было, его придумали и связали с Навуходоносором писатели Библии, скомпилировав реальные действия Саргона, Навуходоносора и Александра против Тира и Самарии. Второй: не было не только Иерусалима, но и сирийской кампании Навуходоносора. Последнюю придумали писатели Библии, скомпилировав реальные действия Саргона и Александра против Тира и Самарии.



    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:

    - "В: Текст" означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";
    - "W: Text" означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/".
    - "Q: Text" означает: "https://ru.qaz.wiki/wiki/Text".

    2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/

    3. Представленный материал существенно опирается на работы автора:

    - П1. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после. "Ридеро", 2023.

    - П2. Пеларгин В. Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев. "Ридеро", 2023.

    - П3. Пеларгин В., Вязгина Ю. Хамиты. "Ридеро", 2023.

    - П4. Пеларгин В., Вязгина Ю. Евреи, сыны Хама. "Ридеро", 2023.

    - П5. Пеларгин В., Вязгина Ю. Лелеги, сотворившие Бронзовый коллапс. "Ридеро", 2023.

    - П6. Пеларгин В., Вязгина Ю. Два Рима. Два христианства. "Ридеро", 2023.

    - П7. Пеларгин В., Вязгина Ю. Мемориал цивилизации левантов. "Ридеро", 2023.

    - П8. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. http://proza.ru/2020/05/09/116/


    ЛИТЕРАТУРА к главе 1

    1. Устная Тора. Барайта Раби Ишмаэля. https://toldot.com/articles/articles_882.html/

    2.  Габович Е. История евреев под вопросом. https://dz-online.ru/article/6645/

    3. Левин Б. Литературные особенности библии. Глава 1. Параллелизм.
    4. Фридман Р. Как создавалась Библия. "Эксмо", 2011.

    5. Тищенко С. Кто написал Тору? https://rspp.su/pravoslavie/history/tora.html/

    6. Состав Пятикнижия по Richard Elliott Friedman.
    7. Состав Пятикнижия по Велльгаузену.
    8. Шмелев И. Архитектор фараона. С.-Пб., «Искусство», 1993.

    9. Правильность текста Торы. https://toldot.com/articles/articles_567.html/

    10. Хирбет Кейяфа. https://hmong.press/wiki/Khirbet_Qeiyafa/

    11. Волков А. Загадки Финикии. "Вече", 2004

    12. Циркин Ю. От Ханаана до Карфагена. Глава 8. Финикия под властью Ассирии. https://history.wikireading.ru/hn3cN8Zzr9/

    13. Лэнг Д. Армяне. Народ-созидатель. История древней Евразии. Глава 4. Урарту - первое армянское государство. https://oldevrasia.ru/library/Armyane—Narod-sozidatel/4/

    14. Висячие сады Семирамиды: описание, история.
    15. Волков А. Загадки Финикии. 5. Время своих колоний. https://k2x2.info/istorija/zagadki_finikii/p5.php/

    16. Призма Тейлора (цилиндр Синаххериба) найдена среди руин Ниневии. https://icocnews.ru/

    17. Самойленко В. Древнее стенобитное орудие. https://fb.ru/article/drevnee-stenobitnoe-orudie-foto/

    18. Степаненко А. Истории больше нет. "Эксмо", 2011.

    19. Флавий И. Иудейские древности. Минск, 1994.

    20. Александр Македонский и евреи. https://cyclowiki.org/wiki/Александр_Македонский_и_евреи/


Рецензии
Трудоёмкая работа.
Всё основательно ссылки, список литературы.
Вполне отдаю автору должное.

Простите за примитивный вопрос, но возник он у меня давно и хочется узнать ваш ответ. У вас в тексте есть:
/Израильтяне (финикийцы - авт.)/
- но Израильтяне - как все симиты - из скотоводов кочевников. Они кочевали между древнейшими земледельческими цивилизациями (оседлыми народами) Египтом и Междуречьем, возможно поэтому в те времена ещё не было Иерусалима (о чём вы пишите).
- финикийцы (предки пунов) - жители побережья - торговцы и мореплаватели! Это другая технология жизни. Разве Пуны так похожи на Израильтян?

Заранее спасибо.

Виктор По   31.12.2023 16:39     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за вопрос. Но в нём заложены (на мой взгляд) и ответ, и ошибка. Вы пишете: "Израильтяне - как все симиты - из сктоводов кочевников". Вторая половина фразы не вызывает сомнений: "... симиты - из скотоводов кочевников". Но с чего Вы взяли, что библейские израильтяне - это симиты? Они - хамиты, но когда пришло время уходить из истории (время трансформации финикийцев), они изменили Библию, перевернули её, сделав израильтян симитами. Помните, Иаков-симит вдруг ночью "борется" (!?) с богом и становится ... Израилем! Почитайте, пожалуйста,внимательно.

Влад Пеларгин   31.12.2023 20:22   Заявить о нарушении
Если читать внимательно и по-порядку, разве не ваши слова: / "И сразились Филистимляне (филистийцы - авт.), и поражены были Израильтяне (финикийцы - авт.)/.

Моим вопросом был: "Израильтяне = финикийцы" - так считает автор?

Виктор По   02.01.2024 19:39   Заявить о нарушении
Возможно, в давние времена, 8 тлн и ранее, финикийцы - предки евреев - уже называли себя израильтянами, а свою землю - Израилем. За это говорит и этимология топонима "Израиль" ("Богоборец"), и моё прочтение Библии, согласно которому из Египта исходили не евреи в -12 в., а финикийцы 5 тлн, пришедшие в Дельту 7,5 тлн и основавшие там страну (сторону) Мицраим задолго до династического Египта. Да и многое другое. Евреи-иври, сыны Иакова, притянуты к этнониму "израильтяне" задним числом и "за ухи": в Библию вставили сюжет о ночной борьбе Иакова с богом Яхве, по итогам которой Иаков получил прозвище "богоборец", то есть "Израиль" и все его сыны автоматически стали "израильтянами". Просто и гениально, хотя грубовато.

Влад Пеларгин   15.01.2024 00:46   Заявить о нарушении
спасибо, меня смутила формула с тождествами.

1/ они и хамиты и финикийцы и почти одновременно израильтяне, в то время когда Израиля не было;
2/ Библия не надёжный источник, на одной Библии строить нельзя;
3/ народ нельзя оотрывать от технологии производства материальной жизни,
нельзя откочевать в мореплаватели.

Виктор По   15.01.2024 10:18   Заявить о нарушении
Вы правы, Виктор.

Влад Пеларгин   17.01.2024 17:46   Заявить о нарушении
вы спешите отделаться, а вам это к пользе дела?

Виктор По   17.01.2024 20:22   Заявить о нарушении